24 июля 2015

Спасжилеты под скамейкой

«Садись, не бойся!»

Лодочной переправой на остров Бревенник последний раз я пользовалась десять лет назад. Та поездка запомнилась надолго. Разухабистый парень одной рукой управлялся с мотором, успевая потягивать пивко. На Двине в тот день сильно штормило, ветер захлестывал воду за борт, самодельный причал из связанных бревен ходил ходуном. А в лодке был явный перегруз: шесть пассажиров ютились на двух неструганых досках, перекинутых поперек, да еще везли с собой пару тяжеленных коробок с продуктами. 

Честно скажу, мне, сухопутной девушке, первый раз решившей воспользоваться речным такси, было страшно. Я попыталась заикнуться про спасательный жилет. Какое там – мы не в Европе, о безопасности и думать не смей, вся надежда на русское авось. 

– Садись, не бойся, домчу с ветерком! – шутил лодочник, принимая червонец за проезд.

Буквально заставила себя сесть, вцепилась мертвой хваткой в борта, закрыла глаза и начала читать все молитвы, которые помнила. Поехали!

Моторку качает, брызги летят, на дне катера под ногами полощется двинская водичка… Слава богу, в тот раз обошлось. Лодка не перевернулась, не врезалась в берег, и никто не утонул… 

А как сейчас? 

Сегодня картинка на переправе местами разительно отличается от той, что была раньше. Катера хоть и стали меньше по размеру, но зато обзавелись крышами для защиты от дождя. Но вот причального благоустройства нет до сих пор – к воде ведут хлипкие мосточки. Во время посадки мы получили хороший удар по ногам: даже в штиль катер качает, а ведь спрыгивать в него приходится почти на полметра вниз. 

На лодочнике спасжилет уже надет – это его рабочая униформа. И никаких сигарет в зубах или пива в руке. «Везу только по трое!» – строго говорит он. Уже хорошо – перегруз не грозит. Спасжилеты для пассажиров разложены на видном месте. Полный вперед! 

Вся поездка от 14-го лесозавода до лесного порта на Бревеннике заняла две минуты. Цена – 25 рублей. «Билеты выдаете?» – прикидываюсь наивной, на что получаю в ответ от лодочника презрительную усмешку. 

Получается, комфорта стало чуть больше, о безопасности заботу тоже проявили. Всем хорошо – и островитянам, и лодочникам. У первых всегда катера под рукой, до дома можно добраться в любое время, а у вторых бизнес процветает. 

Такие нужные нелегалы 

Всем известно, что бизнес этот нелегальный. Нет у водителей моторок лицензий на перевозку пассажиров, и налоги они, естественно, не платят. Хотя ясно, что такие катера не предназначены для коммерческой деятельности. 

А чтобы все сделать по закону, как полагается, это надо и договор подписать с мэрией, и лицензию получить, и тариф на билет установить. Получается, бумажек нужно собрать много, а если контроля нет – можно и без них? Тем временем контролирующих органов пруд пруди – и транспортная полиция, и Росморречнадзор, и прокуратура. 

Единственные, кто знает наперечет все водные «пазики», – это инспекторы ГИМС. Но у них свой интерес – обеспечение безопасности людей и только. 

Сергей Тетерин, начальник отдела безопасности людей на водных объектах ГУ МЧС России по Архангельской области Архангельской инспекции маломерных судов, к которому мы обратились за комментариями, заверил, что за последние пять лет каких-либо чрезвычайных происшествий на подобных переправах не зафиксировано. 

– Если у судоводителя все в порядке с документами, есть судовой билет, судно технически исправно, имеются в наличии спасательные средства, он может перевозить пассажиров, но не более четырех человек, – разъяснил Сергей Вадимович. 

Гимсовцы постоянно патрулируют акваторию и уже приучили лодочников к порядку. А пока спрос есть – будет и предложение. Ведь удобных рейсов из города до Бревенника слишком мало. Официальный пароходик с речного вокзала ходит пару раз в день. А лодочники – они всегда у причала. 

Честно скажу, мне, сухопутной девушке, первый раз решившей воспользоваться речным такси, было страшно. Я попыталась заикнуться про спасательный жилет. Какое там – мы не в Европе, о безопасности и думать не смей, вся надежда на русское авось. 

– Садись, не бойся, домчу с ветерком! – шутил лодочник, принимая червонец за проезд.

Буквально заставила себя сесть, вцепилась мертвой хваткой в борта, закрыла глаза и начала читать все молитвы, которые помнила. Поехали!

Моторку качает, брызги летят, на дне катера под ногами полощется двинская водичка… Слава богу, в тот раз обошлось. Лодка не перевернулась, не врезалась в берег, и никто не утонул… 

А как сейчас? 

Сегодня картинка на переправе местами разительно отличается от той, что была раньше. Катера хоть и стали меньше по размеру, но зато обзавелись крышами для защиты от дождя. Но вот причального благоустройства нет до сих пор – к воде ведут хлипкие мосточки. Во время посадки мы получили хороший удар по ногам: даже в штиль катер качает, а ведь спрыгивать в него приходится почти на полметра вниз. 

На лодочнике спасжилет уже надет – это его рабочая униформа. И никаких сигарет в зубах или пива в руке. «Везу только по трое!» – строго говорит он. Уже хорошо – перегруз не грозит. Спасжилеты для пассажиров разложены на видном месте. Полный вперед! 

Вся поездка от 14-го лесозавода до лесного порта на Бревеннике заняла две минуты. Цена – 25 рублей. «Билеты выдаете?» – прикидываюсь наивной, на что получаю в ответ от лодочника презрительную усмешку. 

Получается, комфорта стало чуть больше, о безопасности заботу тоже проявили. Всем хорошо – и островитянам, и лодочникам. У первых всегда катера под рукой, до дома можно добраться в любое время, а у вторых бизнес процветает. 

Такие нужные нелегалы 

Всем известно, что бизнес этот нелегальный. Нет у водителей моторок лицензий на перевозку пассажиров, и налоги они, естественно, не платят. Хотя ясно, что такие катера не предназначены для коммерческой деятельности. 

А чтобы все сделать по закону, как полагается, это надо и договор подписать с мэрией, и лицензию получить, и тариф на билет установить. Получается, бумажек нужно собрать много, а если контроля нет – можно и без них? Тем временем контролирующих органов пруд пруди – и транспортная полиция, и Росморречнадзор, и прокуратура. 

Единственные, кто знает наперечет все водные «пазики», – это инспекторы ГИМС. Но у них свой интерес – обеспечение безопасности людей и только. 

Сергей Тетерин, начальник отдела безопасности людей на водных объектах ГУ МЧС России по Архангельской области Архангельской инспекции маломерных судов, к которому мы обратились за комментариями, заверил, что за последние пять лет каких-либо чрезвычайных происшествий на подобных переправах не зафиксировано. 

– Если у судоводителя все в порядке с документами, есть судовой билет, судно технически исправно, имеются в наличии спасательные средства, он может перевозить пассажиров, но не более четырех человек, – разъяснил Сергей Вадимович. 

Гимсовцы постоянно патрулируют акваторию и уже приучили лодочников к порядку. А пока спрос есть – будет и предложение. Ведь удобных рейсов из города до Бревенника слишком мало. Официальный пароходик с речного вокзала ходит пару раз в день. А лодочники – они всегда у причала. 

Поделиться
9799