6 марта 2015

Спасение в женских руках

Гипсовая скульптура

В этот раз визит в архангельский филиал Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря оказался для меня очень личным. Заходя в мастерскую, сразу же заметила на столе у реставратора по керамике Татьяны Сидоровой гипсовую скульптуру солдата с собакой. Не точно такая же, но в похожем стиле была у моего дедушки. Прикасаться к своему гипсовому Василию Теркину дед никому не разрешал. Много лет, разместившись на самом высоком в доме серванте, Вася в отличном расположении духа сидел на пеньке и закручивал самокрутку, облокотившись на гармошку. Только по особым дням, во время влажной уборки, под чутким дедовым руководством я могла протереть с Васи пыль. Ох, как мне хотелось оторвать ту гармонь и схватить маленькую винтовку из-под Васиной ноги. Дедушка Женя купил эту скульптуру, когда ехал в 50-е годы с целины. Ларек с фигурами стоял прямо на железнодорожной станции. Ни названия станции, ни точный год я не запомнила. А потом не уточнила – рассказывать о войне и послевоенном прошлом дедушка не любил. По дороге на Урал он не смог купить скульптуру, потому что проспал. Зато весь обратный путь проглядел в окно, чтобы не пропустить заветную ночную остановку. Эта история сохраняется в нашей семье как память о дедушке и, я уверена, будет передаваться из поколения в поколение.

Индус, который стал Ингусом

Как рассказала Татьяна Владимировна, такие скульптуры изготавливала кунгурская артель инвалидов им. XVII партконференции, которая позже переросла в Кунгурский завод художественных изделий, что в Пермском крае. У скульптуры на ее столе тоже есть своя история. Фигура имеет прототип реального человека – Героя Советского Союза Николая Николаевича Карацупы, который изображен вместе со своим верным другом овчаркой Ингусом. – На самом деле собаку звали Индус, но, чтобы не портить дипломатические отношения с Индией, официальные власти решили изменить имя, – рассказывает Татьяна Сидорова. – Это известный пограничник. В школе пограничников породистой собаки ему не досталось. Своего Ингуса еще щенком он нашел под мостом. В память о первой собаке всех остальных овчарок он называл одинаково, но такого умного и преданного друга, как первый пес, так и не встретил. Как и многие служебные собаки, Ингус погиб смертью храбрых. Гипсовые Ингус и Карацупа находятся в реставрационном центре уже второй год. В работу скульптура поступила разбитой на пять частей с многочисленными утратами, устойчивыми органическими загрязнениями и очагами плесени. Голова овчарки отсутствовала. – Основные реставрационные этапы уже выполнены, – делится Татьяна Сидорова. – Удалены загрязнения, фрагменты склеены, утраты восполнены. Сейчас я из пластилина делаю модель головы собаки. Потом с нее будет снят силиконовый слепок и изготовлена гипсовая отливка. Одну и ту же скульптуру на заводе могли отливать по нескольким шаблонам. С помощью фотоматериалов Татьяна Владимировна установила, что голова собаки на одной отливке выглядела, как медвежья, а на другой больше похожа на овчарочью. Задача реставратора – максимально приблизиться к оригиналу. На вид эта скульптура не очень дорого стоит, но ценность в ней определенно есть. Ведь когда реставрация будет завершена, посетителям Няндомского музея расскажут о героизме и преданности на примере прославленного пограничника и его собаки.

Сделанное должно быть обратимым

– У каждого предмета есть своя история создания и жизни, – поясняет мастер. – Первым делом я стараюсь ее разузнать. Как правило, на многих предметах керамики есть клеймо, марка или надпись, которые помогают установить, где и когда он был изготовлен. Часто ко мне поступают авторские предметы, изготовленные в единичном экземпляре. Узнать больше о предмете помогает научно-исследовательская деятельность, совместная работа с хранителями музеев. Позже собранный материал становится основой для научных докладов и статей. – Много профессиональных секретов и нюансов кроется в мастерстве реставратора, – отмечает Татьяна Сидорова. – Они нарабатываются с годами. Каждый этап заставляет тщательно его обдумывать. Главное, чтобы предмет смотрелся целостным для посетителей музея, а профессионал мог заметить реставрацию. Мы не должны создавать ощущение, что скульптура только что вышла с завода. Наша работа деликатная, едва заметная. Еще одно правило, которым руководствуются все реставраторы, – доделка не должна перекрывать оригинал. Она не может выбиваться, быть авторской или яркой. Это относится ко всем предметам, будь то гипсовая скульптура, отлитая на заводе, или уникальная ваза одного автора. Кроме того, все доделки могут быть обратимы. – Ничто не должно делаться настолько фундаментально и прочно, чтобы при необходимости это нельзя было убрать, – объясняет Татьяна Владимировна. – Прежде чем что-то сделать с предметом, мы тщательно продумываем последовательность действий, советуемся с мастерами и наставниками в Москве. Стараемся как можно меньше трогать предмет и вторгаться в него.

Все прежние умения слились в любимое дело

Образование у Татьяны Сидоровой историческое, за плечами многолетний опыт работы в школе. Профессиональный художник росписи по дереву, она всегда радует подарками, сделанными собственными руками, друзей и близких. В реставрационном центре – с 2009 года. В 2014-м прошла министерскую аттестацию. Как сама признается, работу в реставрационном центре не променяет ни на что. – Когда впервые взяла в руки керамику, возникло ощущение – это мое, – делится мастер. – Как будто всю жизнь занималась реставрацией предметов. Очень повезло с наставником и учителем – это уважаемый и опытный реставратор керамики высшей категории из Москвы Ольга Александровна Чекалова. Я благодарна ей за все, что знаю и умею. Мой путь в профессию не был простым, здесь я нашла себя. Свое дело очень люблю. Татьяна Владимировна уверена: опыт, приобретенный в жизни, может пригодиться в любой момент. В реставрационном центре ей сослужили службу и усидчивость, которая вырабатывается, когда рисуешь по дереву, и любовь к науке со времени учебы на историческом факультете. Даже опыт оформления документов пришелся кстати. Все-таки правда – не бывает в жизни случайных событий. В тему Татьяна Сидорова работает со всеми видами керамики, а это – фарфор, фаянс, бисквит, гипс, пористая или народная керамика, археологическая керамика.

Много лет, разместившись на самом высоком в доме серванте, Вася в отличном расположении духа сидел на пеньке и закручивал самокрутку, облокотившись на гармошку. Только по особым дням, во время влажной уборки, под чутким дедовым руководством я могла протереть с Васи пыль. Ох, как мне хотелось оторвать ту гармонь и схватить маленькую винтовку из-под Васиной ноги.

Дедушка Женя купил эту скульптуру, когда ехал в 50-е годы с целины. Ларек с фигурами стоял прямо на железнодорожной станции. Ни названия станции, ни точный год я не запомнила.

А потом не уточнила – рассказывать о войне и послевоенном прошлом дедушка не любил. По дороге на Урал он не смог купить скульптуру, потому что проспал. Зато весь обратный путь проглядел в окно, чтобы не пропустить заветную ночную остановку. Эта история сохраняется в нашей семье как память о дедушке и, я уверена, будет передаваться из поколения в поколение.

Индус, который стал Ингусом

Как рассказала Татьяна Владимировна, такие скульптуры изготавливала кунгурская артель инвалидов им. XVII партконференции, которая позже переросла в Кунгурский завод художественных изделий, что в Пермском крае. У скульптуры на ее столе тоже есть своя история. Фигура имеет прототип реального человека – Героя Советского Союза Николая Николаевича Карацупы, который изображен вместе со своим верным другом овчаркой Ингусом.

– На самом деле собаку звали Индус, но, чтобы не портить дипломатические отношения с Индией, официальные власти решили изменить имя, – рассказывает Татьяна Сидорова. – Это известный пограничник.

В школе пограничников породистой собаки ему не досталось. Своего Ингуса еще щенком он нашел под мостом. В память о первой собаке всех остальных овчарок он называл одинаково, но такого умного и преданного друга, как первый пес, так и не встретил. Как и многие служебные собаки, Ингус погиб смертью храбрых.

Гипсовые Ингус и Карацупа находятся в реставрационном центре уже второй год. В работу скульптура поступила разбитой на пять частей с многочисленными утратами, устойчивыми органическими загрязнениями и очагами плесени. Голова овчарки отсутствовала.

– Основные реставрационные этапы уже выполнены, – делится Татьяна Сидорова. – Удалены загрязнения, фрагменты склеены, утраты восполнены. Сейчас я из пластилина делаю модель головы собаки. Потом с нее будет снят силиконовый слепок и изготовлена гипсовая отливка.
Одну и ту же скульптуру на заводе могли отливать по нескольким шаблонам. С помощью фотоматериалов Татьяна Владимировна установила, что голова собаки на одной отливке выглядела, как медвежья, а на другой больше похожа на овчарочью. Задача реставратора – максимально приблизиться к оригиналу.

На вид эта скульптура не очень дорого стоит, но ценность в ней определенно есть. Ведь когда реставрация будет завершена, посетителям Няндомского музея расскажут о героизме и преданности на примере прославленного пограничника и его собаки.

Сделанное должно быть обратимым

– У каждого предмета есть своя история создания и жизни, – поясняет мастер. – Первым делом я стараюсь ее разузнать. Как правило, на многих предметах керамики есть клеймо, марка или надпись, которые помогают установить, где и когда он был изготовлен. Часто ко мне поступают авторские предметы, изготовленные в единичном экземпляре.

Узнать больше о предмете помогает научно-исследовательская деятельность, совместная работа с хранителями музеев. Позже собранный материал становится основой для научных докладов и статей.

– Много профессиональных секретов и нюансов кроется в мастерстве реставратора, – отмечает Татьяна Сидорова. – Они нарабатываются с годами. Каждый этап заставляет тщательно его обдумывать. Главное, чтобы предмет смотрелся целостным для посетителей музея, а профессионал мог заметить реставрацию. Мы не должны создавать ощущение, что скульптура только что вышла с завода. Наша работа деликатная, едва заметная.

Еще одно правило, которым руководствуются все реставраторы, – доделка не должна перекрывать оригинал. Она не может выбиваться, быть авторской или яркой. Это относится ко всем предметам, будь то гипсовая скульптура, отлитая на заводе, или уникальная ваза одного автора. Кроме того, все доделки могут быть обратимы.

– Ничто не должно делаться настолько фундаментально и прочно, чтобы при необходимости это нельзя было убрать, – объясняет Татьяна Владимировна. – Прежде чем что-то сделать с предметом, мы тщательно продумываем последовательность действий, советуемся с мастерами и наставниками в Москве. Стараемся как можно меньше трогать предмет и вторгаться в него.

Все прежние умения слились в любимое дело

Образование у Татьяны Сидоровой историческое, за плечами многолетний опыт работы в школе. Профессиональный художник росписи по дереву, она всегда радует подарками, сделанными собственными руками, друзей и близких. В реставрационном центре – с 2009 года. В 2014-м прошла министерскую аттестацию. Как сама признается, работу в реставрационном центре не променяет ни на что.

– Когда впервые взяла в руки керамику, возникло ощущение – это мое, – делится мастер. – Как будто всю жизнь занималась реставрацией предметов. Очень повезло с наставником и учителем – это уважаемый и опытный реставратор керамики высшей категории из Москвы Ольга Александровна Чекалова. Я благодарна ей за все, что знаю и умею. Мой путь в профессию не был простым, здесь я нашла себя. Свое дело очень люблю.

Татьяна Владимировна уверена: опыт, приобретенный в жизни, может пригодиться в любой момент.

В реставрационном центре ей сослужили службу и усидчивость, которая вырабатывается, когда рисуешь по дереву, и любовь к науке со времени учебы на историческом факультете. Даже опыт оформления документов пришелся кстати. Все-таки правда – не бывает в жизни случайных событий.

В тему

Татьяна Сидорова работает со всеми видами керамики, а это – фарфор, фаянс, бисквит, гипс, пористая или народная керамика, археологическая керамика.

Поделиться
7597