10 марта 2016

Спасение в Белом море

Владимир Соколов

Напряженными для архангельских ледокольщиков стали дни конца февраля – начала марта. Впрочем, специалисты Штаба ледовых операций (ШЛО) и не ждали другого – природа всегда в это время года устраивала сложности продвижению морских судов по Белому морю.

Огромные ледяные поля дрейфовали от Карелии до Мезенского берега, от Кольского полуострова до устья Северной Двины… Под действием течения и ветров они обрастали метровыми торосами, и уже не каждое из морских судов рисковало проверить лед на крепость своими форштевнями.

Иностранец встал на якорь

Линейный ледокол «Диксон» в эти дни работал практически без остановок. Провожал суда от кромки льда до острова Мудьюг, затем – короткая передышка на смену каравана, и – в обратный путь длиной 200 миль.

Проблемы возникли там, откуда не ждали. 20 февраля немецкий теплоход FORESIGHT вышел из Архангельска в Роттердам с грузом семь тысяч тонн прокатной меди. К вечеру того же дня с борта «иностранца» в адрес капитана порта – начальника ШЛО пришла радиограмма: «Неисправность главного двигателя. Встали на якорь у мыса Вепревский». Решение о возвращении аварийного судна с помощью буксиров напрашивалось само. Уже через 8–10 часов FORESIGHT мог быть у причала судоремонтного завода. Однако судовладельца насторожил тот факт, что в России таможенное оформление необходимых запчастей может продлиться два-три месяца. Начались поиски выхода из непростой ситуации.

Выйти на чистую воду

Тем временем ледокол «Диксон» несколько раз проводил караваны мимо мыса Вепревский. Его судоводители следили за движением льда в этом районе, помня об указании от ШЛО в любой момент быть готовыми перевести теплоход в безопасное место. И надо сказать, иностранному судну просто повезло – под южными ветрами весь ледяной массив ушел к Кольскому полуострову. Только через неделю из Германии пришел ответ – буксировать аварийное судно в Норвегию.

Буксировка теплохода FORESIGHT началась 28 февраля. С учетом ледовой обстановки и погодных условий по маршруту для выполнения проводки были задействованы ледокол «Диксон», мурманский спасатель «Капитан Мартышкин», буксир «Жижгин». Через сутки караван в районе мыса Городецкий вышел на чистую воду, далее буксировку в порт Киркенес продолжил спасатель «Капитан Мартышкин». А в радиоэфире прозвучали слова благодарности за совместную работу и пожелания счастливого плавания.

«Диксон» же продолжил привычное для себя дело. 3 марта к северной кромке льда подошел теплоход «РЗК Константа». Еще прошлой осенью он ходил в море под «удобным» флагом государства Белиз, его хозяева были гражданами Румынии. Сейчас его порт приписки – Архангельск, а на его борту работают моряки-северяне. Но последствия прошлой нещадной эксплуатации сказываются до сих пор.

Согласно информации, теплоходу «РЗК Константа» из-за отказа механизмов для прохода во льдах потребовалась спецпроводка. С кормы ледокола на суда был подан буксир. Теперь «Диксон» под управлением капитана Александра Шустова буксировал аварийное судно в обратном направлении, к Архангельску.

Спасибо за проводку!

…Кто бывал на Белом море зимой, знает, что это Арктика в миниатюре. Везде бело, куда ни кинь взгляд. Море подо льдом, далекий берег под снегом, белые хлопья валят с неба. Мертвую тишину белого безмолвия нарушает только караван судов, с грохотом и треском движущийся сквозь льды. Ледовая обстановка меняется быстро – течение или ветер создает труднопроходимые торосы там, где совсем недавно была чистая вода.

Через каждые шесть часов ледокол «Диксон» передает в службу капитана порта данные – координаты, скорость, состояние судов, ледовую обстановку. С учетом прогнозов гидрометеослужбы получает от ШЛО рекомендацию пути следования.

В ночь на 6 марта теплоход «РЗК Константа» благополучно дошел до двинских берегов, был ошвартован к причалу. Прощаясь, его капитан сказал те слова, которые уже сотню раз звучали в эфире в ледокольную кампанию 2016 года: «Ледокол «Диксон», спасибо за проводку!».

Напряженными для архангельских ледокольщиков стали дни конца февраля – начала марта. Впрочем, специалисты Штаба ледовых операций (ШЛО) и не ждали другого – природа всегда в это время года устраивала сложности продвижению морских судов по Белому морю.

Огромные ледяные поля дрейфовали от Карелии до Мезенского берега, от Кольского полуострова до устья Северной Двины… Под действием течения и ветров они обрастали метровыми торосами, и уже не каждое из морских судов рисковало проверить лед на крепость своими форштевнями.

Иностранец встал на якорь

Линейный ледокол «Диксон» в эти дни работал практически без остановок. Провожал суда от кромки льда до острова Мудьюг, затем – короткая передышка на смену каравана, и – в обратный путь длиной 200 миль.

Проблемы возникли там, откуда не ждали. 20 февраля немецкий теплоход FORESIGHT вышел из Архангельска в Роттердам с грузом семь тысяч тонн прокатной меди. К вечеру того же дня с борта «иностранца» в адрес капитана порта – начальника ШЛО пришла радиограмма: «Неисправность главного двигателя. Встали на якорь у мыса Вепревский». Решение о возвращении аварийного судна с помощью буксиров напрашивалось само. Уже через 8–10 часов FORESIGHT мог быть у причала судоремонтного завода. Однако судовладельца насторожил тот факт, что в России таможенное оформление необходимых запчастей может продлиться два-три месяца. Начались поиски выхода из непростой ситуации.

Выйти на чистую воду

Тем временем ледокол «Диксон» несколько раз проводил караваны мимо мыса Вепревский. Его судоводители следили за движением льда в этом районе, помня об указании от ШЛО в любой момент быть готовыми перевести теплоход в безопасное место. И надо сказать, иностранному судну просто повезло – под южными ветрами весь ледяной массив ушел к Кольскому полуострову. Только через неделю из Германии пришел ответ – буксировать аварийное судно в Норвегию.

Буксировка теплохода FORESIGHT началась 28 февраля. С учетом ледовой обстановки и погодных условий по маршруту для выполнения проводки были задействованы ледокол «Диксон», мурманский спасатель «Капитан Мартышкин», буксир «Жижгин». Через сутки караван в районе мыса Городецкий вышел на чистую воду, далее буксировку в порт Киркенес продолжил спасатель «Капитан Мартышкин». А в радиоэфире прозвучали слова благодарности за совместную работу и пожелания счастливого плавания.

«Диксон» же продолжил привычное для себя дело. 3 марта к северной кромке льда подошел теплоход «РЗК Константа». Еще прошлой осенью он ходил в море под «удобным» флагом государства Белиз, его хозяева были гражданами Румынии. Сейчас его порт приписки – Архангельск, а на его борту работают моряки-северяне. Но последствия прошлой нещадной эксплуатации сказываются до сих пор.

Согласно информации, теплоходу «РЗК Константа» из-за отказа механизмов для прохода во льдах потребовалась спецпроводка. С кормы ледокола на суда был подан буксир. Теперь «Диксон» под управлением капитана Александра Шустова буксировал аварийное судно в обратном направлении, к Архангельску.

Спасибо за проводку!

…Кто бывал на Белом море зимой, знает, что это Арктика в миниатюре. Везде бело, куда ни кинь взгляд. Море подо льдом, далекий берег под снегом, белые хлопья валят с неба. Мертвую тишину белого безмолвия нарушает только караван судов, с грохотом и треском движущийся сквозь льды. Ледовая обстановка меняется быстро – течение или ветер создает труднопроходимые торосы там, где совсем недавно была чистая вода.

Через каждые шесть часов ледокол «Диксон» передает в службу капитана порта данные – координаты, скорость, состояние судов, ледовую обстановку. С учетом прогнозов гидрометеослужбы получает от ШЛО рекомендацию пути следования.

В ночь на 6 марта теплоход «РЗК Константа» благополучно дошел до двинских берегов, был ошвартован к причалу. Прощаясь, его капитан сказал те слова, которые уже сотню раз звучали в эфире в ледокольную кампанию 2016 года: «Ледокол «Диксон», спасибо за проводку!».

Поделиться
13294