24 апреля 2015

Советские супермены против инфантильности

Попытка вернуть на экраны два затонувших Эльдорадо – дух приключений и образ геолога-романтика – стала медитативным рассуждением о ценности труда и критикой «всеобщего забалдения». 

Великолепие родной природы

Профессия геолога – синоним отсутствия комфорта, песня надоедливой мошкары над ухом, провалившийся глубоко меж отвесных скал короткий сон, покрасневшие от ледяной воды руки, запах оленины, созерцательная сила морщинистого лица хранителя тайги, безумный крик на краю мира.

Человек и пейзаж – неразделимое целое. Оператор Игорь Гринякин смакует суровые красоты плато Плуторана с нежностью, которую нельзя передать словами. Он снимает дикие земли государственного заповедника в Красноярском крае, на время превратившегося в места обитания советских рудоискателей 1950–1960 годов, со всех мыслимых ракурсов (на вертолете съемочная группа налетала более двухсот часов). 

Экранизацию культового романа Олега Куваева стоит посмотреть хотя бы потому, что редко в каком фильме увидишь такое великолепие родной природы. 

Но не меньшее внимание уделено ее покорителям. Когда-то, чувствуется, страна ими полнилась, была богата на людских самородков. Кто теперь стремится в тревожную даль, как герои куваевской «Территории»? Ощущение реликтовости, музейности персонажей – одно из первых, что посещает в темном кинозале. 

Не в духе «Индианы Джонса»

Илья Чинков, прямой и резкий мужик (Константин Лавроненко), некогда открыл золотые россыпи. Авторитет, который на короткой ноге с министром природных ресурсов, решил перебраться в, казалось бы, бесплодные земли на берегу Северного Ледовитого океана. Они и называются Территорией. Чинков не доказывает, а утверждает: здесь благородный металл. Советую не думать, а согласиться – вот его кредо. 

Историю рассказывает журналистка из Ленинграда, пишущая очерк о будничных подвигах золотоискателей (Полина Кутепова). От нее ждешь сплава по порожистым речкам, обрывов со скал, погони по следам умыкнувших самородки злодеев в духе «Индианы Джонса». Но «Территория» никуда не спешит. 

Вдруг понимаешь: да все равно, есть золото или нет. Дружба, предательства, убийства, любовь, философия – декорации любого фильма. А картина Александра Мельника – медитативное ностальжи-рассуждение о героях прошлого и немного о людях настоящего. 

«Довольны ли вы собой?»

От понятного Чинкова центр повествования легко смещается в сторону его подчиненных. Они – бородатые супермены, у каждого своя выполнимая миссия. Не халки, не бэтмены, не полубоги из американских комиксов. И даже не герои Джека Лондона, для которых слитки были пропуском в безбедную жизнь. Сокровища геологи ищут не для себя, а для страны. 

Вот, например, Баклаков (Григорий Добрыгин) – сверхчеловек, хоть глянешь на него – обычный худощавый молчун. Переходит вброд реки, переваливается через горы, чутьем на бумажной карте предсказывает руду. Он почти идеален, живет одиночкой. 

Но рядом с ним есть справедливый Монголов (Егор Бероев) с молодой женой, надломленные Бог Огня (Олег Соколов) и дядя Костя (Петр Федоров), балагур Кефир (Константин Балакирев). Еще Гурин (Евгений Цыганов) – циничный интеллигент, попивающий коньяк под джазовые пластинки. Или Жора Апрятин (Владислав Абашин), наследник великого географа, больше вписывающийся в пейзаж библиотеки. Им-то зачем это все?

В тексте Сергушовой прочтено ясно и без пафоса: ценность в яростном труде. Один он может дать не иллюзорное, а подлинное счастье.

– Я против приобретателей и всеобщего забалдения, – говорит Гурин. 

Инфантильность и обывательская страсть к комфорту – вот что видится сквозь призму ленты Мельника в настоящем. В эпоху удобных офисов и квартир, где включенный кондиционер пугает опасностью простуды, нет места Баклаковым. 

«Так почему же не ваше лицо обжигал морозный февральский ветер? Где были вы, чем занимались все эти годы? Довольны ли вы собой?» – так завершается очерк Сергушовой и роман Олега Куваева. И поэтому «Территория» – не приключение, а пока только осторожный призыв к нему. 

Советские супермены против инфантильности

Великолепие родной природы

Профессия геолога – синоним отсутствия комфорта, песня надоедливой мошкары над ухом, провалившийся глубоко меж отвесных скал короткий сон, покрасневшие от ледяной воды руки, запах оленины, созерцательная сила морщинистого лица хранителя тайги, безумный крик на краю мира.

Человек и пейзаж – неразделимое целое. Оператор Игорь Гринякин смакует суровые красоты плато Плуторана с нежностью, которую нельзя передать словами. Он снимает дикие земли государственного заповедника в Красноярском крае, на время превратившегося в места обитания советских рудоискателей 1950–1960 годов, со всех мыслимых ракурсов (на вертолете съемочная группа налетала более двухсот часов). 

Экранизацию культового романа Олега Куваева стоит посмотреть хотя бы потому, что редко в каком фильме увидишь такое великолепие родной природы. 

Но не меньшее внимание уделено ее покорителям. Когда-то, чувствуется, страна ими полнилась, была богата на людских самородков. Кто теперь стремится в тревожную даль, как герои куваевской «Территории»? Ощущение реликтовости, музейности персонажей – одно из первых, что посещает в темном кинозале. 

Не в духе «Индианы Джонса»

Илья Чинков, прямой и резкий мужик (Константин Лавроненко), некогда открыл золотые россыпи. Авторитет, который на короткой ноге с министром природных ресурсов, решил перебраться в, казалось бы, бесплодные земли на берегу Северного Ледовитого океана. Они и называются Территорией. Чинков не доказывает, а утверждает: здесь благородный металл. Советую не думать, а согласиться – вот его кредо. 

Историю рассказывает журналистка из Ленинграда, пишущая очерк о будничных подвигах золотоискателей (Полина Кутепова). От нее ждешь сплава по порожистым речкам, обрывов со скал, погони по следам умыкнувших самородки злодеев в духе «Индианы Джонса». Но «Территория» никуда не спешит. 

Вдруг понимаешь: да все равно, есть золото или нет. Дружба, предательства, убийства, любовь, философия – декорации любого фильма. А картина Александра Мельника – медитативное ностальжи-рассуждение о героях прошлого и немного о людях настоящего. 

«Довольны ли вы собой?»

От понятного Чинкова центр повествования легко смещается в сторону его подчиненных. Они – бородатые супермены, у каждого своя выполнимая миссия. Не халки, не бэтмены, не полубоги из американских комиксов. И даже не герои Джека Лондона, для которых слитки были пропуском в безбедную жизнь. Сокровища геологи ищут не для себя, а для страны. 

Вот, например, Баклаков (Григорий Добрыгин) – сверхчеловек, хоть глянешь на него – обычный худощавый молчун. Переходит вброд реки, переваливается через горы, чутьем на бумажной карте предсказывает руду. Он почти идеален, живет одиночкой. 

Но рядом с ним есть справедливый Монголов (Егор Бероев) с молодой женой, надломленные Бог Огня (Олег Соколов) и дядя Костя (Петр Федоров), балагур Кефир (Константин Балакирев). Еще Гурин (Евгений Цыганов) – циничный интеллигент, попивающий коньяк под джазовые пластинки. Или Жора Апрятин (Владислав Абашин), наследник великого географа, больше вписывающийся в пейзаж библиотеки. Им-то зачем это все?

В тексте Сергушовой прочтено ясно и без пафоса: ценность в яростном труде. Один он может дать не иллюзорное, а подлинное счастье.

– Я против приобретателей и всеобщего забалдения, – говорит Гурин. 

Инфантильность и обывательская страсть к комфорту – вот что видится сквозь призму ленты Мельника в настоящем. В эпоху удобных офисов и квартир, где включенный кондиционер пугает опасностью простуды, нет места Баклаковым. 

«Так почему же не ваше лицо обжигал морозный февральский ветер? Где были вы, чем занимались все эти годы? Довольны ли вы собой?» – так завершается очерк Сергушовой и роман Олега Куваева. И поэтому «Территория» – не приключение, а пока только осторожный призыв к нему. 

Поделиться
8388