Соловки: снова самолётом можно долететь

Почти полгода взлетно-посадочная полоса на Соловецких островах была закрыта на реконструкцию. И вот…

В конце ноября впервые после реконструкции в новое бетонное покрытие взлётно-посадочной полосы аэропорта «Соловки» вцепились шасси самолёта. Чешский L-410 Второго объединенного авиаотряда доставил на остров  руководство Росавиации, областного правительства, компаний-заказчиков и прочих специалистов. Следом шёл рейсовый борт из Васьково.

Вцепились – громко сказано. Снег, валивший накануне почти весь день, вместо того, чтобы как полагается в ноябре замерзнуть, стал предательски таять, и в результате накануне приёмки новая полоса превратилась в идеально ровную поверхность из снежной каши вперемежку со льдом длиною почти в километр. Не самый лучший вариант для «презентации».

При этом надо учесть, что снегоочистительной техники на Соловках пока минимум, а та, что есть, не в состоянии очистить всю площадь полосы, даже если встречать надо руководителя Росавиации Александра Нерадько. Но борт сел и очень даже мягко.

Если вы никогда не садились на военную железную взлётно-посадочную полосу, такую, какая раньше была на Соловках – даже не пробуйте. И не потому, что их сегодня сложно найти, а потому, что новые современные ВПП в бетонном исполнении – это как М-8 по сравнению с дорогой у вас во дворе. Несравненно!

А во время посадки молодой, но опытный пилот – командир эскадрильи Л-410 и Ан-2 Второго объединённого авиаотряда Андрей Фатьянов уверенно зацепился за взлётку, и очень гладко посадил машину.

Андрей Фатьянов

– На Соловки я летаю 12 лет. Полёт прошёл штатно. Здесь всегда так, привыкли, – нехотя, делится первыми впечатлениями Андрей Фатьянов.

Гладко – это в сравнении со старой железной полосой, которая все эти годы принимала на себя бесчисленные Яки и АНы, Ми-восьмые и прочие такие же надёжные, как и сама ВПП, машины, рассчитанные на службу не по инструкции, а столько, сколько потребуется. Но мелкая и неприятная раскатистая зыбь между небом и землёй в момент посадки теперь в прошлом. Бетонка – это для Соловков нечто новое. Подрядчики не подвели.

– Строительство осуществлялось под контролем Фонда сохранения и развития Соловецкого архипелага. Сопредседателем Попечительского Совета фонда является председатель Правительства Дмитрий Медведев. Работы выполнены в срок. И с 29 ноября самолётное сообщение между материком и Соловецкими островами возобновлено. Большое спасибо строителям, – сказал руководитель федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько.

Александр Нерадько

За минувшие два года в местном аэропорту проведены работы циклопического характера (по местным, естественно, меркам). Но тем не менее. Первое и самое сложное – все стройматериалы и технику пришлось морем завозить с материка: плиты, песок, цемент, бульдозеры и так далее. В порту работало три крана для разгрузки. Если взять только аэродромные плиты – их уложено в полосу 7667 штук. С материка перевезен по сути небольшой песчаный карьер.

Второе. Лето на Соловках ещё короче, чем в Архангельске. Из-за штормов и непогоды работы по доставке и строительству не раз приходилось останавливать. Тем не менее, специалисты подрядчика – АО «Стройтрансгаз» с задачей справились.

– Начальник у них – серьёзный парень, – делится впечатлениями соловчанин Александр, работающий на строительстве. – Всё вежливо, интеллигентно, всё объяснит, где надо может жёстко настоять на своём… Для нас это хороший опыт.

Работа на острове кипела. По словам местных жителей, такой стройки тут не было давно. Точнее никогда. Если, конечно, не брать в расчёт возведение кремля.

И вот в небе маленькой светящейся точкой стал вырисовываться первый пассажирский борт из Васьково. Местным жителям деваться некуда. Зимой самолёт – единственная возможность, чтобы выбраться на Большую землю к родственникам или по делам.

Довольные островитяне выходят из самолёта. Их встречают не менее довольные работники соловецкого аэропорта. Все друг друга знают, поздравляют с событием. В такой момент не хочется думать о стоимости праздника и уж тем более спрашивать у пассажиров, по карману ли им по 5-7 тысяч в одну сторону? И так всё ясно. Куда деваться-то!

Для экономики острова проект явно перспективный. Аэропортовое хозяйство будет расширяться. Уже сегодня кроме ВПП, длиною чуть менее километра, на перроне готовы четыре стоянки для самолётов, новое светосигнальное оборудование, современные мачты освещения, новое кирпичное здание диспетчерской, дренажные системы и… внимание, подземная трансформаторная подстанция! Чтобы не портить уникальный соловеций вид. Но подстанция под землёй… такого нет даже на Большой земле.

Общая цена проекта – 4 миллиарда 436 миллионов рублей.

В 2020 году полосу удлинят до полутора километров, построят новое здание аэровокзала, здание для размещения спецтехники и оборудования, установят всё необходимое светосигнальное, биоакустическое и метеооборудование, КПП, обустроят патрульную дорогу и периметровое ограждения. Аэропорт явно претендует на роль одного из главных работодателей на островах.

По словам первого заместителя губернатора Архангельской области Алексея Алсуфьева, принявшему участие в церемонии открытия полосы, развитию региональных перевозок правительство области уделяет особое внимание. Для АО «2-ой авиаотряд» приобретено в лизинг четыре новых самолета, два – в 2017 году и два – в 2019-м. Скоро планируется закупить новый  Ми-8 для нужд санавиации.

Алексей Алсуфьев

— Создание современного аэропортового комплекса на Соловках поможет области увеличить туристический поток. И это лишь один из проектов реализуемой программы по развитию инфраструктуры архипелага. На очереди – строительство современной больницы, включающей в себя поликлинику и стационар, общеобразовательного комплекса, реконструкция сетей водоснабжения и водоотведения, строительство дорог, жилья и причальных сооружений, – отметил Алексей Алсуфьев.

Теперь аэропорт Соловков может принимать не только АН-24 и Л-410, но и воздушные суда класса Bombardier Q400.

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области

— С полным окончанием работ в следующем году наш аэропорт на Соловках получит все необходимые условия для развития туризма и безопасных полетов. Аэропорт для Соловков – важнейший инфраструктурный проект, позволяющий сделать существенный шаг в развитии этой территории. Компания-подрядчик подтвердила свою высокую квалификацию, и мы рассчитываем на дальнейшее сотрудничество с нею. 

А это означает, что уже со следующего года стоит ожидать взрывного увеличения количества туристов. Новые возможности аэропорта позволят обеспечить круглогодичное авиасообщение архипелага. Туркомпании уже в следующем сезоне наверняка организуют регулярные рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга.