23 апреля 2015

Слово и дело

Верфь Северной судостроительной корпорации, молодой, но зарекомендовавшей себя в сегменте строительства маломерных судов компании, непривычно пустынна. Впервые за 5 лет своего существования фирма решает вечный гамлетовский вопрос: быть или не быть?

Строить можем

В своем ежегодном послании к Федеральному собранию Владимир Путин заявил, что путь дальнейшего развития заключается в создании в России условий для процветания малого бизнеса. Этой теме было посвящено и последнее заседание Госсовета 7 апреля 2015 года.

Губернатор Игорь Орлов неоднократно подчеркивал, что сектор малого и среднего бизнеса должен стать основой развития не только муниципалитетов, но и региона. Это так, для понимания вектора.

Продукция компании «Северная судостроительная корпорация» за последнюю пятилетку стала своего рода брендом Архангельской области – лодки, катера и специальные суда известны по всей стране, их заказывают от Калининграда до Анадыря и Петропавловска-Камчатского. И это малое предприятие, а не огромный завод.

Год назад СМИ запестрели сообщениями, что в Архангельске на верфи ССК в Соломбале построено новое скоростное судно для проведения спасательных работ на Соловках. Некоторые писали о его уникальности. Еще бы: скорость до 24 узлов, а дальность хода – до 340 морских миль.

– В глиссирующем режиме катер может ходить при волнении до двух метров, а при полной осадке – преодолевать и большую волну. На одной заправке он может дойти от Архангельска до Соловков, обогнуть архипелаг и вернуться обратно – так описывал возможности судна генеральный директор фирмы-подрядчика Игорь Норко.

Прошел год, и успешная компания оказалась на грани банкротства. А причиной тому, как ни странно, стал государственный контракт.

Ошиблись одни, расхлебывать другим

Архангельскому филиалу ФГУП «Росморпорт» нужен катер для лоцманской службы в акватории Онежского порта. Конкурс был объявлен. Выиграла его Северная судостроительная корпорация. Результаты стали известны в декабре 2013 года. А дальше начались непонятности.

Договор с компанией-подрядчиком портовики заключили аж через 4 месяца, в апреле 2014-го, со сроком исполнения в декабре того же года. В процессе проектирования вдруг обнаружилось, что в техническом задании заказчик допустил существенные ошибки. Чтобы не утомлять читателя излишними нюансами, просто скажем: в техзадании было указано судно для использования на реке, а бассейн Онежского залива требует катеров морского класса. В результате удлинились сроки проектных работ. Закупку материалов и оборудования ССК начала только в октябре. Мы прекрасно помним, что творилось в это время с ценами и курсами валют. Расходы компании на материалы, комплектующие и оборудование, соответственно, увеличились на 60% от плановых. Компания обратилась к заказчику, то есть в Архангельский филиал Росморпорта, с предложением, во-первых, продлить сроки контракта до апреля 2015 года (фактически на те же 4 месяца, которые были потеряны при его заключении), тем более что провести швартовые и ходовые испытания судна в декабре весьма проблематично в нашем климате; а во-вторых, пересмотреть цену контракта с учетом представленных бухгалтерских документов. Или выкупить комплектующие и оборудование и передать их корпорации, чтобы она могла достроить катер.

Дальше – тишина

Опять-таки опустим подробности переговоров. Потому как на каком-то этапе наступила тишина. На все письма и предложения судостроителей директор порта Николай Правилов попросту не отвечал. 

А когда за малый бизнес попыталось заступиться областное правительство, которое обратилось в Федеральное агентство морского и речного транспорта, Николай Михайлович заявил, что им этот катер вообще не нужен. А раз нет лоцманского судна, на котором должны доставляться лоцманы и осуществляться лоцманская проводка судов, то и безопасность мореплавания в Онежском заливе, за которую отвечает Архангельский филиал Росморпорта, остается под большим вопросом? Или как?

Сегодня судно готово практически на 80%. Осталось установить оборудование и провести отделочные работы. Игорь Норко гарантирует, что в случае хоть какого-то положительного решения судостроители сдадут катер за 4 месяца. Они даже не против, если заказчик разорвет контракт, но выкупит у предприятия частично построенный катер. Увы, ни одного ответа от портовиков на свои предложения судостроители так и не получили. 

Пока только сокращения

Хотите верьте, хотите нет, но на следующий день после нашей встречи с Игорем Норко, разговорившись с таксистом Володей, который вез меня домой, узнал, что он работает в Северной судостроительной корпорации.

– А что в такси? – спрашиваю.

– Так ведь сокращение, было человек сорок, осталось двадцать. Вот попали мы с заказом! Работа-то нравится, специалисты у нас классные работают. Сами все рыбаки, знают, что человеку в море нужно. Решали бы там что-то скорее. Жаль, если закроемся из-за убытков.

А в это время

Итоги заседания Госсовета, посвященного поддержке малого и среднего предпринимательства, комментируют:

Виктор Иконников, министр экономического развития и конкурентной политики региона:

– Развитие малого и среднего бизнеса – один из экономических приоритетов Архангельской области. Этот бизнес мобилен и гибок. В нынешней экономической реальности это резерв увеличения занятости и самозанятости населения области, а также и путь к повышению социального комфорта жителей региона.

Сергей Антуфьев, председатель Архангельского регионального отделения общественной организации «Опора России»:

– Госсовет прошел очень вовремя. Это сигнал и власти, и всем контролирующим органам стимулировать малый бизнес, не душить проверками.

Строить можем

В своем ежегодном послании к Федеральному собранию Владимир Путин заявил, что путь дальнейшего развития заключается в создании в России условий для процветания малого бизнеса. Этой теме было посвящено и последнее заседание Госсовета 7 апреля 2015 года.

Губернатор Игорь Орлов неоднократно подчеркивал, что сектор малого и среднего бизнеса должен стать основой развития не только муниципалитетов, но и региона. Это так, для понимания вектора.

Продукция компании «Северная судостроительная корпорация» за последнюю пятилетку стала своего рода брендом Архангельской области – лодки, катера и специальные суда известны по всей стране, их заказывают от Калининграда до Анадыря и Петропавловска-Камчатского. И это малое предприятие, а не огромный завод.

Год назад СМИ запестрели сообщениями, что в Архангельске на верфи ССК в Соломбале построено новое скоростное судно для проведения спасательных работ на Соловках. Некоторые писали о его уникальности. Еще бы: скорость до 24 узлов, а дальность хода – до 340 морских миль.

– В глиссирующем режиме катер может ходить при волнении до двух метров, а при полной осадке – преодолевать и большую волну. На одной заправке он может дойти от Архангельска до Соловков, обогнуть архипелаг и вернуться обратно – так описывал возможности судна генеральный директор фирмы-подрядчика Игорь Норко.

Прошел год, и успешная компания оказалась на грани банкротства. А причиной тому, как ни странно, стал государственный контракт.

Ошиблись одни, расхлебывать другим

Архангельскому филиалу ФГУП «Росморпорт» нужен катер для лоцманской службы в акватории Онежского порта. Конкурс был объявлен. Выиграла его Северная судостроительная корпорация. Результаты стали известны в декабре 2013 года. А дальше начались непонятности.

Договор с компанией-подрядчиком портовики заключили аж через 4 месяца, в апреле 2014-го, со сроком исполнения в декабре того же года. В процессе проектирования вдруг обнаружилось, что в техническом задании заказчик допустил существенные ошибки. Чтобы не утомлять читателя излишними нюансами, просто скажем: в техзадании было указано судно для использования на реке, а бассейн Онежского залива требует катеров морского класса. В результате удлинились сроки проектных работ. Закупку материалов и оборудования ССК начала только в октябре. Мы прекрасно помним, что творилось в это время с ценами и курсами валют. Расходы компании на материалы, комплектующие и оборудование, соответственно, увеличились на 60% от плановых. Компания обратилась к заказчику, то есть в Архангельский филиал Росморпорта, с предложением, во-первых, продлить сроки контракта до апреля 2015 года (фактически на те же 4 месяца, которые были потеряны при его заключении), тем более что провести швартовые и ходовые испытания судна в декабре весьма проблематично в нашем климате; а во-вторых, пересмотреть цену контракта с учетом представленных бухгалтерских документов. Или выкупить комплектующие и оборудование и передать их корпорации, чтобы она могла достроить катер.

Дальше – тишина

Опять-таки опустим подробности переговоров. Потому как на каком-то этапе наступила тишина. На все письма и предложения судостроителей директор порта Николай Правилов попросту не отвечал. 

А когда за малый бизнес попыталось заступиться областное правительство, которое обратилось в Федеральное агентство морского и речного транспорта, Николай Михайлович заявил, что им этот катер вообще не нужен. А раз нет лоцманского судна, на котором должны доставляться лоцманы и осуществляться лоцманская проводка судов, то и безопасность мореплавания в Онежском заливе, за которую отвечает Архангельский филиал Росморпорта, остается под большим вопросом? Или как?

Сегодня судно готово практически на 80%. Осталось установить оборудование и провести отделочные работы. Игорь Норко гарантирует, что в случае хоть какого-то положительного решения судостроители сдадут катер за 4 месяца. Они даже не против, если заказчик разорвет контракт, но выкупит у предприятия частично построенный катер. Увы, ни одного ответа от портовиков на свои предложения судостроители так и не получили. 

Пока только сокращения

Хотите верьте, хотите нет, но на следующий день после нашей встречи с Игорем Норко, разговорившись с таксистом Володей, который вез меня домой, узнал, что он работает в Северной судостроительной корпорации.

– А что в такси? – спрашиваю.

– Так ведь сокращение, было человек сорок, осталось двадцать. Вот попали мы с заказом! Работа-то нравится, специалисты у нас классные работают. Сами все рыбаки, знают, что человеку в море нужно. Решали бы там что-то скорее. Жаль, если закроемся из-за убытков.

А в это время

Итоги заседания Госсовета, посвященного поддержке малого и среднего предпринимательства, комментируют:

Виктор Иконников, министр экономического развития и конкурентной политики региона:

– Развитие малого и среднего бизнеса – один из экономических приоритетов Архангельской области. Этот бизнес мобилен и гибок. В нынешней экономической реальности это резерв увеличения занятости и самозанятости населения области, а также и путь к повышению социального комфорта жителей региона.

Сергей Антуфьев, председатель Архангельского регионального отделения общественной организации «Опора России»:

– Госсовет прошел очень вовремя. Это сигнал и власти, и всем контролирующим органам стимулировать малый бизнес, не душить проверками.

Поделиться
8374