Слова детей да власти в уши
Выращивать клюкву и строить солеварню
Подобные конференции проходят два раза в год – весной и осенью. На этот раз мероприятие собрало 90 детей в возрасте с 3-го по 11-й класс. Смотришь на выступающих с трибуны школьников и понимаешь – эти ребята точно не станут писать на заборе или в подъезде всем известные слова. У них совсем другие интересы и мироощущение. Красивый литературный язык, пусть небольшая, но собственноручно проделанная исследовательская работа, желание изменить мир к лучшему.
Например, Анастасия Александрова из 10-го класса Онежской школы № 4 предложила выращивать российскую клюкву «Стивенс» в производственных масштабах.
– В США и Европе уже давно существуют такие плантации, у нас в стране подобный опыт можно встретить только в Костроме и Карелии, – отметила она. – В Архангельской области есть лишь проект, который принадлежит Холмогорскому району, но на данный момент о нем ничего не известно.
На определенном этапе девушка просчитала два варианта развития своего дела – с продажей черенков или же ягод, узнала, через сколько лет можно получить чистую прибыль, представила полноценный бизнес-план.
Чем этот проект хуже тех, что у нас представляют на программе «Ты – предприниматель» взрослые люди? А ведь там круг интересов молодых бизнесменов замыкается в основном на сфере услуг – тренажерные залы, общественное питание, такси – ничего технологичного или принципиально нового. И за это они получают гранты от 200 до 500 тысяч рублей. Бьюсь об заклад, проект Насти на площадках подобного рода остался бы без внимания, ведь он требует больших трудозатрат и окупится минимум через три года, максимум – через семь лет. А на выходе мы могли бы получить – и новый бренд области со всеми вытекающими из этого сувенирами-фестивалями, и рабочие места.
Татьяна Коширина из Онеги поделилась идеей развития туризма в Архангельской области и возрождения поморских традиций. В своей презентации она предложила построить солеварню, где можно проводить мастер-классы, лекции, уроки. Даже чертежи будущего здания на слайде показала.
Молодежь – о воспитании
Маленькая Маргарита Бебякина из третьего класса 69-й цигломенской школы, которую едва было видно из-за трибуны, рассказала о своем исследовании флоры Приморского заказника. Другая третьеклассница из Цигломени, Алина Борисенко, представила совместный проект учеников 3-го и 7-го классов, в котором они провели большой анализ потери воды на колонках. Этой проблемой школьники вместе с учителем занимаются аж с 2009 года. Не секрет, что, если зимой в колонке перекрыть воду, в сильный мороз она застынет и перестанет течь вовсе. Поэтому из многих вода льется на протоке.
– Но из-за неисправности вода будет течь без остановки и весной, и летом, и осенью, – поделилась Алина. – Всего на учтенных нами 18 колонках за 10 минут в землю выливается 752 литра.
Проблема представлена в динамике и крайне актуальна. Например, в Каргополе уже давно озаботились этим вопросом. Именно поэтому еще прошлой осенью собирались закупать электронные колонки и выдавать всем жителям пластиковые карточки, чтобы не только избежать протоков и замерзаний, но и воровства.
Одним из самых любопытных мне показался доклад десятиклассницы Ани Голосовой (на снимке) из онежской школы № 4. Она изучила реакцию подростков на ограничение свободы выбора. В ходе работы девушка провела два эксперимента, в первом отобрала 15 добровольцев и попросила их не пользоваться мобильными телефонами в течение 24-х часов. В итоге трое не довели эксперимент до конца, а семеро признались, что пользовались телефонами от 1 до 7 раз. Вопреки расхожему мнению, что подростки только сидят в Интернете и в игры играют, дети пользовались лишь часами и функцией звонка.
– Мне кажется, сейчас многих детей воспитывают, ограничивая во многом, – считает Аня. – Часто замечала, как моим сверстникам, которым родители строго-настрого запрещают курить или употреблять спиртные напитки, еще больше хочется все это попробовать. Получается, легче запрещать, чем воспитывать, разговаривать, объяснять. Это неправильно.
Валентина Цвиль, заместитель руководителя регионального отделения Всероссийского общества охраны природы:
– 20 лет назад мы начинали конференцию с реферативных работ. Сейчас ребята представляют свои собственные исследования. Сколько за эти годы у нас было участников – целое множество! На доклад отводится всего лишь пять-семь минут, так что говорить надо четко и по существу. Приобщение к этому мероприятию помогает детям учиться грамотно писать, логически мыслить, красиво и литературно выражать свои идеи, дает опыт публичных выступлений. Все школьники рассказывают о проделанной работе с большим трепетом и любовью, даже о потере воды из колонок. Эти ребята внимательны, более организованны и разносторонне развиты. Это не только мое мнение, но и мнение руководителей, родителей. Результат не может не радовать – многие из них идут учиться на геологов, географов, биологов, химиков, учителей. Но главное – свою любовь к природе они сохраняют на протяжении всей жизни.
Например, Анастасия Александрова из 10-го класса Онежской школы № 4 предложила выращивать российскую клюкву «Стивенс» в производственных масштабах.
– В США и Европе уже давно существуют такие плантации, у нас в стране подобный опыт можно встретить только в Костроме и Карелии, – отметила она. – В Архангельской области есть лишь проект, который принадлежит Холмогорскому району, но на данный момент о нем ничего не известно.
На определенном этапе девушка просчитала два варианта развития своего дела – с продажей черенков или же ягод, узнала, через сколько лет можно получить чистую прибыль, представила полноценный бизнес-план.
Чем этот проект хуже тех, что у нас представляют на программе «Ты – предприниматель» взрослые люди? А ведь там круг интересов молодых бизнесменов замыкается в основном на сфере услуг – тренажерные залы, общественное питание, такси – ничего технологичного или принципиально нового. И за это они получают гранты от 200 до 500 тысяч рублей. Бьюсь об заклад, проект Насти на площадках подобного рода остался бы без внимания, ведь он требует больших трудозатрат и окупится минимум через три года, максимум – через семь лет. А на выходе мы могли бы получить – и новый бренд области со всеми вытекающими из этого сувенирами-фестивалями, и рабочие места.
Татьяна Коширина из Онеги поделилась идеей развития туризма в Архангельской области и возрождения поморских традиций. В своей презентации она предложила построить солеварню, где можно проводить мастер-классы, лекции, уроки. Даже чертежи будущего здания на слайде показала.
Молодежь – о воспитании
Маленькая Маргарита Бебякина из третьего класса 69-й цигломенской школы, которую едва было видно из-за трибуны, рассказала о своем исследовании флоры Приморского заказника. Другая третьеклассница из Цигломени, Алина Борисенко, представила совместный проект учеников 3-го и 7-го классов, в котором они провели большой анализ потери воды на колонках. Этой проблемой школьники вместе с учителем занимаются аж с 2009 года. Не секрет, что, если зимой в колонке перекрыть воду, в сильный мороз она застынет и перестанет течь вовсе. Поэтому из многих вода льется на протоке.
– Но из-за неисправности вода будет течь без остановки и весной, и летом, и осенью, – поделилась Алина. – Всего на учтенных нами 18 колонках за 10 минут в землю выливается 752 литра.
Проблема представлена в динамике и крайне актуальна. Например, в Каргополе уже давно озаботились этим вопросом. Именно поэтому еще прошлой осенью собирались закупать электронные колонки и выдавать всем жителям пластиковые карточки, чтобы не только избежать протоков и замерзаний, но и воровства.
Одним из самых любопытных мне показался доклад десятиклассницы Ани Голосовой (на снимке) из онежской школы № 4. Она изучила реакцию подростков на ограничение свободы выбора. В ходе работы девушка провела два эксперимента, в первом отобрала 15 добровольцев и попросила их не пользоваться мобильными телефонами в течение 24-х часов. В итоге трое не довели эксперимент до конца, а семеро признались, что пользовались телефонами от 1 до 7 раз. Вопреки расхожему мнению, что подростки только сидят в Интернете и в игры играют, дети пользовались лишь часами и функцией звонка.
– Мне кажется, сейчас многих детей воспитывают, ограничивая во многом, – считает Аня. – Часто замечала, как моим сверстникам, которым родители строго-настрого запрещают курить или употреблять спиртные напитки, еще больше хочется все это попробовать. Получается, легче запрещать, чем воспитывать, разговаривать, объяснять. Это неправильно.
Валентина Цвиль, заместитель руководителя регионального отделения Всероссийского общества охраны природы:
– 20 лет назад мы начинали конференцию с реферативных работ. Сейчас ребята представляют свои собственные исследования. Сколько за эти годы у нас было участников – целое множество! На доклад отводится всего лишь пять-семь минут, так что говорить надо четко и по существу. Приобщение к этому мероприятию помогает детям учиться грамотно писать, логически мыслить, красиво и литературно выражать свои идеи, дает опыт публичных выступлений. Все школьники рассказывают о проделанной работе с большим трепетом и любовью, даже о потере воды из колонок. Эти ребята внимательны, более организованны и разносторонне развиты. Это не только мое мнение, но и мнение руководителей, родителей. Результат не может не радовать – многие из них идут учиться на геологов, географов, биологов, химиков, учителей. Но главное – свою любовь к природе они сохраняют на протяжении всей жизни.