13 февраля 2014

Сильный тоже может плакать

В детстве мне не хватало внимания со стороны отца. Моим воспитанием в основном занималась мама, папа же зарабатывал деньги. И это было нормой. Сейчас модели поведения в семье меняются. Психологи утверждают, что мужчины могут ухаживать за детьми не хуже, чем женщины: менять подгузники, ходить в поликлинику, рассказывать сказки и проверять уроки.

Почему не пришла мать?

На улице все чаще можно увидеть молодых отцов, гуляющих с детьми в колясках. А так называемые партнерские роды теперь совсем не редкость. 

– Мы с женой дома все делаем вместе. Распределяем обязанности. Она работает, как и я, устает, – рассказывает Николай, папа трехлетней Сони. Воспитание ребенка и уход за ним с женой тоже делят пополам.

Но, к сожалению, таких образцовых глав семейств не так уж много. Чаще всего роль отца сводится к зарабатыванию денег. За все остальное отвечает мать. А этого, по мнению Ольги Бобрецовой, психолога-консультанта Архангельской региональной общественной организации «Кризисный центр «Надежда», мало для полноценного развития ребенка как личности.

– Недостаточно только полоролевой идентификации, когда ребенок разделяет роли родителей в семье. Для успешной социализации малыша необходимо участие обоих родителей, – поясняют тренеры «Папа-школы» Ольга Бобрецова и Дмитрий Абрамовский.

Ведь отец тоже должен быть внимательным к интересам ребенка, проявлять заботу о нем, ласку. Но в жизни мы постоянно сталкиваемся со стереотипным отношением со стороны окружающих. Недавно муж моей родственницы, придя с двухмесячным сыном в поликлинику, наткнулся на изумленно-недоверчивый взгляд врача-педиатра, которая во время приема несколько раз спросила его, почему не пришла мать. Хотя нередко в этом недоверии сами женщины и виноваты. 

– Зачастую женщины говорят: вот мой супруг водил ребенка в поликлинику и опять сделал все не так. Начинаешь выяснять, что не так. Оказывается, не так, как привыкла это делать она. Но это не значит, что мужчины заботятся о ребенке хуже, – комментирует ситуацию тренер папа-группы.

У пап те же страхи

А осенью прошлого года в Архангельске появилось своего рода ноу-хау – проект кризисного центра «Надежда» под названием «Папа-школа». Такой социальной услуги в городе еще не было. Ее основная цель – вовлечение мужчин в активное участие в воспитании детей на принципах равной ответственности с матерью ребенка.

– Тема очень важная, потому что любые трудности у детей – это прежде всего отражение проблем их родителей. Как правило, в первую очередь ставка делается на материнство, а папы остаются в стороне. Это неправильно, – поясняет Ольга Валентиновна.

Сейчас психологи кризисного центра «Надежда» работают уже со стабильно сложившейся группой, сформированной из 12 отцов, дети которых пошли в первый класс. По мнению Дмитрия Абрамовского, ребенок-первоклассник для родителей – это определенная нагрузка. Меняется статус ребенка, соответственно и родителям нужно менять подходы к его воспитанию.

У кого-то единственный ребенок в семье. У кого-то их двое или трое. И совмещение воспитания первоклассника с уходом за самым младшим членом семьи становится для родителей настоящей проблемой.

– Даже я, специалист, раньше думала, что это мамы более тревожатся за детей. Оказывается, у пап точно такие же страхи, просто они их не озвучивают. Снова стереотип – мужчина не должен говорить о своих проблемах и страхах, – рассказывает Ольга Валентиновна.

А проблем, как выяснилось, море. Так, папы, например, спрашивают, стоит ли отправлять ребенка одного в магазин за покупками. Мол, что, я ему авоську большую дам? Лучше уж сам на машине съезжу. По мнению же психологов, ребенку просто необходимо постепенно передавать самостоятельность, а не окружать его гиперопекой. 

– Хлеб и молоко домой принести – это нетяжело. Рюкзаки в первом классе у них больше весят. Главное – задать четкий алгоритм действий: рассказать, в какой магазин идти, как хлеб выбрать, как оплатить покупку в кассе и прочее, – поясняет Дмитрий.

Наказывать ли за двойку

На одном из занятий папам предложили посчитать, сколько времени в день они проводят со своими детьми. И не просто находятся в одной квартире, а непосредственно общаются, играют, вместе что-то создают. Как выяснилось, ребенок воспитывается буквально на ходу. 

– По большому счету, ребенку достаточно пятнадцати минут общения в день. Но оно должно быть продуктивным и сконцентрированным. Допустим, ребенок уже ложится спать, вы садитесь рядом, смотрите ему в глаза и просто с ним говорите. Вспоминаете, каким вы были в детстве, о том, как вам трудно было учиться, как вы расстраивались, получая плохую оценку. В общем, о различных ситуациях. Таким образом, уровень доверия возрастает, – рекомендует Ольга Валентиновна.

Позже этот монолог превратится в диалог с ребенком. Это своеобразная «бытовая» психотерапия. Очень важно, когда папа говорит о своих чувствах, потому что мама более эмоциональна, это особенность женской психологии. Глава же семьи более сдержанный, ведь он мужчина и не должен плакать. Ребенок начинает понимать, что сильный тоже может испытывать боль, разочарование, обиду, и это нормально.

Актуальной оказалась и тема физического наказания. Психологи напоминают: наказание не должно причинять ребенку физическую и душевную боль.

– В жизни бывает всякое, но вводить физические наказания в систему, когда за двойку бьют, нельзя. Тогда мы формируем у ребенка установку: я тебя бью, потому что люблю, – говорит Ольга Бобрецова.

Многие родители и не думают в проступках детей искать свои ошибки. Бьют от собственного бессилия, от нехватки времени и терпения что-либо объяснять.

В группе «Папа-школа» отцы учатся расширять свои возможности взаимодействия с детьми. Не с помощью ремня и изнуряющих нотаций, а через восприятие жизненного сценария, через воспитание чувств, а следовательно, и совести.

Занятия имеют положительные результаты. 

– Я по-другому стал относиться к дочери, научился лучше ее понимать. Ведь чем старше ребенок, тем сложнее. Другими становятся интересы, потребности растут. И я не хочу оставаться в стороне, – говорит Михаил, участник группы «Папа-школа».

В тему 

Впервые «Папа-школа» появилась в Швеции, затем идея подготовки мужчин к отцовству нашла свое развитие в других странах. В Петербурге «Папа-школа» существует около пяти лет и за это время она закрепилась на законодательном уровне, войдя в концепцию семейной политики города как форма работы с семьей. 
Сейчас данная идея активно развивается в Минске и Гомеле. Появляются активисты и в других городах Беларуси. Движение расширяется, соответственно и активных отцов будет больше. А следовательно, довольных матерей и счастливых детей тоже. 
Это проект для мужчин, которые не просто готовятся к отцовству, но и стремятся к активному и ответственному родительству: папы изучают массаж, чтобы поддержать жену во время родов, знают, как пеленать ребенка и кормить его из бутылочки и прочее.

Сильный тоже может плакать

Почему не пришла мать?

На улице все чаще можно увидеть молодых отцов, гуляющих с детьми в колясках. А так называемые партнерские роды теперь совсем не редкость. 

– Мы с женой дома все делаем вместе. Распределяем обязанности. Она работает, как и я, устает, – рассказывает Николай, папа трехлетней Сони. Воспитание ребенка и уход за ним с женой тоже делят пополам.

Но, к сожалению, таких образцовых глав семейств не так уж много. Чаще всего роль отца сводится к зарабатыванию денег. За все остальное отвечает мать. А этого, по мнению Ольги Бобрецовой, психолога-консультанта Архангельской региональной общественной организации «Кризисный центр «Надежда», мало для полноценного развития ребенка как личности.

– Недостаточно только полоролевой идентификации, когда ребенок разделяет роли родителей в семье. Для успешной социализации малыша необходимо участие обоих родителей, – поясняют тренеры «Папа-школы» Ольга Бобрецова и Дмитрий Абрамовский.

Ведь отец тоже должен быть внимательным к интересам ребенка, проявлять заботу о нем, ласку. Но в жизни мы постоянно сталкиваемся со стереотипным отношением со стороны окружающих. Недавно муж моей родственницы, придя с двухмесячным сыном в поликлинику, наткнулся на изумленно-недоверчивый взгляд врача-педиатра, которая во время приема несколько раз спросила его, почему не пришла мать. Хотя нередко в этом недоверии сами женщины и виноваты. 

– Зачастую женщины говорят: вот мой супруг водил ребенка в поликлинику и опять сделал все не так. Начинаешь выяснять, что не так. Оказывается, не так, как привыкла это делать она. Но это не значит, что мужчины заботятся о ребенке хуже, – комментирует ситуацию тренер папа-группы.

У пап те же страхи

А осенью прошлого года в Архангельске появилось своего рода ноу-хау – проект кризисного центра «Надежда» под названием «Папа-школа». Такой социальной услуги в городе еще не было. Ее основная цель – вовлечение мужчин в активное участие в воспитании детей на принципах равной ответственности с матерью ребенка.

– Тема очень важная, потому что любые трудности у детей – это прежде всего отражение проблем их родителей. Как правило, в первую очередь ставка делается на материнство, а папы остаются в стороне. Это неправильно, – поясняет Ольга Валентиновна.

Сейчас психологи кризисного центра «Надежда» работают уже со стабильно сложившейся группой, сформированной из 12 отцов, дети которых пошли в первый класс. По мнению Дмитрия Абрамовского, ребенок-первоклассник для родителей – это определенная нагрузка. Меняется статус ребенка, соответственно и родителям нужно менять подходы к его воспитанию.

У кого-то единственный ребенок в семье. У кого-то их двое или трое. И совмещение воспитания первоклассника с уходом за самым младшим членом семьи становится для родителей настоящей проблемой.

– Даже я, специалист, раньше думала, что это мамы более тревожатся за детей. Оказывается, у пап точно такие же страхи, просто они их не озвучивают. Снова стереотип – мужчина не должен говорить о своих проблемах и страхах, – рассказывает Ольга Валентиновна.

А проблем, как выяснилось, море. Так, папы, например, спрашивают, стоит ли отправлять ребенка одного в магазин за покупками. Мол, что, я ему авоську большую дам? Лучше уж сам на машине съезжу. По мнению же психологов, ребенку просто необходимо постепенно передавать самостоятельность, а не окружать его гиперопекой. 

– Хлеб и молоко домой принести – это нетяжело. Рюкзаки в первом классе у них больше весят. Главное – задать четкий алгоритм действий: рассказать, в какой магазин идти, как хлеб выбрать, как оплатить покупку в кассе и прочее, – поясняет Дмитрий.

Наказывать ли за двойку

На одном из занятий папам предложили посчитать, сколько времени в день они проводят со своими детьми. И не просто находятся в одной квартире, а непосредственно общаются, играют, вместе что-то создают. Как выяснилось, ребенок воспитывается буквально на ходу. 

– По большому счету, ребенку достаточно пятнадцати минут общения в день. Но оно должно быть продуктивным и сконцентрированным. Допустим, ребенок уже ложится спать, вы садитесь рядом, смотрите ему в глаза и просто с ним говорите. Вспоминаете, каким вы были в детстве, о том, как вам трудно было учиться, как вы расстраивались, получая плохую оценку. В общем, о различных ситуациях. Таким образом, уровень доверия возрастает, – рекомендует Ольга Валентиновна.

Позже этот монолог превратится в диалог с ребенком. Это своеобразная «бытовая» психотерапия. Очень важно, когда папа говорит о своих чувствах, потому что мама более эмоциональна, это особенность женской психологии. Глава же семьи более сдержанный, ведь он мужчина и не должен плакать. Ребенок начинает понимать, что сильный тоже может испытывать боль, разочарование, обиду, и это нормально.

Актуальной оказалась и тема физического наказания. Психологи напоминают: наказание не должно причинять ребенку физическую и душевную боль.

– В жизни бывает всякое, но вводить физические наказания в систему, когда за двойку бьют, нельзя. Тогда мы формируем у ребенка установку: я тебя бью, потому что люблю, – говорит Ольга Бобрецова.

Многие родители и не думают в проступках детей искать свои ошибки. Бьют от собственного бессилия, от нехватки времени и терпения что-либо объяснять.

В группе «Папа-школа» отцы учатся расширять свои возможности взаимодействия с детьми. Не с помощью ремня и изнуряющих нотаций, а через восприятие жизненного сценария, через воспитание чувств, а следовательно, и совести.

Занятия имеют положительные результаты. 

– Я по-другому стал относиться к дочери, научился лучше ее понимать. Ведь чем старше ребенок, тем сложнее. Другими становятся интересы, потребности растут. И я не хочу оставаться в стороне, – говорит Михаил, участник группы «Папа-школа».

В тему 

Впервые «Папа-школа» появилась в Швеции, затем идея подготовки мужчин к отцовству нашла свое развитие в других странах. В Петербурге «Папа-школа» существует около пяти лет и за это время она закрепилась на законодательном уровне, войдя в концепцию семейной политики города как форма работы с семьей. 
Сейчас данная идея активно развивается в Минске и Гомеле. Появляются активисты и в других городах Беларуси. Движение расширяется, соответственно и активных отцов будет больше. А следовательно, довольных матерей и счастливых детей тоже. 
Это проект для мужчин, которые не просто готовятся к отцовству, но и стремятся к активному и ответственному родительству: папы изучают массаж, чтобы поддержать жену во время родов, знают, как пеленать ребенка и кормить его из бутылочки и прочее.

Поделиться
437