12 мая 2023

Северный хор представил программу «Русь моя – песня светлая»

Рекрутские песни, военные частушки, музыка Прокофьева и «Кукушка» Виктора Цоя в хоровом исполнении. В Архангельском театре драмы имени М. В. Ломоносова состоялась премьера новой концертной программы Северного русского народного хора «Русь моя – песня светлая».

Северный хор представил программу «Русь моя – песня светлая»


Она стала воплощением темы русского патриотизма в современном прочтении. В программе соединились разные временные и музыкальные эпохи. Рекрутские и лирические песни, поморские плачи, военные частушки, музыка Сергея Прокофьева из кантаты «Александр Невский», народная хореография в сочетании с современными пластическими этюдами и духовные песнопения.

Премьера программы «Русь моя – песня светлая» состоялась накануне великого праздника Дня Победы.

– Для нас важно, что Северный русский народный хор подготовил программу, посвященную Победе в Великой Отечественной войне, – подчеркнула министр культуры Архангельской области Оксана Светлова. – Это необходимо для сохранения памяти о наших предках, о героях и тех людях, которые были в тылу и на передовой и защитили нашу родину. Подобными культурными программами мы передаем память будущим поколениям и сохраняем великую победу в сердцах и душах людей.

В первой части программы Северный хор показал театрализованную сцену «Собирайтесь-ка, братцы-ребятушки» по мотивам рекрутчины. Ее поставил режиссер Игорь Терехов более 20 лет назад, и сейчас она вновь представлена зрителям.

– Сцена «Собирайтесь-ка, братцы-ребятушки» построена на подлинном материале, на рекрутских, лирических песнях, плачах, обрядах, рекрутских частушках. Это было из века в век. Наши молодые люди уходили защищать родину. Северянин вставал и шел, это родом было обозначено. Патриотическое воспитание в наших земляках было заложено изначально, – комментирует художественный руководитель Северного русского народного хора Светлана Игнатьева.

Продолжила концерт «Русь моя – песня светлая» постановка «Слово о невозвернувшихся с поля ратного», основанная на фрагменте из «Сказа о Беломорье» Ксении Гемп. В этой части программы зрителям было представлено 17 премьерных номеров. Это песни военных лет в сочетании с поморскими плачами, современной музыкой и хореографией и духовными стихами.

Впервые оркестр русских народных инструментов Северного хора исполнил фрагмент из кантаты «Александр Невский» Сергея Прокофьева. Обработку для оркестра сделала молодой композитор из Санкт-Петербурга Елизавета Панченко.

– Елизавета Панченко очень гармонично соединила две темы из Прокофьева «Ледовое побоище» и «Вставайте, люди русские». Моей задачей было инструментовать, надо было подобрать определенный тембр и определенные инструменты, которые характеризовали бы вражескую сторону и которые соприкасались бы с русской темой. Вражеская часть – это тема шведских, тевтонских рыцарей, получилась напористая, за нее отвечали баяны. И русская тема, где играют домры, балалаечки, именно русские инструменты, – рассказывает руководитель оркестра русских народных инструментов Северного русского народного хора Александр Качаев.
Елизавета Панченко написала несколько музыкальных композиций для сцены «Слово о воинах, невозвернувшихся с поля ратного». Одна из них – «Тема Парасковии», главной героини постановки, потерявшей в Первую мировую трех сыновей, а во Вторую мировую – четверых внуков.

– Тема Прасковии, рассказчицы и участницы давних событий, смыкает собой прошлое и настоящее. Одна из задач постановки в целом, на мой взгляд, – это пробуждение слушателя в качестве соучастника героических сражений прошлых лет. События сегодняшнего дня довольно сложно осмыслить без понимания истории своей страны и чувства сопричастности к ней. Сама тема музыкально для меня является одним из воплощений северного фольклора, прошедшего сквозь призму композиторского сознания. Северный тип мышления, культуры, жизнеустройства, мировоззрения в целом – это краеугольный камень русской культуры, – комментирует Елизавета Панченко.

Хореографическая группа Северного хора впервые представила номера, созданные на стыке народной и современной хореографии. Это номер «Вставайте, люди русские» на музыку Сергея Прокофьева, поставленный главным балетмейстером Александром Селивановым, и номер «Сухопляс» балетмейстера Елизаветы Селивановой.

Танец «Вставайте, люди русские» рисует символическую, обобщенную картину боя. В основе – музыка Сергея Прокофьева и тема Ледового побоища. Она соединяется с образами Великой Отечественной и других войн.
– Это, наверное, самое сложное было – передать настроение, показать драматургию, напряжение боя. Это решалось через народную хореографию с добавлением свободной пластики, добавлялись приемы, несвойственные народному танцу. С помощью этих приемов сцена получилась очень напряженная, – комментирует главный балетмейстер Северного хора Александр Селиванов.
– Сухопляс – это и пляска без музыки, потому нет ни одного мужика, некому играть, и это тот пляс, когда уже нет слез, не можешь больше реветь, настолько ты опустошен. Слеза не катится. В этом танце женщины-вдовы затаптывают свое горе. В финале «Сухопляса» они останавливают главную героиню, которая хочет присоединиться к их пляске, потому что она еще не знает судьбу своего близкого человека. Он вернется с фронта живым, – рассказывает. Елизавета Селиванова.

Северное многоголосье стало связующей нитью между исторической и современной частями программы. Хоровая группа первые исполнила фрагмент из оперы «Зори здесь тихие» на музыку Кирилла Молчанова и слова Константина Симонова, по новому в исполнении Северного русского народного хора зазвучали любимые многими поколениями военные частушки и песни военных лет. Ярким акцентом финальной части программы стала известная песня Виктора Цоя «Кукушка», впервые прозвучавшая в исполнении Северного русского народного хора. Ее хоровую обработку сделал выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных Дмитрий Катрича.

– Северный язык эмоциональный, он уже наполнен изначально речевым мелосом и смыслом, то есть у нас слово не отрывается от мелодии. И мы привыкли говорить на этой распевности и привыкли проникать в смысл того, что поется, поэтому Северный хор может исполнять разные произведения в разных жанрах, не теряя своего лица, своей индивидуальности и манеры, – считает художественный руководитель Северного русского народного хора, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Светлана Игнатьева.

– Тема патриотизма – это очень серьезно и ответственно. Нам хотелось сделать программу, в которой не будет излишнего пафоса. Хотелось показать простую историю, щемящую, трогательную, которая будет понятна всем. Наша программа – о вере в лучшее, о надежде. Не случайно мы заканчиваем ее духовным стихом. Это движение наверх, к свету. Этой не бурная радость, а сдержанная, сакральная. Северная культура этому способствует, – рассказывает режиссер программы «Русь моя – песня светлая», доцент кафедры сольного и хорового народного пения Российской академии музыки имени Гнесиных Наталья Табачкова.

Уже через несколько дней Северный русский народный хор отправится с программой «Русь моя – песня светлая» на гастроли в Мурманскую область. Концерты пройдут в рамках гастрольного тура «Вековому юбилею Северного хора – сто городов России!», приуроченного к 100-летию коллектива, которое будет отмечаться в 2026 году.

Надежда Лебедева

Фото: Николай Гернет

Поделиться
144095