28 января 2020

Сергей Самодов: «Для достижения цели нужно настраиваться на добро и успех»

Гость редакции — директор Архангельского театра драмы им. М. В. Ломоносова Сергей Самодов.

Благодаря тому что Сергей прекрасный и очень энергичный собеседник, полтора часа в его компании прошли незаметно. Поговорить хотелось о многом, ведь на наших с вами глазах за три последних года театр под его руководством превращается в одного из главных ньюсмейкеров в сфере культуры региона: именно здесь проводится значительная часть общественно значимых и культурных событий, практически все премьеры труппы проходят при аншлагах, активно поддерживает театр и социально значимые проекты.

Напомним читателям, что до лета 2016 года Сергей Самодов был известен среди жителей региона в большей степени в Северодвинске, хотя успел поработать и в областном центре.

В городе корабелов выпускник САФУ работал на городском проводном радио, затем был одним из создателей и руководителем первой городской независимой FM-радиостанции «Радио Модерн Северодвинск», которая, кстати, успешно работает вот уже более десяти лет. Кроме того, он запомнился горожанам как музыкант и шоумен.

В Архангельске Самодов был руководителем одного из информационных агентств и главным редактором печатного издания про здоровый образ жизни. Затем последовало приглашение во Владивосток, где Сергей работал сначала в медиахолдинге, а затем возглавил Приморский театр оперы и балета (ныне – Приморский филиал Мариинского театра).

По возвращении на Север он открыл мужской парикмахерский салон (который теперь стал родоначальником небольшой сети). Вскоре ему было сделано официальное предложение возглавить областной драматический театр, отказаться от которого Сергей Самодов не смог.

Так закалялась сталь

– Стоит отметить, что стартовые условия для вашей работы и во Владивостоке, и в Архангельске оказались не совсем благоприятными: там кредиторка составляла около 140 миллионов рублей, здесь долг хоть и меньше, но присутствовал. Кроме того, на ситуацию в нашем театре оказывали влияние частая смена руководства, забастовки персонала, долги. Как удалось выстоять и победить трудности и каково это – быть антикризисным менеджером?

– На самом деле это удивительная история. До «театрального» периода я считал себя стартап-менеджером, поскольку начинал дело на старте и доводил различные проекты до определенного уровня. Конечно, за год работы полностью реализовать все мероприятия, которые я планировал провести во Владивостоке, мне не удалось. Однако было сделано главное: переход учреждения из статуса краевого в федеральный прошел без каких-то потерь, бунтов, остановок. Спектакли шли по плану, несмотря на то что ситуация в целом была достаточно сложная.

Опыт, который я приобрел при работе в тех условиях, сыграл большое значение в моей жизни и оказался большим подспорьем, когда пришел сюда. Мне кажется, что если бы в моей судьбе не было Владивостока, то и Архангельского театра драмы тоже, наверное, не было бы.

После получения предложения о должности в Архангельском театре мне казалось, что здесь ситуация должна быть в принципе более спокойной и дебет с кредитом должен запросто сходиться. Оказалось, что тоже все непросто. Поэтому даже сейчас, когда финансовая ситуация в нашем театре стабилизировалась и мы наконец-то полностью рассчитались с долгами, я очень осторожно говорю об этом. Сейчас нужно закрепить результаты, устояться, не вернуться на предыдущие позиции, из которых мы недавно вышли.

Чудо, которого нет

Согласно открытым источникам, доходы театра начиная с 2012 года практически не превышали 40 миллионов рублей. Чуть больше было в 2012-м и 2014-м – доход составил по 41 миллиону, в 2015-м был довольно резкий спад до 35. Однако с приходом нового директора доходная часть показывает стабильный рост – от 43,3 миллиона в 2016-м до 59,28 в году минувшем.

– Анализируя эту статистику, задаемся вопросом: как при тех же технических возможностях сцены и зала вам удалось достичь значительного экономического роста?

– В первую очередь нужно отметить, безусловно, творческий коллектив театра. Труппа у нас очень талантливая, это отмечают и критики, и зрители других регионов. Когда мы выступаем на различных фестивалях, потенциал нашего коллектива оценивают как очень высокий, что, безусловно, радует. Наша задача – просто помочь ему этот потенциал реализовать. Актеры делают свою работу талантливо, честно – зритель это видит и идет в театр снова и снова. Параллельно меняется сознание и у актеров – нам важно понимать, что мы не театр с долгами и проблемами, а успешный региональный театр. Для достижения цели нужно настраиваться на добро и успех, мы не сможем быть успешными, если будем постоянно погружаться во внутренние проблемы.

Важно было создать определенное количество интересных событий и сделать так, чтобы каждое событие посещалось с аншлагом. Поэтому мы придумываем и проводим для зрителей читки пьес, различные лаборатории, делали уличные проекты на улице, например к дню рождения Пушкина даже устраивали дуэли.

Напомню, что раньше театру выдавалась госсубсидия на постановку одного-двух спектаклей в год, и все на этом успокаивались. Но мы понимаем, что для того чтобы заинтересовать зрителя, нужно делать значительно больше, нормально в нашем понимании 5–7 премьер. Это важно не только для того, чтобы подпитывать зрительский интерес, но и для того, чтобы актеры находились в тонусе, работали над совершенствованием своих навыков.

Еще один очень важный в финансовом отношении момент – продуманная ценовая политика. Мы не можем себе позволить резкого увеличения цен на билеты, но смогли по-иному разделить зал. Теперь вместо 2–3 поясов у нас есть 7–8, и люди с различным уровнем доходов могут выбрать для себя оптимальный вариант. Замечу, что параллельно у нас работают различные скидочные программы, а билеты для детей находятся на уровне 250–300 рублей. Исключение составляет лишь новогодние кампании, но это стандартная практика и в других учреждениях культуры.

Говоря об экономике театра и об источниках нашего дохода, стоит отметить, что мы провели аудит договоров по аренде зала и изменили соответствующую политику. Если раньше она зависела порой только от воли руководителей, то сейчас мы официально оформляем аренду, а не занимаемся совместным проведением мероприятий. Такой подход позволяет экономить до 20 процентов на уплате НДС.

Следующим шагом на пути оптимального использования сцены и зрительного зала стала наша деятельность по самостоятельной организации театральных и музыкальных коллективов. В этом нам помогает, в частности, федеральная программа «Большие гастроли», которая предусматривает несколько подпрограмм. Мы уже смогли пригласить театр имени Ленсовета, в рамках региональной подпрограммы съездили в Воронеж, Сыктывкар, Крым и Мурманск

Примерно на миллион рублей пополняется наш бюджет и от того, что мы стали сдавать площади буфетов в аренду. В качестве приятного бонуса наши взрослые зрители в антракте могут вновь после долгого перерыва порадовать себя бокалом хорошего вина.

Мы постоянно находимся в поиске новых решений для пополнения бюджета и находим их. Особого чуда здесь нет – просто нужно работать и думать о том, как сделать все процессы более эффективными.

Кому праздники, а кому и работа

Новогодняя кампания – 2020 театра драмы стала одной из самых ярких и заметных за последние годы. Директор с этим утверждением согласен не в полной мере – он считает, что и в прошлом, и в позапрошлом году она была такой же насыщенной и интересной. Однако статистика – лучший аргумент в любом разговоре. Так, по открытым данным, за декабрь-январь было сыграно 59 спектаклей (33 показа на камерной сцене и 26 – на основной), два новых спектакля «Доктор Айболит» и «Огниво» посетили 17 257 зрителей.

– Результаты на самом деле впечатляющие, планка поставлена очень высоко. Насколько реально будет приподнять ее еще выше в следующий Новый год?

– Хорошая идея нашего главного режиссера Андрея Николаевича Тимошенко – делать для новогодней кампании два спектакля (для камерной и основной сцены) – в очередной раз доказала свою эффективность и правоту.

В этом году мы сделали акцент на то, чтобы наши спектакли на камерной сцене смогли посетить даже самые маленькие зрители. При этом они могли делать что хотят, их не нужно лишний раз одергивать. Возможно, не все у нас на первый раз получилось, но большая свобода присутствовала – это точно.

Нам было важно понимать, что для маленького ребенка наш спектакль стал первым соприкосновением с театром, которое не должно быть стрессовым. Если ребенка лишний раз поругать за эмоции во время спектакля, он потом не захочет пойти вновь, будет бояться театра.

Конечно, такие вещи говорят обычно на бизнес-тренингах, но, как оказалось, они прекрасно работают и в сфере культуры.

Что касается следующей новогодней кампании, то мы, безусловно, постараемся превысить наши текущие результаты. Главное, что у нас есть и желание, и резервы. В наших планах в этом году сделать «Абрамовскую» сцену полноценной театральной площадкой, оснастить ее необходимым оборудованием – в дальнейшем она также сможет быть использована, в том числе в новогодних кампаниях. Понятно, что основной упор в эти дни делается на детские спектакли и представления. Поэтому нам предстоит подумать, что мы сможем предложить взрослым зрителям помимо традиционного джазового вечера.

Юбилею Абрамова – достойную встречу

В 2019 году в Архангельской области (впрочем, и за ее пределами) началась подготовка к юбилею замечательного северного писателя, сейчас она вступает в завершающую стадию. Для театра драмы имени М. В. Ломоносова проза Федора Абрамова имеет особое значение – в 1974 году здесь состоялась премьера «Пелагеи и Альки», в 1978-м – «Две зимы и три лета». Спектакли шли долго и постоянно пользовались спросом у зрителей. Естественно, что и к большому юбилею театр начал готовиться заранее.

– Как вы планируете (помимо торжественных официальных мероприятий) отметить 100-летие со дня рождения Федора Абрамова?

– Собственно, наша подготовка началась еще в прошлом году. На прошедшей тогда творческой лаборатории по рассказам северного писателя Андрей Николаевич Тимошенко предположил, что было бы интересно посмотреть на творчество Абрамова не глазами людей, которые его уже знают и порой находятся во власти стереотипов. Хочется увидеть иной, свежий взгляд, и даже если люди не соприкасались ранее с творчеством Федора Александровича, то чтобы это произошло.

На мой взгляд, в этом и состоит главная задача любого большого юбилея – чтобы с автором познакомилось как можно больше людей, чтобы они открыли его творчество для себя.

Во время работы лаборатории были сделаны четыре эскиза, два из которых зрительское голосование отобрало как лучшие. Один из них сейчас ставится – премьера состоится в конце февраля на камерной сцене, это будет спектакль «Сарафан», в его основе три абрамовских рассказа.

Второй спектакль – уже на основной сцене – «Две зимы и три лета. Пряслины». Режиссера Владимира Хрущева наша публика знает по спектаклю «Амфитрион», сейчас он главный режиссер Калужского драматического театра. Я уже видел эскизы, подготовленные сценографом Анатолием Шикулей – они очень яркие и интересные.

Отмечу, что в их трактовке не теряется связь с северной деревней, чего всегда боятся «истинные абрамововеды». Красота пинежской говори в этом случае – всего лишь один из пластов, на самом деле произведения писателя очень глубокие и многогранные.

Вокруг да около

Сергей Самодов убежден, что, рассуждая о юбилее Абрамова, мы должны говорить не только об одном, пусть и великом, писателе, но и о тех, кто продолжает его дело. В этой связи фестиваль «Родниковое слово», который вот уже несколько лет организует театр драмы, ждут очень большие изменения, весьма насыщенная и конкурсная, и внеконкурсная программы. Изначально задуманный как чисто театральный сегодня он становится настоящим фестивалем искусств, включив в себя литературное и музыкальное направления.

– В ближайшее время мы должны будем отобрать конкурсные работы, и это весьма сложное дело. В заявках представлены очень яркие спектакли и известные театры. Среди них – театр «У моста», который на прошлом фестивале играл «На дне» по пьесе Максима Горького. Еще один гость – достаточно именитый театр «На Литейном».

Особое место во внеконкурсной программе займут встречи с писателями, которые пишут о Севере, его людях. Один из них – Моше Шанин, уроженец Северодвинска, попал в шорт-лист премии «Дебют». У него есть сборник замечательных рассказов «Места не столь заселенные» о двух деревнях Устьянского района. Благодаря таким авторам мы понимаем, что дело жизни Федора Абрамова находится в надежных руках, есть люди, которые вдохновились его творчеством и сами стали писать произведения с той же проблематикой.

Интересной обещает быть и встреча с писателем Захаром Прилепиным. Два студента из Санкт-Петербурга покажут его спектакль по роману «Обитель», а затем автор проведет творческую встречу со зрителями.

В музыкальной программе внеконкурсной части запланировано выступление замечательного музыканта Константина Рыбинского. Корни его семьи имеют отношение к Пинеге, сам он пишет замечательные рассказы, которые называются «Пинежские бывальщины». Рассказы Константина полны мистицизма, их герои – пинежские ведьмы и знаменитые икотницы. Автор читает их в полной темноте под этническую музыку ансамбля «Снеги», получается весьма необычно и очень интересно.

Внеконкурсная программа завершится 19 мая двумя показами спектакля «Евгений Онегин», в котором сыграют актеры знаменитого театра имени Вахтангова. В этот же день на площади перед театром пойдет церемония закрытия фестиваля. Мы хотим сделать это ярким общегородским событием: на мероприятии выступит очень интересный коллектив Zventa Sventana –ребята ездят по деревням, собирают напевы (в том числе и северные), устное музыкальное народное творчество, облекая его в джазовые и электронные обработки. Это не просто потрясающая музыка – это еще и уникальный подход к популяризации нашего этнического наследия.

Место, куда хочется приходить

В последнее время во многих региональных СМИ активно обсуждаются планы по благоустройству парка около театра. Однако на фоне не очень удачных (или, по крайней мере, неоднозначных) проектов по благоустройству «Рябиновой аллеи», парков «Зарусье» и «Майский» горожане опасаются, что по результатам очередного «проекта века» нас ждет еще одно разочарование.

– Что бы вы хотели видеть в конечном итоге? Можно ли на этот раз учесть чужие ошибки и как горожане могут принять участие в процессе обсуждения?

– Учитывая это, хочется, чтобы Петровский парк с точки зрения благоустройства стал неким примером положительных изменений в Архангельске, того, как это на самом деле должно происходить. Мы знаем, что проблем накопилось немало: есть огромные высохшие деревья, которые постоянно падают и могут причинить травмы горожанам. Мы понимаем, что необходимо тщательное зонирование территории, где проводится много культурных и общественных мероприятий общегородского характера.

В новом большом проекте благоустройства речь должна идти о комплексном решении детской площадки, ландшафтном дизайне, создании нормального летнего театра, изменении облицовки забора и замене освещения, модернизации фонтанов.

У меня есть мечта, чтобы в белые ночи горожане приходили посмотреть на музыкальное шоу фонтанов. Сейчас они не могут работать в таком режиме, но организовать это вполне возможно.

У нас не так много теплых погожих дней и не так много объединяющих традиций, не так много общественных пространств, а ведь именно такие традиции приводят к пониманию себя здесь и сейчас, а в целом повышению мотивации жить именно в Архангельске.

Как сделать так, чтобы люди тут оставались? Нужно, чтобы бытовые услуги были высококачественными, какие-то вещи, доступные пока лишь в столицах, стали доступны и северянам.

Именно это в меру своих сил мы и стараемся делать, в том числе с помощью организации у нас на сцене выступлений именитых артистов и театральных коллективов. Горожане должны понимать, что качество и уровень жизни в Архангельске может быть достойным и здесь можно реализовывать себя и жить насыщенной культурной и общественной жизнью.

Для того чтобы сделать конкурс по-настоящему народным, до 31 марта мы принимаем творческие работы от всех желающих – положение опубликовано на сайте театра. Всю необходимую информацию, в том числе планы парка, а также заключение НИИ лесного хозяйства о том, какие деревья должны быть сведены и какими их можно заменить, мы предоставим участникам по их просьбе, чтобы они могли составить правильный дизайн-проект. Победитель получит 100 тысяч рублей, за второе и третье места – по 25 тысяч, за которые благодарим компанию «Севералмаз».

Мы не говорим о том, что на 100 процентов реализуем именно тот проект, который станет победителем конкурса, но обязательно возьмем его за основу и с помощью экспертного совета на его основе сформулируем полноценное техническое задание по созданию проекта благоустройства.

Очень бы хотелось, чтобы изменения за театральным забором включили в себя и территории, примыкающие к театру. Ни для кого не секрет, что у нас большие проблемы с парковками, точнее их просто нет. Большинство наших представлений проходит при аншлаге, когда в зале собирается 1200 зрителей, при этом условий для того, чтобы зрители из удаленных округов, а также Северодвинска и Новодвинска приезжали на своих автомобилях, у нас практически нет. Бывает, что спектакли и мероприятия заканчиваются поздно, когда общественный транспорт уже не работает, и у зрителей возникает дилемма – уходить, не дожидаясь окончания мероприятия, или ехать на такси, что бывает весьма затратно. Надеемся, что в результате обсуждений мы сможем решить и эту проблему.

Вместо послесловия

Как обычно в диалогах с деятелями культуры и искусства в завершение беседы задается вопрос: каковы ваши творческие планы?

Понимая, что планов у театра драмы имени М. В. Ломоносова не просто много, а очень много, мы подготовили для вас небольшую памятку о тех событиях, которые, по мнению Сергея Самодова, не стоит пропускать.

Итак, совсем скоро, 9 марта, на камерной можно увидеть спектакль «Протестории», поставленный в жанре вербатим (дословно – документальный театр). В нем происходит переосмысление роли женщины – со слов директора театра, «там будут и протест, и истории, и тесто тоже будет (ни много ни мало, а 220 кг)». Рассуждать при этом героини будут о феминизме, роли женщины, Красной Шапочке…

– Уверен, что это будет интересно и психологам, и женщинам, да и нам, мужчинам, потому что у нас на Севере отношения были выстроены совсем не по домострою, – считает Сергей Александрович.

В апреле северян ждут четыре спектакля (в том числе в Северодвинске) театра классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева.

Новый сезон откроет яркая костюмированная комедия «Собака на сене», затем будет спектакль по роману Маркеса «Сто лет одиночества» (полное название пока остается в тайне).

Будет и настоящая экзотика: идут переговоры с представителями китайской тайваньской оперы, которые готовы показать два спектакля.

В стадии переговоров находится и история о показе в Архангельске спектакля «Борис» режиссера Дмитрия Крымова, в котором (вполне возможно) часть ролей смогут сыграть и наши артисты.

Алексей Новиков

Сергей Самодов:  «Для достижения цели нужно настраиваться на добро и успех»

Благодаря тому что Сергей прекрасный и очень энергичный собеседник, полтора часа в его компании прошли незаметно. Поговорить хотелось о многом, ведь на наших с вами глазах за три последних года театр под его руководством превращается в одного из главных ньюсмейкеров в сфере культуры региона: именно здесь проводится значительная часть общественно значимых и культурных событий, практически все премьеры труппы проходят при аншлагах, активно поддерживает театр и социально значимые проекты.

Напомним читателям, что до лета 2016 года Сергей Самодов был известен среди жителей региона в большей степени в Северодвинске, хотя успел поработать и в областном центре.

В городе корабелов выпускник САФУ работал на городском проводном радио, затем был одним из создателей и руководителем первой городской независимой FM-радиостанции «Радио Модерн Северодвинск», которая, кстати, успешно работает вот уже более десяти лет. Кроме того, он запомнился горожанам как музыкант и шоумен.

В Архангельске Самодов был руководителем одного из информационных агентств и главным редактором печатного издания про здоровый образ жизни. Затем последовало приглашение во Владивосток, где Сергей работал сначала в медиахолдинге, а затем возглавил Приморский театр оперы и балета (ныне – Приморский филиал Мариинского театра).

По возвращении на Север он открыл мужской парикмахерский салон (который теперь стал родоначальником небольшой сети). Вскоре ему было сделано официальное предложение возглавить областной драматический театр, отказаться от которого Сергей Самодов не смог.

Так закалялась сталь

– Стоит отметить, что стартовые условия для вашей работы и во Владивостоке, и в Архангельске оказались не совсем благоприятными: там кредиторка составляла около 140 миллионов рублей, здесь долг хоть и меньше, но присутствовал. Кроме того, на ситуацию в нашем театре оказывали влияние частая смена руководства, забастовки персонала, долги. Как удалось выстоять и победить трудности и каково это – быть антикризисным менеджером?

– На самом деле это удивительная история. До «театрального» периода я считал себя стартап-менеджером, поскольку начинал дело на старте и доводил различные проекты до определенного уровня. Конечно, за год работы полностью реализовать все мероприятия, которые я планировал провести во Владивостоке, мне не удалось. Однако было сделано главное: переход учреждения из статуса краевого в федеральный прошел без каких-то потерь, бунтов, остановок. Спектакли шли по плану, несмотря на то что ситуация в целом была достаточно сложная.

Опыт, который я приобрел при работе в тех условиях, сыграл большое значение в моей жизни и оказался большим подспорьем, когда пришел сюда. Мне кажется, что если бы в моей судьбе не было Владивостока, то и Архангельского театра драмы тоже, наверное, не было бы.

После получения предложения о должности в Архангельском театре мне казалось, что здесь ситуация должна быть в принципе более спокойной и дебет с кредитом должен запросто сходиться. Оказалось, что тоже все непросто. Поэтому даже сейчас, когда финансовая ситуация в нашем театре стабилизировалась и мы наконец-то полностью рассчитались с долгами, я очень осторожно говорю об этом. Сейчас нужно закрепить результаты, устояться, не вернуться на предыдущие позиции, из которых мы недавно вышли.

Чудо, которого нет

Согласно открытым источникам, доходы театра начиная с 2012 года практически не превышали 40 миллионов рублей. Чуть больше было в 2012-м и 2014-м – доход составил по 41 миллиону, в 2015-м был довольно резкий спад до 35. Однако с приходом нового директора доходная часть показывает стабильный рост – от 43,3 миллиона в 2016-м до 59,28 в году минувшем.

– Анализируя эту статистику, задаемся вопросом: как при тех же технических возможностях сцены и зала вам удалось достичь значительного экономического роста?

– В первую очередь нужно отметить, безусловно, творческий коллектив театра. Труппа у нас очень талантливая, это отмечают и критики, и зрители других регионов. Когда мы выступаем на различных фестивалях, потенциал нашего коллектива оценивают как очень высокий, что, безусловно, радует. Наша задача – просто помочь ему этот потенциал реализовать. Актеры делают свою работу талантливо, честно – зритель это видит и идет в театр снова и снова. Параллельно меняется сознание и у актеров – нам важно понимать, что мы не театр с долгами и проблемами, а успешный региональный театр. Для достижения цели нужно настраиваться на добро и успех, мы не сможем быть успешными, если будем постоянно погружаться во внутренние проблемы.

Важно было создать определенное количество интересных событий и сделать так, чтобы каждое событие посещалось с аншлагом. Поэтому мы придумываем и проводим для зрителей читки пьес, различные лаборатории, делали уличные проекты на улице, например к дню рождения Пушкина даже устраивали дуэли.

Напомню, что раньше театру выдавалась госсубсидия на постановку одного-двух спектаклей в год, и все на этом успокаивались. Но мы понимаем, что для того чтобы заинтересовать зрителя, нужно делать значительно больше, нормально в нашем понимании 5–7 премьер. Это важно не только для того, чтобы подпитывать зрительский интерес, но и для того, чтобы актеры находились в тонусе, работали над совершенствованием своих навыков.

Еще один очень важный в финансовом отношении момент – продуманная ценовая политика. Мы не можем себе позволить резкого увеличения цен на билеты, но смогли по-иному разделить зал. Теперь вместо 2–3 поясов у нас есть 7–8, и люди с различным уровнем доходов могут выбрать для себя оптимальный вариант. Замечу, что параллельно у нас работают различные скидочные программы, а билеты для детей находятся на уровне 250–300 рублей. Исключение составляет лишь новогодние кампании, но это стандартная практика и в других учреждениях культуры.

Говоря об экономике театра и об источниках нашего дохода, стоит отметить, что мы провели аудит договоров по аренде зала и изменили соответствующую политику. Если раньше она зависела порой только от воли руководителей, то сейчас мы официально оформляем аренду, а не занимаемся совместным проведением мероприятий. Такой подход позволяет экономить до 20 процентов на уплате НДС.

Следующим шагом на пути оптимального использования сцены и зрительного зала стала наша деятельность по самостоятельной организации театральных и музыкальных коллективов. В этом нам помогает, в частности, федеральная программа «Большие гастроли», которая предусматривает несколько подпрограмм. Мы уже смогли пригласить театр имени Ленсовета, в рамках региональной подпрограммы съездили в Воронеж, Сыктывкар, Крым и Мурманск

Примерно на миллион рублей пополняется наш бюджет и от того, что мы стали сдавать площади буфетов в аренду. В качестве приятного бонуса наши взрослые зрители в антракте могут вновь после долгого перерыва порадовать себя бокалом хорошего вина.

Мы постоянно находимся в поиске новых решений для пополнения бюджета и находим их. Особого чуда здесь нет – просто нужно работать и думать о том, как сделать все процессы более эффективными.

Кому праздники, а кому и работа

Новогодняя кампания – 2020 театра драмы стала одной из самых ярких и заметных за последние годы. Директор с этим утверждением согласен не в полной мере – он считает, что и в прошлом, и в позапрошлом году она была такой же насыщенной и интересной. Однако статистика – лучший аргумент в любом разговоре. Так, по открытым данным, за декабрь-январь было сыграно 59 спектаклей (33 показа на камерной сцене и 26 – на основной), два новых спектакля «Доктор Айболит» и «Огниво» посетили 17 257 зрителей.

– Результаты на самом деле впечатляющие, планка поставлена очень высоко. Насколько реально будет приподнять ее еще выше в следующий Новый год?

– Хорошая идея нашего главного режиссера Андрея Николаевича Тимошенко – делать для новогодней кампании два спектакля (для камерной и основной сцены) – в очередной раз доказала свою эффективность и правоту.

В этом году мы сделали акцент на то, чтобы наши спектакли на камерной сцене смогли посетить даже самые маленькие зрители. При этом они могли делать что хотят, их не нужно лишний раз одергивать. Возможно, не все у нас на первый раз получилось, но большая свобода присутствовала – это точно.

Нам было важно понимать, что для маленького ребенка наш спектакль стал первым соприкосновением с театром, которое не должно быть стрессовым. Если ребенка лишний раз поругать за эмоции во время спектакля, он потом не захочет пойти вновь, будет бояться театра.

Конечно, такие вещи говорят обычно на бизнес-тренингах, но, как оказалось, они прекрасно работают и в сфере культуры.

Что касается следующей новогодней кампании, то мы, безусловно, постараемся превысить наши текущие результаты. Главное, что у нас есть и желание, и резервы. В наших планах в этом году сделать «Абрамовскую» сцену полноценной театральной площадкой, оснастить ее необходимым оборудованием – в дальнейшем она также сможет быть использована, в том числе в новогодних кампаниях. Понятно, что основной упор в эти дни делается на детские спектакли и представления. Поэтому нам предстоит подумать, что мы сможем предложить взрослым зрителям помимо традиционного джазового вечера.

Юбилею Абрамова – достойную встречу

В 2019 году в Архангельской области (впрочем, и за ее пределами) началась подготовка к юбилею замечательного северного писателя, сейчас она вступает в завершающую стадию. Для театра драмы имени М. В. Ломоносова проза Федора Абрамова имеет особое значение – в 1974 году здесь состоялась премьера «Пелагеи и Альки», в 1978-м – «Две зимы и три лета». Спектакли шли долго и постоянно пользовались спросом у зрителей. Естественно, что и к большому юбилею театр начал готовиться заранее.

– Как вы планируете (помимо торжественных официальных мероприятий) отметить 100-летие со дня рождения Федора Абрамова?

– Собственно, наша подготовка началась еще в прошлом году. На прошедшей тогда творческой лаборатории по рассказам северного писателя Андрей Николаевич Тимошенко предположил, что было бы интересно посмотреть на творчество Абрамова не глазами людей, которые его уже знают и порой находятся во власти стереотипов. Хочется увидеть иной, свежий взгляд, и даже если люди не соприкасались ранее с творчеством Федора Александровича, то чтобы это произошло.

На мой взгляд, в этом и состоит главная задача любого большого юбилея – чтобы с автором познакомилось как можно больше людей, чтобы они открыли его творчество для себя.

Во время работы лаборатории были сделаны четыре эскиза, два из которых зрительское голосование отобрало как лучшие. Один из них сейчас ставится – премьера состоится в конце февраля на камерной сцене, это будет спектакль «Сарафан», в его основе три абрамовских рассказа.

Второй спектакль – уже на основной сцене – «Две зимы и три лета. Пряслины». Режиссера Владимира Хрущева наша публика знает по спектаклю «Амфитрион», сейчас он главный режиссер Калужского драматического театра. Я уже видел эскизы, подготовленные сценографом Анатолием Шикулей – они очень яркие и интересные.

Отмечу, что в их трактовке не теряется связь с северной деревней, чего всегда боятся «истинные абрамововеды». Красота пинежской говори в этом случае – всего лишь один из пластов, на самом деле произведения писателя очень глубокие и многогранные.

Вокруг да около

Сергей Самодов убежден, что, рассуждая о юбилее Абрамова, мы должны говорить не только об одном, пусть и великом, писателе, но и о тех, кто продолжает его дело. В этой связи фестиваль «Родниковое слово», который вот уже несколько лет организует театр драмы, ждут очень большие изменения, весьма насыщенная и конкурсная, и внеконкурсная программы. Изначально задуманный как чисто театральный сегодня он становится настоящим фестивалем искусств, включив в себя литературное и музыкальное направления.

– В ближайшее время мы должны будем отобрать конкурсные работы, и это весьма сложное дело. В заявках представлены очень яркие спектакли и известные театры. Среди них – театр «У моста», который на прошлом фестивале играл «На дне» по пьесе Максима Горького. Еще один гость – достаточно именитый театр «На Литейном».

Особое место во внеконкурсной программе займут встречи с писателями, которые пишут о Севере, его людях. Один из них – Моше Шанин, уроженец Северодвинска, попал в шорт-лист премии «Дебют». У него есть сборник замечательных рассказов «Места не столь заселенные» о двух деревнях Устьянского района. Благодаря таким авторам мы понимаем, что дело жизни Федора Абрамова находится в надежных руках, есть люди, которые вдохновились его творчеством и сами стали писать произведения с той же проблематикой.

Интересной обещает быть и встреча с писателем Захаром Прилепиным. Два студента из Санкт-Петербурга покажут его спектакль по роману «Обитель», а затем автор проведет творческую встречу со зрителями.

В музыкальной программе внеконкурсной части запланировано выступление замечательного музыканта Константина Рыбинского. Корни его семьи имеют отношение к Пинеге, сам он пишет замечательные рассказы, которые называются «Пинежские бывальщины». Рассказы Константина полны мистицизма, их герои – пинежские ведьмы и знаменитые икотницы. Автор читает их в полной темноте под этническую музыку ансамбля «Снеги», получается весьма необычно и очень интересно.

Внеконкурсная программа завершится 19 мая двумя показами спектакля «Евгений Онегин», в котором сыграют актеры знаменитого театра имени Вахтангова. В этот же день на площади перед театром пойдет церемония закрытия фестиваля. Мы хотим сделать это ярким общегородским событием: на мероприятии выступит очень интересный коллектив Zventa Sventana –ребята ездят по деревням, собирают напевы (в том числе и северные), устное музыкальное народное творчество, облекая его в джазовые и электронные обработки. Это не просто потрясающая музыка – это еще и уникальный подход к популяризации нашего этнического наследия.

Место, куда хочется приходить

В последнее время во многих региональных СМИ активно обсуждаются планы по благоустройству парка около театра. Однако на фоне не очень удачных (или, по крайней мере, неоднозначных) проектов по благоустройству «Рябиновой аллеи», парков «Зарусье» и «Майский» горожане опасаются, что по результатам очередного «проекта века» нас ждет еще одно разочарование.

– Что бы вы хотели видеть в конечном итоге? Можно ли на этот раз учесть чужие ошибки и как горожане могут принять участие в процессе обсуждения?

– Учитывая это, хочется, чтобы Петровский парк с точки зрения благоустройства стал неким примером положительных изменений в Архангельске, того, как это на самом деле должно происходить. Мы знаем, что проблем накопилось немало: есть огромные высохшие деревья, которые постоянно падают и могут причинить травмы горожанам. Мы понимаем, что необходимо тщательное зонирование территории, где проводится много культурных и общественных мероприятий общегородского характера.

В новом большом проекте благоустройства речь должна идти о комплексном решении детской площадки, ландшафтном дизайне, создании нормального летнего театра, изменении облицовки забора и замене освещения, модернизации фонтанов.

У меня есть мечта, чтобы в белые ночи горожане приходили посмотреть на музыкальное шоу фонтанов. Сейчас они не могут работать в таком режиме, но организовать это вполне возможно.

У нас не так много теплых погожих дней и не так много объединяющих традиций, не так много общественных пространств, а ведь именно такие традиции приводят к пониманию себя здесь и сейчас, а в целом повышению мотивации жить именно в Архангельске.

Как сделать так, чтобы люди тут оставались? Нужно, чтобы бытовые услуги были высококачественными, какие-то вещи, доступные пока лишь в столицах, стали доступны и северянам.

Именно это в меру своих сил мы и стараемся делать, в том числе с помощью организации у нас на сцене выступлений именитых артистов и театральных коллективов. Горожане должны понимать, что качество и уровень жизни в Архангельске может быть достойным и здесь можно реализовывать себя и жить насыщенной культурной и общественной жизнью.

Для того чтобы сделать конкурс по-настоящему народным, до 31 марта мы принимаем творческие работы от всех желающих – положение опубликовано на сайте театра. Всю необходимую информацию, в том числе планы парка, а также заключение НИИ лесного хозяйства о том, какие деревья должны быть сведены и какими их можно заменить, мы предоставим участникам по их просьбе, чтобы они могли составить правильный дизайн-проект. Победитель получит 100 тысяч рублей, за второе и третье места – по 25 тысяч, за которые благодарим компанию «Севералмаз».

Мы не говорим о том, что на 100 процентов реализуем именно тот проект, который станет победителем конкурса, но обязательно возьмем его за основу и с помощью экспертного совета на его основе сформулируем полноценное техническое задание по созданию проекта благоустройства.

Очень бы хотелось, чтобы изменения за театральным забором включили в себя и территории, примыкающие к театру. Ни для кого не секрет, что у нас большие проблемы с парковками, точнее их просто нет. Большинство наших представлений проходит при аншлаге, когда в зале собирается 1200 зрителей, при этом условий для того, чтобы зрители из удаленных округов, а также Северодвинска и Новодвинска приезжали на своих автомобилях, у нас практически нет. Бывает, что спектакли и мероприятия заканчиваются поздно, когда общественный транспорт уже не работает, и у зрителей возникает дилемма – уходить, не дожидаясь окончания мероприятия, или ехать на такси, что бывает весьма затратно. Надеемся, что в результате обсуждений мы сможем решить и эту проблему.

Вместо послесловия

Как обычно в диалогах с деятелями культуры и искусства в завершение беседы задается вопрос: каковы ваши творческие планы?

Понимая, что планов у театра драмы имени М. В. Ломоносова не просто много, а очень много, мы подготовили для вас небольшую памятку о тех событиях, которые, по мнению Сергея Самодова, не стоит пропускать.

Итак, совсем скоро, 9 марта, на камерной можно увидеть спектакль «Протестории», поставленный в жанре вербатим (дословно – документальный театр). В нем происходит переосмысление роли женщины – со слов директора театра, «там будут и протест, и истории, и тесто тоже будет (ни много ни мало, а 220 кг)». Рассуждать при этом героини будут о феминизме, роли женщины, Красной Шапочке…

– Уверен, что это будет интересно и психологам, и женщинам, да и нам, мужчинам, потому что у нас на Севере отношения были выстроены совсем не по домострою, – считает Сергей Александрович.

В апреле северян ждут четыре спектакля (в том числе в Северодвинске) театра классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева.

Новый сезон откроет яркая костюмированная комедия «Собака на сене», затем будет спектакль по роману Маркеса «Сто лет одиночества» (полное название пока остается в тайне).

Будет и настоящая экзотика: идут переговоры с представителями китайской тайваньской оперы, которые готовы показать два спектакля.

В стадии переговоров находится и история о показе в Архангельске спектакля «Борис» режиссера Дмитрия Крымова, в котором (вполне возможно) часть ролей смогут сыграть и наши артисты.

Алексей Новиков

Поделиться
52571