7 ноября 2014

Санкции нам на руку

Иногда складывается впечатление, что предприятия общественного питания и торговли не с большой охотой сотрудничают с местными сельхозпроизводителями. Мы не говорим о хлебозаводах, мясокомбинатах и предприятиях по переработке молока. Есть масса небольших хозяйств, которые сталкиваются с трудностями при сбыте своей продукции.

В чем проблема? И есть ли она? Об этом шел разговор в редакции «Газеты Архангельск».

Объективные облака

Как оказалось, по мнению участников круглого стола, больших проблем в нашем регионе со сбытом продукции у крестьянских хозяйств нет. Даже наоборот. Уже несколько лет продвижение наших товаров на полки магазинов – приоритетное направление деятельности областного минагропромторга.

Да что там минагропромторга, всего правительства Архангельской области. Обеспечение северян местными продуктами питания – вообще вопрос национальной безопасности. Хотя безоблачными отношения селян, с одной стороны, и торговли и общепита, с другой, назвать нельзя. И облака эти не столько субъективны, сколько объективны в силу специфики региона.

Завозной регион

Не секрет, что Архангельская область по большинству групп товаров завозной продовольственный регион. И только по отдельным категориям товаров мы себя обеспечиваем. И то частично. Перечень сельхозпродукции невелик, а вот спектр товаров переработки гораздо шире. Ведь сюда попадает не только то, что произведено в области, но и то, что предприятия сюда привозят. Из муки, к примеру, пекут не только хлеб, но и готовят кондитерские изделия.

На полках магазинов товары, произведенные в Архангельской области, занимают в среднем 37%. Это на так много, но цифра вполне объективная. По группам товаров, по районам и торговым сетям она может быть разной. По рыбе, к примеру, может приближаться к 100%, а по овощам – и 10%. Все зависит от хозяйственных связей между поставщиками и продавцами.

Для сетей мелковаты

Как считают Ольга Дудинская и Зоя Баранова, связи эти прочны и налажены. И если кто-то из фермеров сетует, что не берут его картошку-моркошку в магазин, то не потому, что плохие сети не хотят. А просто выращенной им продукции маловато будет. Задача торговой сети – обеспечить ассортимент и его постоянное присутствие в зале. А потому им неинтересны две машины картофеля. Им два вагона нужно, как минимум. И не только по осени, а в течение года. То же самое с молоком, мясом, яйцом… А продукцию местных крупных переработчиков они берут с удовольствием.

Так что мелковаты наши архангельские хозяйства для торговых сетей. Им прямой путь в небольшие магазины шаговой доступности и в предприятия общепита.

Общепит в самый раз

Представители общепита Сергей Яворский и Александр Гречаный подтвердили, что у своих все берут с охотой. Из свежего, не перемороженного мяса и отбивные вкуснее, и борщ наваристей. Как отметил Сергей Брониславович, любой уважающий себя ресторан готовит еду только их свежих продуктов, если у него такая возможность есть. Конечно, свежих креветок, к примеру, у нас не найдешь.
А то, что в области производится, закупают на рынке или прямо у фермеров. Александр Николаевич при этом подчеркнул, что он в своем заведении питается без опаски и знает, что говорит.

Вот и получается, что препятствий и нежелания сотрудничать нет. Все за. Надо только сельское хозяйство поднимать: земли распахивать, урожаи растить, надои увеличивать, скотину выращивать. И экономические санкции в этом нам на руку. Только, как ни странно может показаться, крестьянину бы надо, чтобы они подольше не отменялись. И даже когда это произойдет, государственная поддержка нашему сельскому хозяйству осталась.


Прямая речь

Наталья Мчедлидзе, руководитель отдела маркетинга и учебного центра ООО «Норд Коммерц»:

– Люди, которые хорошо умеют выращивать, пусть этим и занимаются. Как правило, они много говорят, но мало делают в продвижении своей продукции. Им надо найти или создать структуру, которая будет это делать. Не надо идти в торговую сеть, небольшой магазин возьмет у них все, и возьмет с удовольствием. Даже по цене, возможно, более выгодной. Не может производитель ходить по сетям и предлагать свою продукцию. У него должен быть агент, агентство, которое представляет его в городе, которое знает, что и где будет произведено и кому это нужно.

Ирина Бажанова, заместитель министра агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области:

17 35d43– Вопрос продвижения продукции местных сельхозтоваропроизводителей у нас сегодня в приоритете. Как, впрочем, и на протяжении последних лет. В условиях жесткой конкуренции все наши крупные торговые сети продекларировали и считают своим преимуществом наличие на полках продукции местных товаропроизводителей. Но у нас в каждом муниципальном образовании свои предпочтения. В Вельске в магазинах присутствует вельская и устьянская продукция. А в Северодвинске она тоже есть, но в основном там местные, северодвинские продукты. И реально проблем со сбытом нет, сети готовы взять все. Только дайте эту продукцию. Беда в том, что пока система агропромышленного комплекса не может предоставить то количество и тот ассортимент, какие им нужны.

Сергей Яворский, генеральный директор ОАО «Титан девелопмент»:

75 54cfc– Продукция продовольственной группы местных производителей всегда будет пользоваться спросом в гостиницах, ресторанах, кафе. В нашем гостинично-туристском комплексе «Малые Карелы» закупка сырья происходит ежедневно. Мы ставим условием, чтобы все было свежее, а этого можно добиться, покупая у местных. И в этом никакого секрета нет. Каждый уважающий себя ресторан или объект питания, связанный с полным комплексом, использует местные продукты. Так что проблем со сбытом я не вижу. Продовольствие всегда будет востребовано.

Александр Гречаный, генеральный директор ООО «Нулевая верста»:

24 ed2d8– Вопрос не столько в сбыте, сколько вообще в развитии агропромышленного комплекса. Мы же все ездим по области, видим, сколько полей пустует. Сейчас, казалось бы, введенные санкции должны стимулировать рост сельского хозяйства. Но для этого у крестьянина должна быть уверенность в государственной поддержке, что его продукция будет востребована. Хотя бы на протяжении ближайших пяти лет. Если мы надеемся санкции пережить, что все опять восстановится в отношениях с Европой, то для нашего архангельского крестьянина вкладываться в расширение производства смысла нет. Он с Европой конкуренции не выдержит. И полумеры тут не нужны. Должна быть глубокая программа, рассчитанная на десятилетия и подкрепленная финансированием.

Санкции нам на руку

В чем проблема? И есть ли она? Об этом шел разговор в редакции «Газеты Архангельск».

Объективные облака

Как оказалось, по мнению участников круглого стола, больших проблем в нашем регионе со сбытом продукции у крестьянских хозяйств нет. Даже наоборот. Уже несколько лет продвижение наших товаров на полки магазинов – приоритетное направление деятельности областного минагропромторга.

Да что там минагропромторга, всего правительства Архангельской области. Обеспечение северян местными продуктами питания – вообще вопрос национальной безопасности. Хотя безоблачными отношения селян, с одной стороны, и торговли и общепита, с другой, назвать нельзя. И облака эти не столько субъективны, сколько объективны в силу специфики региона.

Завозной регион

Не секрет, что Архангельская область по большинству групп товаров завозной продовольственный регион. И только по отдельным категориям товаров мы себя обеспечиваем. И то частично. Перечень сельхозпродукции невелик, а вот спектр товаров переработки гораздо шире. Ведь сюда попадает не только то, что произведено в области, но и то, что предприятия сюда привозят. Из муки, к примеру, пекут не только хлеб, но и готовят кондитерские изделия.

На полках магазинов товары, произведенные в Архангельской области, занимают в среднем 37%. Это на так много, но цифра вполне объективная. По группам товаров, по районам и торговым сетям она может быть разной. По рыбе, к примеру, может приближаться к 100%, а по овощам – и 10%. Все зависит от хозяйственных связей между поставщиками и продавцами.

Для сетей мелковаты

Как считают Ольга Дудинская и Зоя Баранова, связи эти прочны и налажены. И если кто-то из фермеров сетует, что не берут его картошку-моркошку в магазин, то не потому, что плохие сети не хотят. А просто выращенной им продукции маловато будет. Задача торговой сети – обеспечить ассортимент и его постоянное присутствие в зале. А потому им неинтересны две машины картофеля. Им два вагона нужно, как минимум. И не только по осени, а в течение года. То же самое с молоком, мясом, яйцом… А продукцию местных крупных переработчиков они берут с удовольствием.

Так что мелковаты наши архангельские хозяйства для торговых сетей. Им прямой путь в небольшие магазины шаговой доступности и в предприятия общепита.

Общепит в самый раз

Представители общепита Сергей Яворский и Александр Гречаный подтвердили, что у своих все берут с охотой. Из свежего, не перемороженного мяса и отбивные вкуснее, и борщ наваристей. Как отметил Сергей Брониславович, любой уважающий себя ресторан готовит еду только их свежих продуктов, если у него такая возможность есть. Конечно, свежих креветок, к примеру, у нас не найдешь.
А то, что в области производится, закупают на рынке или прямо у фермеров. Александр Николаевич при этом подчеркнул, что он в своем заведении питается без опаски и знает, что говорит.

Вот и получается, что препятствий и нежелания сотрудничать нет. Все за. Надо только сельское хозяйство поднимать: земли распахивать, урожаи растить, надои увеличивать, скотину выращивать. И экономические санкции в этом нам на руку. Только, как ни странно может показаться, крестьянину бы надо, чтобы они подольше не отменялись. И даже когда это произойдет, государственная поддержка нашему сельскому хозяйству осталась.


Прямая речь

Наталья Мчедлидзе, руководитель отдела маркетинга и учебного центра ООО «Норд Коммерц»:

– Люди, которые хорошо умеют выращивать, пусть этим и занимаются. Как правило, они много говорят, но мало делают в продвижении своей продукции. Им надо найти или создать структуру, которая будет это делать. Не надо идти в торговую сеть, небольшой магазин возьмет у них все, и возьмет с удовольствием. Даже по цене, возможно, более выгодной. Не может производитель ходить по сетям и предлагать свою продукцию. У него должен быть агент, агентство, которое представляет его в городе, которое знает, что и где будет произведено и кому это нужно.

Ирина Бажанова, заместитель министра агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области:

17 35d43– Вопрос продвижения продукции местных сельхозтоваропроизводителей у нас сегодня в приоритете. Как, впрочем, и на протяжении последних лет. В условиях жесткой конкуренции все наши крупные торговые сети продекларировали и считают своим преимуществом наличие на полках продукции местных товаропроизводителей. Но у нас в каждом муниципальном образовании свои предпочтения. В Вельске в магазинах присутствует вельская и устьянская продукция. А в Северодвинске она тоже есть, но в основном там местные, северодвинские продукты. И реально проблем со сбытом нет, сети готовы взять все. Только дайте эту продукцию. Беда в том, что пока система агропромышленного комплекса не может предоставить то количество и тот ассортимент, какие им нужны.

Сергей Яворский, генеральный директор ОАО «Титан девелопмент»:

75 54cfc– Продукция продовольственной группы местных производителей всегда будет пользоваться спросом в гостиницах, ресторанах, кафе. В нашем гостинично-туристском комплексе «Малые Карелы» закупка сырья происходит ежедневно. Мы ставим условием, чтобы все было свежее, а этого можно добиться, покупая у местных. И в этом никакого секрета нет. Каждый уважающий себя ресторан или объект питания, связанный с полным комплексом, использует местные продукты. Так что проблем со сбытом я не вижу. Продовольствие всегда будет востребовано.

Александр Гречаный, генеральный директор ООО «Нулевая верста»:

24 ed2d8– Вопрос не столько в сбыте, сколько вообще в развитии агропромышленного комплекса. Мы же все ездим по области, видим, сколько полей пустует. Сейчас, казалось бы, введенные санкции должны стимулировать рост сельского хозяйства. Но для этого у крестьянина должна быть уверенность в государственной поддержке, что его продукция будет востребована. Хотя бы на протяжении ближайших пяти лет. Если мы надеемся санкции пережить, что все опять восстановится в отношениях с Европой, то для нашего архангельского крестьянина вкладываться в расширение производства смысла нет. Он с Европой конкуренции не выдержит. И полумеры тут не нужны. Должна быть глубокая программа, рассчитанная на десятилетия и подкрепленная финансированием.

Поделиться
5850