Самый сладкий праздник
Он – первый православный праздник в августе, посвященный Спасителю, называемый также Первым, Мокрым, Водным Спасом, Изнесением Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Святили мед, получали благословение
По традиции на Первый спас принято покупать мед и святить его в церкви, чтобы получить благословение не только для меда, но и для себя.
После крещения Древней Руси и обращения славян в православных христиан наши предки переняли византийский обычай вынесения Креста в Медовый Спас. Со временем появилась традиция во всех городах, селах и деревнях Руси совершать крестный ход с Крестом с последующим купанием в реках. Считалось, что не только вода смывает грязь и болезни, а молитва и покаяние очищают от грехов.
Со временем обычай выносить Крест Господень в город для профилактики болезней отошел на второй план, а его заменил обычай святить в церкви первые соты и первый мед. Потому этот день и называют Медовым Спасом.
На Первый Спас и нищий мед ест
В праздник Медового Спаса в больших и малых городах Руси организовывают ярмарки и выставки лучших сортов меда, на которых священники кропят святой водой не только мед, но и воду, и мак, и выпечку, и разные изделия из меда и мака.
Медовые пироги, народные игры и гулянья в Первый, Медовый Спас – традиционная часть русской культуры.
Считается, что в Медовый Спас даже самый бедный и нуждающийся человек должен откушать свежего меда: «На Первый Спас, Медовый и нищий мед ест».
Начало Успенского поста
Также в этот день начинается короткий, но очень строгий Успенский пост, установленный в память Успения (смерти) Пресвятой Богородицы Девы Марии.
Он – единственный многодневный православный пост в честь Богородицы и ее Успения. В это время по понедельникам, средам и пятницам – сухоядение (разрешаются хлеб, овощи и фрукты), во вторник и четверг можно есть пищу без растительного масла, а в субботу и воскресенье – горячую пищу с растительным маслом. И лишь в праздники Преображения Господня и Успения Богородицы можно есть еще и рыбу.
Примечательно, что раньше до Медового Спаса православные христиане не ели меда нового урожая. А вот прошлого года вкушать разрешалось.
Наши предки примечали…
Начинаются Спасовки, или Спасы – народное название первой половины августа по старому стилю, когда отмечаются три Спаса и Обжинки. Считается, что названия даны в честь Иисуса Христа-Спасителя (Спаса). По народной этимологии значение слова «Спас» произошло от «спасаться», то есть спасать себя, выживать тем, что употреблять в пищу нечто, а именно: мед (Медовый Спас), яблоки (Яблочный Спас), хлеб, орехи (Ореховый, или Хлебный Спас).
После Медового Спаса уже не купались: лето клонится к закату, вода цветет, птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлету, отцветают розы, отмечается отлет ласточек и стрижей.
Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье». По погоде в этот день судят о том, каков будет Третий Спас.
На Первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь. Паши под озимь, сей озимь. На Маккавеи собирают мак. Дождь на Маккавея – мало пожаров бывает. Отцветают розы, падают хорошие росы. С Первого Спаса и роса хороша. На Первый Спас олень копыто обмочил (вода холодна). Пчела перестает носить медовую взятку. Заламывай (подрезывай) соты. Во что Маккавеи, в то и разговенье. Первый Спас – на воде стоять, Второй Спас – яблоки едят, Третий Спас – на зеленых горах холсты продавать.
Старые традиции
На Первый Спас «бабьи грехи» замаливаются: женщинам прощаются все их невымоленные грехи.
В этот день совершается малое освящение воды, а также меда нового сбора, благословляется его употребление в пищу – пекут медовые пряники, блины с маком и медом, пироги, булочки, плюшки с маком.
Для селянина – страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни – под озимые.
В церкви также освящали венки из колосьев с новым зерном, первые плоды урожая. В этот день в центральной и южной полосах России устраивали первый посев озимой ржи.
Накануне Макковия готовят «макковийский цветок»: букет, состоящий из разных цветов и растений, включая мяту, чабрец и календулу. У каждого растения – определенное магическое значение, их все вместе с несколькими головками мака освящают в церкви. После этого освященные маковые головки хранят дома для спокойствия и благополучия в семье. В народной медицине букетик сухих головок ставят у кровати тех, кто страдает бессонницей, – для спокойного сна.
Весной освященный мак рассеивают на огороде, а девушки вплетают в волосы засушенные цветы, для того чтобы не выпадали волосы.
Мед святили в новой посуде, которая еще не была в употреблении, куда пчеловод в чистой одежде клал часть сот из самого богатого улья. Освященным медом было принято угощать нищих, им также поминали родителей. Часть меда оставалась в церкви, им угощались причт, нищие и дети.
В этот день устраивали так называемые «вдовьи и сиротские помочи» – то есть помогали им по хозяйству, приносили угощение: «Ты – за себя, мы – за тебя, а Христов Спас – за всех нас!»
14 августа готовят блюда и напитки из меда, пекут пироги или пряники, а для украшения и начинки используют зерна мака.
Святили мед, получали благословение
По традиции на Первый спас принято покупать мед и святить его в церкви, чтобы получить благословение не только для меда, но и для себя.
После крещения Древней Руси и обращения славян в православных христиан наши предки переняли византийский обычай вынесения Креста в Медовый Спас. Со временем появилась традиция во всех городах, селах и деревнях Руси совершать крестный ход с Крестом с последующим купанием в реках. Считалось, что не только вода смывает грязь и болезни, а молитва и покаяние очищают от грехов.
Со временем обычай выносить Крест Господень в город для профилактики болезней отошел на второй план, а его заменил обычай святить в церкви первые соты и первый мед. Потому этот день и называют Медовым Спасом.
На Первый Спас и нищий мед ест
В праздник Медового Спаса в больших и малых городах Руси организовывают ярмарки и выставки лучших сортов меда, на которых священники кропят святой водой не только мед, но и воду, и мак, и выпечку, и разные изделия из меда и мака.
Медовые пироги, народные игры и гулянья в Первый, Медовый Спас – традиционная часть русской культуры.
Считается, что в Медовый Спас даже самый бедный и нуждающийся человек должен откушать свежего меда: «На Первый Спас, Медовый и нищий мед ест».
Начало Успенского поста
Также в этот день начинается короткий, но очень строгий Успенский пост, установленный в память Успения (смерти) Пресвятой Богородицы Девы Марии.
Он – единственный многодневный православный пост в честь Богородицы и ее Успения. В это время по понедельникам, средам и пятницам – сухоядение (разрешаются хлеб, овощи и фрукты), во вторник и четверг можно есть пищу без растительного масла, а в субботу и воскресенье – горячую пищу с растительным маслом. И лишь в праздники Преображения Господня и Успения Богородицы можно есть еще и рыбу.
Примечательно, что раньше до Медового Спаса православные христиане не ели меда нового урожая. А вот прошлого года вкушать разрешалось.
Наши предки примечали…
Начинаются Спасовки, или Спасы – народное название первой половины августа по старому стилю, когда отмечаются три Спаса и Обжинки. Считается, что названия даны в честь Иисуса Христа-Спасителя (Спаса). По народной этимологии значение слова «Спас» произошло от «спасаться», то есть спасать себя, выживать тем, что употреблять в пищу нечто, а именно: мед (Медовый Спас), яблоки (Яблочный Спас), хлеб, орехи (Ореховый, или Хлебный Спас).
После Медового Спаса уже не купались: лето клонится к закату, вода цветет, птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлету, отцветают розы, отмечается отлет ласточек и стрижей.
Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье». По погоде в этот день судят о том, каков будет Третий Спас.
На Первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь. Паши под озимь, сей озимь. На Маккавеи собирают мак. Дождь на Маккавея – мало пожаров бывает. Отцветают розы, падают хорошие росы. С Первого Спаса и роса хороша. На Первый Спас олень копыто обмочил (вода холодна). Пчела перестает носить медовую взятку. Заламывай (подрезывай) соты. Во что Маккавеи, в то и разговенье. Первый Спас – на воде стоять, Второй Спас – яблоки едят, Третий Спас – на зеленых горах холсты продавать.
Старые традиции
На Первый Спас «бабьи грехи» замаливаются: женщинам прощаются все их невымоленные грехи.
В этот день совершается малое освящение воды, а также меда нового сбора, благословляется его употребление в пищу – пекут медовые пряники, блины с маком и медом, пироги, булочки, плюшки с маком.
Для селянина – страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни – под озимые.
В церкви также освящали венки из колосьев с новым зерном, первые плоды урожая. В этот день в центральной и южной полосах России устраивали первый посев озимой ржи.
Накануне Макковия готовят «макковийский цветок»: букет, состоящий из разных цветов и растений, включая мяту, чабрец и календулу. У каждого растения – определенное магическое значение, их все вместе с несколькими головками мака освящают в церкви. После этого освященные маковые головки хранят дома для спокойствия и благополучия в семье. В народной медицине букетик сухих головок ставят у кровати тех, кто страдает бессонницей, – для спокойного сна.
Весной освященный мак рассеивают на огороде, а девушки вплетают в волосы засушенные цветы, для того чтобы не выпадали волосы.
Мед святили в новой посуде, которая еще не была в употреблении, куда пчеловод в чистой одежде клал часть сот из самого богатого улья. Освященным медом было принято угощать нищих, им также поминали родителей. Часть меда оставалась в церкви, им угощались причт, нищие и дети.
В этот день устраивали так называемые «вдовьи и сиротские помочи» – то есть помогали им по хозяйству, приносили угощение: «Ты – за себя, мы – за тебя, а Христов Спас – за всех нас!»
14 августа готовят блюда и напитки из меда, пекут пироги или пряники, а для украшения и начинки используют зерна мака.