С начала года в Архангельске с участием несовершеннолетних возбуждено 116 уголовных дел

В Архангельске состоялась итоговая конференция «Обеспечим безопасность детей вместе» в рамках проекта «Школа безопасности», реализуемого АНО поддержки инициатив «Новый взгляд» при финансовой поддержке регионального правительства. В мероприятии приняли участие более 30 специалистов образовательных организаций города.

С приветственным словом к участникам обратилась директор МБУ Центр «Леда» Ирина Орлова, она отметила, что тема безопасности детей должна быть ключевой в обсуждении педагогов. С этим мнением согласна и начальник подразделения УВД по делам несовершеннолетних Октябрьского округа Ольга Палкина. В своем докладе «Анализ происшествий с участием несовершеннолетних» она рассказала о зафиксированных делах в отношении детей, когда существовала угроза их безопасности.

– К сожалению, наш мир очень суров. Помочь ребенку адаптироваться в сложных ситуациях могут только близкие люди. Очень часто в отношении несовершеннолетних совершаются противоправные действия. За 4 месяца этого года по городу Архангельску уже возбуждено 116 уголовных дел. Большая часть преступлений связана с задолженностью по уплате алиментов, – рассказала Ольга Палкина.

Причинение смерти по неосторожности в результате пожара, нарушение правил дорожного движения со смертельным исходом, истязания, мошенничества, причинение тяжкого вреда по неосторожности, кражи, неправомерный доступ к компьютерной информации, грабежи, суицид, разбой, распространение порнографических материалов несовершеннолетних, насилие – все эти виды преступлений, к сожалению, зарегистрированы в Архангельске. Грабежи и кражи все еще остаются одной из самых распространенных проблем.

– В первую очередь родители должны сформировать навыки бережного отношения к имуществу. К сожалению, дети не всегда аккуратно относятся к своим вещам, а родители наоборот часто приобретают очень дорогостоящую технику, одежду. Иногда дети, рассказывая или хвастаясь, могут спровоцировать других людей на совершение преступления. С самого раннего возраста нужно объяснять правила обращения с дорогими вещами и ценности того, что имеем. К сожалению, недостаточно  проработаны моменты правильного общения с взрослыми, дети не знают, как дать отпор незнакомцам, – объясняет педагогам начальник по делам несовершеннолетних.

Еще у большинства детей отсутствуют знания дорожного движения и навыки поведения на улице. В Архангельской области по итогам четырех месяцев этого года уже зарегистрировано 29 ДТП с участием несовершеннолетних.

Родители должны формировать у ребят навыки бесконфликтного поведения, умения не реагировать на провокации. В образовательных учреждениях регистрируется большое количество детских травм. Педагоги в школах должны работать над разрешением конфликтных ситуаций.

В зависимости от погодного сезона нужно проводить профилактику безопасного поведения: в ледоход рассказывать технику безопасности на льду, во время  пожароопасного сезона объяснять правила обращения с огнем. Летом важно говорить о том, что нельзя купаться в неположенных местах. На каждый сезон у родителей и педагогов должна быть своя тактика.

– Родители должны знать круг общения своих детей, всегда спрашивать, где и с кем они находятся. Пожалуйста, объясняйте ребенку, как вести себя в незнакомых местах, учите его технике безопасности. Такие простые правила помогут сохранить ему жизнь, – обратилась к участникам конференции Ольга Палкина.

Дмитрий Винокуров прилетел на конференцию с Урала. Он врач-психиатр, травмотерапевт, детско-юношеский семейный психотерапевт. Для архангельских педагогов он презентовал разработанную в Нижнем Тагиле методику формирования навыков безопасного поведения у детей в социальной среде.

– Сейчас мы все проживаем травматические события. Родители и их дети находятся в состоянии стресса.  Я работаю с 90-х годов, и в это время мы уже пережили большой детский травматизм, всплеск тревожных расстройств, панических атак, суицидов. Нам необходимо разработать профилактику этих травм, ведь как работать с их последствиями — уже известно, – рассказал Дмитрий Винокуров. — Я прогнозирую, что все эти болезни повторятся вновь, через несколько месяцев после завершения кризиса, последствий будет много.

Все катастрофы, которые случаются с детьми, можно разделить на несколько категорий. Например, природные — это когда ребенок оказался там, где случилось землетрясение или ураган. Дорожно-транспортные происшествия относятся к техногенным категориям. Но самые тяжелые последствия для ребенка несут психические травмы из-за человеческих воздействий.

Психотерапевт отмечает, что особенно опасны нападения от родителей. Тяжелее всего, если вред ребенку причиняет отец. Угроза со стороны родственника приравнивается к насилию, такой взрослый  перестает быть защитником, из-за этого ребенок получает двойную травму.

Социальная среда, место, где развиваются человеческие отношения, таит в себе еще одну опасность для малыша. Там ребенка подстерегает агрессия со стороны сверстников.

– Если школа, в которую ходит ребенок, действительно безопасное место, где ему интересно, то он чувствует себя защищенным. Благоприятная обстановка в семье влияет на его взаимоотношения с другими людьми в школе. Учителя должны общаться с детьми на равных без злости и ненависти, уважать их интересы. Если в образовательном учреждении у воспитанника есть близкие, друзья, тогда он с удовольствием пойдет туда. Но мы все взрослые люди, и понимаем, что идеальным мир сделать невозможно, – объясняет Дмитрий Винокуров.

Эксперт предлагает повышать качество образовательной среды. То есть нужно дать ребенку такие навыки и компетенции, которые в любой ситуации смогут защитить его. В первую очередь эти методики должны знать родители, педагоги детских садов, школ, учителя начальных школ, вожатые и старшеклассники.

Кандидат педагогических наук Михаил Рулев придумал методику личной безопасности ребенка, в которой говорится о том, что задача взрослых осознавать те опасности, которые подстерегают детей, и применять правила защиты. Зная, какие бывают опасности, можно заранее сформировать у ребенка модель поведения в этих ситуациях. 

– Ребенок в 27% случаев становился жертвой, именно когда он оставался один без наблюдения взрослых, а в 24% случаев детей просто заманивали, что-то пообещав. То есть не всегда страшный, злой дяденька может представлять опасность. Наоборот, некоторые преступники очень милые, но расчетливые люди. Например, идет по улице девочка 11 лет, к ней подходит якобы режиссер и говорит, что только она подходит на роль в фильме. Девочка внимательно слушает незнакомца, который приглашает ее к себе домой на репетицию, – Дмитрий Александрович рассказывает примеры из уголовных дел.

Если ребенку с самого раннего возраста объясняют зону и правила личных границ, то таких ситуаций не возникнет. Детям нужно говорить, что они могут не стесняться  вырываться, кричать, звать на помощь. Родители должны обучить ребенка правилу «свой-чужой».  Свой человек — этот тот, кого знают ребенок и его родители. Но преступник может сказать ребенку, что мама попросила его забрать, тогда заранее познакомьте и представьте ребенку всех тех, кто сможет действительно прийти за ним. Все эти правила нужно объяснять детям в игровой форме.

Большую опасность приносят не только взрослые, но и сверстники. Педагог должен быть осведомлен обо всех отношениях внутри своего коллектива. Учителя часто недооценивают жестокость школьников и не верят, что их подопечные могут совершить такие противоправные поступки. Тысячи преступлений в отношении детей по всей России совершаются ежедневно.

Часто дети знакомятся со сверстниками на улице и потом просятся идти гулять в другой двор. Родители должны знать всех друзей своих детей и быть знакомы с ними лично и только после этого принимать решение о прогулке в другом месте.

Отношения с  ребенком нужно выстраивать так, чтобы он не боялся посоветоваться, спросить разрешение у близкого взрослого. Педагог должен сформировать с учениками доверительные отношения. Задача взрослого объяснить ребенку правила самозащиты.

Руководитель проекта «Школа безопасности» и директор АНО поддержки инициатив «Новый взгляд» Ольга Бобрецова работает с темой насилия уже больше 20 лет.

– Генетически нам не дается основа безопасного поведения, это та социальная надстройка, которую необходимо формировать годами. В социальном центре я занималась вопросами жестокого обращения с детьми, общалась с органами полиции и следственным комитетом. Дети, из-за того что их не научили взрослые, не умеют правильно реагировать в разных ситуациях и из-за этого попадают в беду, – рассказала Ольга Бобрецова.

В 2019 году она вместе с командой единомышленников и профессиональных тренеров стала думать над написанием проекта по безопасности для младших школьников и обучении их родителей.

– Мы создали такую программу, отработали ее, заметили интерес у родителей и образовательных учреждений. Сейчас она входит в перечень дополнительных образовательных услуг. Через Навигатор дополнительного образования на платформе «Госуслуги» можно записаться на прохождение программы.  Специалисты центра «Леда» или организации «Новый взгляд» реализуют ее для вас. «Школу безопасности» уже прошли свыше трехсот человек: педагоги, родители, школьники, – поделилась Ольга Валентиновна.

В завершение конференции спикеры еще раз подчеркнули важную и ответственную роль педагогов в безопасности подрастающего поколения.

– Классный руководитель должен быть активным, чаще обзванивать родителей, а  родители в свою очередь должны уметь общаться с детьми, задавать вопросы, интересоваться их жизнью. Проговаривайте детям все жизненные ситуации: как пойти за хлебом или перейти дорогу. Особенно важно для детей знать номер своих родителей наизусть, – предупредила Ольга Бобрецова. — Только вместе мы можем сделать мир безопаснее для наших детей.

Закончить хочется словами русского публициста Дмитрия Писарева: «Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперек и, во-вторых, чтобы между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие».

Полина Забродина

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 22 мая 2022 г.