11 апреля 2022

С гармонью по жизни: Александра Белькова из Архангельска не расстается с инструментом более полувека

При слове «гармонист» сразу представляется первый парень на деревне в лихо заломленном на затылок картузе. Деревенский гармонист – что гитарист в городском дворе, кумир девушек и предмет зависти других парней, которых природа не наделила музыкальным дарованием. Между тем любви к музыке покорны все возрасты и оба пола.

С гармонью по жизни: Александра Белькова из Архангельска не расстается с инструментом более полувека

Неоднократной победительнице конкурсов-фестивалей «Играй и пой, варавинская гармонь!» Александре Бельковой уже 94 года. Практически вся жизнь ее прошла под звуки любимого народом инструмента.

Труженица тыла, вдова ветерана, она по-прежнему полна жизненной энергии, и в унисон с ней звучат аккорды гармони. Глядя на Александру Степановну, и не подумаешь, что за плечами жизнь, полная тяжких трудов и лишений: бедное деревенское детство, военное отрочество, послевоенная юность…

Детство Александры Бельковой прошло в одной из деревень Приозерного (ныне – территория Плесецкого) района. В семье – восемь человек и шестеро детей. Саша – четвертая по возрасту. Когда семеро (шестеро) по лавкам, приходится экономить на самом необходимом.

Саша школу посещала редко просто потому, что не хватало одежды и обуви. И в лаптях приходилось хаживать. Зимой – валенки: шерсть своя (держали овечек), но вот своего катальщика в семье не было, ходили к мастеру, который снабжал необходимой обувью односельчан. Но и в трудной, скудной, безденежной жизни предвоенной деревни были свои радости, простые, немудреные, которые остаются в памяти на всю жизнь.

«Поля, луга, грибы, цветы, ягоды, речка, рыба, – ностальгически вспоминает Александра Степановна картины детства. – И как бы ни было трудно, были праздники». Конечно же, детские игры и забавы. Для игры в лапту шили мячик из тряпок. Какие подвернутся под руку: «Неудобно, но весело». Когда Саше исполнилось тринадцать, началась война. Мужчины на фронте, вся работа легла на плечи женщин и подростков.

Приходилось пахать, сеять, а позже – трудиться на лесозаготовках для нужд фронта. А еще надо заплатить государству натуральные налоги – молоко, масло, мясо, яйца. Год работаешь всей семьей, соберешь что нужно – и все равно оказываешься должен. «Электричества не было, керосин в лампе, спички – только по праздникам», – вспоминает она, – ходили с лучиной».

В 1943 году, когда Саше исполнилось пятнадцать, ее вместе со сверстниками отправили в лес выполнять взрослую работу. Зимой – лесоповал, летом – сплав бревен по Онеге, километров двести до города. Жили в караванке – домике на плоту. Собирали по берегам бревна и волокли к реке, называлось это подчистка. Работа тяжкая. Однажды ребята взбунтовались: нам надеть нечего, на работу не выйдем! Однако начальство пригрозило тюрьмой за самовольный уход с трудового фронта.

Ничего не поделаешь, пришлось им, кое-как одетым, ехать за 60–70 километров от дома. Жили в бараках по сорок человек: по одну сторону – парни, по другую – девчонки. Два раза в неделю из колхоза привозили продукты. А денег за работу не платили. Хотя ребята старались, валили лес, выполняли норму. Порой приходилось ехать в мокрой одежде в открытом кузове. Прибудешь на делянку, лес рубишь – этим и согреваешься. На обед – пустые щи.

Наверное, потому-то и прожила Александра Степановна на свете столько лет, что закалили ее испытания в детстве и юности. А с гармонью подружилась уже после войны, с тех пор не расстается с ней, притом что сменила на своем веку немало инструментов.

Александру Белькову приглашали играть на свадьбах и сельских праздниках в Кярострове, на родине родителей, куда она переехала после войны. Звали поиграть на гармони и за пределы Кегострова. Много позже, когда жила уже в городе, выступала в клубе ветеранов в поселке третьего лесозавода. А вот в Талагах, где, как вдова инвалида войны, получила по сертификату небольшую благоустроенную квартирку, играть было негде – и эти годы она считает прожитыми впустую. Потом переехала к дочери в Майскую Горку. Тут-то и пришла к ней известность.

Александра Степановна мечтала выйти на сцену, когда ей исполнится 80 лет, а вышла в 90 – и сразу заставила говорить о себе как о настоящей находке, открытии фестиваля. Архангельскую гармонистку даже пригласили в Москву на открытие главного храма Вооруженных сил России, но вмешалась пандемия, поездка не состоялась. Зато достойной наградой стали почетные дипломы конкурса-фестиваля.

Как научилась играть на гармони, Александра Белькова так и не смогла объяснить. В деревне, где она жила в детстве, гармонь была диковинкой, здесь предпочитали балалайку.

– Любую песню я брала на ходу. Кто-то первый куплет споет, а дальше я играла. И сейчас сыграть любую песню могу. А как, и сама не знаю, – признается она.

Частенько обращались к ней:

– У нас есть гармонь. Научи сына играть.

– А как? Я не знаю, как я играю. И даже не знаю, почему играю. А подобрать любую музыку могу.

То есть играла по наитию, интуитивно, улавливая и безошибочно воспроизводя мелодию.

С гордостью демонстрирует Александра Степановна гармонь, с которой не расстается уже более сорока лет. Регистр со знаком качества, выглядит почти как новая. Заветная мечта гармонистки – выйти на варавинскую сцену в год своего 95-летия, приняв участие в пятом по счету конкурсе-фестивале «Играй и пой, варавинская гармонь!».

Пусть ее мечта сбудется!

Анатолий Беднов

Поделиться
119854