Россия в лицах
В музее ИЗО работает персональная выставка известного художника-портретиста Александра Шилова.
Лакировщик или реалист?
Недоброжелатели называют Шилова лакировщиком, а его творчество презрительно – «лужковским стилем», который ассоциируется с пошлостью. За преобладание портретов молодых красавиц, популярных личностей и политических деятелей он снискал славу «придворного» художника.
Почитатели же любят его за приверженность традициям реалистической живописи, за то, что он создает яркие образы наших современников, превращает краски в шелк, бархат, мех, дерево, золото, жемчуг… У Александра Шилова много наград, он – член Академии художеств.
– Блестящий портретист, Александр Максович сам отбирал работы для нашей выставки, – заметила заведующая отделом современного искусства Зоя Кулешова. – Экспозиция из 35 работ – открыта в рамках проекта «Они сражались за Родину» и уже побывала в 15 городах-героях и городах воинской славы. Мне особенно близки женские образы, созданные художником с особой теплотой…
Герои былых времен
Пройдемся по выставке. Здесь собрана, кажется, вся Россия. Известные люди – певец Иосиф Кобзон, писатель Валентин Распутин, композитор Оскар Фельцман, кинорежиссер Сергей Бондарчук… А рядом – безногий афганец, сидящий на паперти, одинокая деревенская старушка с выплаканными очами опирается на палку натруженными руками, салонная красавица с фиалками, горящая свеча освещает лицо монашки, нарядная невеста перед венчанием, бомж в потертом драповом пальто…
Особый раздел – тот самый – «Они сражались за Родину». Бывший пограничник с окладистой седой бородой, сохранилось молодое озорство в глазах пожилой санитарки – Героя Советского Союза, контрразведчик с цепким взглядом, летчик – 238 боевых вылетов, партизан – дед Гаврила, воин-интернационалист, в невидящих глазах которого застыло, кажется, пламя последнего взрыва.
А вот сидит пара у русской печки – они там, в своих воспоминаниях, когда были бравыми солдатами на той войне, где все друзья-однополчане еще живы. Горестно тлеет в пепельнице недокуренная «Прима». Вглядываешься в лица ветеранов и наполняешься непередаваемыми чувствами, замешанными на гордости, восхищении и благодарности героям былых времен. Все-таки недаром многие на вернисаже, вслед за министром культуры Вероникой Яничек, вспоминали стихи Гафта о картинах Шилова: «Портреты видят все и слышат, в молчаньи с Богом говорят». А губернатор Игорь Орлов, тепло поприветствовав мастера, заметил:
– Выставка несет удивительный посыл. Здесь представлены образы людей, которые создавали эпоху, за каждым – своя судьба, а в лицах отражена не просто душа – история нашей страны.
Александр Шилов: «Я – ретроград»
Знаменитый художник о современном искусстве и своих героях
Александр Шилов перед вернисажем дал небольшую пресс-конференцию, где поделился своими взглядами на искусство и творчество художника.
Всякие «измы» ведут в пропасть
– Я полностью согласен с великими художниками, которые всю свою жизнь совершенствовали исполнительское мастерство. Художник без него – ноль. В портрете важно не только добиться сходства, но и совпасть с внутренним миром изображаемого человека. Без этого бесполезно садиться за мольберт.
Если нет мастерства, остается заниматься либо инсталляцией, либо абстракцией. А потом при помощи грязного пиара делают себе имя, занимаются всякими «измами», черт знает чем, только не искусством.
Но прочитайте биографии Микеланджело, Крамского, Репина. Они не думали о славе, а тяжело, каждодневно трудились, несли свой крест. Да, я – ретроград! В 13 лет попал в Третьяковскую галерею и до сих пор волнуюсь здесь, как тогда, меня шатает от великого искусства. Здесь есть душа – люди стоят и плачут.
А так называемое современное искусство – опасная вещь, которая может погубить человечество. Идет подмена ценностей, везде насилие, разврат, падение нравов. Почему не пропагандируют Брюллова, Репина, картину «Явление Христа народу» Иванова, перед которой та же Европа в свое время стояла на коленях? И почему все в мире знают какие-то крючочки-мазилки Гогена или Ван Гога, полусумасшедших людей? Не навязываю свою точку зрения, но то, к чему зовет так называемое современное искусство, – это пропасть.
Сильные люди
– Я не завишу от времени. Говорю о том, что восхищает. Когда пишу портрет, пытаюсь проникнуть в душу этого человека, опираться на его природу. Не понимаю слов – «свое прочтение», «я так вижу». А человек смотрит на картину и ничего не понимает! Художник должен знать, что его понимает публика, иначе он на корзину работает.
Мои герои – сильные люди. Где их ищу? Вот игумен Зиновий – бывший скрипач, мне о нем знакомые рассказали. Этого афганца без ноги видел много раз у церкви, он всем говорил: «Дай Бог вам здоровьица!». Больно, что такие герои остаются забытыми, наказанными одиночеством. Им не хватает тепла и внимания. С Сергеем Бондарчуком дружил, его я писал три недели. Более 50 работ в моей галерее посвящено военным. Посмотрите на эту женщину – Любовь Ивановну Клюеву. В годы войны она своим прожектором освещала небо зениткам, чтобы сбивали вражеские самолеты. Удивительный человек, проживший тяжелую жизнь, но какая бездонная доброта в ее глазах! Вот на каких примерах, на подвигах защитников Отечества надо воспитывать юное поколение. Без этого фундамента мы потеряем Родину.
Лакировщик или реалист?
Недоброжелатели называют Шилова лакировщиком, а его творчество презрительно – «лужковским стилем», который ассоциируется с пошлостью. За преобладание портретов молодых красавиц, популярных личностей и политических деятелей он снискал славу «придворного» художника.
Почитатели же любят его за приверженность традициям реалистической живописи, за то, что он создает яркие образы наших современников, превращает краски в шелк, бархат, мех, дерево, золото, жемчуг… У Александра Шилова много наград, он – член Академии художеств.
– Блестящий портретист, Александр Максович сам отбирал работы для нашей выставки, – заметила заведующая отделом современного искусства Зоя Кулешова. – Экспозиция из 35 работ – открыта в рамках проекта «Они сражались за Родину» и уже побывала в 15 городах-героях и городах воинской славы. Мне особенно близки женские образы, созданные художником с особой теплотой…
Герои былых времен
Пройдемся по выставке. Здесь собрана, кажется, вся Россия. Известные люди – певец Иосиф Кобзон, писатель Валентин Распутин, композитор Оскар Фельцман, кинорежиссер Сергей Бондарчук… А рядом – безногий афганец, сидящий на паперти, одинокая деревенская старушка с выплаканными очами опирается на палку натруженными руками, салонная красавица с фиалками, горящая свеча освещает лицо монашки, нарядная невеста перед венчанием, бомж в потертом драповом пальто…
Особый раздел – тот самый – «Они сражались за Родину». Бывший пограничник с окладистой седой бородой, сохранилось молодое озорство в глазах пожилой санитарки – Героя Советского Союза, контрразведчик с цепким взглядом, летчик – 238 боевых вылетов, партизан – дед Гаврила, воин-интернационалист, в невидящих глазах которого застыло, кажется, пламя последнего взрыва.
А вот сидит пара у русской печки – они там, в своих воспоминаниях, когда были бравыми солдатами на той войне, где все друзья-однополчане еще живы. Горестно тлеет в пепельнице недокуренная «Прима». Вглядываешься в лица ветеранов и наполняешься непередаваемыми чувствами, замешанными на гордости, восхищении и благодарности героям былых времен. Все-таки недаром многие на вернисаже, вслед за министром культуры Вероникой Яничек, вспоминали стихи Гафта о картинах Шилова: «Портреты видят все и слышат, в молчаньи с Богом говорят». А губернатор Игорь Орлов, тепло поприветствовав мастера, заметил:
– Выставка несет удивительный посыл. Здесь представлены образы людей, которые создавали эпоху, за каждым – своя судьба, а в лицах отражена не просто душа – история нашей страны.
Александр Шилов: «Я – ретроград»
Знаменитый художник о современном искусстве и своих героях
Александр Шилов перед вернисажем дал небольшую пресс-конференцию, где поделился своими взглядами на искусство и творчество художника.
Всякие «измы» ведут в пропасть
– Я полностью согласен с великими художниками, которые всю свою жизнь совершенствовали исполнительское мастерство. Художник без него – ноль. В портрете важно не только добиться сходства, но и совпасть с внутренним миром изображаемого человека. Без этого бесполезно садиться за мольберт.
Если нет мастерства, остается заниматься либо инсталляцией, либо абстракцией. А потом при помощи грязного пиара делают себе имя, занимаются всякими «измами», черт знает чем, только не искусством.
Но прочитайте биографии Микеланджело, Крамского, Репина. Они не думали о славе, а тяжело, каждодневно трудились, несли свой крест. Да, я – ретроград! В 13 лет попал в Третьяковскую галерею и до сих пор волнуюсь здесь, как тогда, меня шатает от великого искусства. Здесь есть душа – люди стоят и плачут.
А так называемое современное искусство – опасная вещь, которая может погубить человечество. Идет подмена ценностей, везде насилие, разврат, падение нравов. Почему не пропагандируют Брюллова, Репина, картину «Явление Христа народу» Иванова, перед которой та же Европа в свое время стояла на коленях? И почему все в мире знают какие-то крючочки-мазилки Гогена или Ван Гога, полусумасшедших людей? Не навязываю свою точку зрения, но то, к чему зовет так называемое современное искусство, – это пропасть.
Сильные люди
– Я не завишу от времени. Говорю о том, что восхищает. Когда пишу портрет, пытаюсь проникнуть в душу этого человека, опираться на его природу. Не понимаю слов – «свое прочтение», «я так вижу». А человек смотрит на картину и ничего не понимает! Художник должен знать, что его понимает публика, иначе он на корзину работает.
Мои герои – сильные люди. Где их ищу? Вот игумен Зиновий – бывший скрипач, мне о нем знакомые рассказали. Этого афганца без ноги видел много раз у церкви, он всем говорил: «Дай Бог вам здоровьица!». Больно, что такие герои остаются забытыми, наказанными одиночеством. Им не хватает тепла и внимания. С Сергеем Бондарчуком дружил, его я писал три недели. Более 50 работ в моей галерее посвящено военным. Посмотрите на эту женщину – Любовь Ивановну Клюеву. В годы войны она своим прожектором освещала небо зениткам, чтобы сбивали вражеские самолеты. Удивительный человек, проживший тяжелую жизнь, но какая бездонная доброта в ее глазах! Вот на каких примерах, на подвигах защитников Отечества надо воспитывать юное поколение. Без этого фундамента мы потеряем Родину.