9 марта 2022

Российские музеи представят в Каргополе уникальные этнографические предметы из своих коллекций

Проект «Открытие Севера. Дивование» расскажет о наследии Русского Севера и Каргополья. В нем принимают участие Государственный Эрмитаж, Каргопольский историко-архитектурный и художественный музеи, Архангельский краеведческий музей и Музей музыкального и театрального искусства. Выставка будет работать в Каргопольском музее с 1 июля по 6 сентября.

Российские музеи представят в Каргополе уникальные этнографические предметы из своих коллекций

Слово «дивование» было распространено среди жителей Русского Севера и означает «любование». На выставке будет показано около 70 этнографических предметов, среди них – кокошники, девичьи головные уборы, полные костюмные комплексы и украшения Каргопольского музея, золотные платы Эрмитажа и костюмы разных районов Архангельской губернии.

Также на экспозиции можно будет увидеть эскизы женских костюмов Леона Бакста, Константина Коровина, Владимира Татлина и других художников, которые являются представителями первой волны интереса к русской теме. Третий компонент выставки — современное искусство, работы современных российских художниц Алисы Горшениной, Полины Осиповой, Ульяны Подкорытовой, Анны Самойловой и Анны Слобожаниной. Они в своем творчестве переосмысляют традиционную северную культуру, женский костюм в перформансах, видео, фото и публикациях в социальных сетях.

– Каргопольский музей хранит сам город, – сказала президент фонда «Дорогами Ломоносова» Наталья Плеханова. – Лично моя история этого проекта началась с того, что я зашла в музей, посмотрела, что там есть, и была совершенно потрясена его объемом. Каргополь обладает совершенно уникальным культурным наследием, и мы должны привлечь туда туристов. Люди должны видеть то, что там происходит. Кроме Каргопольского музея в нашем сложносочиненном проекте участвуют еще три институции, которые представляют свои части коллекций северного костюма.

Первая пресс-конференция проекта, основная площадка для встреч кураторов и организаторов – Государственный Эрмитаж.

– Эрмитаж – это универсальный музей, в котором вы можете найти абсолютно все. Основная тема нашей культуры – народное искусство, и внимание к нему должно быть очень серьезным, оно обязательно должно поддерживаться. В 50–70-е годы прошлого века Эрмитажем были развернуты этнографические экспедиции, которые собирали памятники русского народного искусства. Все находки, в том числе из Каргополя, до сих пор хранятся в наших стенах. Также этот проект осмысляет связь народного и современного искусства, а нам это также очень интересно, – сказал заведующий отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа Вячеслав Федоров.

Основную поддержку проект получил от Президентского фонда культурных инициатив.

– Это яркий, интересный проект, который охватывает разные регионы, разные музеи, он соединяет историю и современность, это делает его уникальным – подобных проектов заявляется очень мало, – прокомментировал отклик фонда первый заместитель генерального директора Президентского фонда культурных инициатив Игорь Соболев.

Также проект заручился поддержкой Комитета по культуре в Смольном.

– Проект с Каргопольем подтверждает то, что в Петербурге умеют сохранять народное культурное наследие. Это регион с особенными художественными традициями – от глиняных игрушек до резьбы и самобытных костюмов. Особенный вес эта история приобретает в текущем году, в Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, – сказал председатель Комитета по культуре Федор Болтин.

Каргопольский музей – основная площадка проекта, выставка откроется и будет проходить именно там. Это один из старейших музеев в области, он открыл свои двери в 1919 году. В его основу заложена личная коллекция каргопольца-любителя старины Капитона Колпакова. Связь выставочного проекта с Петербургом неслучайна – в семидесятые годы XIX века Капитон Григорьевич жил в столице и, как и все тогда, увлекался стариной, а уже по возвращении домой он поставлял русский антиквариат в этнографический отдел Русского музея.

– В прошлом году Каргополь отметил 875-летие, – говорит глава Каргопольского муниципального округа Наталья Бубенщикова. – Как и у любого малого города, у него есть соответствующие проблемы. Это отток кадров из всех отраслей и низкая предпринимательская активность. Но при этом мы обладаем колоссальным наследием, которое оставили нам предки: это и архитектура, гражданская интересная застройка, ремесла, которые мы сохраняем сейчас, но самое главное – творческие люди, которые пока готовы работать с этим наследием. Мы хотим создать привлекательную среду для творческих людей и надеемся, что этот проект привлечет внимание к городу.

Современную часть выставки курирует Александра Генералова. По ее словам, сейчас много современных художников занимается вопросом этнографии на серьезном уровне, но это не пошлая экспроприация и колонизация того, что было раньше, а глубокое изучение вопроса.

– Современного искусство вызывает достаточно много споров, привлекает внимание, потому что все ожидают от него какой-то провокации, но у нас нет задачи кого-то зацепить в этом смысле. С помощью художниц, которые занимаются современным искусством, мы хотели показать тот невероятный интерес, который существует в поле современного искусства не просто к народному костюму, а к тому, что художники сейчас ищут собственную идентичность, которую тяжело найти в современном мире. Эти художники обратились к корням и поиску личных историй, это интерес к своей семье. Наша основная задача – чтобы человек не пробежался мимо золотых кокошников, которые просто сочатся солнечным светом, а зафиксировал эти предметы в своей памяти, запомнил истории девушек, которые владели этими не просто вещами, – сказала Александра Генералова.

С творчеством Ульяны Подкорытовой Архангельск уже знаком – она делала перформанс в Неноксе, принимала участие в арт-резиденции «Марьин дом» и в выставке «Беломорские узоры». Все проекты состоялись в Архангельской области. Отец Ульяны Олег Подкорытов один из основателей Московского музея народной графики, сооснователь Музея лубка и один из основоположников наивного искусства в Москве.

– В моей семье бесконечно говорили про Архангельск. Мой профиль работы как географического художника – изучение современного постфольклора, то есть сетевого фольклора – мне неинтересно прямое заимствование, мне нравится вдохновляться русскими северными мотивами и их перерабатывать, – сказала Ульяна.

Алиса Горшенина – еще одна участница выставки, уральская художница. Она принимала участие в арт-резиденции в Архангельской области, организатором которой выступил ЦСИ «Арка». Одна из первых серий работ художницы – кружевные работы «Морожены песни», вдохновленные сказками Писахова.

Главный информационный партнер проекта –  модное издание The Blueprint.

– Вопрос о том, поддерживать проект или нет, не стоял. Мы уже знали о Каргополе, наше знакомство началось еще два года назад с показа коллекции одежды Фрола Буримского, которая была вдохновлена Каргопольем. «Дивование» освещает наследие крафтовой, фольклорной русской культуры, и для нас важно поддерживать подобные локальные инициативы. Новое прочтение очень важно, и мы надеемся, что на Каргополь обратят внимание не только туристы, но и сами местные жители, – сказал редакционный директор The Blueprint Александр Перепелкин.

Анастасия Бондина

Поделиться
117476