Региональные дороги Поморья становятся лучше: большое интервью с Игорем Пинаевым

Игорь Пинаев

В 2020 году в Архангельской области приведено в нормативное состояние около 200 километров дорог. Об итогах работы в прошлом году и «видах на урожай» в году нынешнем, о новых технологиях и перспективных трассах мы поговорили с директором дорожного агентства «Архангельскавтодор» Игорем Пинаевым.

Существенный рост объемов работ в 2020 году (для сравнения – в 2008 или в 2016 годах, во время предыдущих пиков, дорожники ремонтировали по 130–140 километров) произошел благодаря реализации в регионе национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Однако и власти Поморья, и специалисты регионального дорожного агентства «Архангельскавтодор» прекрасно понимают, что делать нужно значительно больше. В последние годы дорожная отрасль Архангельской области набирает обороты, а это значит, что объемы строительства в Поморье ждет существенный рост, а водителей – существенное улучшение качества автодорог.

Соединяя берега и людей

Строительство, ремонт и содержание мостов по праву считается одним из важнейших направлений деятельности дорожного агентства. Разговор об итогах минувшего года, который он оценил в целом как удачный и прорывной, Игорь Николаевич Пинаев начал с этой темы.

Главными результатами, по его мнению, стали мосты через реку Сельменьгу в Виноградовском  районе и через реку Вагу в Вельске.

– Мост в Сельменьге начали строить в 2019 году, – рассказал Игорь Пинаев. – Это большой капитальный, железобетонный, пятипролетный мост, такого строительства в регионе не было последние пять-шесть лет.

Не меньше, а, возможно, даже и больше, жители области ждали возобновления автомобильного движения через реку Вагу. Напомним, что в 2015 году в результате чрезвычайного происшествия и обрушения вельского моста оказались отрезанными жители Устьянского и части Вельского района. Особо не повезло жителям Вельска, которые лишились возможности кратчайшим путем попадать на работу или отвести ребенка в садик, если живут в одной части города, а работают в другой.


– Тогда, глядя на разрушенную конструкцию, с трудом верилось, что мы сможем оперативно запустить новое строительство в ближайшую пятилетку, – рассказывает Игорь Пинаев. – Тем не менее мост был построен, в прошлом году по нему началось рабочее движение.

По оценкам директора агентства, на данный момент осталось выполнить работы на сумму около 60 миллионов рублей, что совсем немного по сравнению с общей стоимостью проекта. Подрядная организация сейчас занимается разборкой старого моста, приводит в порядок полосу отвода и собирается официально сдать его летом – осенью этого года

Стоит отметить, что, помимо строительства двух новых мостов, в прошлом году были капитально отремонтированы еще девять сооружений. Фактически их можно считать построенными заново: подрядчики разбирают старые конструкции до основания, убирают изношенные элементы, на большинстве мостов делают железобетонные опоры, а в качестве основного силового элемента используют металлические балки.

Таким образом, в новых сооружениях деревянным остается только ездовое полотно, которое можно будет  оперативно и без перекрытия движения заменить через 10–15 лет.

Еще одно технологическое новшество – применение арочных конструкций на малых мостах.
– В итоге все выглядит очень красиво и интересно: проезжая, вы просто не заметите, что еще недавно на этом месте была водная преграда, а  через нее – что-то непонятное деревянное, – рассказывает Игорь Пинаев.

Высокая цена победы

Говоря о самом успешном за последние годы результате по ремонтам региональных автодорог, директор Архангельскавтодора поделился секретом успеха и рассказал о том, как дорожники смогли добиться такого результата.
– Половина из общего количества отремонтированных дорог – чуть больше ста километров – были отремонтированы за счет средств национального проекта, – рассказал Игорь Николаевич. – Кроме того, средства на восстановление еще 44 километров поступили из федерального центра в рамках дополнительного финансирования, которое привлек губернатор Александр Цыбульский.

По мнению директора агентства, основная сложность заключалась в том, что деньги пришли в середине лета. Коллективу пришлось мобилизовать все силы, работа с проектной документацией велась практически в круглосуточном режиме.

– Несмотря на трудности и сложности, все работы были выполнены до середины октября, – рассказал Игорь Пинаев. – Интенсивная работа в столь напряженных условиях показала, что мы можем справляться со сложными задачами, не жертвуя при этом качеством работ.
Отметим, что к числу завершенных в 2020 году относится и участок дороги Усть-Ваеньга – Осиново – Фалюки в Виноградовском районе протяженностью семь километров. Еще  около 50 километров было отремонтировано «картами» во всех районах Архангельской области.

Порой медленно, но верно

Одно из глубоких убеждений Игоря Пинаева состоит в том, что развитие дорожной отрасли должно быть поступательным. Подрядным организациям необходимо готовиться к увеличению объема работ, постепенно наращивая свои мощности и ресурсы. В противном случае будет страдать качество выполняемых работ.

– В 2019 году мы стартовали в нацпроекте с цифры 100 километров, никаких дополнительных средств не получили. В прошлом году к ста запланированным добавились еще почти 50 дополнительных, и в этом году мы должны по плану сделать уже без малого 150 километров, – рассказывает Игорь Николаевич. – В следующем году мы должны выйти на показатель 200 километров, а в 2023–2024 годах ремонтировать по  260 километров ежегодно.

Директор агентства отмечает одну наметившуюся положительную тенденцию в работе: торговые процедуры по выбору подрядных организаций с каждым годом проводятся все раньше и раньше. Благодаря этому подрядчики могут заблаговременно проводить работы по заготовке материалов, не торопясь, в плановом порядке, перебазировать технику на новое место дислокации.


– В целом наша работа становится более системной, более плановой, а это влияет на профессионализм  исполнителей и в конечном счете на качество выполняемых работ, – убежден Игорь Пинаев. – Я считаю, что мы абсолютно правильно выстроили графики нашей работы, стартуя с небольших цифр и постепенно увеличивая объемы.

Приоритет – поддержка опорной сети

Говоря о планах на текущий год, Игорь Николаевич подчеркнул, что первоочередной задачей в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» является поддержка региональной опорной сети автодорог.

В первую очередь выполняются ремонтные и строительные работы по тем направлениям, которые максимально используются как внутренними пользователями – местными жителями, так и востребованы транзитными пользователями, в том числе туристами из других регионов.

Таким образом, в производственной программе дорожников на 2021 год появились два новых направления – дорога на Мезень и автомобильная дорога Коноша – Вельск.


–  Участком Архангельск – Белогорский пользуются жители Пинежского, Лешуконского и Мезенского районов, альтернативы  для населения этих районов нет, – считает Игорь Николаевич. – На данной дороге  работы в этом году начинаются, пожалуй, самые масштабные работы, и сразу на трех участках: Трепузово – Ценовец (35–55 км); участок по деревне Рембуево, а также участок от Луковецкого до Белогорского (82–110 км). Суммарно по этому направлению в 2021 году будет отремонтировано 49 километров, а это примерно треть от всего объема дорожных ремонтов по нацпроекту в области.

Еще одной премьерой года, не менее долго ожидаемой жителями Поморья, станет начало ремонта автомобильной дороги Коноша – Вельск. Игорь Пинаев  в шутку называет Коношский район своеобразной островной территорией: в районном центре и вокруг него асфальт есть. А примерно через 30 километров в любом направлении (Вельск, Няндома, Вологда) он вдруг заканчивается…

Учитывая достаточно высокую востребованность данной дороги, дорожники  уже в феврале начали работы на 15-километровом участке от Вельска до Пежмы. Второй участок  протяженностью 50 километров был разбит на три отрезка, и в этом году на первых 25 километрах до деревни Норинской работы тоже уже начались.

Продолжится в этом году работы и на автомобильной дороге  Долматово – Няндома – Каргополь – Пудож, единственной на сегодня автодорожной связью с соседней Республикой Карелией.

– Мы впервые зашли туда в прошлом году, – рассказывает Игорь Пинаев. – Протяженность всей дороги 285 километров, и только за один год отремонтировали около 70 километров во всех трех районах, по которым она проходит: в Вельском, Няндомском и Каргопольском. В этом году наши планы на этом направлении  чуть скромнее – 13 километров в Няндомском и 23 на границе Няндомского и Каргопольского районов.

Жителей и гостей Устьянского района порадует в этом году отремонтированный подъезд к Малиновке – одному из главных спортивных и туристических центров Архангельской области.

Еще один участок протяженностью 14 километров должны капитально, с переводом бывшей гравийки в асфальтобетон, отремонтировать на автодороге Усть-Вага – Ядриха в Верхнетоемском районе.

– Учитывая сложность задачи и большой объем работ, мы разбили 40-километровый гравийный разрыв на три участка, – рассказывает Игорь Пинаев. –  В прошлом году сделали 10 километров, сейчас подрядчик активно работает на втором участке. Летом планируем провести торги на оставшиеся 15 километров, чтобы подрядчик мог в осенне-зимний период уже начинать там работать. Планируем, что к осени следующего года в Верхнетоемском районе гравийных участков не останется.



По мнению директора агентства, одним из самых проблематичных на данный момент участков региональной дорожной сети является 15-километровый участок в Красноборском районе  на так называемых Сметанинских угорах. Стройка там началась еще в 2008–2010 годах, но из-за недостатка финансирования была заморожена.

– Сейчас проект оценивается  в 1,2–1,4 миллиарда рублей, и без привлечения федеральных средств его не реализовать, – убежден Игорь Пинаев. – Поэтому одним из оптимальных решений станет передача автодороги в федеральную собственность, этот процесс запланирован на 2023 год.

Онега – Карелия – Европа

Одной из самых обсуждаемых тем для жителей Архангельской области в прошлом году стала инициатива губернатора Александра Цыбульского по переводу в асфальтобетон автотрассы Архангельск (Северодвинск) – Онега, получившая поддержку президента России.

На данный момент на финальной стадии находятся геологические изыскания для создания проекта реконструкции первого из участков автотрассы: с 31-го по 47-й километр (до района Куряево). Планируется, что работы по реконструкции участка стартуют уже в текущем году.

В ближайших планах – торги по проектированию участка строительства Тамица – Кянда, разбитого на три пусковых комплекса.

 – К концу года планируем получить проектную документацию как минимум по одному участку – первому со стороны Онеги, с мостом через реку Тамицу, общей длиной 4,2 километра, – рассказал Игорь Пинаев. – В следующем году планируем получить проекты по оставшимся двум пусковым комплексам общей протяженностью почти 18 километров с двумя мостами – через реки Кянду и Маложму. Таким образом, принципиально мы можем начать строительство данного перегона уже в следующем, 2022 году.

Логичным продолжением данной автомобильной дороги видится строительство трассы от Онеги до Карелии с последующим выходом на федеральную автотрассу «Кола» и далее на Финляндию. Принятие решения по реализации этого масштабного и дорогостоящего проекта, конечно, будет компетенцией федерального центра. Однако Поморье в такой дороге очень заинтересовано.

– В нашем агентстве накоплен большой опыт международной деятельности, которая началась еще в 90-е годы, – рассказывает Игорь Пинаев. – Сегодня уже немногие помнят, что технология скоростной снегоочистки появилась у нас еще в 1995 году как результат изучения опыта наших скандинавских партнеров. С тех пор нами было внедрено очень много современных технологий по содержанию, мониторингу и диагностике дорог. Но к международному проекту «Северная ось» многие, и я в том числе, признаюсь, относились достаточно скептически. Уж слишком он казался амбициозным – соединить автодорожной связью страны Скандинавии и Нарьян-Мар! Но уже сейчас прорабатываются четыре варианта трассы, и предварительные заключения, своего рода технико-экономическое обоснование, должны быть готовы к концу марта – началу апреля.

Игорь Пинаев отметил в качестве положительного момента появившуюся заинтересованность в реализации проекта со стороны руководства Карелии.

– В связи с определенными кадровыми перестановками и коронавирусными ограничениями около года между нашими субъектами не было взаимодействия по данному вопросу, но сейчас обсуждение восстанавливается, и более того – в ближайшем будущем планируется встреча Александра Цыбульского и Артура Парфенчикова, – рассказал Игорь Николаевич. – На данном этапе у нас с Карельской стороной несколько различные представления о том, где должна проходить новая трасса. Партнеры предлагают в качестве направления Беломорск, мы ориентируемся на автодорогу Надвоицы – Валдай, но это вполне обсуждаемая тема. Самое сложное во всем этом проекте – место строительства автомобильного  моста через реку Онегу, готового решения по данному вопросу пока нет.

Учиться дорожному делу настоящим образом

Директор регионального дорожного агентства «Архангельскавтодор» отмечает важность и необходимость сотрудничества отрасли с главной кузницей кадров Поморья – Северным (Арктическим) федеральным университетом. Очень важно, что взаимодействие развивается не только по линии подготовки кадров, но и в прикладной сфере – проведении научно-исследовательских работ.

– К сожалению, за последние годы уровень подготовки выпускников школ по физике снизился, что негативно отражается на последующем изучении инженерных специальностей, в том числе и по нашему, дорожному профилю, – рассказал Игорь Пинаев. – Мы изучали данную проблему, и оказалось, что в школах не хватает квалифицированных преподавателей физики. Постепенно проблема начинает решаться, но факт остается фактом – последний большой и сильный выпуск дорожников был в 2016 году.

Значительно лучше обстоит дело с проведением научно-исследовательских работ по применению в наших природно-климатических условиях современных материалов.

– Страна у нас огромная, поэтому результаты применения одних и тех же материалов в разных климатических условиях могут быть совершенно различными, – считает Игорь Пинаев. – Как и положено государственному заказчику, мы должны оптимально и рационально вкладывать бюджетные средства в модные» технологии и материалы, и в этом сотрудничество с университетом играет большую роль.

– Один из наиболее ярких примеров – применение различных стабилизаторов для укрепления грунтов, – рассказал директор агентства. – Дело в том, что у нас во многих районах не хватает инертных материалов, поэтому использование разного рода химических присадок порой позиционируется как панацея от всего. По нашим запросам САФУ провел испытания многих чудо-присадок, но великого результата от них не обнаружил. Зато нам стало значительно легче разговаривать  с поставщиками этой продукции, опираясь на проведенные лабораторные исследования.

Алгоритм, проверенный временем

По мнению Игоря Пинаева, в перспективе региональным дорожникам стоит внимательно присмотреться к опыту работы своих федеральных коллег по приведению трасс в нормативное состояние.

– На самом деле, федеральных трасс в России не так и много – всего чуть более 55 тысяч километров из миллиона. Еще почти 500 тысяч приходится на региональные дороги, остальное – на местные, – рассказал Игорь Николаевич. – Буквально за последние 5–8 лет были отработаны алгоритмы по приведению федеральных трасс в норматив, на данный момент всем требованиям соответствует уже около 90 процентов главных дорог страны. Такой же алгоритм примерно два года тому назад стали внедрять и в региональной сети, и сегодня мы уже видим первые результаты. Уверен, что решение президента России о продлении действия национальных проектов до 2030 года станет гарантией того, что не просто будут отремонтированы тысячи километров дорог, а вся дорожная отрасль в целом выйдет на новый уровень своего развития.

Алексей Новиков

 

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 24 марта 2021 г.