25 июля 2014

Ребята заЗВОЗдились,

 

Прошлая неделя запомнилась масштабным выездом в деревню Звоз Холмогорского района. Там проходил молодежный фестиваль кино «ЗвозVision». Съехались не только начинающие, но и опытные сценаристы, актеры и видеооператоры.

Сказка, да и только

После двух сотен километров по современной федеральной трассе неожиданно въезжаешь в удивительное место. Сначала на глаза попадаются деревянные языческие тотемы, плетеные подвески и лабиринты, выложенные из камней. Позже замечаешь, что и лес-то совершенно непростой. Волшебный. Загадочный. Усеян причудливыми арт-объектами. Один уже старенький, потрепанный, но знаменитый по всей России мамонтенок из сена чего стоит. Загляденье.

Дом, где нас приютили на четыре дня, удивил не меньше. Настоящая арт-резиденция. К тому же еще и музей. В небольших комнатах собраны уникальные старинные вещи. Фотографии, кузова из бересты, предметы быта. Все перемежается современными изделиями. Настоящая кладовая реквизита для съемок.

Кто этим занимается? Труд воистину колоссальный. Основательница и бессменная хозяйка чудесного мира «Звозландии» — архангельская художница Лидия Кузнецова.

Она и встречает гостей. Уже несколько лет в эту когда-то заброшенную деревушку приезжают художники, театралы, поэты, одним словом, люди искусства. Они и творят новую историю Звоза. Наполняют ее своим вдохновением. Кто во что горазд.

Приезжие рисуют, строят и лепят из глины, да и просто отдыхают душой в этом идеальном для молодых талантов месте! Рядом просторы широкой Северной Двины, песчаный пляж на полтора километра, есть даже скалы и пещеры. Сказка, да и только.

Ольга Халченко и Анатолий Конычев отсматривают первые кадры кино. ФОТО: АЛЕКСАНДР ПЕРКОВ


 

Как написать сценарий?

Из трех автомобилей нашей экспедиции выгрузили массивную аппаратуру — камеры, штативы и огромный кран. С его помощью снимают движущиеся объекты. И если надо что-то показать зрителю сверху или снизу, тоже его задействуют. 

Киношники сразу, без раскачки приступают к делу. Снять полноценное кино, пусть и короткометражное, всего за четыре дня — дело не из легких. Сначала — идея. Затем ее нужно оформить в сценарий. Провести кастинг — из двадцати приехавших участников или жителей деревни отобрать актеров. Обзавестись оператором. А самое сложное — снять нужные кадры. Порой на десятиминутный фильм приходится тратить десятки изнурительных часов. Но что уж тут поделаешь: искусство требует времени и терпения.

Сценарист Катрина Душанбаева приехала на «ЗвозVision» из далекого Башкортостана, из Уфы: 

— Мы разделились на три команды. Каждая должна выдать по фильму. Сейчас идет только съемка. Работать над отснятым материалом, монтировать будем до первого сентября. Для нас это не только соревнование, но и уникальный опыт в сфере кино.

На фестиваль в качестве подмоги выехали несколько экспертов из разных сфер киноиндустрии. За обеденным столом Анатолий Конычев рассказывал всем про драматургию, завязку, кульминацию, финал, чертил схему сценария. Недалеко, на сеновале, прошедшие кастинг артисты во главе с актрисой молодежного театра Ольгой Халченко постигали азы искусства перевоплощения. А более опытные «бойцы» в это самое время уже начали ставить кран и активно обсуждали, в каком фрагменте его использовать. У каждого — свое дело.

Играя на сямисэне под луной

Ближе к ночи над деревней в небе появляется полная луна. В сумерках она выглядит весьма таинственно. И Александр Перков поднимает свою уже готовую ко сну команду. Вперед, к реке!

Сценарий у Александра написан заранее, подготовлены традиционные японские костюмы, собственноручно сшиты варадзи*. Приехал он сюда во всеоружии, и естественно, за победой.

— Нам задали сквозную тему — «Сказки», — говорит Александр. — Так как я очень давно интересуюсь Японией и ее историей, то решил взять за основу японскую притчу. Правда, сам же ее и выдумал. Но подобная история вполне могла иметь место несколько сотен лет назад. Рассказываю о самурае, который потерял господина и стал ронином**. И утратил смысл жизни. Он странствует по стране. Но однажды встречает музыканта, который помогает ему снова обрести себя.

А еще Перков привез с собой музыкальный инструмент сямисэн*** 1900 года выпуска. Выбрал и заказал его через Интернет. За пятнадцать тысяч рублей его доставили в Архангельск из Голландии всего за две недели.

Вернулись ребята только под утро. Уставшие, сонные и с ног до головы искусанные злющими местными комарами. Зато счастливые. Им удалось снять свою историю у ночного берега реки под полной луной.

arh29 29 87081

В перерывах ребята успевали заниматься расписыванием досок гуашью


 

Дождь из шланга

Остальные участники взялись за камеры лишь на второй-третий день. Но с погодой не подфартило. Сценарий не был рассчитан на появление такого героя, как дождь. Пришлось быстро вписывать его в сюжет. По злой иронии в тот момент, когда дождь «вписали», он закончился. Ребята не расстроились. Быстренько нашли у деревенских шланг и создали самый настоящий киношный дождь.

— На самом деле фестиваль кино полезен во многих направлениях, — объясняет главный организатор «ЗвозVision» Анатолий Конычев. — Вот, к примеру, многие из участников впервые выехали куда-то без родителей, самостоятельно. Мы завезли им крупы, тушенку и другие продукты. Но готовят они сами. Назначают дежурных. Сами следят за порядком. Параллельно снимают свои первые фильмы. За четыре дня мы выжимаем максимум полезного. Думаю, для них это будет хороший опыт. А итоги работы постараемся отправить на различные кинофестивали.

За дни, проведенные вместе, все успели перезнакомиться. Совместный быт сплачивает, помогает состояться команде. И влияет на качество итогового продукта. Ребят вывезли за двести километров от городской цивилизации и дали полную свободу. И они ею воспользовались. В самых мирных целях!


Глоссарий

*Варадзи — сандалии, сплетенные из рисовой соломы, один из видов традиционной японской обуви. В прошлом — стандартная обувь простых людей, предназначенная для ходьбы после дождя. Теперь их в основном носят буддистские монахи. Варадзи надевают так, чтобы пальцы ног и пятка немного выступали за края подошвы. Используются также для бесшумной ходьбы.

**Ронин — самурай, не уберегший своего господина от смерти. В редких случаях — странник, не имеющий над собой чужой власти, свободный воин. В современной Японии ронином в шутку называют человека, не сдавшего экзамены в высшее учебное заведение.

***Сямисэн — японский традиционный щипковый трехструнный музыкальный инструмент.

Ребята заЗВОЗдились,

Прошлая неделя запомнилась масштабным выездом в деревню Звоз Холмогорского района. Там проходил молодежный фестиваль кино «ЗвозVision». Съехались не только начинающие, но и опытные сценаристы, актеры и видеооператоры.

Сказка, да и только

После двух сотен километров по современной федеральной трассе неожиданно въезжаешь в удивительное место. Сначала на глаза попадаются деревянные языческие тотемы, плетеные подвески и лабиринты, выложенные из камней. Позже замечаешь, что и лес-то совершенно непростой. Волшебный. Загадочный. Усеян причудливыми арт-объектами. Один уже старенький, потрепанный, но знаменитый по всей России мамонтенок из сена чего стоит. Загляденье.

Дом, где нас приютили на четыре дня, удивил не меньше. Настоящая арт-резиденция. К тому же еще и музей. В небольших комнатах собраны уникальные старинные вещи. Фотографии, кузова из бересты, предметы быта. Все перемежается современными изделиями. Настоящая кладовая реквизита для съемок.

Кто этим занимается? Труд воистину колоссальный. Основательница и бессменная хозяйка чудесного мира «Звозландии» — архангельская художница Лидия Кузнецова.

Она и встречает гостей. Уже несколько лет в эту когда-то заброшенную деревушку приезжают художники, театралы, поэты, одним словом, люди искусства. Они и творят новую историю Звоза. Наполняют ее своим вдохновением. Кто во что горазд.

Приезжие рисуют, строят и лепят из глины, да и просто отдыхают душой в этом идеальном для молодых талантов месте! Рядом просторы широкой Северной Двины, песчаный пляж на полтора километра, есть даже скалы и пещеры. Сказка, да и только.

Ольга Халченко и Анатолий Конычев отсматривают первые кадры кино. ФОТО: АЛЕКСАНДР ПЕРКОВ


 

Как написать сценарий?

Из трех автомобилей нашей экспедиции выгрузили массивную аппаратуру — камеры, штативы и огромный кран. С его помощью снимают движущиеся объекты. И если надо что-то показать зрителю сверху или снизу, тоже его задействуют. 

Киношники сразу, без раскачки приступают к делу. Снять полноценное кино, пусть и короткометражное, всего за четыре дня — дело не из легких. Сначала — идея. Затем ее нужно оформить в сценарий. Провести кастинг — из двадцати приехавших участников или жителей деревни отобрать актеров. Обзавестись оператором. А самое сложное — снять нужные кадры. Порой на десятиминутный фильм приходится тратить десятки изнурительных часов. Но что уж тут поделаешь: искусство требует времени и терпения.

Сценарист Катрина Душанбаева приехала на «ЗвозVision» из далекого Башкортостана, из Уфы: 

— Мы разделились на три команды. Каждая должна выдать по фильму. Сейчас идет только съемка. Работать над отснятым материалом, монтировать будем до первого сентября. Для нас это не только соревнование, но и уникальный опыт в сфере кино.

На фестиваль в качестве подмоги выехали несколько экспертов из разных сфер киноиндустрии. За обеденным столом Анатолий Конычев рассказывал всем про драматургию, завязку, кульминацию, финал, чертил схему сценария. Недалеко, на сеновале, прошедшие кастинг артисты во главе с актрисой молодежного театра Ольгой Халченко постигали азы искусства перевоплощения. А более опытные «бойцы» в это самое время уже начали ставить кран и активно обсуждали, в каком фрагменте его использовать. У каждого — свое дело.

Играя на сямисэне под луной

Ближе к ночи над деревней в небе появляется полная луна. В сумерках она выглядит весьма таинственно. И Александр Перков поднимает свою уже готовую ко сну команду. Вперед, к реке!

Сценарий у Александра написан заранее, подготовлены традиционные японские костюмы, собственноручно сшиты варадзи*. Приехал он сюда во всеоружии, и естественно, за победой.

— Нам задали сквозную тему — «Сказки», — говорит Александр. — Так как я очень давно интересуюсь Японией и ее историей, то решил взять за основу японскую притчу. Правда, сам же ее и выдумал. Но подобная история вполне могла иметь место несколько сотен лет назад. Рассказываю о самурае, который потерял господина и стал ронином**. И утратил смысл жизни. Он странствует по стране. Но однажды встречает музыканта, который помогает ему снова обрести себя.

А еще Перков привез с собой музыкальный инструмент сямисэн*** 1900 года выпуска. Выбрал и заказал его через Интернет. За пятнадцать тысяч рублей его доставили в Архангельск из Голландии всего за две недели.

Вернулись ребята только под утро. Уставшие, сонные и с ног до головы искусанные злющими местными комарами. Зато счастливые. Им удалось снять свою историю у ночного берега реки под полной луной.

arh29 29 87081

В перерывах ребята успевали заниматься расписыванием досок гуашью


 

Дождь из шланга

Остальные участники взялись за камеры лишь на второй-третий день. Но с погодой не подфартило. Сценарий не был рассчитан на появление такого героя, как дождь. Пришлось быстро вписывать его в сюжет. По злой иронии в тот момент, когда дождь «вписали», он закончился. Ребята не расстроились. Быстренько нашли у деревенских шланг и создали самый настоящий киношный дождь.

— На самом деле фестиваль кино полезен во многих направлениях, — объясняет главный организатор «ЗвозVision» Анатолий Конычев. — Вот, к примеру, многие из участников впервые выехали куда-то без родителей, самостоятельно. Мы завезли им крупы, тушенку и другие продукты. Но готовят они сами. Назначают дежурных. Сами следят за порядком. Параллельно снимают свои первые фильмы. За четыре дня мы выжимаем максимум полезного. Думаю, для них это будет хороший опыт. А итоги работы постараемся отправить на различные кинофестивали.

За дни, проведенные вместе, все успели перезнакомиться. Совместный быт сплачивает, помогает состояться команде. И влияет на качество итогового продукта. Ребят вывезли за двести километров от городской цивилизации и дали полную свободу. И они ею воспользовались. В самых мирных целях!


Глоссарий

*Варадзи — сандалии, сплетенные из рисовой соломы, один из видов традиционной японской обуви. В прошлом — стандартная обувь простых людей, предназначенная для ходьбы после дождя. Теперь их в основном носят буддистские монахи. Варадзи надевают так, чтобы пальцы ног и пятка немного выступали за края подошвы. Используются также для бесшумной ходьбы.

**Ронин — самурай, не уберегший своего господина от смерти. В редких случаях — странник, не имеющий над собой чужой власти, свободный воин. В современной Японии ронином в шутку называют человека, не сдавшего экзамены в высшее учебное заведение.

***Сямисэн — японский традиционный щипковый трехструнный музыкальный инструмент.

Поделиться
3564