22 сентября 2016

Реанимация немого

Приходить каждый год осенью на показ немого фильма с концертом для многих архангелогородцев уже стало доброй традицией. Жаль, конечно, что всего раз в год можно увидеть на большом экране киноклассику. Зато событие запоминается надолго.

Саундтрек вживую

Организаторы самого большого кинофестиваля в Норвегии, прописавшегося в городе Тромсе, продолжают просвещать российских зрителей, знакомя их с великими лентами эпохи немого кино, а также с современными музыкальными направлениями.

– На фестивале в Тромсе, который проходит в январе, мы собираем музыкантов, представляющих разные стили музыки, из разных стран для того, чтобы они в течение недели написали некую симфонию к классической немой картине, предложенной нами, – рассказывает о проекте его руководитель Игорь Шайтанов.

Затем необычный музыкальный ансамбль вместе с фильмом осенью гастролирует по нескольким городам России. Архангельск всегда входит в их число. Также показы проходят в Мурманске, Апатитах, Петрозаводске, Санкт-Петербурге и Москве.

Думаю, проекту удалось завоевать зрительскую любовь потому, что никто не делает сегодня ничего подобного. Если ретроспективы немого кино, отдельных режиссеров, творивших в начале XX века, в столицах, на крупных фестивалях иногда проходят, то в провинции никогда. Во-вторых, само по себе немое кино обычно воспринимается большинством зрителей как нечто отжившее, скучное, несовременное. Игорь Шайтанов и его команда успешно ломают этот стереотип, не отступая от традиции. Музыканты, пишущие музыку к фильму, – композиторы с изюминкой. Они воплощают новую ипостась умершей довольно рано, с появлением звука в кино, профессии тапера. Тогда на показах безмолвных лент приглашенный пианист сопровождал происходящее на экране легкими мелодиями, импровизируя с каждым новым показом. Сего-
дня музыканты готовят саундтрек заранее, но исполняют его вживую, поэтому это не просто фильмы, а фильмы-концерты – новая старая форма общения со зрителем.

Премьера копии

В последние годы организаторы фестиваля привозили в Россию шедевры советского кинематографа: «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» Льва Кулешова, «Гвоздь в сапоге» Михаила Калатозова, «Дом на Трубной» Бориса Барнета, «Третья Мещанская» Абрама Роома.

В этом году решили для разнообразия взять фильм немецкого производства – «Варьете», также известный под названием «Ревность». В 1925 году он вышел на мировые экраны и моментально стал хитом. Режиссер Эвальд Андре Дюпон прославился как один из ярчайших немецких постановщиков.

Совсем недавно картина была отреставрирована фондом, носящим имя другого великого немецкого режиссера – Фридриха Вильгельма Мурнау. Сеансы от фестивальщиков из Тромсе были вдвойне уникальными, потому что восстановленная копия «Варьете» была впервые показана в России.

В Архангельске прошел один показ, его поддержало областное министерство культуры. Объявленный в стране Год кино повысил интерес публики к самому молодому из искусств, к его истории. Хотя зал был не совсем полон.

Не имеет смысла подробно пересказывать фильм и тем более характер музыкальной части, ее сопровождавшей, тем, кто не посетил сеанс. Лента запомнится прекрасной игрой актеров и, кажется, невозможными для ветхого 1925 года с его громоздкими камерами способами съемок акробатических трюков под куполом цирка, способами гениально смонтировать эти кадры. Фильм можно найти и посмотреть в Интернете. А вот тот волшебный саундтрек, который сочинили четверо музыкантов из России, Швеции и Норвегии, ушел из зала вместе со зрителями. Но, уверена, зрители высоко оценили музыкальную гармонию, которая сделала вновь актуальным кино столетней выдержки: трагически-комичную, порой пугающую виолончель Сванте Хенрисона, романтически-драматический загадочный кларнет Ховарда Люнда, голосовые эффекты и необычный вокал, в котором неожиданно нашлось место и украинской песне, Ольги Гайдамак, и, конечно, находки мастера жанра электронной музыки Аре Симонсена, задающие ритм и подчеркивающие самые напряженные моменты. Ждем следующей осени.

Саундтрек вживую

Организаторы самого большого кинофестиваля в Норвегии, прописавшегося в городе Тромсе, продолжают просвещать российских зрителей, знакомя их с великими лентами эпохи немого кино, а также с современными музыкальными направлениями.

– На фестивале в Тромсе, который проходит в январе, мы собираем музыкантов, представляющих разные стили музыки, из разных стран для того, чтобы они в течение недели написали некую симфонию к классической немой картине, предложенной нами, – рассказывает о проекте его руководитель Игорь Шайтанов.

Затем необычный музыкальный ансамбль вместе с фильмом осенью гастролирует по нескольким городам России. Архангельск всегда входит в их число. Также показы проходят в Мурманске, Апатитах, Петрозаводске, Санкт-Петербурге и Москве.

Думаю, проекту удалось завоевать зрительскую любовь потому, что никто не делает сегодня ничего подобного. Если ретроспективы немого кино, отдельных режиссеров, творивших в начале XX века, в столицах, на крупных фестивалях иногда проходят, то в провинции никогда. Во-вторых, само по себе немое кино обычно воспринимается большинством зрителей как нечто отжившее, скучное, несовременное. Игорь Шайтанов и его команда успешно ломают этот стереотип, не отступая от традиции. Музыканты, пишущие музыку к фильму, – композиторы с изюминкой. Они воплощают новую ипостась умершей довольно рано, с появлением звука в кино, профессии тапера. Тогда на показах безмолвных лент приглашенный пианист сопровождал происходящее на экране легкими мелодиями, импровизируя с каждым новым показом. Сего-
дня музыканты готовят саундтрек заранее, но исполняют его вживую, поэтому это не просто фильмы, а фильмы-концерты – новая старая форма общения со зрителем.

Премьера копии

В последние годы организаторы фестиваля привозили в Россию шедевры советского кинематографа: «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» Льва Кулешова, «Гвоздь в сапоге» Михаила Калатозова, «Дом на Трубной» Бориса Барнета, «Третья Мещанская» Абрама Роома.

В этом году решили для разнообразия взять фильм немецкого производства – «Варьете», также известный под названием «Ревность». В 1925 году он вышел на мировые экраны и моментально стал хитом. Режиссер Эвальд Андре Дюпон прославился как один из ярчайших немецких постановщиков.

Совсем недавно картина была отреставрирована фондом, носящим имя другого великого немецкого режиссера – Фридриха Вильгельма Мурнау. Сеансы от фестивальщиков из Тромсе были вдвойне уникальными, потому что восстановленная копия «Варьете» была впервые показана в России.

В Архангельске прошел один показ, его поддержало областное министерство культуры. Объявленный в стране Год кино повысил интерес публики к самому молодому из искусств, к его истории. Хотя зал был не совсем полон.

Не имеет смысла подробно пересказывать фильм и тем более характер музыкальной части, ее сопровождавшей, тем, кто не посетил сеанс. Лента запомнится прекрасной игрой актеров и, кажется, невозможными для ветхого 1925 года с его громоздкими камерами способами съемок акробатических трюков под куполом цирка, способами гениально смонтировать эти кадры. Фильм можно найти и посмотреть в Интернете. А вот тот волшебный саундтрек, который сочинили четверо музыкантов из России, Швеции и Норвегии, ушел из зала вместе со зрителями. Но, уверена, зрители высоко оценили музыкальную гармонию, которая сделала вновь актуальным кино столетней выдержки: трагически-комичную, порой пугающую виолончель Сванте Хенрисона, романтически-драматический загадочный кларнет Ховарда Люнда, голосовые эффекты и необычный вокал, в котором неожиданно нашлось место и украинской песне, Ольги Гайдамак, и, конечно, находки мастера жанра электронной музыки Аре Симонсена, задающие ритм и подчеркивающие самые напряженные моменты. Ждем следующей осени.

Поделиться
17722