3 ноября 2016

Развитие порта Архангельск – дело государственной важности

Виктор Коваль

Постоянно действующей площадкой для их обсуждения должен стать Консультационный совет при региональном правительстве, идею создания которого выдвинул губернатор Архангельской области Игорь Орлов в ходе традиционной встречи фрахтовщиков, состоявшейся в рамках IV Международного форума «Арктические проекты: сегодня и завтра» в столице Поморья.

Создание Консультационного совета по вопросам морской логистики при региональном правительстве стало одним из главных итогов встречи. Проблем накопилось немало, и решение их без тесной координации и взаимодействия всех заинтересованных сторон невозможно.

Разговор на встрече профессиональных экспертов в сфере морских перевозок и транспортной логистики с участием руководства области шел о том, что мешает развиваться рынку фрахтовых услуг в Арктике и как преодолевать существующие барьеры.

Среди наболевшего – высокая стоимость портовых сборов и ледовых проводок, низкая скорость обработки судов, отсутствие больших глубин в порту Архангельск, слабая координация участников процесса грузоперевозок.

Цепочка от владельца груза до конечного грузополучателя получается длинная и включает в себя железную дорогу, таможню, логистические и стивидорные компании, судовладельцев. Деятельность Росморпорта
также непосредственно влияет на процесс. Ледокольный флот – важное звено транспортной цепи, и не только в зимнюю навигацию. Лето в Арктике короткое и обманчивое.

Ветер перемен

Обозначенные проблемы неновы. Поэтому в ходе обсуждения делалась попытка соотнести давно сложившуюся ситуацию с вызовами сегодняшнего дня. Как отметили участники встречи, ветер перемен задул с началом реализация проекта «Ямал СПГ» в Обской губе, благодаря которому в последние годы значительно вырос грузопоток через Архангельск на Сабетту.

– Все основные стройки в Арктике начинались с Архангельска. Проект на Сабетте подхлестнул развитие порта, благодаря чему здесь появились новые терминальные мощности и судовладельцы. Полемика: кто первый – Мурманск или Архангельск, не имеет большого смысла. Наши соседи оценивают перевалку миллионами тонн, мы – уникальностью специфических грузов.  Сформированное здесь предложение будет и дальше существовать. Мы все вольемся в тот рынок, который есть сейчас, – констатировал генеральный директор ЗАО «Арктик-Консалтинг-Сервис» Сергей Камышанов.

Рынок фрахта сложный, но понятный и сбалансированный, отметил также эксперт, оценивая состояние конкурентной среды на архангельском направлении морских грузоперевозок в 2016 году.

– Архангельск стал конкурентной площадкой для наших клиентов, – поддержал коллегу президент группы компаний «Беломортранс» Игорь Некрасов. – Появилась возможность выбора судовладельцев, услуг стивидоров и экспедиторов, которая позволяет по-иному взглянуть на наш город и выбрать необходимую услугу, найти партнеров, с которыми можно решать те или иные задачи.

Возможности работать сразу с несколькими стивидорными компаниями положительно оценил и генеральный директор ОАО «Северное морское пароходство» Яков Антонов. Свою лепту в развитие экспортных потоков, по его словам, внесла и курсовая разница рубля, значительно просевшего по отношению к доллару.

Ситуация, однако, меняется: грузов с завершением активной фазы строительства «Ямал СПГ» становится меньше. И для того, чтобы сохранить задел, наработанный за последние несколько лет, требуются нетривиальные решения.

Предпосылками целесообразности строительства глубоководного порта в Архангельске являются прогнозируемый рост дефицита существующих портовых мощностей на Северо-Западе РФ, задачи освоения арктического шельфа и развития Северного морского пути.

…да рубль перевоз

Каждый из участников встречи обозначил свои болевые точки. Часть из них были общими.

– Каждый год обсуждаем, что в Арктике не хватает точек бункировки – ближайшие находятся за тысячу миль. Либо тащим топливо своими силами, либо совместно с другими судовладельцами договариваемся с бункерными компаниями. Одновременно с постановкой задач по освоению нефтегазовых месторождений крупные ресурсодобывающие предприятия должны решать задачи регулярного бункерного обеспечения, – подчеркнул Яков Антонов.

Архангельск – лидер по портовым сборам, которые в два раза превышают ставки прибалтийских портов. Хотя, по приведенным данным мониторинга антимонопольной службы (ФАС), они не являются определяющими в цене и составляют от 5 до 11 процентов в общей стоимости судозаходов.

Как заметил губернатор, радикально влияет на конкурентные позиции того же Мурманска, Архангельска и других портов стоимость ледовой проводки.

– Мы обратились с предложением в ФАС, чтобы расходы, привнесенные климатическими условиями, распределить по всем портам Арктической зоны (АЗ РФ). Необходимо создать для них конкурентные режимы работы без учета, 3 или 30 миль льда нужно пробить. Договорились с антимонопольной службой создать рабочую группу, которая проработает этот вопрос, – рассказал Игорь Орлов.

Обсудили и другую важную тему – поддержание нужных глубин в порту.

– Канал копать надо, тратить деньги. А Росморпорт убыточный по Архангельску, – подчеркнул генеральный директор ОАО «Архангельский морской торговый порт» Виктор Воробьев.

Подход, при котором расходы на поддержание нужных глубин должны быть полностью покрыты за счет хозяйственной деятельности на акватории порта, губернатор назвал местечковым.

– Если мы повесим все эти затраты на наш порт, надо закрыть Архангельск как перевалочный узел. Но это не по-государственному, что хорошо понимает президент, – прокомментировал ситуацию Игорь Орлов.

По словам члена совета потребителей по вопросам деятельности ФГУП «Росморпорт» Софьи Катковой, понимают это и в самой компании, где за последние два года изменились управленческие приоритеты. Сама эксперт последовательно выступает с поддержкой столицы Поморья на самых высоких уровнях.

– О проблеме нужно говорить. Портовые глубины – главный ориентир для любого судо– и грузовладельца, который работает на экспорте-импорте и контейнерных линиях, – подчеркнула Софья Каткова.

Кроме того, специалист по транспортной логистике коснулась взаимодействия порта с железной дорогой, которое, по ее мнению, еще далеко от идеала.

Фото: popgun.ru

«Арктический абонемент»

Отсутствие должной координации между участниками транспортной цепочки в конечном итоге влияет на скорость грузопотока. А значит, тоже снижает привлекательность направления для грузоотправителей. Например, на этапе таможенного контроля.

Опыт, как ускорить этот процесс, в мире наработан. Режим «зеленого коридора», о котором мечтают судовладельцы, работающие с импортом, может быть установлен по конкретным отраслям или продукции. Важно заинтересовать грузоотправителей, в том числе из Европы, и согласовать решение с таможнями контрагентов. Процедура простая и очень ускоряет оформление грузов, отмечают специалисты.

– Нам нужно, чтобы импорт пошел через Архангельск. Для этого должна быть экономическая целесообразность. В конкурентной борьбе нам не хватает низких портовых сборов, понижающих коэффициентов для организации новых линий, скорости обработки и вовлеченности экспортеров в этот процесс, – подчеркнул Яков Антонов.

Большой резерв по увеличению общей скорости движения грузов, по мнению судовладельцев, не задействован на стадии перевалки в порту. Как объяснил генеральный директор ОАО «Архангельский морской торговый порт» Виктор Воробьев, главным фактором, сдерживающим развитие услуг одной из основных стивидорных компаний Архангельска, является существенное недофинансирование за последние полтора десятилетия.

Закупки новой техники начались лишь в последние годы, когда с учетом инфляции повысили тариф. Тем не менее, учитывая, что услуги стивидоров составляют основу затрат на рынке фрахта, руководитель торгового порта призвал совместно разработать шкалу скидок для судовладельцев, привязанную к числу судозаходов.

– 10 раз в год – 5 процентов скидка, 100 раз – 20 процентов. Это стимул, привлекательность порта. Чем чаще заходишь, тем дешевле это становится. Это будет касаться и ледокольной проводки, – предложил Виктор Воробьев.

Отдельно прозвучала тема грузооборота контейнеров. Из-за недостатка парка экспорт по линии целлюлозо-бумажного и деревообрабатывающего производства уходит из Архангельска в Усть-Лугу.

Проект строительства глубоководного порта в Архангельске включен в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года, схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта, а также полностью соответствует целям и задачам государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».

Регион идет на помощь

Резюмируя итоги обсуждения, губернатор отметил, что руководство Поморья хорошо осознает проблематику отрасли, и пригласил профессиональное экспертное сообщество к совместному обсуждению самых насущных вопросов на площадке правительства области.

– Мы к этому диалогу и лоббированию интересов наших предпринимателей в порту готовы. Если возникают трудности в работе федеральных и региональных структур, давайте конкретный набор предложений, как упростить, – призвал участников встречи Игорь Орлов.

Глава региона предложил создать Консультационный совет, на котором обсуждать все темы за одним столом раз в месяц или по необходимости.

– Готовы его собирать в интересах предпринимателей в порту. Мы обязаны вас слышать. Речь идет о жизни и работе целой территории, – подчеркнул Игорь Орлов. – Мы прекрасно понимаем, что тенденция снижения объемов перевалки, которая наметилась, требует нашего участия. У нас есть свои возможности помочь вам. Есть проблемы с тарифами – давайте подумаем о налоговых преференциях для вас на какой-то период или под ваши действия по модернизации производства или привлечению инвестиций.

Как пример успешной коммуникации власти и бизнеса губернатор привел действие регионального закона, который был пролоббирован и принят в интересах целлюлозо-бумажных предприятий области.

Взаимодействие по направлению морских грузоперевозок глава региона предложил вести с учетом перспективы строительства и развития глубоководного порта и магистрали «Белкомур».

– Сегодня все, что связано с этими масштабными проектами, датируется 2025–2032 годами, – отметил Игорь Орлов.

Арктическая логистика

Знаковым событием для будущего порта Архангельск стало подписание долгосрочного соглашения по сотрудничеству правительства Поморья и компании «Оборонлогистика» – подведомственной организации Минобороны России.

По словам руководителя Антона Филатова, на базе своего дочернего предприятия «Оборонлогистика» в ближайшее время он создаст в Архангельске Центр управления морскими перевозками в северо-западном сегменте Арктики.

– Основная идея в рамках нашего консорциума, который мы организовали с компаниями «Совфрахт» и Fesco, – создать такие среду и режим работы для бизнеса, которые позволяют эффективно взаимодействовать различным участникам этого рынка: государственным органам, в том числе Министерству обороны РФ, органам регионального и муниципального управления
и обеспечивать помощь коммерческим грузоотправителям, для которых очень важны издержки и оптимальные экономические условия, – отметил Антон Филатов.

Известие вызвало воодушевление всех участников фрахтового рынка.

– Очень правильно, что Оборонлогистика и Совфрахт объединили усилия и теперь будут формировать ставки и тарифы по трассе Северного морского пути и островным территориям. На сегодня практика работы с государственными заказчиками в Арктике показывает, что иногда из-за одной бочки рушится контракт на сотни миллионов, – прокомментировал ситуацию генеральный директор ЗАО «Арктик-Консалтинг-Сервис» Сергей Камышанов.

Логистические проекты в нефтегазовой и химической отраслях по линии Минобороны, развивающиеся в Арк-
тике, требуют знаний и владения информацией по всем портам Арктической зоны РФ. Необходимо изучать инфраструктуру полярных территорий, налаживать контакты с властями этих регионов и находить нужные решения на местах, считает президент группы компаний «Беломортранс» Игорь Некрасов.

Как сообщил генеральный директор ООО «Оборонлогистика» Антон Филатов, для этих целей в Москве создается выносной сегмент ситуационно-логистического центра, который собирает максимальный объем информации и осуществляет мониторинг выполнения работ в Арктике. Их планирование ведется на основе математического моделирования, анализа текущей обстановки и участия в процессе транспортировки всех судовладельцев и грузоотправителей.

Центр будет обрабатывать и прогнозировать результаты всей судовой деятельности. Информация по флоту будет выдаваться на открытые онлайн-табло. Это даст возможность отправки мелких партий в качестве попутных на судах с основным грузом.

– Мы надеемся, что с навигации 2017 года он уже будет работать в Архангельске. Время оптимизации усилий и координации совместной деятельности в Арктике пришло, – заявил Антон Филатов.

Развитие порта Архангельск – дело государственной важности

Постоянно действующей площадкой для их обсуждения должен стать Консультационный совет при региональном правительстве, идею создания которого выдвинул губернатор Архангельской области Игорь Орлов в ходе традиционной встречи фрахтовщиков, состоявшейся в рамках IV Международного форума «Арктические проекты: сегодня и завтра» в столице Поморья.

Создание Консультационного совета по вопросам морской логистики при региональном правительстве стало одним из главных итогов встречи. Проблем накопилось немало, и решение их без тесной координации и взаимодействия всех заинтересованных сторон невозможно.

Разговор на встрече профессиональных экспертов в сфере морских перевозок и транспортной логистики с участием руководства области шел о том, что мешает развиваться рынку фрахтовых услуг в Арктике и как преодолевать существующие барьеры.

Среди наболевшего – высокая стоимость портовых сборов и ледовых проводок, низкая скорость обработки судов, отсутствие больших глубин в порту Архангельск, слабая координация участников процесса грузоперевозок.

Цепочка от владельца груза до конечного грузополучателя получается длинная и включает в себя железную дорогу, таможню, логистические и стивидорные компании, судовладельцев. Деятельность Росморпорта
также непосредственно влияет на процесс. Ледокольный флот – важное звено транспортной цепи, и не только в зимнюю навигацию. Лето в Арктике короткое и обманчивое.

Ветер перемен

Обозначенные проблемы неновы. Поэтому в ходе обсуждения делалась попытка соотнести давно сложившуюся ситуацию с вызовами сегодняшнего дня. Как отметили участники встречи, ветер перемен задул с началом реализация проекта «Ямал СПГ» в Обской губе, благодаря которому в последние годы значительно вырос грузопоток через Архангельск на Сабетту.

– Все основные стройки в Арктике начинались с Архангельска. Проект на Сабетте подхлестнул развитие порта, благодаря чему здесь появились новые терминальные мощности и судовладельцы. Полемика: кто первый – Мурманск или Архангельск, не имеет большого смысла. Наши соседи оценивают перевалку миллионами тонн, мы – уникальностью специфических грузов.  Сформированное здесь предложение будет и дальше существовать. Мы все вольемся в тот рынок, который есть сейчас, – констатировал генеральный директор ЗАО «Арктик-Консалтинг-Сервис» Сергей Камышанов.

Рынок фрахта сложный, но понятный и сбалансированный, отметил также эксперт, оценивая состояние конкурентной среды на архангельском направлении морских грузоперевозок в 2016 году.

– Архангельск стал конкурентной площадкой для наших клиентов, – поддержал коллегу президент группы компаний «Беломортранс» Игорь Некрасов. – Появилась возможность выбора судовладельцев, услуг стивидоров и экспедиторов, которая позволяет по-иному взглянуть на наш город и выбрать необходимую услугу, найти партнеров, с которыми можно решать те или иные задачи.

Возможности работать сразу с несколькими стивидорными компаниями положительно оценил и генеральный директор ОАО «Северное морское пароходство» Яков Антонов. Свою лепту в развитие экспортных потоков, по его словам, внесла и курсовая разница рубля, значительно просевшего по отношению к доллару.

Ситуация, однако, меняется: грузов с завершением активной фазы строительства «Ямал СПГ» становится меньше. И для того, чтобы сохранить задел, наработанный за последние несколько лет, требуются нетривиальные решения.

Предпосылками целесообразности строительства глубоководного порта в Архангельске являются прогнозируемый рост дефицита существующих портовых мощностей на Северо-Западе РФ, задачи освоения арктического шельфа и развития Северного морского пути.

…да рубль перевоз

Каждый из участников встречи обозначил свои болевые точки. Часть из них были общими.

– Каждый год обсуждаем, что в Арктике не хватает точек бункировки – ближайшие находятся за тысячу миль. Либо тащим топливо своими силами, либо совместно с другими судовладельцами договариваемся с бункерными компаниями. Одновременно с постановкой задач по освоению нефтегазовых месторождений крупные ресурсодобывающие предприятия должны решать задачи регулярного бункерного обеспечения, – подчеркнул Яков Антонов.

Архангельск – лидер по портовым сборам, которые в два раза превышают ставки прибалтийских портов. Хотя, по приведенным данным мониторинга антимонопольной службы (ФАС), они не являются определяющими в цене и составляют от 5 до 11 процентов в общей стоимости судозаходов.

Как заметил губернатор, радикально влияет на конкурентные позиции того же Мурманска, Архангельска и других портов стоимость ледовой проводки.

– Мы обратились с предложением в ФАС, чтобы расходы, привнесенные климатическими условиями, распределить по всем портам Арктической зоны (АЗ РФ). Необходимо создать для них конкурентные режимы работы без учета, 3 или 30 миль льда нужно пробить. Договорились с антимонопольной службой создать рабочую группу, которая проработает этот вопрос, – рассказал Игорь Орлов.

Обсудили и другую важную тему – поддержание нужных глубин в порту.

– Канал копать надо, тратить деньги. А Росморпорт убыточный по Архангельску, – подчеркнул генеральный директор ОАО «Архангельский морской торговый порт» Виктор Воробьев.

Подход, при котором расходы на поддержание нужных глубин должны быть полностью покрыты за счет хозяйственной деятельности на акватории порта, губернатор назвал местечковым.

– Если мы повесим все эти затраты на наш порт, надо закрыть Архангельск как перевалочный узел. Но это не по-государственному, что хорошо понимает президент, – прокомментировал ситуацию Игорь Орлов.

По словам члена совета потребителей по вопросам деятельности ФГУП «Росморпорт» Софьи Катковой, понимают это и в самой компании, где за последние два года изменились управленческие приоритеты. Сама эксперт последовательно выступает с поддержкой столицы Поморья на самых высоких уровнях.

– О проблеме нужно говорить. Портовые глубины – главный ориентир для любого судо– и грузовладельца, который работает на экспорте-импорте и контейнерных линиях, – подчеркнула Софья Каткова.

Кроме того, специалист по транспортной логистике коснулась взаимодействия порта с железной дорогой, которое, по ее мнению, еще далеко от идеала.

Фото: popgun.ru

«Арктический абонемент»

Отсутствие должной координации между участниками транспортной цепочки в конечном итоге влияет на скорость грузопотока. А значит, тоже снижает привлекательность направления для грузоотправителей. Например, на этапе таможенного контроля.

Опыт, как ускорить этот процесс, в мире наработан. Режим «зеленого коридора», о котором мечтают судовладельцы, работающие с импортом, может быть установлен по конкретным отраслям или продукции. Важно заинтересовать грузоотправителей, в том числе из Европы, и согласовать решение с таможнями контрагентов. Процедура простая и очень ускоряет оформление грузов, отмечают специалисты.

– Нам нужно, чтобы импорт пошел через Архангельск. Для этого должна быть экономическая целесообразность. В конкурентной борьбе нам не хватает низких портовых сборов, понижающих коэффициентов для организации новых линий, скорости обработки и вовлеченности экспортеров в этот процесс, – подчеркнул Яков Антонов.

Большой резерв по увеличению общей скорости движения грузов, по мнению судовладельцев, не задействован на стадии перевалки в порту. Как объяснил генеральный директор ОАО «Архангельский морской торговый порт» Виктор Воробьев, главным фактором, сдерживающим развитие услуг одной из основных стивидорных компаний Архангельска, является существенное недофинансирование за последние полтора десятилетия.

Закупки новой техники начались лишь в последние годы, когда с учетом инфляции повысили тариф. Тем не менее, учитывая, что услуги стивидоров составляют основу затрат на рынке фрахта, руководитель торгового порта призвал совместно разработать шкалу скидок для судовладельцев, привязанную к числу судозаходов.

– 10 раз в год – 5 процентов скидка, 100 раз – 20 процентов. Это стимул, привлекательность порта. Чем чаще заходишь, тем дешевле это становится. Это будет касаться и ледокольной проводки, – предложил Виктор Воробьев.

Отдельно прозвучала тема грузооборота контейнеров. Из-за недостатка парка экспорт по линии целлюлозо-бумажного и деревообрабатывающего производства уходит из Архангельска в Усть-Лугу.

Проект строительства глубоководного порта в Архангельске включен в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года, схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта, а также полностью соответствует целям и задачам государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».

Регион идет на помощь

Резюмируя итоги обсуждения, губернатор отметил, что руководство Поморья хорошо осознает проблематику отрасли, и пригласил профессиональное экспертное сообщество к совместному обсуждению самых насущных вопросов на площадке правительства области.

– Мы к этому диалогу и лоббированию интересов наших предпринимателей в порту готовы. Если возникают трудности в работе федеральных и региональных структур, давайте конкретный набор предложений, как упростить, – призвал участников встречи Игорь Орлов.

Глава региона предложил создать Консультационный совет, на котором обсуждать все темы за одним столом раз в месяц или по необходимости.

– Готовы его собирать в интересах предпринимателей в порту. Мы обязаны вас слышать. Речь идет о жизни и работе целой территории, – подчеркнул Игорь Орлов. – Мы прекрасно понимаем, что тенденция снижения объемов перевалки, которая наметилась, требует нашего участия. У нас есть свои возможности помочь вам. Есть проблемы с тарифами – давайте подумаем о налоговых преференциях для вас на какой-то период или под ваши действия по модернизации производства или привлечению инвестиций.

Как пример успешной коммуникации власти и бизнеса губернатор привел действие регионального закона, который был пролоббирован и принят в интересах целлюлозо-бумажных предприятий области.

Взаимодействие по направлению морских грузоперевозок глава региона предложил вести с учетом перспективы строительства и развития глубоководного порта и магистрали «Белкомур».

– Сегодня все, что связано с этими масштабными проектами, датируется 2025–2032 годами, – отметил Игорь Орлов.

Арктическая логистика

Знаковым событием для будущего порта Архангельск стало подписание долгосрочного соглашения по сотрудничеству правительства Поморья и компании «Оборонлогистика» – подведомственной организации Минобороны России.

По словам руководителя Антона Филатова, на базе своего дочернего предприятия «Оборонлогистика» в ближайшее время он создаст в Архангельске Центр управления морскими перевозками в северо-западном сегменте Арктики.

– Основная идея в рамках нашего консорциума, который мы организовали с компаниями «Совфрахт» и Fesco, – создать такие среду и режим работы для бизнеса, которые позволяют эффективно взаимодействовать различным участникам этого рынка: государственным органам, в том числе Министерству обороны РФ, органам регионального и муниципального управления
и обеспечивать помощь коммерческим грузоотправителям, для которых очень важны издержки и оптимальные экономические условия, – отметил Антон Филатов.

Известие вызвало воодушевление всех участников фрахтового рынка.

– Очень правильно, что Оборонлогистика и Совфрахт объединили усилия и теперь будут формировать ставки и тарифы по трассе Северного морского пути и островным территориям. На сегодня практика работы с государственными заказчиками в Арктике показывает, что иногда из-за одной бочки рушится контракт на сотни миллионов, – прокомментировал ситуацию генеральный директор ЗАО «Арктик-Консалтинг-Сервис» Сергей Камышанов.

Логистические проекты в нефтегазовой и химической отраслях по линии Минобороны, развивающиеся в Арк-
тике, требуют знаний и владения информацией по всем портам Арктической зоны РФ. Необходимо изучать инфраструктуру полярных территорий, налаживать контакты с властями этих регионов и находить нужные решения на местах, считает президент группы компаний «Беломортранс» Игорь Некрасов.

Как сообщил генеральный директор ООО «Оборонлогистика» Антон Филатов, для этих целей в Москве создается выносной сегмент ситуационно-логистического центра, который собирает максимальный объем информации и осуществляет мониторинг выполнения работ в Арктике. Их планирование ведется на основе математического моделирования, анализа текущей обстановки и участия в процессе транспортировки всех судовладельцев и грузоотправителей.

Центр будет обрабатывать и прогнозировать результаты всей судовой деятельности. Информация по флоту будет выдаваться на открытые онлайн-табло. Это даст возможность отправки мелких партий в качестве попутных на судах с основным грузом.

– Мы надеемся, что с навигации 2017 года он уже будет работать в Архангельске. Время оптимизации усилий и координации совместной деятельности в Арктике пришло, – заявил Антон Филатов.

Поделиться
18615