3 сентября 2014

Разгорится заря над деревней…

С давних времен, с тех самых пор, как в деревне построили часовню в честь Преображения Господня, Яблочный спас стал боль-
шим праздником для сельчан. Эта традиция прервалась на долгих 75 лет, но теперь она возрождена, и 19 августа жители вновь, уже в 14-й раз, собрались возле поклонного креста.

Не зарастали чтобы тропки…

С легкой руки двух приморских женщин – Лидии Захаровой и ее тети Алевтины Митрофановой – люди вновь стали собираться 19 августа на так называемом «пятачке».

Захваченные замечательной идеей «чтоб дети из краев далеких своих детей сюда везли», они обратились за помощью к настоятелю Покровского храма, что в Новодвинске. И вот в 2001 году в день Преображения Господня игумен Александр (Зинин) после 75-летнего перерыва провел в деревне крестный ход.

А годом позже батюшку пригласили в связи с еще одним событием. Муж Алевтины Акимовны, Евгений Митрофанов, был тогда деревенским старостой. Да к тому же его знали и как мастера золотые руки. Евгений Федорович сделал и установил в Любовском поклонный крест. Для его освящения и приехал из Новодвинска отец Александр.

И каждому гостю были рады

Историки сходятся во мнении, что деревня появилась на берегу одного из многочисленных протоков Северной Двины в XVIII столетии.
– А я слышала, что упоминания о ней есть уже в XVII веке, – говорит Александра Попова, одна из самых активных участниц всего, что происходит в Любовском.

Это сейчас здесь живут, по словам заместителя председателя муниципального Совета депутатов Ирины Селезневой, меньше 50 человек. А в начале ХХ века насчитывалось около двух сотен жителей. Хлеб насущный они добывали в основном привычными для сельской местности занятиями: земледелием, животноводством, охотой, рыбной ловлей, бондарным ремеслом. Однако близость губернского города накладывала свой отпечаток – мужчины ездили работать на архангельские лесозаводы.

Избы в деревне строили основательно, главным образом в два этажа, с бревенчатыми взвозами. Именно такой дом возвышался над улицей на том месте, где установлен теперь поклонный крест.

Въезд в Любовское, как вспоминают старожилы, был со стороны Бакарицы в виде распашных ворот, на которых любила покататься малышня. Центр селения украшала часовня в честь Преображения Господня. Потому-то этот церковный праздник здесь и считается своим.

– Отмечали его широко, – рассказывает Александра Попова. – В каждом доме пекли пироги, устраивали общие застолья. Любого принимали как долгожданного гостя. Женщины с песнями шли по улице навстречу друг другу и на «пятачке» устраивали большое празднество. Гуляли до самого утра.

– Совершить службу в часовне, – продолжает Александра Васильевна, – звали батюшку со стороны. К примеру, с 1903 по 1925 год ее вел настоятель Иоанно-Богословского храма деревни Часовенское отец Павел Сергиев.

Церковь эта во времена воинствующего атеизма сгорела.

Витки истории: то густо, то пусто

Страницы истори

и советского периода для русского крестьянства во многом схожи. Правда, Любовское избежало испытаний Гражданской войны, когда брат шел против брата, сын против отца. А в начале 1920 года, после освобождения столицы Поморья от интервентов и белогвардейцев, жизнь в деревне и вовсе начала потихоньку налаживаться.

В условиях НЭПа наиболее предприимчивые крестьяне расширили свое хозяйство. Кто-то (как, например, Степан Шахнов с супругой Екатериной) открыл торговую лавку, снабжая односельчан самыми необходимыми товарами. Мастеровые люди имели кто мельницу, кто случный пункт с породистыми быками, кто павозок (так назывался большой карбас, перевозивший по реке сено и другие грузы)…

Вот только продолжалось это очень недолго – наступил период раскулачивания. В число слишком состоятельных попали 22 семьи. Причем случалось, что после конфискации имущества его хозяев не ссылали. Куда уж дальше-то, на Северный полюс? Скажем, тех же Шахновых приютила сердобольная соседка.

Верно говорят, что история движется витками. Колхоз «Организатор» (а в него входила и бригада № 3, состоявшая из жителей Любовского) медленно, но верно начал набирать обороты. Полеводы выращивали ячмень, капусту, морковь, картофель, турнепс. Животноводы занимались разведением коров, овец, свиней, кур.

В 1940 году колхоз даже отметили высшей правительственной наградой – орденом Ленина. А в 70-е об «Организаторе» заговорили как о миллионере. Но очередной поворот экономической политики – «прихватизация» – разорил некогда процветающее хозяйство, и в октябре 2006-го оно прекратило существование.

– А ведь были и конюшня своя, и телятник, и коровник, – вздыхает депутат Ирина Селезнева. – Может быть, сейчас с развитием животноводческого комплекса «Любовское» положение изменится?

Помощи Божьей и процветания!

На «пятачке», у поклонного креста, вспомнили эти вехи истории (что-то с горечью, что-то с теплотой). А собрались здесь в Яблочный спас не только ныне проживающие в деревне, но и те, кто, родившись в ней, переехал в другие места. У поэтессы Люд-
милы Пономаревой есть в связи с этим очень хорошие строчки:

Раскидало деревню по свету,
А она возьми и сойдись…

В ходе водосвятного молебна отец Владимир, нынешний настоятель Покровского храма, пожелал:
– Помощи Божьей, мира и процветания вашей деревне!..

А народные избранники Юлия Немнюгина и Ирина Селезнева назвали некоторых из наиболее активных и уважаемых жителей Любовского: ровесницу Приморского района, 85-летнюю Наталью Тимофееву, ветерана Великой Отечественной войны Анатолия Шахнова, а также Людмилу Филькову, Алевтину Митрофанову и Тамару Смирнову. Им вручили почетные грамоты и подарки.

Ну а яркой точкой празднования Дня деревни стало выступление ансамбля «Северная душа» (руководитель и гармонист Александр Попов) из культурного центра «Рикасиха». Присутствующие, не удержавшись, подхватывали любимые всеми песни, а некоторые стали даже пританцовывать. Чувствовалось нечто семейное в таком празднике. Нет, такая деревня не умрет, и тропки в ней не зарастут!


Блиц

Молодые, продолжите начатое!

Виталий Соломаха, начальник группы ВОХР 09703 (г. Северодвинск):

– Замечательно, что возродили праздник, на который отовсюду съезжаются земляки. Он – продолжение христианских традиций. И прекрасно, что молодежь понимает это, тянется к ним.

Александра Митрофанова, пенсионерка:

– Свою лепту я, мой муж, Лилия Артемьевна Захарова и другие в возрождение Дня деревни внесли сполна. Мы уже не в том возрасте. Пора передавать эстафету более молодым. Хочу пожелать им продолжить начатое. Надеюсь, что их усилиями будет возведена и часовенка.

Константин Кобылин, сотрудник финансово-строительной компании «Поморье»:

– Я чту традиции, всецело поддерживаю их. Считаю, что нужно знать каждого, кто живет рядом. Вот почему еще до молебна попросил всех собраться для коллективного фото. Хочу увеличить его и разместить на специальном стенде в центре деревни. Компания, где я работаю, занимается восстановлением и строительством жилья в Приморском районе. В районной администрации, которую возглавляет очень грамотный специалист Валентина Рудкина, мы находим большую поддержку нашей деятельности. Благодаря руководству района жизнь в деревнях, подобных Любовскому, не замирает даже зимой. Были у нас, к примеру, трудности с водоснабжением – теперь их нет. Раньше для стариков поход в магазин становился большущей проблемой – сейчас в деревню приезжают автолавки.

Не зарастали чтобы тропки…

С легкой руки двух приморских женщин – Лидии Захаровой и ее тети Алевтины Митрофановой – люди вновь стали собираться 19 августа на так называемом «пятачке».

Захваченные замечательной идеей «чтоб дети из краев далеких своих детей сюда везли», они обратились за помощью к настоятелю Покровского храма, что в Новодвинске. И вот в 2001 году в день Преображения Господня игумен Александр (Зинин) после 75-летнего перерыва провел в деревне крестный ход.

А годом позже батюшку пригласили в связи с еще одним событием. Муж Алевтины Акимовны, Евгений Митрофанов, был тогда деревенским старостой. Да к тому же его знали и как мастера золотые руки. Евгений Федорович сделал и установил в Любовском поклонный крест. Для его освящения и приехал из Новодвинска отец Александр.

И каждому гостю были рады

Историки сходятся во мнении, что деревня появилась на берегу одного из многочисленных протоков Северной Двины в XVIII столетии.
– А я слышала, что упоминания о ней есть уже в XVII веке, – говорит Александра Попова, одна из самых активных участниц всего, что происходит в Любовском.

Это сейчас здесь живут, по словам заместителя председателя муниципального Совета депутатов Ирины Селезневой, меньше 50 человек. А в начале ХХ века насчитывалось около двух сотен жителей. Хлеб насущный они добывали в основном привычными для сельской местности занятиями: земледелием, животноводством, охотой, рыбной ловлей, бондарным ремеслом. Однако близость губернского города накладывала свой отпечаток – мужчины ездили работать на архангельские лесозаводы.

Избы в деревне строили основательно, главным образом в два этажа, с бревенчатыми взвозами. Именно такой дом возвышался над улицей на том месте, где установлен теперь поклонный крест.

Въезд в Любовское, как вспоминают старожилы, был со стороны Бакарицы в виде распашных ворот, на которых любила покататься малышня. Центр селения украшала часовня в честь Преображения Господня. Потому-то этот церковный праздник здесь и считается своим.

– Отмечали его широко, – рассказывает Александра Попова. – В каждом доме пекли пироги, устраивали общие застолья. Любого принимали как долгожданного гостя. Женщины с песнями шли по улице навстречу друг другу и на «пятачке» устраивали большое празднество. Гуляли до самого утра.

– Совершить службу в часовне, – продолжает Александра Васильевна, – звали батюшку со стороны. К примеру, с 1903 по 1925 год ее вел настоятель Иоанно-Богословского храма деревни Часовенское отец Павел Сергиев.

Церковь эта во времена воинствующего атеизма сгорела.

Витки истории: то густо, то пусто

Страницы истори

и советского периода для русского крестьянства во многом схожи. Правда, Любовское избежало испытаний Гражданской войны, когда брат шел против брата, сын против отца. А в начале 1920 года, после освобождения столицы Поморья от интервентов и белогвардейцев, жизнь в деревне и вовсе начала потихоньку налаживаться.

В условиях НЭПа наиболее предприимчивые крестьяне расширили свое хозяйство. Кто-то (как, например, Степан Шахнов с супругой Екатериной) открыл торговую лавку, снабжая односельчан самыми необходимыми товарами. Мастеровые люди имели кто мельницу, кто случный пункт с породистыми быками, кто павозок (так назывался большой карбас, перевозивший по реке сено и другие грузы)…

Вот только продолжалось это очень недолго – наступил период раскулачивания. В число слишком состоятельных попали 22 семьи. Причем случалось, что после конфискации имущества его хозяев не ссылали. Куда уж дальше-то, на Северный полюс? Скажем, тех же Шахновых приютила сердобольная соседка.

Верно говорят, что история движется витками. Колхоз «Организатор» (а в него входила и бригада № 3, состоявшая из жителей Любовского) медленно, но верно начал набирать обороты. Полеводы выращивали ячмень, капусту, морковь, картофель, турнепс. Животноводы занимались разведением коров, овец, свиней, кур.

В 1940 году колхоз даже отметили высшей правительственной наградой – орденом Ленина. А в 70-е об «Организаторе» заговорили как о миллионере. Но очередной поворот экономической политики – «прихватизация» – разорил некогда процветающее хозяйство, и в октябре 2006-го оно прекратило существование.

– А ведь были и конюшня своя, и телятник, и коровник, – вздыхает депутат Ирина Селезнева. – Может быть, сейчас с развитием животноводческого комплекса «Любовское» положение изменится?

Помощи Божьей и процветания!

На «пятачке», у поклонного креста, вспомнили эти вехи истории (что-то с горечью, что-то с теплотой). А собрались здесь в Яблочный спас не только ныне проживающие в деревне, но и те, кто, родившись в ней, переехал в другие места. У поэтессы Люд-
милы Пономаревой есть в связи с этим очень хорошие строчки:

Раскидало деревню по свету,
А она возьми и сойдись…

В ходе водосвятного молебна отец Владимир, нынешний настоятель Покровского храма, пожелал:
– Помощи Божьей, мира и процветания вашей деревне!..

А народные избранники Юлия Немнюгина и Ирина Селезнева назвали некоторых из наиболее активных и уважаемых жителей Любовского: ровесницу Приморского района, 85-летнюю Наталью Тимофееву, ветерана Великой Отечественной войны Анатолия Шахнова, а также Людмилу Филькову, Алевтину Митрофанову и Тамару Смирнову. Им вручили почетные грамоты и подарки.

Ну а яркой точкой празднования Дня деревни стало выступление ансамбля «Северная душа» (руководитель и гармонист Александр Попов) из культурного центра «Рикасиха». Присутствующие, не удержавшись, подхватывали любимые всеми песни, а некоторые стали даже пританцовывать. Чувствовалось нечто семейное в таком празднике. Нет, такая деревня не умрет, и тропки в ней не зарастут!


Блиц

Молодые, продолжите начатое!

Виталий Соломаха, начальник группы ВОХР 09703 (г. Северодвинск):

– Замечательно, что возродили праздник, на который отовсюду съезжаются земляки. Он – продолжение христианских традиций. И прекрасно, что молодежь понимает это, тянется к ним.

Александра Митрофанова, пенсионерка:

– Свою лепту я, мой муж, Лилия Артемьевна Захарова и другие в возрождение Дня деревни внесли сполна. Мы уже не в том возрасте. Пора передавать эстафету более молодым. Хочу пожелать им продолжить начатое. Надеюсь, что их усилиями будет возведена и часовенка.

Константин Кобылин, сотрудник финансово-строительной компании «Поморье»:

– Я чту традиции, всецело поддерживаю их. Считаю, что нужно знать каждого, кто живет рядом. Вот почему еще до молебна попросил всех собраться для коллективного фото. Хочу увеличить его и разместить на специальном стенде в центре деревни. Компания, где я работаю, занимается восстановлением и строительством жилья в Приморском районе. В районной администрации, которую возглавляет очень грамотный специалист Валентина Рудкина, мы находим большую поддержку нашей деятельности. Благодаря руководству района жизнь в деревнях, подобных Любовскому, не замирает даже зимой. Были у нас, к примеру, трудности с водоснабжением – теперь их нет. Раньше для стариков поход в магазин становился большущей проблемой – сейчас в деревню приезжают автолавки.

Поделиться
4469