21 июня 2018

Расти большой, малый бизнес

В Архангельске состоялась XX конференция по проблемам малого и среднего предпринимательства. Юбилейный форум был весьма представительным: наряду с руководством региона и муниципалитетов в диалог с бизнесом вступили вице-спикер Госдумы Ольга Епифанова, замминистра экономического развития России Олег Фомичев, президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов и руководители федеральной Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства.

Помочь предпринимателям Севера

Одной из важных сфер деятельности любой из систем власти» назвал взаимодействие с бизнесом губернатор Игорь Орлов. Предприниматели выполняют определенный набор функций и создают рабочие места, производят товары и услуги, пополняют бюджеты, решают другие общественно значимые задачи. Президент России Владимир Путин определил место и роль предпринимательства как одну из важнейших функций в государстве.

– Ее невозможно реализовать без людей неспокойных, предприимчивых, увлеченных, – отметил глава региона. – У нашей области есть свои особенности: большие расстояния, сложные климатические условия, особые тарифные решения в тепло- и электроэнергетике.

По словам губернатора, в наше время необходимо уходить от привычных клише в системе предпринимательства. Так, сегодня одной из важнейших задач является развитие предпринимательства в сфере оказания социальных услуг, здравоохранения, образования.

У бизнеса в северных регионах России – специфические проблемы, связанные с особенностями территории. Чтобы он нормально развивался, нужно решительно пересмотреть государственный подход к Северу, реформировать законодательство, которое во многом устарело и имеет немало правовых пробелов. Такова позиция Ольги Епифановой.

Если предприниматели в северных регионах будут работать по общим правилам, они никогда не станут конкурентоспособными по сравнению со своими коллегами из более южных регионов, уверена она. Суровый климат, огромные территории при малолюдности и неразвитости инфраструктуры, северные, которые государство должно бы компенсировать работодателям, – все это серьезно осложняет работу малого и среднего бизнеса, вынуждая его или сворачиваться, или перебираться в теплые края. Ставить бизнесменов северных широт в равные правовые условия с коллегами из других регионов – значит в реальности дискриминировать их. Ведь себестоимость производимой здесь продукции очень высока, в результате чего она становится неконкурентоспособной. Надо, считает парламентарий, создавать преференции для налоговых резидентов, работающих на Севере, – примерно такие же, как для отечественных производителей в сравнении с зарубежными. Сегодня над выработкой необходимых законодательных мер работает экспертный совет по вопросам законодательного обеспечения развития регионов Крайнего Севера и Арктики в Госдуме.

Есть надежда, что после новой серии президентских майских указов дело сдвинется с мертвой точки, заключила свое выступление Ольга Епифанова.

В числе предложений президиума экспертного совета, руководимого вице-спикером, – установление дифференцированной шкалы ставок налога на имущество организаций в отношении их основных фондов, в первую очередь – инновационных, пониженная ставка НДС, снижение авиационного сбора на полеты в арктических регионах, повышение миграционной привлекательности северных территорий, внедрение новой модели арктического здравоохранения и многое другое.

Акселерация и единое окно

От специфически северных проблем – к общим для бизнес-сообщества страны.

Замминистра экономического развития России Олег Фомичев привел цифры: сегодня по стране в сфере малого и среднего предпринимательства занято 19,2 миллиона человек, его доля в ВВП составила уже 22,3 процента. Много это или мало? По западным меркам – мало: в развитых странах эта доля равняется 45–60 процентам. В России же она за все постперестроечные годы не превышала четверти экономики. Тем более что экономика наша за последние десятилетия претерпевала противоречивые процессы: от раздробления крупных советских предприятий на отдельные составляющие – к новым центростремительным процессам, созданию холдингов.

Сможем ли осуществить пресловутое «догнать и перегнать» и увеличить долю малого и среднего бизнеса вдвое-втрое? Шаги в этом направлении уже предприняты, прежде всего – реформа контрольно-надзорной деятельности, переход к риск-ориентированной модели (от отчетных галочек-палочек и штрафов – к предупреждению нарушений), сокращение объема надзорных мероприятий на 70–80%. Введение статуса самозанятых – ресурс для старта собственного бизнеса нескольких миллионов соотечественников. Отдельные направления – молодежное и женское предпринимательство и так называемая экономика «серебряного возраста» (вовлечение в самостоятельную экономическую деятельность людей пенсионного и предпенсионного возраста). И, конечно же, учет отраслевой и региональной специфики: развитие малого и среднего бизнеса в различных секторах – от туризма до энергетики и ЖКХ – и опять-таки Арктика.

Стратегическая задача – акселерация малого бизнеса. «Малыши» (микробизнес) должны вырасти до уровня полноценных малых предпринимателей, те – превратиться в середняков. Именно средний класс и средний бизнес являются не только основой современного общества, но и двигателем прогресса, кузницей многих ноу-хау. Как обстоят дела с малым предпринимательством в нашем регионе? Как сказать… По данным статистики, число индивидуальных предпринимателей резко сократилось.
В то же время, отметил архангельский предприниматель и бизнес-тренер Артем Вахрушев, многие из самоликвидировавшихся ипэшников в реальности бизнесом не занимались. По его мнению, стимулом к развитию предпринимательства должна стать доступность финансовых ресурсов. При этом они должны предоставляться на возвратной основе, так как субсидии развращают. С этой позицией согласились не все участники развернувшейся дискуссии.

Все действующие структуры развития предпринимательства должны объединиться в одно окно, рассказал участникам обсуждения замгубернатора по стратегическому планированию и инвестиционной политике Виктор Иконников. Это – инициатива главы региона. Создана временная рабочая группа, которая трудится над проектом. После того как эта система начнет функционировать, бизнесмены перестанут бегать из центра кредитования в бизнес-инкубатор, а оттуда – в фонд развития предпринимательства (всего в регионе существуют сегодня шесть институтов развития предпринимательства, федеральных – около полусотни).

Притом, отмечали участники дискуссии, единая система должна учитывать, что предприниматели не застрахованы от ошибок, которые могут возникать еще на этапе подачи заявки. Чтобы не получилось так: обратился он за финансовой поддержкой, а бумага оформлена неправильно, в итоге получил вместо гранта на развитие бизнеса отказ. «Мы будем систему дорабатывать», – заявил Виктор Иконников. Впрочем, идеальной модели поддержки бизнеса в регионах России пока не существует. Важно, чтобы она работала.

Участники дискуссии высказали более тридцати тезисов о том, какие меры нужны для поддержки бизнеса сверху и его успешного саморазвития.

Барьеров меньше, но проблемы остались

Еще один диалог бизнеса и власти, «Без барьеров», состоялся во второй день работы конференции. Вновь микрофон в руках Виктора Иконникова, рядом – уполномоченный по защите прав предпринимателей Иван Кулявцев. «Точка сбора», «сверка часов» – так образно определил Виктор Михайлович смысл встречи. Такие стратегические сессии давно уже переросли первоначальную стадию «говорильни» и «выпуска пара» из котла проблем, подобные дискуссии – будь то в рамках ежегодной конференции предпринимателей или деловой части Маргаритинской ярмарки – влекут за собой конкретные правовые решения.

Бизнес-омбудсмен так охарактеризовал в разговоре с нашим корреспондентом результативность предшествующей конференции:

– В регионе достаточно корректно работают и исполнительная власть, и надзорные органы.

Если возвращаться к итогам прошлой конференции и круглого стола по административным барьерам, то из двенадцати озвученных на них вопросов были решены десять.

Нынешняя дискуссия о барьерах, мешающих бизнесу, была немногочисленной по составу участников – отчасти из-за того, что параллельно проходили не менее актуальные обсуждения – например, об инструментах поддержки предпринимателей в муниципальных образованиях, проблемах в торговле алкоголем и лесоматериалами. С другой стороны, как заявил Иван Святославович:

– Если бы были кричащие, нерешающиеся вопросы, то зал был бы полон.

Среди активных участников диалога – не только деловые люди из крупных городов, но и представители сельского бизнеса. Так, предприниматель из Карпогор сетовал на огромное количество документов, которые требуют от сельских бизнесменов. Необходимо, считает он, упростить требования к предпринимателям, желающим участвовать в программе по возмещению затрат на доставку продуктов питания на отдаленные территории.

Другая проблема – задолженность по налогам (порой копеечная) становится барьером для участия предпринимателей в таких программах. А новодвинец Станислав Донев предлагает упростить работу сайтов для предпринимателей – сегодня ориентироваться в них довольно сложно, необходимы специальные разделы с информацией о закупках, аренде земли и другими актуальными для бизнеса сведениями. Еще одно требование – контрольно-надзорные органы должны учитывать отраслевую сезонность работы проверяемых.

Новшество, которое призвано помочь людям дела, – муниципальный инвестиционный стандарт, разрабатываемый в Северодвинске. Это набор обязательных требований для муниципалитетов: что необходимо сделать, чтобы предпринимателям и инвесторам было комфортно работать на территории.

«А что мы будем ехать?»

Пока же о комфортных условиях говорить рановато. В том же Северодвинске есть поистине кричащий пример, когда успешный и нужный людям бизнес оказался на грани гибели. Из-за ошибки, допущенной администрацией города много лет назад, владелица автобизнеса может лишиться построенного ею здания магазина. Она исправно платила налоги, создала рабочие места для земляков, организовала автостоянку, благодаря чему хозяева железных коней убрали их с газонов. Но теперь, похоже, налаженное за долгие годы дело придется свернуть.

История хождения индивидуального предпринимателя Марины Тихоновой по мукам заслуживает, наверное, повести или фильма в духе «Левиафана». Вот как все происходило.

– Я вышла сначала на федерального уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова. Там меня направили к тогдашнему региональному уполномоченному Николаю Евменову, и он стал мне помогать, – рассказала Марина Александровна. – Но было уже поздно, потому что администрация Северодвинска подала в суд, и я начала проигрывать суды. Меня загнали в эту ситуацию, зная, что у меня нет акта выбора земельного участка. И мне предложили: или ты идешь в суд и узакониваешь постройку, или мы не подписываем аренду.

И на сегодня получается так: в 2003–2004 годах, когда мэр Александр Беляев разрешил мне строить здание, надо было разделить участок на два – один под строительство павильона, другой под автостоянку. К сожалению, администрация этого не сделала. А я тогда, бывший инженер «Звездочки» и начинающий бизнесмен, взяла под козырек и делала все то, что мне говорила администрация. Нынешняя администрация вроде бы идет мне навстречу, но я оказалась заложницей ситуации, хотя павильон соответствует всем градостроительным нормам, не угрожает жизни и здоровью граждан, работает уже больше тринадцати лет, там устроены магазин автозапчастей и шиномонтажная мастерская. Хотя новая администрация Игоря Скубенко взяла под контроль ситуацию с моим зданием, но суды-то, включая Верховный суд, у меня проиграны. Те же законы о сроке давности по таким делам в одних регионах (например, в Московской области) применяются, а в других нет. Но мы же находимся на территории одного государства. Мною пройдены все процедуры, у меня подведены все коммуникации, судами доказано, что здание капитальное, в подписанном администрацией проекте сказано, что оно соответствует второй категории ответственности.

А сноса требуют только из-за того, что нет разрешения на его строительство. Что я должна сделать? Выгнать всех людей, освободить здание, распродать все под корень и куда-то уехать? Притом что на острове Ягры это единственный магазин автозапчастей, который востребован, к которому люди привыкли. Они говорят: «А что мы будем ехать?»

Что делать в данной ситуации? Проблема конкретная, но решения требует в масштабе всей страны – например, провести амнистию по таким вот гражданским делам, аналогичную дачной амнистии. Сколько по России подобных прецедентов, когда активный, неравнодушный человек оказался формально неправ, виноват, должен… Проблему, озвученную Мариной Александровной, бизнес-уполномоченный обещал передать для рассмотрения юристам. Хочется надеяться, что выход из правового и жизненного тупика, в который загнали северодвинскую предпринимательницу, будет наконец найден.

Услышать друг друга

– Подавляющее большинство тех, кто во власти, – разумные люди, но власть и бизнес не слышат друг друга, им не хватает коммуникации, – подытожил дискуссию Иван Кулявцев, который по-прежнему считает себя в большей степени общественником, чем чиновником.

Связующим звеном между властью и бизнесом должны быть деловые сообщества и ассоциации, но многие предприниматели о них в лучшем случае знают понаслышке. «Мало информации», – жаловались участники диалога. Например, одна предпринимательница посетовала, что, получив визитную карточку одного из руководителей региональной торгово-промышленной палаты, тщетно пыталась дозвониться по указанному номеру. Но, согласитесь, звучит это по меньше мере странно: в век Интернета не найти координаты нужной организации… В конце концов кто ищет, тот всегда найдет, уж тем более бизнесмен, который по определению человек деятельный и предприимчивый.

– Правительство региона открыто для представителей деловых ассоциаций. Вступайте в них! – обратился к собравшимся Иван Кулявцев.

Пример эффективности работы предпринимательских организаций – случай в Новодвинске, когда из-за технической ошибки в решении муниципального Совета предпринимателям в несколько раз взвинтили коэффициент. Вмешательство «Опоры России» побудило городских депутатов изменить неверное решение.

Еще один пример эффективного взаимодействия людей дела и людей государственных – единый день отчетности, впервые в России введенный в нашей области. Контрольно-надзорные органы теперь будут ежеквартально встречаться с предпринимателями, отвечать на волнующие их вопросы, разъяснять, знакомить с последними нормотворческими новшествами, рассказывать о работе своих ведомств. Следующий такой диалог состоится 15–16 августа. При этом обратная связь будет осуществляться как напрямую, так и в онлайн-режиме. Вот и на нынешней конференции прошло публичное обсуждение правоприменительной практики с участием представителей Госстройнадзора и надзорного управления регионального минприроды. Лейтмотив публичного обсуждения надзорной работы – задачей должно быть не наказание бизнеса, а помощь ему, главным показателем – не сумма взысканных штрафов, а предотвращение ущерба (это и должно стать основным критерием) и профилактическая работа. Упор при этом необходимо делать на предостережения от возможных нарушений закона. Такая практика давно существует, например в прокуратуре.

Новые сюрпризы приготовили российские законодатели строителям. Так, с 1 июля вступают в действие нормы-ограничения для тех, кто занимается долевым строительством: такая компания должна иметь опыт работы не менее трех лет, быть специализированным застройщиком, разрешение выдается на ввод не менее десяти тысяч квадратных метров жилья (а это значит – сворачивание долевого строительства в малых городах и поселках), один объект – одно разрешение – один участок, всевозможные финансовые ограничения и т. д. С одной стороны, принятие таких норм закона объясняется необходимостью защитить права дольщиков (на самом деле в России обманутых граждан всего несколько процентов от общего числа дольщиков), с другой – ужесточение законодательства больнее всего ударит по местным строительным компаниям, на смену которым придут столичные структуры, а наши застройщики вынуждены будут перейти к ним на субподряд. Деньги потекут в центральные регионы.

– Нельзя рушить бизнес ради решения каких-то проблем, – заявил ветеран отрасли Григорий Тарасулов, отметив, что новации в законе, по сути, запретили любую деятельность, кроме привлечения денег населения. – Я не могу продать кирпичи, сдать часть офиса в аренду…

Понятно, что проблемы, порождаемые изменениями федерального законодательства, на уровне области не решить. Значит, необходимо задействовать потенциал наших депутатов в Госдуме, действовать через те же предпринимательские ассоциации, через федерального и регионального бизнес-омбудсменов. В конце концов, можно без конца сетовать на произвол или формализм проверяющих инстанций, но сотрудники контрольно-надзорных органов лишь исполняют букву закона, принятого депутатами. Реформирование законодательства – процесс перманентный. Важно, чтобы производилось оно не в ущерб ни государству, ни бизнесу, ни обществу в целом.

Комментарии

Юрий Чесноков, предприниматель:

– Впечатление от конференции хорошее – лучше, чем от предыдущих. Я надеюсь, что отдача от нее будет: трава асфальт пробьет, вода отверстие найдет. Условия для поддержки предпринимательства на начальном этапе созданы хорошие, они значительно лучше, чем были раньше. Просто надо стараться.

Михаил Тестов, предприниматель:

– Общения стало больше. Актуальны именно вопросы, связанные с выходом на федеральный уровень. Представители региональной власти начали активнее решать вопросы по конкретным направлениям. Для меня это самое главное сейчас. Упор надо делать не просто на малый бизнес, а на микропредприятия, которым пока уделяется мало внимания. Но хорошо, что проблему стали понимать. Для нашей области это важно, особенно для сельских территорий.

Василий Сидоровский, президент региональной торгово-промышленной палаты:

– Главная проблема, за решение которой мы бьемся, – чтобы для северных регионов были созданы равные стартовые условия с остальными, чтобы они могли нормально конкурировать, в частности в экспортных поставках. Наша задача – выработать для депутатов требования, а их задача – принимать решения.

Иван Кулявцев, уполномоченный по защите прав предпринимателей:

– Я считаю такие площадки, где бизнес и власть могут беседовать о проблематике, очень полезными. Усиление коммуникации между бизнесом и властью, в том числе муниципалитетами, – один из главных вопросов. Потому что именно с муниципалитетами связано больше половины всех обращений о нарушениях прав предпринимательского сообщества в регионе. В тех районах, где глава активный, понимает важность работы предпринимателей и уделяет им внимание, где активно работают общественные советы, меньше вопросов и больше открытости, больше возникает рабочих мест, мест продаж.

Из предложений президиума экспертного совета Правительству РФ:
– разработать механизмы привлечения средств населения и бизнеса в северные инвестиционные проекты посредством выпуска Северных (Арктических) облигаций;
– подготовить поправки к требованиям 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» для районов с ограниченной транспортной доступностью, увеличив срок расчета с поставщиками с 45 до 180 дней;
– проработать возможность освобождения от НДС платы за технологическое присоединение;
– разработать заинтересованным органам исполнительной власти совместно с бизнес-сообществом и государственными организациями специальную программу подготовки кадров для Севера;
– с учетом международного опыта подготовить предложения по модернизации системы северных надбавок;
– организовать в 2019 году круглый стол по законодательному обеспечению конкурентоспособности бизнеса в Арктической зоне и районах Крайнего Севера на Международном арктическом форуме.

Северные льготы по-новому

В столице Поморья обсудили, как поддержать бизнес в Арктике

В Архангельске состоялось первое заседание подгруппы «Развитие малого и среднего предпринимательства» при рабочей группе «Социально-экономическое развитие» Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Сопредседателями подгруппы являются губернатор Архангельской области Игорь Орлов и статс-секретарь – заместитель министра экономического развития России Олег Фомичев.

Напомним, что решение о создании рабочей подгруппы было принято в апреле 2018 года в рамках реализации поручений по итогам рабочей поездки Игоря Шувалова в Архангельскую область.

В том числе было одобрено и предложение Минэкономразвития России по созданию рабочего органа Госкомиссии по вопросам развития Арктики и сформирован перечень вопросов, рекомендованных к рассмотрению на первом заседании новой подгруппы.

В состав подгруппы вошли представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных органов субъектов РФ, входящих в Арктическую зону РФ, а также федеральной Корпорации МСП, Росмолодежи и торгово-промышленной палаты.

Основной задачей нового совещательного органа является разработка комплекса мер, призванных поддержать бизнес, особенно малый и средний, работающий в арктических регионах.

Открывая первое заседание рабочей подгруппы, глава Поморья Игорь Орлов подчеркнул важность и значимость поиска решений вопросов, которые ставит сама логика экономического развития страны как перед органами власти, так и перед  предпринимательским сообществом.

– Система северных льгот возникла еще в советское время и была призвана выполнять целый ряд функций, с которыми достаточно успешно справлялась, – отметил Игорь Орлов. – Но за последние годы она постепенно утрачивала свои достоинства. Сегодня перед нами стоит непростая задача – через возможные изменения законодательства внедрить новые механизмы, новую систему гарантий и компенсаций, которые позволяли бы комплексно подходить к вопросу социально-экономического развития Арктической зоны РФ, обеспечивали бы высокий уровень и качества жизни, и предпринимательской активности.

Помочь предпринимателям Севера

Одной из важных сфер деятельности любой из систем власти» назвал взаимодействие с бизнесом губернатор Игорь Орлов. Предприниматели выполняют определенный набор функций и создают рабочие места, производят товары и услуги, пополняют бюджеты, решают другие общественно значимые задачи. Президент России Владимир Путин определил место и роль предпринимательства как одну из важнейших функций в государстве.

– Ее невозможно реализовать без людей неспокойных, предприимчивых, увлеченных, – отметил глава региона. – У нашей области есть свои особенности: большие расстояния, сложные климатические условия, особые тарифные решения в тепло- и электроэнергетике.

По словам губернатора, в наше время необходимо уходить от привычных клише в системе предпринимательства. Так, сегодня одной из важнейших задач является развитие предпринимательства в сфере оказания социальных услуг, здравоохранения, образования.

У бизнеса в северных регионах России – специфические проблемы, связанные с особенностями территории. Чтобы он нормально развивался, нужно решительно пересмотреть государственный подход к Северу, реформировать законодательство, которое во многом устарело и имеет немало правовых пробелов. Такова позиция Ольги Епифановой.

Если предприниматели в северных регионах будут работать по общим правилам, они никогда не станут конкурентоспособными по сравнению со своими коллегами из более южных регионов, уверена она. Суровый климат, огромные территории при малолюдности и неразвитости инфраструктуры, северные, которые государство должно бы компенсировать работодателям, – все это серьезно осложняет работу малого и среднего бизнеса, вынуждая его или сворачиваться, или перебираться в теплые края. Ставить бизнесменов северных широт в равные правовые условия с коллегами из других регионов – значит в реальности дискриминировать их. Ведь себестоимость производимой здесь продукции очень высока, в результате чего она становится неконкурентоспособной. Надо, считает парламентарий, создавать преференции для налоговых резидентов, работающих на Севере, – примерно такие же, как для отечественных производителей в сравнении с зарубежными. Сегодня над выработкой необходимых законодательных мер работает экспертный совет по вопросам законодательного обеспечения развития регионов Крайнего Севера и Арктики в Госдуме.

Есть надежда, что после новой серии президентских майских указов дело сдвинется с мертвой точки, заключила свое выступление Ольга Епифанова.

В числе предложений президиума экспертного совета, руководимого вице-спикером, – установление дифференцированной шкалы ставок налога на имущество организаций в отношении их основных фондов, в первую очередь – инновационных, пониженная ставка НДС, снижение авиационного сбора на полеты в арктических регионах, повышение миграционной привлекательности северных территорий, внедрение новой модели арктического здравоохранения и многое другое.

Акселерация и единое окно

От специфически северных проблем – к общим для бизнес-сообщества страны.

Замминистра экономического развития России Олег Фомичев привел цифры: сегодня по стране в сфере малого и среднего предпринимательства занято 19,2 миллиона человек, его доля в ВВП составила уже 22,3 процента. Много это или мало? По западным меркам – мало: в развитых странах эта доля равняется 45–60 процентам. В России же она за все постперестроечные годы не превышала четверти экономики. Тем более что экономика наша за последние десятилетия претерпевала противоречивые процессы: от раздробления крупных советских предприятий на отдельные составляющие – к новым центростремительным процессам, созданию холдингов.

Сможем ли осуществить пресловутое «догнать и перегнать» и увеличить долю малого и среднего бизнеса вдвое-втрое? Шаги в этом направлении уже предприняты, прежде всего – реформа контрольно-надзорной деятельности, переход к риск-ориентированной модели (от отчетных галочек-палочек и штрафов – к предупреждению нарушений), сокращение объема надзорных мероприятий на 70–80%. Введение статуса самозанятых – ресурс для старта собственного бизнеса нескольких миллионов соотечественников. Отдельные направления – молодежное и женское предпринимательство и так называемая экономика «серебряного возраста» (вовлечение в самостоятельную экономическую деятельность людей пенсионного и предпенсионного возраста). И, конечно же, учет отраслевой и региональной специфики: развитие малого и среднего бизнеса в различных секторах – от туризма до энергетики и ЖКХ – и опять-таки Арктика.

Стратегическая задача – акселерация малого бизнеса. «Малыши» (микробизнес) должны вырасти до уровня полноценных малых предпринимателей, те – превратиться в середняков. Именно средний класс и средний бизнес являются не только основой современного общества, но и двигателем прогресса, кузницей многих ноу-хау. Как обстоят дела с малым предпринимательством в нашем регионе? Как сказать… По данным статистики, число индивидуальных предпринимателей резко сократилось.
В то же время, отметил архангельский предприниматель и бизнес-тренер Артем Вахрушев, многие из самоликвидировавшихся ипэшников в реальности бизнесом не занимались. По его мнению, стимулом к развитию предпринимательства должна стать доступность финансовых ресурсов. При этом они должны предоставляться на возвратной основе, так как субсидии развращают. С этой позицией согласились не все участники развернувшейся дискуссии.

Все действующие структуры развития предпринимательства должны объединиться в одно окно, рассказал участникам обсуждения замгубернатора по стратегическому планированию и инвестиционной политике Виктор Иконников. Это – инициатива главы региона. Создана временная рабочая группа, которая трудится над проектом. После того как эта система начнет функционировать, бизнесмены перестанут бегать из центра кредитования в бизнес-инкубатор, а оттуда – в фонд развития предпринимательства (всего в регионе существуют сегодня шесть институтов развития предпринимательства, федеральных – около полусотни).

Притом, отмечали участники дискуссии, единая система должна учитывать, что предприниматели не застрахованы от ошибок, которые могут возникать еще на этапе подачи заявки. Чтобы не получилось так: обратился он за финансовой поддержкой, а бумага оформлена неправильно, в итоге получил вместо гранта на развитие бизнеса отказ. «Мы будем систему дорабатывать», – заявил Виктор Иконников. Впрочем, идеальной модели поддержки бизнеса в регионах России пока не существует. Важно, чтобы она работала.

Участники дискуссии высказали более тридцати тезисов о том, какие меры нужны для поддержки бизнеса сверху и его успешного саморазвития.

Барьеров меньше, но проблемы остались

Еще один диалог бизнеса и власти, «Без барьеров», состоялся во второй день работы конференции. Вновь микрофон в руках Виктора Иконникова, рядом – уполномоченный по защите прав предпринимателей Иван Кулявцев. «Точка сбора», «сверка часов» – так образно определил Виктор Михайлович смысл встречи. Такие стратегические сессии давно уже переросли первоначальную стадию «говорильни» и «выпуска пара» из котла проблем, подобные дискуссии – будь то в рамках ежегодной конференции предпринимателей или деловой части Маргаритинской ярмарки – влекут за собой конкретные правовые решения.

Бизнес-омбудсмен так охарактеризовал в разговоре с нашим корреспондентом результативность предшествующей конференции:

– В регионе достаточно корректно работают и исполнительная власть, и надзорные органы.

Если возвращаться к итогам прошлой конференции и круглого стола по административным барьерам, то из двенадцати озвученных на них вопросов были решены десять.

Нынешняя дискуссия о барьерах, мешающих бизнесу, была немногочисленной по составу участников – отчасти из-за того, что параллельно проходили не менее актуальные обсуждения – например, об инструментах поддержки предпринимателей в муниципальных образованиях, проблемах в торговле алкоголем и лесоматериалами. С другой стороны, как заявил Иван Святославович:

– Если бы были кричащие, нерешающиеся вопросы, то зал был бы полон.

Среди активных участников диалога – не только деловые люди из крупных городов, но и представители сельского бизнеса. Так, предприниматель из Карпогор сетовал на огромное количество документов, которые требуют от сельских бизнесменов. Необходимо, считает он, упростить требования к предпринимателям, желающим участвовать в программе по возмещению затрат на доставку продуктов питания на отдаленные территории.

Другая проблема – задолженность по налогам (порой копеечная) становится барьером для участия предпринимателей в таких программах. А новодвинец Станислав Донев предлагает упростить работу сайтов для предпринимателей – сегодня ориентироваться в них довольно сложно, необходимы специальные разделы с информацией о закупках, аренде земли и другими актуальными для бизнеса сведениями. Еще одно требование – контрольно-надзорные органы должны учитывать отраслевую сезонность работы проверяемых.

Новшество, которое призвано помочь людям дела, – муниципальный инвестиционный стандарт, разрабатываемый в Северодвинске. Это набор обязательных требований для муниципалитетов: что необходимо сделать, чтобы предпринимателям и инвесторам было комфортно работать на территории.

«А что мы будем ехать?»

Пока же о комфортных условиях говорить рановато. В том же Северодвинске есть поистине кричащий пример, когда успешный и нужный людям бизнес оказался на грани гибели. Из-за ошибки, допущенной администрацией города много лет назад, владелица автобизнеса может лишиться построенного ею здания магазина. Она исправно платила налоги, создала рабочие места для земляков, организовала автостоянку, благодаря чему хозяева железных коней убрали их с газонов. Но теперь, похоже, налаженное за долгие годы дело придется свернуть.

История хождения индивидуального предпринимателя Марины Тихоновой по мукам заслуживает, наверное, повести или фильма в духе «Левиафана». Вот как все происходило.

– Я вышла сначала на федерального уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова. Там меня направили к тогдашнему региональному уполномоченному Николаю Евменову, и он стал мне помогать, – рассказала Марина Александровна. – Но было уже поздно, потому что администрация Северодвинска подала в суд, и я начала проигрывать суды. Меня загнали в эту ситуацию, зная, что у меня нет акта выбора земельного участка. И мне предложили: или ты идешь в суд и узакониваешь постройку, или мы не подписываем аренду.

И на сегодня получается так: в 2003–2004 годах, когда мэр Александр Беляев разрешил мне строить здание, надо было разделить участок на два – один под строительство павильона, другой под автостоянку. К сожалению, администрация этого не сделала. А я тогда, бывший инженер «Звездочки» и начинающий бизнесмен, взяла под козырек и делала все то, что мне говорила администрация. Нынешняя администрация вроде бы идет мне навстречу, но я оказалась заложницей ситуации, хотя павильон соответствует всем градостроительным нормам, не угрожает жизни и здоровью граждан, работает уже больше тринадцати лет, там устроены магазин автозапчастей и шиномонтажная мастерская. Хотя новая администрация Игоря Скубенко взяла под контроль ситуацию с моим зданием, но суды-то, включая Верховный суд, у меня проиграны. Те же законы о сроке давности по таким делам в одних регионах (например, в Московской области) применяются, а в других нет. Но мы же находимся на территории одного государства. Мною пройдены все процедуры, у меня подведены все коммуникации, судами доказано, что здание капитальное, в подписанном администрацией проекте сказано, что оно соответствует второй категории ответственности.

А сноса требуют только из-за того, что нет разрешения на его строительство. Что я должна сделать? Выгнать всех людей, освободить здание, распродать все под корень и куда-то уехать? Притом что на острове Ягры это единственный магазин автозапчастей, который востребован, к которому люди привыкли. Они говорят: «А что мы будем ехать?»

Что делать в данной ситуации? Проблема конкретная, но решения требует в масштабе всей страны – например, провести амнистию по таким вот гражданским делам, аналогичную дачной амнистии. Сколько по России подобных прецедентов, когда активный, неравнодушный человек оказался формально неправ, виноват, должен… Проблему, озвученную Мариной Александровной, бизнес-уполномоченный обещал передать для рассмотрения юристам. Хочется надеяться, что выход из правового и жизненного тупика, в который загнали северодвинскую предпринимательницу, будет наконец найден.

Услышать друг друга

– Подавляющее большинство тех, кто во власти, – разумные люди, но власть и бизнес не слышат друг друга, им не хватает коммуникации, – подытожил дискуссию Иван Кулявцев, который по-прежнему считает себя в большей степени общественником, чем чиновником.

Связующим звеном между властью и бизнесом должны быть деловые сообщества и ассоциации, но многие предприниматели о них в лучшем случае знают понаслышке. «Мало информации», – жаловались участники диалога. Например, одна предпринимательница посетовала, что, получив визитную карточку одного из руководителей региональной торгово-промышленной палаты, тщетно пыталась дозвониться по указанному номеру. Но, согласитесь, звучит это по меньше мере странно: в век Интернета не найти координаты нужной организации… В конце концов кто ищет, тот всегда найдет, уж тем более бизнесмен, который по определению человек деятельный и предприимчивый.

– Правительство региона открыто для представителей деловых ассоциаций. Вступайте в них! – обратился к собравшимся Иван Кулявцев.

Пример эффективности работы предпринимательских организаций – случай в Новодвинске, когда из-за технической ошибки в решении муниципального Совета предпринимателям в несколько раз взвинтили коэффициент. Вмешательство «Опоры России» побудило городских депутатов изменить неверное решение.

Еще один пример эффективного взаимодействия людей дела и людей государственных – единый день отчетности, впервые в России введенный в нашей области. Контрольно-надзорные органы теперь будут ежеквартально встречаться с предпринимателями, отвечать на волнующие их вопросы, разъяснять, знакомить с последними нормотворческими новшествами, рассказывать о работе своих ведомств. Следующий такой диалог состоится 15–16 августа. При этом обратная связь будет осуществляться как напрямую, так и в онлайн-режиме. Вот и на нынешней конференции прошло публичное обсуждение правоприменительной практики с участием представителей Госстройнадзора и надзорного управления регионального минприроды. Лейтмотив публичного обсуждения надзорной работы – задачей должно быть не наказание бизнеса, а помощь ему, главным показателем – не сумма взысканных штрафов, а предотвращение ущерба (это и должно стать основным критерием) и профилактическая работа. Упор при этом необходимо делать на предостережения от возможных нарушений закона. Такая практика давно существует, например в прокуратуре.

Новые сюрпризы приготовили российские законодатели строителям. Так, с 1 июля вступают в действие нормы-ограничения для тех, кто занимается долевым строительством: такая компания должна иметь опыт работы не менее трех лет, быть специализированным застройщиком, разрешение выдается на ввод не менее десяти тысяч квадратных метров жилья (а это значит – сворачивание долевого строительства в малых городах и поселках), один объект – одно разрешение – один участок, всевозможные финансовые ограничения и т. д. С одной стороны, принятие таких норм закона объясняется необходимостью защитить права дольщиков (на самом деле в России обманутых граждан всего несколько процентов от общего числа дольщиков), с другой – ужесточение законодательства больнее всего ударит по местным строительным компаниям, на смену которым придут столичные структуры, а наши застройщики вынуждены будут перейти к ним на субподряд. Деньги потекут в центральные регионы.

– Нельзя рушить бизнес ради решения каких-то проблем, – заявил ветеран отрасли Григорий Тарасулов, отметив, что новации в законе, по сути, запретили любую деятельность, кроме привлечения денег населения. – Я не могу продать кирпичи, сдать часть офиса в аренду…

Понятно, что проблемы, порождаемые изменениями федерального законодательства, на уровне области не решить. Значит, необходимо задействовать потенциал наших депутатов в Госдуме, действовать через те же предпринимательские ассоциации, через федерального и регионального бизнес-омбудсменов. В конце концов, можно без конца сетовать на произвол или формализм проверяющих инстанций, но сотрудники контрольно-надзорных органов лишь исполняют букву закона, принятого депутатами. Реформирование законодательства – процесс перманентный. Важно, чтобы производилось оно не в ущерб ни государству, ни бизнесу, ни обществу в целом.

Комментарии

Юрий Чесноков, предприниматель:

– Впечатление от конференции хорошее – лучше, чем от предыдущих. Я надеюсь, что отдача от нее будет: трава асфальт пробьет, вода отверстие найдет. Условия для поддержки предпринимательства на начальном этапе созданы хорошие, они значительно лучше, чем были раньше. Просто надо стараться.

Михаил Тестов, предприниматель:

– Общения стало больше. Актуальны именно вопросы, связанные с выходом на федеральный уровень. Представители региональной власти начали активнее решать вопросы по конкретным направлениям. Для меня это самое главное сейчас. Упор надо делать не просто на малый бизнес, а на микропредприятия, которым пока уделяется мало внимания. Но хорошо, что проблему стали понимать. Для нашей области это важно, особенно для сельских территорий.

Василий Сидоровский, президент региональной торгово-промышленной палаты:

– Главная проблема, за решение которой мы бьемся, – чтобы для северных регионов были созданы равные стартовые условия с остальными, чтобы они могли нормально конкурировать, в частности в экспортных поставках. Наша задача – выработать для депутатов требования, а их задача – принимать решения.

Иван Кулявцев, уполномоченный по защите прав предпринимателей:

– Я считаю такие площадки, где бизнес и власть могут беседовать о проблематике, очень полезными. Усиление коммуникации между бизнесом и властью, в том числе муниципалитетами, – один из главных вопросов. Потому что именно с муниципалитетами связано больше половины всех обращений о нарушениях прав предпринимательского сообщества в регионе. В тех районах, где глава активный, понимает важность работы предпринимателей и уделяет им внимание, где активно работают общественные советы, меньше вопросов и больше открытости, больше возникает рабочих мест, мест продаж.

Из предложений президиума экспертного совета Правительству РФ:
– разработать механизмы привлечения средств населения и бизнеса в северные инвестиционные проекты посредством выпуска Северных (Арктических) облигаций;
– подготовить поправки к требованиям 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» для районов с ограниченной транспортной доступностью, увеличив срок расчета с поставщиками с 45 до 180 дней;
– проработать возможность освобождения от НДС платы за технологическое присоединение;
– разработать заинтересованным органам исполнительной власти совместно с бизнес-сообществом и государственными организациями специальную программу подготовки кадров для Севера;
– с учетом международного опыта подготовить предложения по модернизации системы северных надбавок;
– организовать в 2019 году круглый стол по законодательному обеспечению конкурентоспособности бизнеса в Арктической зоне и районах Крайнего Севера на Международном арктическом форуме.

Северные льготы по-новому

В столице Поморья обсудили, как поддержать бизнес в Арктике

В Архангельске состоялось первое заседание подгруппы «Развитие малого и среднего предпринимательства» при рабочей группе «Социально-экономическое развитие» Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Сопредседателями подгруппы являются губернатор Архангельской области Игорь Орлов и статс-секретарь – заместитель министра экономического развития России Олег Фомичев.

Напомним, что решение о создании рабочей подгруппы было принято в апреле 2018 года в рамках реализации поручений по итогам рабочей поездки Игоря Шувалова в Архангельскую область.

В том числе было одобрено и предложение Минэкономразвития России по созданию рабочего органа Госкомиссии по вопросам развития Арктики и сформирован перечень вопросов, рекомендованных к рассмотрению на первом заседании новой подгруппы.

В состав подгруппы вошли представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных органов субъектов РФ, входящих в Арктическую зону РФ, а также федеральной Корпорации МСП, Росмолодежи и торгово-промышленной палаты.

Основной задачей нового совещательного органа является разработка комплекса мер, призванных поддержать бизнес, особенно малый и средний, работающий в арктических регионах.

Открывая первое заседание рабочей подгруппы, глава Поморья Игорь Орлов подчеркнул важность и значимость поиска решений вопросов, которые ставит сама логика экономического развития страны как перед органами власти, так и перед  предпринимательским сообществом.

– Система северных льгот возникла еще в советское время и была призвана выполнять целый ряд функций, с которыми достаточно успешно справлялась, – отметил Игорь Орлов. – Но за последние годы она постепенно утрачивала свои достоинства. Сегодня перед нами стоит непростая задача – через возможные изменения законодательства внедрить новые механизмы, новую систему гарантий и компенсаций, которые позволяли бы комплексно подходить к вопросу социально-экономического развития Арктической зоны РФ, обеспечивали бы высокий уровень и качества жизни, и предпринимательской активности.

Поделиться
27518