«Раскройте свой потенциал!» — советует «Учитель года» из Васьково

Преподаватель иностранных языков средней школы поселка Васьково Приморского района Архангельской области Влада Пестрикова стала победителем областного этапа конкурса «Учитель года» в номинации «Педагогический дебют».

Как пришел успех и к чему он обязывает?

— Влада Андреевна, сколько лет вы в педагогике?

— С сентября 2019-го пошел четвертый год.

— Расскажите о вашем пути в профессию.

— Это было мое решение. В школьные годы многие учителя отмечали, что я хорошо умею объяснять материал, а еще у меня большое терпение. Поэтому они говорили, что мне прямая дорога в педагоги. Считаю, что эта профессия мне досталась по наследству: моя мама – учитель начальных классов, а бабушка и прабабушка работали воспитателями. Такая вот генетика.

Я – местная жительница, училась в Васьковской школе, четыре года в САФУ постигала профессию учителя иностранных языков: английского и немецкого. Получив диплом, сразу начала работать в школе.

— И поэтому вы тоже решили преподавать иностранные языки?

— Вообще мне нравились многие предметы: физика, математика, языки… Но Людмила Вадимовна Бадерая, мой учитель английского,  повлияла на меня так, что я по ее примеру решила преподавать иностранный язык. К тому же он сейчас востребован, думаю, моя дальнейшая карьера тоже будет связана с ним.

Уроки английского я веду в начальных классах, а немецкого — в старших. Что касается младших классов, то ребятам нравится необычный формат урока: мы играем, дети поют и танцуют. Стараюсь делать занятия нескучными, интерактивными. Использую компьютерные игры. Дети любят работать на компьютере на уроках английского языка.

Если говорить о старшеклассниках, то у них немецкий язык стали вводить недавно. Некоторые ученики восприняли это довольно тяжело, ведь у кого-то есть проблемы и с английским. Уроки немецкого тоже стараюсь вести интересно: включаю игры, работу с компьютером, разными приложениями. Стараемся вспоминать на уроках немецкого еще и английский язык. Ребята за это благодарят.

— Вы рассказали о своих нововведениях для учащихся. А может, и для коллег какое-то пособие подготовили?

— Мне нравится использовать английские песни. У меня есть отдельные наработки, которые жюри педагогического конкурса предложило оформить в отдельный сборник.

А пока делюсь своим опытом в методических объединениях и на общеобразовательных платформах в Интернете.

— Есть ли среди учеников те, которые, возможно, пойдут по вашим стопам?

— Конечно, есть ребята, которые хорошо изучают мой предмет. Важно знать не только иностранный язык, но проявлять любовь к его изучению. Надо, чтобы у детей вызывал интерес не только сам язык, но и профессия учителя. Сейчас многие педагоги преподают очень необычно, поэтому ребята хотят овладеть этой профессией. Они выбирают не только иностранные языки, но и другие дисциплины.

Считаю, что для настоящего педагога обязательно знание предмета, который он ведет, и умение его преподавать.

— Язык – явление живое. Его надо совершенствовать в жизни. Где ваши ученики применяют свои знания?

— Некоторые отправляется с родителями в каникулы в разные страны. Ребята, даже учащиеся младших классов, рассказывали, что они уже могут спросить что-то у местных жителей, поприветствовать их.

Несколько лет назад я работала в международной организации «AIESEC». В Архангельск приезжали ребята из Азии, Египта, Индии, Малайзии, Индонезии и Китая. Тогда в школах устраивали уроки, которые проводили с учителями города Архангельска, участвовала в них и я. Диалог шел только на английском языке. Ребята рассказывали о своих странах, интересных фактах о них. В течение трех недель, пока иностранцы были в Архангельске, они общались со школьниками, в том числе и с нашими ребятами. С учителем иностранного языка Людмилой Вадимовной Бадерой мы пригласили иностранных гостей и в нашу школу, где они также давали открытые уроки. Старшеклассникам они нравились, ведь это было их общение со сверстниками из других стран. Ребята обменивались контактами, а многие поддерживают друг с другом связь до сих пор.

— Учитель не только учит, но и всегда учится сам…

— Ребята каждый день приносят мне какие-то интересные новости. Когда рассказывают о современных играх, то у меня возникают новые идеи для проведения уроков. Спрашиваю других ребят, знают ли они о той или иной новости.

Что касается совершенствования языка, то общаюсь с иностранцами, с кем когда-то приходилось работать, через социальные сети. Многие хотят еще побывать в России, снова увидеть нашу природу, снег…

Стараюсь решать различные задачи, связанные с моим предметом, общаясь с иностранцами, подтягиваю свое произношение. Фильмы и сериалы смотрю только на иностранном языке.

— Расскажите об участии в конкурсе «Учитель года».

— Это моя первая попытка выйти на такой серьезный уровень, тем более с учетом того, что мне дали классное руководство. Здорово, что есть такое соревнование, которое помогает понять, что надо расти профессионально, узнавать что-то новое, раскрывать свой потенциал, получать новые знания. Все это – развитие педагога.

Сначала, в декабре 2019 года, был муниципальный этап конкурса, в котором участвовали педагоги школ Приморского района. На заочном этапе они предоставляли план-конспект урока и эссе, касающееся школы. Я посвятила его проблемам с дисциплиной на уроке.

По итогам этих двух заданий отбирали преподавателей, которые вошли в очный тур. Его участники выполняли три задания: проводили открытый урок и два публичных выступления. Урок я провела в Катунинской средней школе. Контакт с учениками, пусть не с первой минуты, но установить все же удалось. Ребята ведь тоже переживали, так как с ними была не только я – незнакомый учитель, но еще жюри и гости. Дети через некоторое время адаптировались и поняли, что все не так уж страшно. Надо, чтобы ученики на уроке получали удовольствие от общения, новых знаний.

Что касается публичных выступлений, то они  посвящались школьной дисциплине и проблемам, с которыми сталкивается педагог. Выступления проходили в институте открытого образования. Кроме жюри, коллег, там присутствовали еще и студенты – будущие педагоги. Итоги муниципального этапа мы узнали в конце января 2020 года.

Отмечу, что конкуренты у меня оказались очень серьезными — опытные молодые преподаватели. Помню их огонек в глазах. Видно было, что им очень нравится профессия. Хорошо, что у нас есть такие люди. Победа в номинации «Педагогический дебют» на муниципальном этапе дала понять, что труд, на который уходит так много времени, действительно, окупается. Понимаешь, что твои наработки нужны кому-то еще. Есть вероятность их дальнейшей реализации.

Поэтому на областном этапе я чувствовала себя уже более уверенно. Он проходил в феврале. Также  предстояли три этапа: открытый урок и два выступления. Урок я дала в архангельской школе  номер 14 четвероклассникам. Они держались молодцом, оказались очень активными.

Затем делала самоанализ проведенного урока. На одном из выступлений вела речь о методике работы с аутентичными песнями — «Использование англоязычных песен для развития грамматических навыков учеников среднего школьного возраста». Также выступила и по проблемной тематике – более широко вела речь о проблемах дисциплины на уроке и путях их решения. Делилась своим опытом.

— Впереди — общероссийский этап конкурса. Планируете в нем участвовать?

— Да, конечно. Там ведь будут педагоги из Москвы и Санкт-Петербурга, других городов. У них свой опыт, подход к детям, технологии. Нужно с этим ознакомиться, понять, с чем я могу еще справиться, проверить себя и, конечно, получить новые знания.

Хочу пожелать молодым учителям не бояться участия в конкурсах, а извлекать из этого пользу, получать возможность двигаться в профессии дальше.

Беседовала Ольга БОНДАРЕНКО

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 27 февраля 2020 г.