15 июня 2014

Рай для сталкера

Все умерли. Здесь больше никого нет и никто не придет нас спасти. Вокруг лишь пустота, разруха и умиротворенная красота скупой северной природы. От этих мыслей хочется громко крикнуть. Но не найдя от чего оттолкнуться, звук растворяется в воздухе. А я продолжаю крутить педали велосипеда и лечу, ускоряясь, по взлетно-посадочной полосе.

Из охранников — спящие псы

Раньше Катунино был закрытым военным городком. На въезде стоял КПП, внутри поддерживались идеальная чистота и порядок, по утрам служивые собирались на построение у штаба. Девушки дружили с матросами, а дети точно знали, когда надо бежать домой, чтобы успеть посмотреть «Спокойной ночи, малыши!», — ежедневно в девять вечера на весь поселок раздавался вой сирены. Старожилы вспоминают те времена добрым словом.

Недалеко от Катунино был военный аэродром Лахта. Государство внутри поселка. Охраняемый объект. В 2002 году военную часть расформировали. Помню, как вывозили на грузовых машинах казенное добро. Не знаю каким образом, но некоторым удавалось разжиться даже на бетонных плитах. Дорога, ведущая к аэродрому, до сих пор охраняется. Табличка на свежевыкрашенном ярком КПП гласит: «Въезд на территорию ограничен с 8.00 до 20.00». А еще ведется досмотр. Из охранников — две ленивые черные собаки, которые обычно спят на крыльце. Решетчатые ворота для въезда машин всегда закрыты. Есть шлагбаум. Наверное, машины действительно досматривают. А вот калитка рядом пускает всех — и пытливых велосипедистов вроде нас, и мамочек с колясками. 

Гулять здесь приятно. Пейзаж за решеткой чем-то напоминает норвежский. Узкая дорога, хороший асфальт, по обеим сторонам — лес. В детстве казалось, что ехать до аэродрома очень долго. Сейчас по времени это занимает не больше пяти песен, проигранных в плейере. 

Аптечка пахнет лекарствами

Неподалеку от взлетно-посадочной полосы парк аэродромной эксплуатационной роты, который нынче в глубоком запустении. Здесь еще один КПП, но уже недействующий. Кто-то додумался насадить на длинную палку чей-то череп и воткнуть ее при входе. Кости и черепа встречались нам еще не раз. Табличка на стене гласит, что здание принадлежит Министерству обороны СССР. Наверное, самые частые гости, заглядывающие сюда, — путники, приезжающие в мертвый город удовлетворить сталкерские потребности. Видно, что не так давно здесь ступала их нога. В одном из зданий на глаза попалась банка с немецкой этикеткой, распечатанной на принтере и приклеенной вручную. Может, играли в войнушку или страйкбол. 

По страшной узкой лестнице поднимаемся на второй этаж. Там повсюду разбросаны летные журналы, документы, тетради, среди которых я нашла несколько с фамилией моего одноклассника. Пустая аптечка с красным крестом до сих пор пахнет лекарствами. Похожую картину мы наблюдали и в других зданиях. Как будто в один прекрасный день люди словно по команде собрали все самое ценное, нужное, секретное и уехали. На доске объявлений несколько листков с информацией, как встать на учет по безработице и какие документы собрать, чтобы получить сертификат на квартиру в регионах с теплым климатом. 

На фоне общей разрухи оптимистичный советский лозунг «Все, что создано народом, должно быть защищено» смотрится абсурдно. Ящики, книги, множество открыток, раскуроченные сейфы, куча непонятных приборов, железяк, ламп — глаз постоянно за что-то цепляется. Как говорится, ужасно интересно все то, что неизвестно. А тут на тебе — ранее закрытый военный объект в свободном доступе. 

ubm2315 2e138

Пока мы прогуливались по территории, к зданию КПП на велике подъехал мужчина в форме, вероятно, сотрудник какой-то обслуживающей компании. Открыл щиток и начал что-то с ним делать. Мнения у нас разделились: либо ремонтирует, либо ищет благородные металлы. Подходить и спрашивать не стали.

Наперегонки с солнцем

Каких трудов стоило возвести все эти административные здания, гаражи, бункеры, кочегарку и, самое главное, взлетно-посадочную полосу, если учесть, что все это построено на болоте. А делали-то раньше на века. Вот и сейчас, даже после стольких лет, здания стоят, а стыки у плит на взлетке длиною около трех километров почти идеальные. Если здесь немножко прибраться и освободить плиты от растущей травы, аэродром быстро приобретет состояние боевой готовности. 

Катаясь на полосе, можно представить себя пилотом самолета. А если повезет с погодой, то и наперегонки с солнцем удастся погонять. В облачный день ветер гонит облака так, что на полосе то и дело появляются солнечные просветы. 

Вообще, находясь там, испытываешь какую-то странную смесь эмоций: чувство свободы, тоску по былому величию, спокойствие, тревогу и одиночество. Как будто на земле случился апокалипсис или рагнарек, и нам теперь приходится выживать. 

Кстати, в последнее время много говорят о креативных городских пространствах. В столицах уже давно из бывших заводов и цехов делают необычные молодежные центры, сдают их под офисы, проводят там тематические вечеринки. Здесь же настоящий рай для военно-патриотических игр и вылазок. Лет шесть-семь назад на аэродроме устраивали автомобильные гонки, но со временем эту затею почему-то оставили. А жаль. Может, появился бы новый бренд Поморья, не такой, как у всех.

 

Рай для сталкера

Из охранников — спящие псы

Раньше Катунино был закрытым военным городком. На въезде стоял КПП, внутри поддерживались идеальная чистота и порядок, по утрам служивые собирались на построение у штаба. Девушки дружили с матросами, а дети точно знали, когда надо бежать домой, чтобы успеть посмотреть «Спокойной ночи, малыши!», — ежедневно в девять вечера на весь поселок раздавался вой сирены. Старожилы вспоминают те времена добрым словом.

Недалеко от Катунино был военный аэродром Лахта. Государство внутри поселка. Охраняемый объект. В 2002 году военную часть расформировали. Помню, как вывозили на грузовых машинах казенное добро. Не знаю каким образом, но некоторым удавалось разжиться даже на бетонных плитах. Дорога, ведущая к аэродрому, до сих пор охраняется. Табличка на свежевыкрашенном ярком КПП гласит: «Въезд на территорию ограничен с 8.00 до 20.00». А еще ведется досмотр. Из охранников — две ленивые черные собаки, которые обычно спят на крыльце. Решетчатые ворота для въезда машин всегда закрыты. Есть шлагбаум. Наверное, машины действительно досматривают. А вот калитка рядом пускает всех — и пытливых велосипедистов вроде нас, и мамочек с колясками. 

Гулять здесь приятно. Пейзаж за решеткой чем-то напоминает норвежский. Узкая дорога, хороший асфальт, по обеим сторонам — лес. В детстве казалось, что ехать до аэродрома очень долго. Сейчас по времени это занимает не больше пяти песен, проигранных в плейере. 

Аптечка пахнет лекарствами

Неподалеку от взлетно-посадочной полосы парк аэродромной эксплуатационной роты, который нынче в глубоком запустении. Здесь еще один КПП, но уже недействующий. Кто-то додумался насадить на длинную палку чей-то череп и воткнуть ее при входе. Кости и черепа встречались нам еще не раз. Табличка на стене гласит, что здание принадлежит Министерству обороны СССР. Наверное, самые частые гости, заглядывающие сюда, — путники, приезжающие в мертвый город удовлетворить сталкерские потребности. Видно, что не так давно здесь ступала их нога. В одном из зданий на глаза попалась банка с немецкой этикеткой, распечатанной на принтере и приклеенной вручную. Может, играли в войнушку или страйкбол. 

По страшной узкой лестнице поднимаемся на второй этаж. Там повсюду разбросаны летные журналы, документы, тетради, среди которых я нашла несколько с фамилией моего одноклассника. Пустая аптечка с красным крестом до сих пор пахнет лекарствами. Похожую картину мы наблюдали и в других зданиях. Как будто в один прекрасный день люди словно по команде собрали все самое ценное, нужное, секретное и уехали. На доске объявлений несколько листков с информацией, как встать на учет по безработице и какие документы собрать, чтобы получить сертификат на квартиру в регионах с теплым климатом. 

На фоне общей разрухи оптимистичный советский лозунг «Все, что создано народом, должно быть защищено» смотрится абсурдно. Ящики, книги, множество открыток, раскуроченные сейфы, куча непонятных приборов, железяк, ламп — глаз постоянно за что-то цепляется. Как говорится, ужасно интересно все то, что неизвестно. А тут на тебе — ранее закрытый военный объект в свободном доступе. 

ubm2315 2e138

Пока мы прогуливались по территории, к зданию КПП на велике подъехал мужчина в форме, вероятно, сотрудник какой-то обслуживающей компании. Открыл щиток и начал что-то с ним делать. Мнения у нас разделились: либо ремонтирует, либо ищет благородные металлы. Подходить и спрашивать не стали.

Наперегонки с солнцем

Каких трудов стоило возвести все эти административные здания, гаражи, бункеры, кочегарку и, самое главное, взлетно-посадочную полосу, если учесть, что все это построено на болоте. А делали-то раньше на века. Вот и сейчас, даже после стольких лет, здания стоят, а стыки у плит на взлетке длиною около трех километров почти идеальные. Если здесь немножко прибраться и освободить плиты от растущей травы, аэродром быстро приобретет состояние боевой готовности. 

Катаясь на полосе, можно представить себя пилотом самолета. А если повезет с погодой, то и наперегонки с солнцем удастся погонять. В облачный день ветер гонит облака так, что на полосе то и дело появляются солнечные просветы. 

Вообще, находясь там, испытываешь какую-то странную смесь эмоций: чувство свободы, тоску по былому величию, спокойствие, тревогу и одиночество. Как будто на земле случился апокалипсис или рагнарек, и нам теперь приходится выживать. 

Кстати, в последнее время много говорят о креативных городских пространствах. В столицах уже давно из бывших заводов и цехов делают необычные молодежные центры, сдают их под офисы, проводят там тематические вечеринки. Здесь же настоящий рай для военно-патриотических игр и вылазок. Лет шесть-семь назад на аэродроме устраивали автомобильные гонки, но со временем эту затею почему-то оставили. А жаль. Может, появился бы новый бренд Поморья, не такой, как у всех.

 

Поделиться
2653