Путешествие в музейные фонды и народная любовь к оперному пению: в Архангельске отметили День славянской письменности и культуры
24 мая в мире традиционно отмечается День славянской письменности и культуры. Этот праздник напоминает о великих просветителях – святых равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии, создавших славянский алфавит и объединивших народы в стремлении к знаниям и сохранению национального наследия.
В День славянской письменности и культуры в Архангельске прошли концерты, конференции, лекции и экскурсии.
Открытые фонды
В этом году в честь Дня славянской письменности и культуры Архангельский краеведческий музей пригласил посетителей в святая святых – фонды, где хранятся древние рукописные и печатные книги.
Подобные экскурсии проводятся не чаще раза в год и по особому поводу. Старинным экспонатам противопоказаны частые контакты даже с небольшими группами людей. И книгам – особенно. Нарушается специально созданный и тщательно поддерживаемый микроклимат в фондохранилище, который необходим, чтобы бесценные издания продолжали жить, нести свои знания, изучаться и участвовать в выставках.
В коллекции «Редкая книга» Архангельского краеведческого музея – издания начиная с с XVI века. Она начала формироваться около ста лет назад, когда в 1920-е годы закрывались и разрушались монастыри.
– Книжная коллекция начала формироваться более ста лет назад, и первые книги, которые к нам поступили, были из монастырских библиотек. Вы знаете, что в 1920-е годы не только в Архангельской области, но и по всей России работала комиссия по изъятию церковных ценностей, поэтому все книги из монастырей поступали в наш краеведческий музей. Самые ценные экземпляры, относящиеся к XII–XIV векам, были перевезены в Москву и Санкт-Петербург, но что-то осталось и у нас. Ядро коллекции древней книги – это монастырские, духовные книги, – рассказывает хранитель коллекции «Редкая книга» Архангельского краеведческого музея Алла Еремеева.
Среди ценнейших экземпляров коллекции Архангельского краеведческого музея – книги петровской эпохи и времен Ломоносова, рукописные книги из старообрядческих библиотек. Особая гордость региона – первая российская печатная книга, изданная Иоанном Федоровым и Петром Мстиславцем в Московском печатном дворе который был основан по приказу Ивана Грозного в 1564 году. Именно с нее началась история книгопечатания в нашей стране, завершившая эпоху рукописных книг.
– Эта книга прямо сейчас участвует в выставке, но на нее мало кто обращает внимание. Внешне это издание с потемневшим переплетом, пожелтевшими страницами без картинок. Поэтому в музеи лучше всегда ходить с экскурсией, чтобы узнать историю того или иного экспоната, понять и оценить его ценность, – советует хранитель.
Еще один уникальный памятник древнерусской книжности – Евангелие Василия Тяпинского. По мнению профессионального сообщества, данное Евангелие появилось между 1560 и 1580 годом и имеет особую ценность: до наших дней дошли всего два экземпляра книги. Помимо богослужебных изданий в фондах Архангельского краеведческого музея богатейшая коллекция прижизненных изданий классиков и литературные рукописи.
На экскурсии «Открытые фонды» посетители смогли увидеть ценную коллекцию журналов конца XIX – начала XX века, фотографии и личную библиотеку Степана Писахова с авторскими подписями. А еще узнали о работе музейного хранителя, в задачи которого входит сохранение и изучение вверенной ему коллекции. В ведении хранителя коллекции «Редкая книга» Аллы Еремеевой более девяти тысяч экземпляров. Каждое издание надо регулярно проверять на наличие плесени и очищать от пыли.
– Пыль – это злейший враг книги. У нас очень много книг из натуральной бумаги. Это самодельная бумага, которую вручную варили, раскладывали, сушили. Пыль просто истирает такую бумагу в крошку, поэтому первый долг хранителя – это обеспыливание.
Хранитель должен постоянно осматривать предметы из своей коллекции на предмет повреждений. Я вызываю реставратора из реставрационного центра имени Грабаря, мы вдвоем с ней сидим и просматриваем каждой страничку. Не дай Бог книга будет поражена грибком. Плесень моментально она за две недели может съесть книгу без возврата, – делится Алла Еремеева.
Все редкие книги прошли первоначальную обработку от грибка и хранятся завернутыми в специальную бумагу. Это помогает предохранить их от проникания невидимых спор плесени, которые могут летать в воздухе, ведь полностью избавиться от них невозможно. Важна и личность хранителя. Прежде чем человеку доверят уход за ценными памятниками старины, он несколько лет работает на других должностях в музее, доказывая свою порядочность и ответственность.
Опера из Заостровья
В Архангельском доме народного творчества в День славянской письменности и культуры прошел праздничный концерт с участием хоровых коллективов города и области.
В исполнении камерного женского хора Архангельского музыкального колледжа, Заостровского академического хора, воспитанников детской музыкальной школы «Классика», Архангельской хоровой любительской капеллы звучали произведения русских и советских композиторов.
Заостровский академический хор стал одним из наиболее ярких участников концерта. В ноябре коллектив отметит 50-летие. Он был создан заслуженным учителем России Лидией Беляевой. Первоначально в хоре были только учителя – любители академического пения, но позже состав пополнился людьми самых разных профессий, продавцами, работниками совхоза и сельской администрации.
– Лидия Ивановна Беляева ушла из жизни. С тех пор на коренных жителях Заостровья все держится. Академический хор на селе – это редкость. У нас в Приморском районе он единственный. И в области их немного, подобные коллективы есть в Каргополе, Онеге, Коряжме. Непрофессиональным певцам очень сложно петь академическую музыку. Они же все делают это на слух. Сложно собрать и удержать звук, сложно интонационно. Мы стараемся петь многоголосие минимум на два и на три голоса, – рассказала руководитель Заостровского академического хора Наталья Бакина.
– Я пою в Заостровском академическом хоре сорок лет, еще со школы, а другие и больше, по пятьдесят. Мы всегда пели очень сложные произведения, оперные арии, поэтому простые двухголосные произведения мне уже неинтересны. С Лидией Ивановной мы достигли больших высот, выступали в Кирхе, много лет принимали участие в областных конкурсах, даже были лауреатами. Конечно, людям, нашим зрителям в сельском Доме культуры, более понятны, например произведения про Родину. Мы как-то пели арию из оперы «Русалочка» на районном смотре художественной самодеятельности. Спели – и такая тишина в зале, никто не аплодирует. У нас больше народные коллективы популярны, а тут вдруг раз – и такое. Сравнивать с другими хорами нас бывает очень сложно, – поделилась участница Заостровского академического хора Татьяна Попова.
– По профессии я тракторист, водитель, механик, – дополняет рассказ Юрий Третьяков. – Мать у меня поет в народном хоре, а я вот в академическом. Сейчас на концерте мы исполнили песни «Край родной», «Солдатские сны», «Песню о криницах», а вообще я бы на классику перешел. Когда у меня дети стали подрастать и слушать рок-н-ролл, они спросили меня: «Папа, что ты слушаешь?», я раньше говорил, «Рамштайн», а сейчас говорю, оперу. Песня – это наша душа. Порой она дает такое вдохновение, что хочется жить.
Надежда Лебедева