17 марта 2016

Пусть корявая, но очень вкусная

На днях в областной потребкооперации принимали гостей – вологодскую делегацию. Ряд кресел в зале был затянут полосатой лентой. Не для ВИП-гостей. Просто крыша дала течь.

Вологда приехала по приглашению торговой части министерства агропрома. Провести семинар с дегустацией. Наших пришло не так много, хотя все основные игроки продовольственных сетей присутствовали. А вот тех, кого называют сельхозтоваропроизводителями и переработчиками, я в зале не увидел. И жаль. Весьма поучительно было бы послушать. Потому что представляли вологжане систему добровольной сертификации и зонтичный бренд «Настоящий вологодский продукт».

Для затравочки небольшая история. В одном селе загибался стекольный заводик. Выпускал он одну бутылку. Была та бутылка неказиста, часто нечетких линий, и стекло недостаточной прозрачности. В наш век высоких требований куда такую? Так бы и закрылось производство, да только гендиректор как-то рылся в старых бумагах и нашел талон на дефицитный в конце 1980-х годов напиток. Принес дизайнерам, те из него этикетку сделали, ничего не меняя. На ту самую зеленую бутылку и пришпандорили. Теперь бутылки выдувать не успевают. Заказами заводик на годы обеспечен. Это я к тому, что плодотворная идея в дебюте приносит результат в эндшпиле. Если мастера играют.

Знак «Настоящий вологодский продукт» создали не в корпорации продвижения, не в дизайн-бренд-мега-студии. Объявили конкурс, выбрали победителя, обычного человека. Его уже нет в живых, но семья гордится, что он этот знак придумал. А продвигать идею, заводить людей начали в бюджетном учреждении Вологодской области «Вологодский информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса». С заместителем директора Ольгой Долматовой мы и поговорили. Очень уж мне хотелось услышать от нее, почему у них получается, а у нас ну никак.

Интересна историческая печенюшка

– Ольга Николаевна, каким образом, на ваш взгляд, нужно построить работу, чтобы она приносила результат?

– Правительство Вологодской области еще 12 лет назад поняло, что вывозить продукцию отдельных предприятий сложно и неинтересно. А если их объединить под неким зонтичным брендом, представляющим целый спектр разной продукции? Для области будет легче протекционировать товары. И он был создан, своеобразный знак, который гарантирует качество. Сегодня в 53 субъекта Российской Федерации, в 14 стран мира мы вывозим свою продукцию, ту, которая идет под единым брендом.

Производитель может произвести и больше, мощности позволяют, вопрос в том, куда продать? Два года назад мы пришли к тому, чтобы создать магазины под тем же единым брендом. Свою продукцию туда поставляют разные производители, которые, как правило, друг друга не знают. Поставлять товары в магазин со значком «Настоящий вологодский продукт» еще нужно заслужить. Есть определенные требования, к примеру, чтобы в таком магазине было не менее 60 процентов вологодской продукции. Она должна быть выделена специальным зеленым ценником-маячком. И тогда мы увидели, что объемы продаж в этих магазинах увеличились в два-три раза. Люди истосковались по «своим» продуктам.

Федеральные сети, которые загромождают наши города супермаркетами, предлагают одно и то же, что в Вологодской области, что в Воронежской, что в Архангельской. Мы все знаем известные марки кондитерских изделий. А нам же интересна историческая печенюшка, сделанная на сливочном масле вручную, корявенькая, но безумно вкусная! Такие все хотят.

В другой город, район приезжаешь, спрашиваешь местный хлебушек, колбаску, сметану. 

Мы пришли к выводу, что нужно создавать сеть магазинов под маркой «Настоящий вологодский продукт» для развития нашей пищевой промышленности – а она у нас богатая – за пределами области. И мы открыли такие магазины в Ленинградской, Воронежской, Московской областях. Очереди в них стоят за продуктами питания. Люди знают – это бренд.

Человек гордится своим продуктом

– А кто инвестирует открытие магазинов?

– Правительство области. В плане информационной поддержки. Непрямые инвестиции, не вливая миллионы рублей, а продвигая и поддерживая идею.

– А кто вливает?

– Индивидуальные предприниматели, бизнесмены. Свою роль играет патриотизм. Оказывается, он такой высокий в стране! Человек хочет продавать свои продукты, открывает под нашей маркой магазин, гордится этим, да еще и выполняет все наши требования, чтобы вологодских продуктов было не менее 60 процентов. Он идет на дополнительные затраты, только чтобы привлечь жителей своего района.

Все держится на личностях

– Предприятия в области сохранились и развиваются, и даже те, которые, казалось, обречены, получают новую жизнь. У вас есть какая-то креативная группа? Откуда идеи черпаете?

– Сначала появилось желание помочь своей Вологодской области. Надо отдать должное губернатору, его команде, которые поддерживают все начинания. Плюс государственная программа поддержки агропромышленного потребительского рынка, которая начала действовать на территории всей России. Она же поддерживает не только производителей сырья, но и переработчиков. У нас есть Корпорация развития, которая занимается крупными инвестиционными проектами. Конкретно же этим проектом занимается наша организация все 12 лет. А еще конкретнее – два человека. Мы просто заводим людей. Вы же понимаете, что все держится на личностях, любой проект.

Подключаются и частные организации, Центр сертификации, к примеру. Не любое производство готово пустить к себе, чтобы эксперт брал пробы там, где ему вздумается. Он может взять продукцию в машине, на линии, при отгрузке, в магазине. И не дай бог она не соответствует требованиям ГОСТа, тем требованиям, которые мы запросили. Производитель лишается права присвоения этого значка.

Предприниматели гордятся, если их продукция маркирована значком «Настоящий вологодский продукт». У нас в области уже есть мнение, что если продукт не имеет знака, то он какой-то не такой. И производители между собой говорят: «А у тебя есть знак, нет?»

P. S. Очень жаль, что ни сельхозпроизводителей, ни переработчиков наших, архангельских, на презентации не было. Или не донесло до них министерство, или патриотизма в Вологде поболе. Да и сам министр Алексей Коротенков задержался, презентацию пропустил. Вот так и будем торговать – Вологда у нас на два миллиарда, а мы у соседей – на 700 миллионов.

Хотя, если честно, попробовал я вологодские вкусняшки на дегустации. В целом – неплохо. Кое-что очень вкусно. Но многое из того, что положил на зубок, у нас, в Архангельской области, делают лучше. Так что опыт перенять – и вперед.

Пусть корявая, но очень вкусная

Вологда приехала по приглашению торговой части министерства агропрома. Провести семинар с дегустацией. Наших пришло не так много, хотя все основные игроки продовольственных сетей присутствовали. А вот тех, кого называют сельхозтоваропроизводителями и переработчиками, я в зале не увидел. И жаль. Весьма поучительно было бы послушать. Потому что представляли вологжане систему добровольной сертификации и зонтичный бренд «Настоящий вологодский продукт».

Для затравочки небольшая история. В одном селе загибался стекольный заводик. Выпускал он одну бутылку. Была та бутылка неказиста, часто нечетких линий, и стекло недостаточной прозрачности. В наш век высоких требований куда такую? Так бы и закрылось производство, да только гендиректор как-то рылся в старых бумагах и нашел талон на дефицитный в конце 1980-х годов напиток. Принес дизайнерам, те из него этикетку сделали, ничего не меняя. На ту самую зеленую бутылку и пришпандорили. Теперь бутылки выдувать не успевают. Заказами заводик на годы обеспечен. Это я к тому, что плодотворная идея в дебюте приносит результат в эндшпиле. Если мастера играют.

Знак «Настоящий вологодский продукт» создали не в корпорации продвижения, не в дизайн-бренд-мега-студии. Объявили конкурс, выбрали победителя, обычного человека. Его уже нет в живых, но семья гордится, что он этот знак придумал. А продвигать идею, заводить людей начали в бюджетном учреждении Вологодской области «Вологодский информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса». С заместителем директора Ольгой Долматовой мы и поговорили. Очень уж мне хотелось услышать от нее, почему у них получается, а у нас ну никак.

Интересна историческая печенюшка

– Ольга Николаевна, каким образом, на ваш взгляд, нужно построить работу, чтобы она приносила результат?

– Правительство Вологодской области еще 12 лет назад поняло, что вывозить продукцию отдельных предприятий сложно и неинтересно. А если их объединить под неким зонтичным брендом, представляющим целый спектр разной продукции? Для области будет легче протекционировать товары. И он был создан, своеобразный знак, который гарантирует качество. Сегодня в 53 субъекта Российской Федерации, в 14 стран мира мы вывозим свою продукцию, ту, которая идет под единым брендом.

Производитель может произвести и больше, мощности позволяют, вопрос в том, куда продать? Два года назад мы пришли к тому, чтобы создать магазины под тем же единым брендом. Свою продукцию туда поставляют разные производители, которые, как правило, друг друга не знают. Поставлять товары в магазин со значком «Настоящий вологодский продукт» еще нужно заслужить. Есть определенные требования, к примеру, чтобы в таком магазине было не менее 60 процентов вологодской продукции. Она должна быть выделена специальным зеленым ценником-маячком. И тогда мы увидели, что объемы продаж в этих магазинах увеличились в два-три раза. Люди истосковались по «своим» продуктам.

Федеральные сети, которые загромождают наши города супермаркетами, предлагают одно и то же, что в Вологодской области, что в Воронежской, что в Архангельской. Мы все знаем известные марки кондитерских изделий. А нам же интересна историческая печенюшка, сделанная на сливочном масле вручную, корявенькая, но безумно вкусная! Такие все хотят.

В другой город, район приезжаешь, спрашиваешь местный хлебушек, колбаску, сметану. 

Мы пришли к выводу, что нужно создавать сеть магазинов под маркой «Настоящий вологодский продукт» для развития нашей пищевой промышленности – а она у нас богатая – за пределами области. И мы открыли такие магазины в Ленинградской, Воронежской, Московской областях. Очереди в них стоят за продуктами питания. Люди знают – это бренд.

Человек гордится своим продуктом

– А кто инвестирует открытие магазинов?

– Правительство области. В плане информационной поддержки. Непрямые инвестиции, не вливая миллионы рублей, а продвигая и поддерживая идею.

– А кто вливает?

– Индивидуальные предприниматели, бизнесмены. Свою роль играет патриотизм. Оказывается, он такой высокий в стране! Человек хочет продавать свои продукты, открывает под нашей маркой магазин, гордится этим, да еще и выполняет все наши требования, чтобы вологодских продуктов было не менее 60 процентов. Он идет на дополнительные затраты, только чтобы привлечь жителей своего района.

Все держится на личностях

– Предприятия в области сохранились и развиваются, и даже те, которые, казалось, обречены, получают новую жизнь. У вас есть какая-то креативная группа? Откуда идеи черпаете?

– Сначала появилось желание помочь своей Вологодской области. Надо отдать должное губернатору, его команде, которые поддерживают все начинания. Плюс государственная программа поддержки агропромышленного потребительского рынка, которая начала действовать на территории всей России. Она же поддерживает не только производителей сырья, но и переработчиков. У нас есть Корпорация развития, которая занимается крупными инвестиционными проектами. Конкретно же этим проектом занимается наша организация все 12 лет. А еще конкретнее – два человека. Мы просто заводим людей. Вы же понимаете, что все держится на личностях, любой проект.

Подключаются и частные организации, Центр сертификации, к примеру. Не любое производство готово пустить к себе, чтобы эксперт брал пробы там, где ему вздумается. Он может взять продукцию в машине, на линии, при отгрузке, в магазине. И не дай бог она не соответствует требованиям ГОСТа, тем требованиям, которые мы запросили. Производитель лишается права присвоения этого значка.

Предприниматели гордятся, если их продукция маркирована значком «Настоящий вологодский продукт». У нас в области уже есть мнение, что если продукт не имеет знака, то он какой-то не такой. И производители между собой говорят: «А у тебя есть знак, нет?»

P. S. Очень жаль, что ни сельхозпроизводителей, ни переработчиков наших, архангельских, на презентации не было. Или не донесло до них министерство, или патриотизма в Вологде поболе. Да и сам министр Алексей Коротенков задержался, презентацию пропустил. Вот так и будем торговать – Вологда у нас на два миллиарда, а мы у соседей – на 700 миллионов.

Хотя, если честно, попробовал я вологодские вкусняшки на дегустации. В целом – неплохо. Кое-что очень вкусно. Но многое из того, что положил на зубок, у нас, в Архангельской области, делают лучше. Так что опыт перенять – и вперед.

Поделиться
13398