15 декабря 2016

«Просто поговорить»

И поговорить было о чем. Два часа в формате «вопрос – ответ», причем журналисты не стеснялись, и порой диалог уходил за рамки официальной беседы. И это вполне оправданно – завершение рабочей недели, конец рабочего дня, галстуки сняты… Предлагаем читателю квинтэссенцию этой беседы.

Совокупность интересов

– На каждом месте человек отвечает за тот фронт, который ему достался. И город точно такой же фронт. А градоначальник – это человек, который отвечает за то, что ему доверено.

Город – это совокупность интересов. Не факт, что эти векторы совпадают: кому-то хочется, чтобы у его дома была сделана дорога, кто-то считает, что вместо этой дороги необходимо построить дом, потому что у него нет квартиры, а третий горожанин говорит: «Бог с этим домом, у мены вода плохая». И пока существует такое многообразие высказываний, городу есть куда совершенствоваться. Но при этом нельзя забывать, что у всех горожан интересы разные. Удовлетворить их все сразу невозможно.

Градоначальник же смотрит с вершины этой пирамиды совокупности интересов и ищет оптимальное решение, которое бы удовлетворило многих.

Деньги разведены

– Бюджет 2017 года будет напряженный. Ждем второго чтения в облсобрании. Сегодня основные цифры уже сведены – Архангельск по ряду целевых программ будет профинансирован из регионального бюджета. Для того чтобы это финансирование было гарантированным, в казне города заложено 165 миллионов рублей. Это и благоустройство, и проектирование, и строительство.

К сожалению, нам не удалось свести финансирование в единую программу развития Архангельска как административного центра Поморья. Оно разбросано по нескольким программам.

Отмечу, что Архангельск дает в виде налогов порядка 20 миллиардов рублей в год. Обратно возвращается что-то около одного миллиарда. Так что мы сегодня стремимся завести в Архангельск большее количество компаний, сервисов, производств. Это даст не только налоги, но и занятость населения, а следовательно, социальную стабильность.

И уже не только города, но региона в целом.

Два шага в ноль

– Я не считаю Архангельск банкротом. На то мы и нужны, чтобы решить проблемы в условиях ограниченных ресурсов. Ситуация, когда муниципальное образование находится в тяжелом финансовом положении, предусмотрена в российском законодательстве. Архангельск далек от критического положения.

У нас нет бюджетного кризиса, хотя мог бы быть.

Если бы мы оставили дефицит бюджета на прежнем уровне, так же кредитовались в коммерческих организациях, года через три мы могли бы подойти к опасной черте. На 2017-й у нас запланирован дефицит 5 процентов. В 2018 году, надеюсь, выйдем в ноль.

Это не точка

– Практически завершена история с исследованием транспортного потока, которое проводил на протяжении всего второго полугодия санкт-петербургский институт.

Мы уже несколько раз собирались с ассоциацией автотранспортников, знакомились с выводами, представленными учеными. Предложены радикальные шаги, которые вызвали неприятие со стороны перевозчиков. Есть и очень разумные подходы к решению вопроса автобусных перевозок.

Отмечу, что это еще не решение, которое принимает город, это обсуждение вариантов развития. Как только специалисты окончательно завершат свою работу и предоставят нам окончательные вывод, мы намерены опубликовать итоги исследования. Архангелогородцы должны ознакомиться с научным видением развития пассажирских транспортных перевозок. Так что мы не ставим точку в решении этой проблемы…

arh49 16 30

Разные выводы

– На проведение исследования маршрутной сети пассажирского транспорта в Архангельске был объявлен конкурс. Никто не мешал поучаствовать в нем проектным группам, институтам, университетам. САФУ не заявился. Выиграл санкт-петербургский Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры. Они проводили полугодовое обследование, в том числе с физическими замерами: были установлены камеры, использовались счетчики. Я лично проезжал маршруты и смотрел, как они работают. Действительно, стояли люди и фиксировали пассажиропоток.

Теперь в администрации Архангельска есть два исследования – ранее подготовленное специалистами САФУ и санкт-петербургского института. Результаты этих исследований разнятся очень сильно.

Сегодняшние предложения кардинально меняют транспортную сеть – практически на половину: из 42-х в прежнем диапазоне остаются только 22 маршрута. Предложение радикальное, поэтому считаю, что первоначально специалисты должны его обсудить и определить дальнейшие шаги своих действий.

Насколько город готов к таким переменам? Нельзя сбрасывать со счетов то, что за много лет горожане привыкли к действующим маршрутам и им будет сложно перестроиться на новую схему автобусного потока. Поэтому если и будет что-то меняться, то поэтапно.

Игорь Годзиш:

– Главную городскую елку начнем устанавливать и украшать уже на этой неделе, чтобы создавать праздничное настроение у горожан.

Большегрузы в центре?

– В части исследования транспортных перевозок изучалась и городская дорожная сеть. Пропускная способность в различные часы суток, дублирование и параллельное следование маршрутов, перегруженность пассажиропотока, нагрузка в часы пик.

У нас есть задумки следующим этапом обследовать вообще транспортную инфраструктуру города.

Например, обосновать, насколько необходимо большегрузному транспорту въезжать в центр города. Так, 20-тонный автомобиль для разгрузки подъезжает к магазину, перегораживает проезд, давит бордюры и газоны. Потом в администрацию поступают заявления горожан, просьбы исправить ситуацию и город за счет бюджетных средств восстанавливает эти повреждения. Все крупные города проходили через принятие таких решений – ограничение въезда большегрузов. Нас это тоже ждет.

Также сегодня нам необходимо говорить о транспортной инфраструктуре в целом: развитии существующей сети и строительстве новых дорог. Например, выезд на Талаги прямо с Кузнечевского моста. Но насколько это будет целесообразно?

Поторопились

– Маршрут 15у – один из убыточных, поэтому мы прорабатываем вариант, когда на остров Краснофлотский будет заходить один из транзитных автобусов и забирать пассажиров. Также рассматривался вариант введения нерегулируемого маршрута. Но эти варианты в стадии обсуждения – решения окончательного нет, поскольку позиция перевозчиков – ничего не менять.

Они вообще предлагают оставить в городе все как есть. Выказали готовность в 2017 году закупить новые большие автобусы, но маршрутную сеть оставить той же.

А вот то, что сейчас жители острова не могут выехать в город, – перевозчики поторопились. Мы обсуждали с ними, что жители не должны почувствовать изменений от управленческих решений. На смену предыдущему маршруту должен прийти новый вариант перевозок. Поторопились, как я уже сказал, мы не можем сегодня предложить новое окончательное решение.

От себя добавлю, что, несмотря ни на какие научные исследования, в Архангельске сохранятся несколько маршрутов, которые будут субсидироваться из бюджета и дальше: Бревенник, район Первых Пятилеток, Силикатный завод и другие.

arh49 16 33

Слово о воде

– Архангелогородцы должны получать чистую воду без перебоя. Поэтому, несмотря на существующие решения и предпринимаемые шаги, хочу заверить – все функции управления системой водоснабжения останутся в руках муниципалитета. У города будут рычаги воздействия на концессионера. А это значит, что ухудшения водоснабжения не произойдет.

Повышение тарифа будет, но не таким жестким, как предполагалось изначально.

В город поступит предложение, которое депутаты рассмотрят и примут окончательный вариант.

На вопрос, кто же станет концессионером, пока ответить не могу. Надеюсь, будет конкурс, который выявит наиболее заинтересованного и ответственного подрядчика. Перед концессионером будет стоять несколько задач: улучшение качества воды, снижение объемов потерь и затрат электроэнергии.

Однако концессия – это не панацея. На данный момент идет речь об определении инвестора, который первоначально вложит средства, а потом будет на протяжении многих лет возвращать вложения и зарабатывать. Сегодня у «Водоканала» утверждена инвестиционная программа, и предприятие и само может некоторый объем средств вложить в модернизацию. Но для начала необходимо подписать мировые соглашения, реструктуризировать долг в 1,5 миллиарда рублей. Все кредиторы готовы подписать мировые соглашения. Даже если не появится на горизонте концессионер, мы все равно будем решать эту проблему, только через механизмы муниципального предприятия.

Добавлю, что тот рубль, который заплатил житель Архангельска, должен тратиться максимально эффективно и прозрачно. Также предполагается введение ступенчатой системы очистки воды с доочисткой перед подачей конечному потребителю. Сейчас это все в стадии проработки.

Чиновников станет меньше

– В администрации грядет крупное сокращение – минус 52 штатные единицы.

Произойдет внутреннее переформатирование аппарата чиновников, переподчинение департаментов. Ужмемся, некоторые службы будут переведены в основное административное здание на площади Ленина. Другие помещения, соответственно, освободятся.

А вот изменения пенсионного законодательства, которые вступают в действие с 1 января следующего года, могут привести к тому, что администрация потеряет свыше 80 специалистов. Это уже бьет по нам сильно.

Дорогу молодым

– Провокационный вопрос, кого бы я оставил на должность градоначальника после себя. Если говорить о сегодняшнем дне… то, пожалуй, Шапошникова.

Лишь бы не зазнался…

Даниил Вадимович Шапошников родился 8 июля 1982 года в Архангельске. В 2004-м окончил Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова по специальности «Государственное и муниципальное управление», квалификация – менеджер, в 2008 году – Архангельский государственный технический университет по специальности «Финансы и кредит», квалификация – экономист. Распоряжением главы Архангельска Игоря Годзиша с 17 февраля 2016 года назначен заместителем главы муниципального образования по вопросам экономического развития и финансам.

И президента примем

– В марте в Архангельске пройдет Международный форум «Арктика – территория диалога». Готовимся, и довольно активно.

Мы способны принять гостя любого уровня. Мы с вами уже принимали английскую принцессу и вице-адмирала.

И город показал, что мероприятия подобного масштаба можно провести на территории Архангельска. Так что если потребуется, то примем и президента.

Важно

В начале недели администрация Архангельска сообщила, что по итогам переговоров между депутатами Архангельской городской Думы от фракции «Единая Россия», администрацией города и региональным правительством из областного бюджета будет выделена дополнительная субсидия на восстановление сетевого хозяйства «Водоканала».

29 ноября на сессии Архангельской городской Думы большинством голосов депутаты одобрили обращение к губернатору Архангельской области, в котором шла речь об увеличении предельного размера платы граждан за коммунальные услуги в связи с необходимостью выведения водопроводного хозяйства города из кризисного состояния.

Уже после направления обращения в адрес главы региона Игоря Орлова председатель городской Думы Валентина Сырова и депутаты фракции «Единая Россия» совместно с главой Архангельска Игорем Годзишем и специалистами администрации в ежедневном режиме вели переговоры с правительством Архангельской области, чтобы достичь компромиссного решения.

Смягчению роста тарифов для жителей города поможет областная поддержка в виде 383 миллионов рублей, закладываемых в региональном бюджете на возмещение убытков «Водоканала». С учетом достигнутой договоренности депутаты рассмотрели следующий вариант изменения тарифов: в декабре 2016 года тарифы для населения и на холодную воду, и на водоотведение должны увеличиться лишь на 20 процентов, а в июле 2017-го повышение составит 10 процентов на обе эти услуги. Таким образом, речь уже не идет об однократном существенном изменении тарифов: во-первых, выбран поэтапный вариант, во-вторых, в целом тариф вырастет не столь значительно.

– Жители Архангельска хотят пить чистую воду, хотят бесперебойного водоснабжения, хотят ездить по дорогам, которые не нужно постоянно вскрывать для ремонта водопроводных сетей. Чтобы решить эту неотложную задачу, ведется работа по передаче хозяйства «Водоканала» в концессию. Без повышения тарифов, к сожалению, выходить на концессию и модернизировать сети «Водоканала» не представляется возможным. Это разумное решение, нацеленное на ближайшее будущее и далекую перспективу, – подчеркнул глава Архангельска Игорь Годзиш.

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области:

В правительство региона поступило обращение депутатов Архангельской городской Думы по поводу «Водоканала». В первую очередь мы должны решать этот вопрос с точки зрения интересов жителей Архангельска. Мы провели анализ ситуации. К ее изучению подключены агентство по тарифам и ценам и члены Общественной палаты, чтобы в прямом и открытом диалоге со специалистами и жителями города выработать наиболее взвешенное решение. После оценки результатов будут приняты все необходимые шаги, учитывающие интересы архангелогородцев. Но последнее слово в принятии тарифов останется за депутатами городской Думы столицы Поморья.

«Просто поговорить»

Совокупность интересов

– На каждом месте человек отвечает за тот фронт, который ему достался. И город точно такой же фронт. А градоначальник – это человек, который отвечает за то, что ему доверено.

Город – это совокупность интересов. Не факт, что эти векторы совпадают: кому-то хочется, чтобы у его дома была сделана дорога, кто-то считает, что вместо этой дороги необходимо построить дом, потому что у него нет квартиры, а третий горожанин говорит: «Бог с этим домом, у мены вода плохая». И пока существует такое многообразие высказываний, городу есть куда совершенствоваться. Но при этом нельзя забывать, что у всех горожан интересы разные. Удовлетворить их все сразу невозможно.

Градоначальник же смотрит с вершины этой пирамиды совокупности интересов и ищет оптимальное решение, которое бы удовлетворило многих.

Деньги разведены

– Бюджет 2017 года будет напряженный. Ждем второго чтения в облсобрании. Сегодня основные цифры уже сведены – Архангельск по ряду целевых программ будет профинансирован из регионального бюджета. Для того чтобы это финансирование было гарантированным, в казне города заложено 165 миллионов рублей. Это и благоустройство, и проектирование, и строительство.

К сожалению, нам не удалось свести финансирование в единую программу развития Архангельска как административного центра Поморья. Оно разбросано по нескольким программам.

Отмечу, что Архангельск дает в виде налогов порядка 20 миллиардов рублей в год. Обратно возвращается что-то около одного миллиарда. Так что мы сегодня стремимся завести в Архангельск большее количество компаний, сервисов, производств. Это даст не только налоги, но и занятость населения, а следовательно, социальную стабильность.

И уже не только города, но региона в целом.

Два шага в ноль

– Я не считаю Архангельск банкротом. На то мы и нужны, чтобы решить проблемы в условиях ограниченных ресурсов. Ситуация, когда муниципальное образование находится в тяжелом финансовом положении, предусмотрена в российском законодательстве. Архангельск далек от критического положения.

У нас нет бюджетного кризиса, хотя мог бы быть.

Если бы мы оставили дефицит бюджета на прежнем уровне, так же кредитовались в коммерческих организациях, года через три мы могли бы подойти к опасной черте. На 2017-й у нас запланирован дефицит 5 процентов. В 2018 году, надеюсь, выйдем в ноль.

Это не точка

– Практически завершена история с исследованием транспортного потока, которое проводил на протяжении всего второго полугодия санкт-петербургский институт.

Мы уже несколько раз собирались с ассоциацией автотранспортников, знакомились с выводами, представленными учеными. Предложены радикальные шаги, которые вызвали неприятие со стороны перевозчиков. Есть и очень разумные подходы к решению вопроса автобусных перевозок.

Отмечу, что это еще не решение, которое принимает город, это обсуждение вариантов развития. Как только специалисты окончательно завершат свою работу и предоставят нам окончательные вывод, мы намерены опубликовать итоги исследования. Архангелогородцы должны ознакомиться с научным видением развития пассажирских транспортных перевозок. Так что мы не ставим точку в решении этой проблемы…

arh49 16 30

Разные выводы

– На проведение исследования маршрутной сети пассажирского транспорта в Архангельске был объявлен конкурс. Никто не мешал поучаствовать в нем проектным группам, институтам, университетам. САФУ не заявился. Выиграл санкт-петербургский Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры. Они проводили полугодовое обследование, в том числе с физическими замерами: были установлены камеры, использовались счетчики. Я лично проезжал маршруты и смотрел, как они работают. Действительно, стояли люди и фиксировали пассажиропоток.

Теперь в администрации Архангельска есть два исследования – ранее подготовленное специалистами САФУ и санкт-петербургского института. Результаты этих исследований разнятся очень сильно.

Сегодняшние предложения кардинально меняют транспортную сеть – практически на половину: из 42-х в прежнем диапазоне остаются только 22 маршрута. Предложение радикальное, поэтому считаю, что первоначально специалисты должны его обсудить и определить дальнейшие шаги своих действий.

Насколько город готов к таким переменам? Нельзя сбрасывать со счетов то, что за много лет горожане привыкли к действующим маршрутам и им будет сложно перестроиться на новую схему автобусного потока. Поэтому если и будет что-то меняться, то поэтапно.

Игорь Годзиш:

– Главную городскую елку начнем устанавливать и украшать уже на этой неделе, чтобы создавать праздничное настроение у горожан.

Большегрузы в центре?

– В части исследования транспортных перевозок изучалась и городская дорожная сеть. Пропускная способность в различные часы суток, дублирование и параллельное следование маршрутов, перегруженность пассажиропотока, нагрузка в часы пик.

У нас есть задумки следующим этапом обследовать вообще транспортную инфраструктуру города.

Например, обосновать, насколько необходимо большегрузному транспорту въезжать в центр города. Так, 20-тонный автомобиль для разгрузки подъезжает к магазину, перегораживает проезд, давит бордюры и газоны. Потом в администрацию поступают заявления горожан, просьбы исправить ситуацию и город за счет бюджетных средств восстанавливает эти повреждения. Все крупные города проходили через принятие таких решений – ограничение въезда большегрузов. Нас это тоже ждет.

Также сегодня нам необходимо говорить о транспортной инфраструктуре в целом: развитии существующей сети и строительстве новых дорог. Например, выезд на Талаги прямо с Кузнечевского моста. Но насколько это будет целесообразно?

Поторопились

– Маршрут 15у – один из убыточных, поэтому мы прорабатываем вариант, когда на остров Краснофлотский будет заходить один из транзитных автобусов и забирать пассажиров. Также рассматривался вариант введения нерегулируемого маршрута. Но эти варианты в стадии обсуждения – решения окончательного нет, поскольку позиция перевозчиков – ничего не менять.

Они вообще предлагают оставить в городе все как есть. Выказали готовность в 2017 году закупить новые большие автобусы, но маршрутную сеть оставить той же.

А вот то, что сейчас жители острова не могут выехать в город, – перевозчики поторопились. Мы обсуждали с ними, что жители не должны почувствовать изменений от управленческих решений. На смену предыдущему маршруту должен прийти новый вариант перевозок. Поторопились, как я уже сказал, мы не можем сегодня предложить новое окончательное решение.

От себя добавлю, что, несмотря ни на какие научные исследования, в Архангельске сохранятся несколько маршрутов, которые будут субсидироваться из бюджета и дальше: Бревенник, район Первых Пятилеток, Силикатный завод и другие.

arh49 16 33

Слово о воде

– Архангелогородцы должны получать чистую воду без перебоя. Поэтому, несмотря на существующие решения и предпринимаемые шаги, хочу заверить – все функции управления системой водоснабжения останутся в руках муниципалитета. У города будут рычаги воздействия на концессионера. А это значит, что ухудшения водоснабжения не произойдет.

Повышение тарифа будет, но не таким жестким, как предполагалось изначально.

В город поступит предложение, которое депутаты рассмотрят и примут окончательный вариант.

На вопрос, кто же станет концессионером, пока ответить не могу. Надеюсь, будет конкурс, который выявит наиболее заинтересованного и ответственного подрядчика. Перед концессионером будет стоять несколько задач: улучшение качества воды, снижение объемов потерь и затрат электроэнергии.

Однако концессия – это не панацея. На данный момент идет речь об определении инвестора, который первоначально вложит средства, а потом будет на протяжении многих лет возвращать вложения и зарабатывать. Сегодня у «Водоканала» утверждена инвестиционная программа, и предприятие и само может некоторый объем средств вложить в модернизацию. Но для начала необходимо подписать мировые соглашения, реструктуризировать долг в 1,5 миллиарда рублей. Все кредиторы готовы подписать мировые соглашения. Даже если не появится на горизонте концессионер, мы все равно будем решать эту проблему, только через механизмы муниципального предприятия.

Добавлю, что тот рубль, который заплатил житель Архангельска, должен тратиться максимально эффективно и прозрачно. Также предполагается введение ступенчатой системы очистки воды с доочисткой перед подачей конечному потребителю. Сейчас это все в стадии проработки.

Чиновников станет меньше

– В администрации грядет крупное сокращение – минус 52 штатные единицы.

Произойдет внутреннее переформатирование аппарата чиновников, переподчинение департаментов. Ужмемся, некоторые службы будут переведены в основное административное здание на площади Ленина. Другие помещения, соответственно, освободятся.

А вот изменения пенсионного законодательства, которые вступают в действие с 1 января следующего года, могут привести к тому, что администрация потеряет свыше 80 специалистов. Это уже бьет по нам сильно.

Дорогу молодым

– Провокационный вопрос, кого бы я оставил на должность градоначальника после себя. Если говорить о сегодняшнем дне… то, пожалуй, Шапошникова.

Лишь бы не зазнался…

Даниил Вадимович Шапошников родился 8 июля 1982 года в Архангельске. В 2004-м окончил Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова по специальности «Государственное и муниципальное управление», квалификация – менеджер, в 2008 году – Архангельский государственный технический университет по специальности «Финансы и кредит», квалификация – экономист. Распоряжением главы Архангельска Игоря Годзиша с 17 февраля 2016 года назначен заместителем главы муниципального образования по вопросам экономического развития и финансам.

И президента примем

– В марте в Архангельске пройдет Международный форум «Арктика – территория диалога». Готовимся, и довольно активно.

Мы способны принять гостя любого уровня. Мы с вами уже принимали английскую принцессу и вице-адмирала.

И город показал, что мероприятия подобного масштаба можно провести на территории Архангельска. Так что если потребуется, то примем и президента.

Важно

В начале недели администрация Архангельска сообщила, что по итогам переговоров между депутатами Архангельской городской Думы от фракции «Единая Россия», администрацией города и региональным правительством из областного бюджета будет выделена дополнительная субсидия на восстановление сетевого хозяйства «Водоканала».

29 ноября на сессии Архангельской городской Думы большинством голосов депутаты одобрили обращение к губернатору Архангельской области, в котором шла речь об увеличении предельного размера платы граждан за коммунальные услуги в связи с необходимостью выведения водопроводного хозяйства города из кризисного состояния.

Уже после направления обращения в адрес главы региона Игоря Орлова председатель городской Думы Валентина Сырова и депутаты фракции «Единая Россия» совместно с главой Архангельска Игорем Годзишем и специалистами администрации в ежедневном режиме вели переговоры с правительством Архангельской области, чтобы достичь компромиссного решения.

Смягчению роста тарифов для жителей города поможет областная поддержка в виде 383 миллионов рублей, закладываемых в региональном бюджете на возмещение убытков «Водоканала». С учетом достигнутой договоренности депутаты рассмотрели следующий вариант изменения тарифов: в декабре 2016 года тарифы для населения и на холодную воду, и на водоотведение должны увеличиться лишь на 20 процентов, а в июле 2017-го повышение составит 10 процентов на обе эти услуги. Таким образом, речь уже не идет об однократном существенном изменении тарифов: во-первых, выбран поэтапный вариант, во-вторых, в целом тариф вырастет не столь значительно.

– Жители Архангельска хотят пить чистую воду, хотят бесперебойного водоснабжения, хотят ездить по дорогам, которые не нужно постоянно вскрывать для ремонта водопроводных сетей. Чтобы решить эту неотложную задачу, ведется работа по передаче хозяйства «Водоканала» в концессию. Без повышения тарифов, к сожалению, выходить на концессию и модернизировать сети «Водоканала» не представляется возможным. Это разумное решение, нацеленное на ближайшее будущее и далекую перспективу, – подчеркнул глава Архангельска Игорь Годзиш.

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области:

В правительство региона поступило обращение депутатов Архангельской городской Думы по поводу «Водоканала». В первую очередь мы должны решать этот вопрос с точки зрения интересов жителей Архангельска. Мы провели анализ ситуации. К ее изучению подключены агентство по тарифам и ценам и члены Общественной палаты, чтобы в прямом и открытом диалоге со специалистами и жителями города выработать наиболее взвешенное решение. После оценки результатов будут приняты все необходимые шаги, учитывающие интересы архангелогородцев. Но последнее слово в принятии тарифов останется за депутатами городской Думы столицы Поморья.

Поделиться
19511