29 января 2020

«Проблемы знаем как свои»: работу почты обсудили главы поселений

Почта на селе – поистине окно в мир. Не будет почтового отделения – захиреет жизнь в глубинке.

«Проблемы знаем как свои»:  работу почты обсудили главы поселений

Неслучайно одним из основных вопросов совета глав Приморского района стало взаимодействие с «Почтой России». Управляющий УФПС по Архангельской области Александр Балакшин рассказал, что ждет почтовиков и их клиентов в ближайшее время.

В прошлом году ФГУП «Почта России» акционировалось.

— В чем отличия для граждан? Как сеть отделений работала, так и будет продолжать работать, — рассказал Александр Балакшин. —  Другое дело, что есть отделения, где населения практически не осталось. И в целом число услуг и количество отправляемой и получаемой гражданами корреспонденции снижается. Золотые времена массовой подписки на общественно-политические и литературно-художественные СМИ в прошлом, эпистолярный жанр неуклонно перемещается из классического «перо-бумага» в область электронной переписки, соцсетей и мобильной связи.

Чем компенсировать выпадающие доходы? Проще всего повысить стоимость услуг. Но это значит ударить по небогатому населению, особенно в сельской местности. Есть другие, более оптимальные пути: заводить новые сервисы, развивать сотрудничество с «Почтабанком» (уже в сорока с лишним отделениях открыты банковские окна, в нынешнем году их число увеличится), улучшать качество интернет-связи, развивать торговлю. А еще – оказание социально-медицинских услуг, для чего «Почта России» тесно взаимодействует с минздравом и социальными службами. Такой опыт уже начали внедрять в некоторых регионах России.

Кто-то скажет: почта – не магазин, не аптека и не медпункт. Но представьте, что единственный в селе магазин сгорел. Куда отправляться жителям за покупками? Да и ФАПы есть пока что не везде. Потому-то и берут на себя отделения связи несвойственные им функции: доставку лекарств, анкетирование граждан, мобильное медицинское оборудование, позволяющее выявлять серьезные заболевания на ранней стадии. Пример – Калининградская область, где из тысячи клиентов почты, воспользовавшихся услугами медиков, 160 направлены на обследование в ЦРБ.

На маленькую зарплату не идут

Между тем глава района Валентина Рудкина напомнила, что первоочередная задача почты – услуги связи. Люди в них нуждаются. Именно с услугами связи в населенных пунктах района — проблемы. Прежде всего — на островных территориях. Также постоянные жалобы на работу почтовых отделений поступают из Катунино, Уймы, Лайского Дока, Рикасихи, Соловков.

Есть трудности с кадрами: появилась дополнительная нагрузка, а зарплаты по-прежнему невелики.

— Медицина – это другое ведомство. Но хорошо, что вы им помогать будете, хотя экономически это тяжело и невыгодно – поддерживать неприбыльные точки. Мы выстраиваем взаимодействие по Приморскому району, и хотим видеть результат, — резюмировала Валентина Алексеевна.

— Зарплаты небольшие, но планируется индексация, — отвечал  Александр Балакшин. – Рост существенный – двадцать процентов. Базовых окладов ниже МРОТ не будет.

Как признался руководитель регионального УФПС, кадровые проблемы действительно есть, к примеру, в той же Рикасихе.

— Найти кадры можно, но люди не идут, так как уровень зарплаты несовместим с теми задачами, которые они должны выполнять. Вот в чем дело, — продолжила его мысль Валентина Рудкина.

Трудности были и с поиском работника почты на Соловках. Сейчас там трудоустроен человек из Архангельска. Предыдущий сотрудник из поселка Соловецкий  (начальник отделения Ксения Никитина)  присвоила себе 700 тысяч рублей.

Однако кадровая проблема – отнюдь не единственная. Например, между Верхней и Нижней Золотицей – десять километров. Чтобы доставить зимой почту из одной Золотицы в другую, нужен человек со снегоходом. Он просто так не повезет, за снегоход надо платить. У администрации такого транспорта нет. То есть услуга должна дотироваться, субсидироваться со стороны государства.

В свое время предшественник Александра Сергеевича на директорском посту Григорий Бедрин полушутя-полусерьезно говорил, что у почтовых отделений сегодня нет разве что функций сельского клуба. С другой стороны, исполнение функций, присущих любой почте, вызывает нарекания клиентов.

Что беспокоит глав

Слово – руководителям муниципальных поселений. Им было что сказать, и представители практически всех территорий поделились своими соображениями.

Константин Поляшов (МО «Уемское») сравнил ситуацию в почтовых отделениях Уймы и поселка силикатного завода, который находится в непосредственной близости к Архангельску. По его словам, обслуживание различается как черное и белое.

С тех пор, как пенсию перестали носить на дом, в почтовом отделении постоянное столпотворение, очереди. Страдают, прежде всего, пожилые.

Между прочим, еще в прошлом году, на заседании финансово-бюджетного комитета областного Собрания депутат Эдуард Володенков высказался за изменение графика работы уемских почтовиков. Тогда последовал ответ, что графики работы местных отделений утверждаются в Москве руководством «Почты России».

Михаил Михайлов (МО «Катунинское») рассказал  о новой норме федерального закона — муниципальные помещения почты необходимо передать в собственность новосозданного акционерного общества. Главное сомнение в том, почему это нужно делать на безвозмездной основе, ведь зачастую в обустройство зданий вкладывались бюджетные средства. Например, в МО «Талажское» для почты вообще было построено новое здание.

Глава МО «Заостровское» Александр Алимов предложил пересмотреть график работы почтового отделения в Рикасово.

Виталий Кропотов (МО «Лисестровское») обеспокоен тем, что в населенных пунктах, входящих в состав муниципалитета, возникает проблема наличных денег у жителей: люди не могут их снять ввиду отсутствия банкоматов.

— В деревянных помещениях банкоматы не устанавливают, — подтвердил Александр Балакшин. – По требованиям безопасности не можем их поставить.

Проблема Соловков – посылки задерживаются в Архангельске, и если в них продукты – они портятся. А ведь такой способ доставки провизии соловчанами, отрезанными от «большой земли», активно используется, особенно зимой. Однако сейчас, по словам Александра Балакшина, проблем с этим нет: все посылки, поступившие в декабре, к новому году были доставлены на остров.

Валентина Рудкина, подчеркнув специфичность Приморского района, поблагодарила директора филиала «Почты России» за то, что лично пришел на заседание  совета глав, не побоявшись диалога с муниципальными руководителями.

В результате решено провести совместный анализ и выработать предложения по каждой территории, по каждому муниципальному образованию. Для решения проблем почтовой связи в районе потребуется помощь и от правительства области. В ряде вопросов она уже оказывается. В частности, на 2020 год заложено бюджетное финансирование закупки и установки модульных почтовых отделений в населенных пунктах, о чем напомнил замминистра связи и информационных технологий регионального правительства Виктор Шамов. Два мобильных пункта уже работают, и регион готов дальше решать эту проблему и расширять зону их обслуживания.

Анатолий Беднов

Поделиться
53566