Про подростков, взросление и войну: в Архангельске началась «Европейская весна»

Уже семнадцать лет подряд Архангельский молодежный театр Виктора Панова собирает яркие театральные и музыкальные коллективы страны и мира. Правда, в этом году организаторы из-за коронавирусных ограничений пригласили только российские театры, а музыкальную часть фестиваля «Европейская весна» заменили на кино: зрители увидят несколько фильмов местных режиссеров.

Маленькая девочка в большой оккупации

17 и 18 марта спектакль театра «ЦЕХЪ» из Санкт-Петербурга по пьесе современного драматурга Аси Волошиной «Анна Франк» открыл фестиваль.  Независимый театр появился восемь лет назад на базе актерского курса мастерской режиссера Анатолия Праудина Санкт-Петербургской театральной академии.

В основе спектакля  Виталия Дьяченко и пьесы дневник еврейской девочки Анны Франк, в котором она описывала события двух лет своей жизни в оккупации во время Второй мировой войны. Две семьи – Франк и Ван Даан – спасаются от нацистов в маленьком подвале в центре Амстердама.

Спектакль начинается с монолога 27-летней Анны (Анна Щетинина), которой мечтала стать девочка. Она – писательница, у нее есть муж и ребенок. Но ее нет… Нам четко дают понять, что Анна, ведя дневник, знала, что у нее не будет ни семьи, ни детей, ни работы: ее самой не будет. Не доживет она до «светлого будущего».

Именно поэтому все пространство сцены погружено в полумрак, ведь отец Анны Отто запрещал им открывать окна. Отдельные лампы, стоящие в разных концах этого темного помещения, еле освещают лица героев. Только единожды свет загорается ярче – во время хорового исполнения всеми героями песни про спасение, в которое они так отчаянно верили, но которое так и не наступило.

На восемь обитателей убежища – семь пюпитров. Каждый из них, словно по нотам, читает роль, у каждого – своя партия. Но есть здесь еще один важный герой – молодой человек, наш современник. Примечательно, что в пьесе это старик, но в спектакле роль проводника между двумя мирами – Анны Франк и нашим – отдана молодому артисту.

Он находится в стороне от основных героев и роется в состоящем из двенадцати ящиков шкафу: том самом, который служил дверью в убежище героев. Открывая один ящик за другим, он находит в них вещественные доказательства нацизма: дневники жертв лагеря смерти Освенцима, обгоревший детский ботиночек, зерно, из которого обитатели убежища каждый день варили себе кашу. Оттуда же он достает одного из героев – стоматолога Дюсселя, отмеченного шестиконечной желтой звездой на груди.

Рассказчик живет параллельно основному действию, прерывая вполне себе бытовые сцены из жизни двух семей чтением страшных воспоминаний лагерников и свидетельств о смерти прототипов персонажей.

Но все же спектакль не вызывает угнетающего чувства скорби. Несмотря на столь тяжелую тему, артисты не пытаются давить на жалость, вызвать слезы у зрителей. Наоборот, все говорит о том, что никогда не нужно жить в страхе перед чем-то, нужно принимать жизнь такой, какая она есть. Нельзя прогибаться под обстоятельствами – нужно уметь под них приспосабливаться, но в то же время не терять человеческое лицо, не нарушать моральные принципы.

И Анна Франк здесь показана как обычная девчонка: дерзкая, вспыльчивая, ранимая. Мы наблюдаем процесс ее взросления: от ехидной задиры, какой она была в начале, до юной девушки, которая понимает и осознает свои эмоции и чувства. В ней едва ли можно угадать символ всех гонимых евреев, которым она стала после публикации ее дневника: она просто девушка, которая очень хотела жить.

В мире людей, больных войной

Продолжил программу фестиваля моноспектакль санкт-петербургского «Театрального проекта 27», показы которого состоялись 20 и 21 марта. Цель этого независимого творческого объединения – создание вместе с молодыми режиссерами спектаклей для подростков. Вторым спектаклем для коллектива, премьера которого состоялась в сентябре 2020 года, стал «Лис PEACE», поставленный Юлией Каландаришвили. Она известна архангельским зрителям по спектаклю «Поцелуй ируканджи» в молодежном театре, который она представила в феврале этого года. И он, кстати, тоже о подростках.

У двенадцатилетнего Питера (Иван Писоцкий) есть домашний любимец – лис по имени Peace (в переводе с англ. – «Мир»). Он ухаживает за ним, дружит с ним, и все бы хорошо, но отец вынуждает его выпустить лисенка на волю, то есть в лес. Это становится трагедией как для мальчика, так и для лиса. Начинается война, и их тревога друг за друга многократно усиливается. Питер жалеет, что послушал тогда отца, и решает непременно найти своего любимца. В этом ему помогает его новая знакомая Вола – женщина, когда-то потерявшая ногу на войне.

Тема войны рефреном проходит через весь спектакль. После долгих размышлений Питер приходит к выводу, что война – это болезнь, от которой страдают взрослые люди, в том числе его отец, отправившийся добровольцем на поле боя. А как иначе может объяснить двенадцатилетний подросток такое неразумное поведение своего отца?

Иван Писоцкий создает спектакль буквально своими руками на глазах у зрителей. В этом ему помогают подручные предметы. Например, туристическая палатка служит то домом Волы, то норой лиса, а многофункциональная телескопическая лестница по типу стремянки – то деревом, то костылями для Питера, который сломал ногу. В спектакле много условностей, которые позволяют зрителям самостоятельно додумать некоторые детали в своем воображении.

Такие же открытые приемы артист применяет при перевоплощении в разных персонажей. Вот он надевает косынку – это Вола, а вот серый капюшон – это мальчик Питер; капюшон вывернут наизнанку рыжей стороной вверх – это уже лисенок. Но здесь стоит оговориться, что каждый раз артист перевоплощается с помощью разных средств. Например, если начинает говорить лис, то на нем обязательно появляется рыжий элемент: бандана, носки, манжеты, медицинская маска. Все это позволяет взрослым зрителям легко определить, роль кого сейчас играет актер. Но детям сделать это уже сложнее.

Сидевший недалеко от меня мальчик, которому на вид можно было дать около десяти лет, постоянно спрашивал у мамы, за кого сейчас говорит актер. Из этого можно сделать вывод, что ребенок, на которого был направлен спектакль, не до конца понимал все режиссерские решения, хоть и очень старался. Но, по правде говоря, он еще маловат для подобных постановок, ведь не зря возрастной ценз в афише был обозначен «12+».

Спектакль кишит режиссерскими находками и придумками. Все они компенсируют отсутствие большого количества героев, которое обычно присутствует в постановках для детей и подростков. В течение неполных трех часов артист удерживает внимание зрителей, все время находясь в движении, трансформируя игровое пространство вокруг себя.

Несмотря на все сложности, актеру удается достучаться даже до маленьких зрителей. В одиночку разыграв историю на троих, он разрушает стереотип, что театр для детей должен обязательно пестреть яркими костюмами на фоне статичных декораций. Современный Маленький принц Питер снова доказал, что мы в ответе за тех, кого приручили.

Впереди кино и наука

Продолжат фестивальную программу киновечера в молодежном театре. 30 марта молодой архангельский режиссер Николай Флотский прочитает лекцию о трансцедентальном кино и представит три своих короткометражных фильма: «Обет», «Теорема» и «Птичка». 31 марта состоится показ и обсуждение фильма «Лес» режиссера Романа Жигалова, уроженца Коношского района.

Премьерой документального проекта «1000 лет вместе» завершится «Европейская весна», которая пройдет в Гостиных дворах со 2 по 4 апреля. Спектакль будет создан на основе текстов интервью о смерти, смысле и ценности жизни, взятых у архангелогородцев добровольцами, прошедшими специальный тренинг по глубинному интервью.

Александра Коковина, фото Екатерины Чащиной

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 22 марта 2021 г.