«Про любовь к человеку»: в Гостиных дворах работает тифловыставка «Чувство живописи»

Проект новосибирского АРТ-центра «Красный» не только для людей с нарушениями зрения, он инклюзивный  – могут смотреть все, начиная от мам с детьми и заканчивая взрослой аудиторией. «Чувство живописи» – часть социальной программы кинофестиваля Arctic open, работать она будет до 10 января. Эта выставка про новое взаимодействие с живописью, которая доступна не всем, – здесь ее можно трогать, нюхать и слушать.

Перед открытием выставки 9 ноября прошел семинар по работе с людьми с нарушением зрения, в котором приняли участие создатели выставки, тифлокомментаторы, работники Архангельской областной специальной библиотеки для слепых и сотрудники музеев Архангельска и области, готовые работать или уже работающие с незрячими.

Этот семинар и выставка в целом – важное событие для нашего города. Активная просветительская работа с незрячими здесь ведется с 2016 года. Но еще много дверей закрыто для незрячих, многие культурные ценности им недоступны, поэтому Arctic open, следуя своему названию, открыл для них еще одну дверь – в живопись.

Проект «Чувство живописи» – работа целой команды кураторов, дизайнеров, художников, искусствоведов, тифлокомментатора, физика, скульпторов и эвалюатора – человека, который оценивает запахи по заданию заказчика, чтобы составить задание уже для парфюмера.

Всего на выставке представлено 15 картин и 2 скульптуры, копии которых были сделаны с использованием 3D-технологии новосибирскими авторами Николаем Дрозденко и Аленой Залуцкой. Перед каждой картиной – стол, на котором находится ее тактильная копия, предметы, которые цитируют изображение или подобраны к нему ассоциативно, а еще – парфюмерная композиция.

На столе можно увидеть несколько аудиоточек, это тифлоточки, но на них не надо нажимать, для работы с ними попросите у сотрудника музея тифломаркер. С помощью него можно услышать тифлоаудиогид – в нем, помимо описания картины, представлены стихотворные ассоциации, шумовые эффекты, легкий музыкальный фон и искусствоведческий комментарий.

«Впечатление у меня очень светлое»

Вике 27 лет. Видит она с самого рождения совсем, по ее словам, немножечко.

– Я всю жизнь мечтала рисовать карандашами, – говорит она. – Сейчас я пробую рисовать, но пока у меня получаются только линейные изображения: пейзажи и изображения моря, а детали для меня составляют трудность. Для моих занятий нужны очень твердые карандаши и специальные световые планшеты, с помощью их я немножечко вижу и могу что-то нарисовать. Это первый раз, когда я трогаю полноценные сюжетные картины. Теперь я понимаю, как они устроены. Впечатление от выставки у меня очень светлое. Комментарии очень четкие, и я могу все совсем досконально представить. А цвет я ощущаю по запаху.

Даю Вике понюхать флакон с запахом от одной из картин, она говорит, что цвет  желтый. И действительно, превалирующие цвета на картине желтых оттенков. Даю ей еще один, она говорит, что это оранжевый. И снова она оказалась точна, основной цвет – оранжевый.

Так работает синестезия – единство чувства восприятия, один из самых необычных феноменов работы человеческого мозга, при котором раздражение одного органа чувств непроизвольно и последовательно вызывает реакцию другого. Он связан с восприятием цвета не только органами зрения, но и слухом или обонянием.

 «Слепые изучают мир не так»

Чувство живописи, по словам куратора выставки Натальи Харса, включает слепых и слабовидящих людей в число зрителей художественных выставок и позволяет обычным зрителям принять инвалидов по зрению, познакомиться с ними. Этот проект не дидактичен, он не показывает один путь принятия искусства, он расширяет и социальное познание – позволяет посмотреть на живопись глазами слепых. Здесь каждый может попробовать совершить путешествие в искусство с закрытыми глазами. Здесь нет нормы, зритель сам дозирует информацию, которую хочет получить от выставки.

– Я ослеп 45 лет назад, – пишет председатель кемеровской организации Всероссийского общества слепых Александр Галкин. – И с тех пор не был ни на одной художественной выставке. А эта теперь останется в памяти навсегда.

Отзыв написан в Кемерове, потому что за полтора года существования этого проекта на своей родине выставка «Чувство живописи» была только один раз – в самом начале. Потом уехала в другие города, до января будет в Архангельске и после него дальше продолжит свой путь по России.

– Этот комментарий к выставке тронул меня до самого сердца, – делится Наталья Харса. – Представьте человека, для которого многие годы искусство было недоступно ни в каком виде. Человек, который не ходит на выставки, который не общается с искусством, который не знает художников, и для него вдруг открывается возможность попасть в этот мир. По-моему, мощнее отзыва просто невозможно представить.

Новое взаимодействие с живописью 

Смысл дополненной реальности картины – не просто тактильно передать изображение, а в том, чтобы погрузить человека в выставку самыми разными путями, и прежде всего эмоционально: что изображено, как изображено, о чем говорит художник, дать возможность потрогать, понюхать. Здесь избегают запрета на главный принцип музеев – неприкосновенность. А музыка, звуки и стихи вызывают ассоциации и определенные настроения, для незрячего это очень важно. Посетить эту выставку незрячий может без сопровождения – стоит только объяснить ему на входе, куда двигаться. Картины подобраны не случайно: они не абстрактны и с понятным сюжетом.

Во время работы над проектом создатели поняли, что тактильная копия картины не должна быть слишком большой: большое контурное изображение незрячему сложно закрепить в сознании. Они расположены на столах, чтобы было удобно, на уровне рук, посмотреть их и младшему зрителю. Картины с простыми рамками, чтобы не отвлекать от основного впечатления и с четкими контурами. Тактильная копия не является детальным воспроизведением, и в тифлокомментарии говорится о тех деталях на картине, которых нет в копии.

Еще интересный момент – для тотально слепых с рождения людей невозможно объяснить, как выглядит перспектива на холсте, поэтому в центре изображения она не должна находиться. Около каждого стола лежит специальный рельефный коврик для незрячих. Помимо шрифта Брайля создателями использован объемный текст – молодые люди сейчас пользуются тифломаркерами, и не все знают специальный тактильный шрифт.

Одним из первых в России начал устанавливать тактильные столы Музей русского импрессионизма в Москве. Но в этом музее столы стоят не вместе, а в разных частях музея. Расположение вспомогателей для незрячих там фрагментарны – около картины может находиться, например, только флакончик с запахом. Стоит отметить, что в связи с эпидемиологической ситуацией все копии покрыты несколькими слоями краски и постоянно обрабатываются.

Верхняя тифлометка – со стихотворением и музыкальным фоном, которая настраивает на восприятие картины, вторая – тифлокомментарий для слабовидящих людей, которая описывает картину для них, это 75% информации от общего объема, которое получает незрячий. Только 25% – от макета. Третья тифлометка с искусствоведческим комментарием о картине. 

«Я поняла, что такое видеть»

Вместо красивой – миловидная, вместо полной – дородная, не злой, а насупившийся, не просто «поставил руки в боки», а «подбоченясь», вместо лососевого – розовый. Это некоторые особенности тифлокомментария.

Тифлокомментарий  – это лаконичное устное описание предмета, места, действия, пространства без специальной терминологии, которое понятно для незрячего человека. Тифлокомментировать можно все: фильмы, спектакли, картины, фотографии, цирковые шоу, концерты, спортивные мероприятия. Таиса Марченко, которая составляла тифлокомментарии к картинам выставки «Чувство живописи», сравнивает тифлокомментаторов с поэтами.

– Очень важно время, которое мне дается, это самый важный ресурс, – говорит Таиса, которая приехала в Архангельск из Самары и, что интересно, увидела картины вживую впервые. – Тифлокомментатор – это автор, и как у поэта, так и у тифлокомментатора может не быть вдохновения на свою работу. Его тексты также обладают авторским правом, они могут читаться другим человеком, но имя того, кто его составлял, всегда говорится, потому что я описала то, что именно я увидела, что мне показалось действительно важным. В нашей работе нужно время, чтобы полюбить тот материал, над которым мы работаем. Здесь невозможно работать без любви – это главное, на чем базируется дело тифлокомментатора. Его речь всегда должна быть наполнена красотой. Но любовь не должна превалировать, а только фонить – это не сухое изложение, а рассказ о том, что человек увидел, другому, который не может это сделать. Важно описывать цвета, потому что незрячие их чувствуют, как это происходит, для меня загадка.

Таиса отметила, что сейчас в сфере тифлокомментирования сильно продвигается волонтерское тифлокомментирование, из-за которого поступает много некачественного материала. И к сожалению, профессионалы теряются среди волонтерских добродетелей. Волонтеры не отвечают за свою работу и ее последствия, а незрячим их работа не помогает, а, наоборот, дезориентирует.

– Начиная работу в тифлокомментировании, вы должны ответить для себя на один вопрос — вы делаете это для себя и, делая что-то доброе, вы таким способом самоутверждаетесь или вы действительно хотите помочь незрячим и слабовидящим людям. Я каждый раз напоминаю себе, что я делаю это не в угоду своему тщеславию и гордыне, а на благо других людей. Даже если услышал один человек – значит работа проведена не зря, сказала Таиса.

Опыт Архангельска

«Прикоснись, чтобы увидеть» – под таким названием стартовал проект библиотеки для слепых, который помог людям с проблемами зрения открыть дорогу в мир искусства. Первая экскурсия в его рамках прошла в ноябре 2016-го в Архангельском театре драмы им. М. В. Ломоносова, на ней экскурсанты ознакомились с историей театра, экспонатами выставки, костюмами, которые можно было потрогать и примерить, побывали в гримерке. Первооткрывателем-экскурсоводом стал тогда артист театра Константин Феофилов.

– После этой экскурсии мы поняли, что нам надо развиваться в этом направлении, – говорит главный библиотекарь Архангельской областной специальной библиотеки для слепых Елена Ботева. – Мы поняли, что нам нужно дать нашим сотрудникам дополнительное обучение. В марте 2017 года мы провели круглый стол на тему формирования восприятия окружающей среды у незрячих и слабовидящих людей на примере посещения учреждений культуры. Мы обсудили вопросы восприятия окружающей среды незрячими, их сопровождение, технические средства для подготовки рельефных изображений и вопросы посещения музеев и других учреждений культуры.

В июне 2017-го читатели библиотеки отправились в музей «Малые Корелы». Там прошли адаптированные этнографические занятия «Своя избушка – свой простор» и «Храмовая архитектура». В августе читатели посетили в Северном морском музее выставку «Территория смелых». В октябре была экскурсия в Поморскую филармонию, для нее был изготовлен макет Кирхи и органа. В декабре читатели отправились на экскурсию в Старинный особняк на набережной.

В 2018 году читатели были на экскурсии «Игрушки моего детства» в усадебном доме Е. К. Плотниковой. В этом же году они были в Музее изобразительных искусств, где познакомились с постоянной экспозицией музея. И как показала практика, читатели библиотеки для слепых с большим удовольствием посещают музеи. Везде для них был теплый прием. На каждой выставке можно было увидеть экспонаты так, как могут они – потрогать. Также в Архангельске есть свой тифлокомментатор, и подопечные библиотеки могут посещать спектакли.

Старинный особняк на набережной

– Тогда, в феврале 2018 года, мы начинали работать почти вслепую, – говорит методист 1-й категории по научно-просветительской деятельности «Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Ирина Олонкина. – Ничего не зная об особенностях необычных посетителей, не владея специальными методиками, но, движимые желанием помогать, радовать, учиться, начали сотрудничать. Наша трудность состояла в том, что наш старинный особняк – классический музей, в котором ничего нельзя трогать, который совсем не адаптирован под посетителей с инвалидностью. Еще тогда мы ничего не знали про параметры нашего особняка, а это очень важно для таких посетителей. Наш научно-вспомогательный фонд и хранители активно и серьезно включились в процесс и предоставили нам огромное количество предметов, которые можно было потрогать.

Ирина Вячеславовна показала фото с экскурсий. У всех счастливые лица. И что удивляет – такие особенные посетители очень любят фотографироваться. Для того чтобы посмотреть на мраморных амуров, посетители трогают камни, чтобы посмотреть на картины – трогают подобные, что на картинах, рамы, чтобы понять облик героинь картин – примеряют шляпы, меха и украшения. К выставке осветительных приборов электрик музея принес разные плафоны, лампочки, выключатели, а свечи и подсвечники были предоставлены из коллекции музея.

Всего Особнячок провел 14 экскурсий по 7 выставкам. Показы в таком формате всегда рассчитаны на очень маленькое количество людей. К каждой экскурсии – обязательно творческая мастерская, занятия и обсуждение. Но есть и возможность познакомиться незрячим самостоятельно  – Особнячок подготовил описания выставок на языке Брайля.

Этика в общении с незрячими в музее

Когда вы говорите с незрячим, обращайтесь к нему, а не к сопровождающему. Когда вас знакомят, пожмите ему руку. Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, и спросите, что и как делать. С ними не надо нянчиться – к взрослому человеку нужно обращаться как к обычному взрослому человеку. Многие из них не любят слово «инвалид», но не боятся слова «слепой», вы можете спросить его про степень слепоты, чтобы вам было легче рассказывать о том, куда идти и что делать. Незрячего человека нужно предупреждать обо всех ямах и препятствиях. Не надо говорить о количестве ступенек, лучше сказать, что впереди его ждет лестница. Когда вы предлагаете незрячему сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или на сиденье. Если вы общаетесь с группой незрячих, обращайтесь к конкретному человеку. Употребляйте слово «смотреть», а не «трогать». «Смотреть» для незрячего – видеть руками. Идти нужно немного впереди незрячего, его не нужно толкать куда-то. Нужно называть цвета, даже если человек незрячий с младенчества. Незрячему может что-то не понравиться, и это нормально.

– Эта выставка про любовь к человеку, – говорит одна из посетительниц выставки Алиса Гладырина. – В этой любви все – забота, красота и разнообразие нашей жизни, проникновенность, искренность, видимость и души людей, которые чем-то ограничены. Часто ли мы думаем о том, что видеть – это чудо и не всем оно дано? Часто ли мы думаем о тех, кто не может куда-то прийти, что-то увидеть, почувствовать? Еще я задумалась, что это… видеть. Слушая тифлокомментарии, я обратила внимание, что я очень многих деталей не заметила, – все как в жизни.

Анастасия Бондина

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 16 ноября 2021 г.