19 февраля 2020

Призер конкурса «Учитель года» из Новодвинска рассказала о своих жизненных уроках

За звание лучшего в профессии в этом году боролись 40 педагогов из 16 муниципальных образований Архангельской области.

Призер конкурса «Учитель года» из Новодвинска рассказала о своих жизненных уроках

В очном, самом волнительном и ответственном этапе учитель начальных классов школы № 3 Новодвинска Анна Пескова заняла третье место. Педагог поделилась впечатлениями о конкурсе, в котором участвовала уже не первый раз.

– Анна Владимировна, вы в профессии сравнительно недавно, всего полтора года, а уже такие отличные результаты в конкурсах педагогического мастерства. В 2018 году – второе место в городском и областном конкурсах «Педагогический дебют», а теперь снова призовое место в региональном этапе конкурса «Учитель года – 2020» в этой же номинации. Скажите, вы по жизни победитель? Ожидали такого результата?

– Мне кажется, что любой человек рассчитывает на победу, иначе весь смысл конкурса теряется. Я была уверена в себе, но не самоуверенна. Всего было заявлено 143 участника. Из них в номинации «Педагогический дебют» – 30 человек, из которых отобрали десять.

Все оказались очень сильными, поэтому нельзя было угадать, что будет в итоге. Кстати говоря, разрыв в баллах между призовыми местами был очень маленький, у кого-то даже в сотых долях балла.

– Вы ощущали поддержку своих коллег?

– Мне очень повезло в том, что поддержка была колоссальная! Самые большие слова благодарности – директору нашей школы Наталье Юрьевне Курбановой, заместителю директора Наталье Григорьевне Смоленской, учителям начальных классов Елене Ананьевне Матюхе и Юлии Валерьевне Гончаровой. Именно они помогали готовиться к конкурсным испытаниям и морально поддерживали на протяжении всего конкурса.

Не обошел конкурс стороной и мою семью. Жених и мама готовы были в любое время дня и ночи помогать – вырезать, клеить, лишь бы все было готово к конкурсу. На мне лежала большая ответственность, ведь из учителей со всего Новодвинска прошла только я, а значит, должна была представить не только себя, но и весь город.

Что оказалось самым интересным и запоминающимся?

– Весь конкурс делится на два этапа: заочный – эссе и разработка урока – и очный – урок, презентация из опыта работы, публичное выступление. Самым сложным для меня всегда казался открытый урок, так как ты готовишь его, не зная класса и уровня знаний детей, а еще и ограничение по времени в 30 минут, когда иногда и обычных 45 мало. Но от данного конкурсного мероприятия я получила больше всего удовольствия, и, на мой взгляд, оно должно быть самым показательным, так как это то, что учителя делают каждый день и что показывает все их способности.

Мой открытый урок проходил в 14-й школе Архангельска. В нашей номинации нам разрешили выбрать класс и тему самостоятельно. Я выбрала третий класс, тема в рамках их программы была посвящена истории: «Профессии прошлого».

На этом уроке я знакомила детей со старинными русскими профессиями: цирюльник, рыбарь, счетовод, пряха, бондарь. Все это они узнавали через старинные предметы, которые мне любезно одолжили в Доме детского творчества. У детей всегда вызывают неподдельный восторг настоящие предметы. Они держали в руках прялку, веретено, рыбацкую сеть, ловушку-морду, помазок, старинные ножницы, счеты, весы-безмены и т. д.

Я бы и сама с удовольствием поучаствовала как ученик в таком уроке.

– А ваше публичное выступление о чем было?

– Нужно было осветить масштабную проблему. Я выбрала тему «Плюсы и минусы молодого педагога», так как любой начинающий учитель иногда сталкивается с негативом со стороны родителей, детей и школы. Пришли к выводу, что все учителя с чего-то начинают и что молодые педагоги не хуже опытных.

– Знаю, что в заочном этапе нужно было представить эссе на тему «Урок, который мне запомнился». О каком уроке вы рассказали?

– О самом неудачном. Это был урок во время практики, на котором присутствовала директор школы, чтобы решить, оставлять ли меня работать. Я очень волновалась тогда, заучивала текст, меняла задумку урока несколько раз. Пыталась показать все, на что способна, но не показала, как мне кажется, даже и половины.

Некоторые этапы урока оказались скомканными, важные фразы не были сказаны, и в какой-то момент мне показалось, что потерялась вся суть урока. Но не бывает худа без добра: дети радовали своей работоспособностью, поддерживали своим боевым настроем, и в итоге мы вошли в нужное русло. Может быть, я слишком требовательна к себе, потому что директор школы высказалась тогда положительно, после чего сообщила, что ждет меня в сентябре на работу.

– Этот урок вас чему-то научил?

– Да, конечно! Этот момент научил меня относиться ко всему легче, не сомневаться в себе и своих идеях. И после того занятия я перепроверяю соблюдение этапов урока по ФГОС каждый раз, и очень приятно, когда урок логичен. Именно этот урок, урок ошибок, помог мне разобраться в себе, дал толчок для будущего развития, помог понять, что я действительно хочу быть в этой профессии, учиться и учить.

– А участие в конкурсах педагогического мастерства для вас что означает? Насколько они полезны для педагогов, особенно начинающих?

– Во-первых, это способ заявить о себе, во-вторых – хорошая возможность для саморазвития, обучения новому, в-третьих – место для новых знакомств. Конкурс раскрывает способности человека, заставляет найти сто новых способов решения различных ситуаций. Всем будущим участникам таких конкурсов советую помнить, что победа или проигрыш в нем не делают вас идеальным или плохим учителем, так как вы можете быть прекрасным педагогом, но не уметь выступать на широкую аудиторию или же наоборот. Все относительно.

– Почему вы выбрали профессию педагога начальных классов?

– Когда я оканчивала шестую школу Новодвинска, перед выпускным классом задумалась, кем хочу работать в будущем, и решила попробовать себя в преподавании. Поступила в Архангельское педагогическое училище. А на четвертом курсе пришла в третью школу на преддипломную практику. Моим наставником стала Ирина Белозерова. Я целый месяц вела уроки у ее четвертого класса.

Ирина Евгеньевна – мой кумир, очень бы хотела быть похожей на нее в профессиональном плане. И ее дети (сейчас уже пятиклассники) такие же замечательные, как и она. Было одно удовольствие работать в этом коллективе! Другого пути, как остаться здесь, у меня не было.

Набрала свой первый класс, сейчас они у меня уже второклашки.

– Что главное, по вашему мнению, в профессии педагога?

– Все просто. Нужно любить то, что делаешь. Только любовь к делу и детям поможет преодолеть все трудности.

– Знаю, что вы принимаете активное участие в работе школьного методического объединения учителей начальных классов. Есть ли какие-то свои наработки, идеи?

– Идей очень много, постепенно начинаю их реализовывать, делиться с коллегами. Но для молодого педагога это тяжело, потому что любая новая идея сопровождается мыслью: а что, если это уже было? Сейчас я делаю упор на тему профориентации учеников младших классов, думаю, через какое-то время мы представим свои результаты.

А еще мне очень захотелось вступить в клуб «Учитель года», думаю, что там смогу почерпнуть для себя что-то новое.

– Что является для вас наивысшей оценкой вашего труда? Помимо, конечно, призовых мест в педагогических конкурсах.

– Призовые места – это совсем не оценка труда. Это не показатель всего твоего мастерства: его могут показать только дети, которых мы учим. Их любовь к учебе, к самому учителю, их достижения – вот это самое главное, а победы в конкурсах – это просто приятное дополнение.

Когда я чувствую, что ученики меня любят, хочется двигаться дальше. Они каждую переменку бегут ко мне обниматься, говорят, что не хотят идти в пятый класс, потому что там не будет меня. Это приятно! Значит, ты делаешь все правильно. Однажды их спросили: «Каким должен быть учитель?» Они ответили: «Таким, как Анна Владимировна». Вот она – главная оценка.

Ирина Диченкова

Поделиться
55574