8 декабря 2014

Потрогать руками

Возможность еще раз почувствовать свою принадлежность к Арктике получили архангелогородцы. А то ведь говорим, говорим, а что там и как, многие и не знают. Зайдите в главный зал Архангельского музея изобразительных искусств. До 20 января. Если уж холодом на вас не пахнет, то увидеть краски северных островов и морей сможете.

Полярное многоцветье

Выставка «Архипелаг» посвящена природе и истории освоения Земли Франца-Иосифа. Уже на входе натыкаешься на извечного властелина полярных льдов. Белый медведь сделан из гипса в натуральную величину и сразу дает понять, кто тут хозяин.

Экспозиция получилась светлая. И далеко не белая, как представляют себе Арктику люди, там не бывавшие. Образ белого безмолвия, гуляющий в наших мозгах с легкого пера Джека Лондона, сотрудники национального парка «Русская Арктика» и заслуженный художник России Алексей Григорьев развенчивают полностью. Устроители и дизайнеры выбрали для нее жанр синтетический. Тут и экспонаты, и картины, и рисунки, и фотографии, и даже видеофильм, при монтаже которого использованы съемки заместителя директора парка «Русская Арктика» Ирины Скалиной. «Господи, как вспомню, как я к этим зверюгам подползала с камерой, – смеется Ирина, глядя на сменяю-
щиеся кадры моржового лежбища. – Вы представьте, Земля Франца-Иосифа – это 192 острова. Хотели показать все, но выбрали самые характерные вещи и, наоборот, какие-то уникальные особенности для того, чтобы представить многообразие полярных островов. И напомнить еще раз, что ЗФИ – территория Архангельской области».

Позвонок кита с острова Белл возрастом от 3 до 10 тысяч лет

Метеозонд как арт-объект

Как считает куратор выставки со стороны музея Зоя Кулешова, для музея это несколько нетипичная экспозиция. Здесь представлены не только работы более десятка фотографов и живопись Алексея Григорьева, но и артефакты с территории архипелага. С картинами и фотографиями соседствуют черепа моржей и медведя, позвонки китов, таинственные круглые камни с острова Чампа, ракета для высотного зондирования атмосферы и метеооборудование с острова Хейса… И все это можно уже воспринимать как арт-объекты. Над подиумами с экспонатами, к примеру, парит надутый гелием метеозонд. Он пролежал на заброшенной станции более 10 лет. И надулся. Ни одной дырочки или трещинки. Целую историю сочинить можно.

Рисунок путешественника во времени

Художник Алексей Григорьев собрал три экспозиционные группы: природа, исторические открытия и советский период освоения Земли Франца-Иосифа. Коробочка из-под чая 30-х годов соседствует с пультом для запуска метеоракеты М-100…

А еще внимание привлекают мастерские работы художника, посвященные Георгию Седову. В Морском институте им. Воронина нашел старые фотографии той поры. Отсканировал.

И потом через кальку карандашом прорисовывал картинки и лица из прошлого. Слой за слоем. Поднимал своих героев из глубины времени к зрителю, а сам погружался в эпоху начала прошлого века. Елена Шатковская, директор Кенозерского национального парка, работу мастера оценила и пригласила Григорьева поработать и на богатой фактуре Кенозерья.

На открытии выставки национальный парк «Русская Арктика» представил и свой первый фотоальбом, «Архипелаг», о самом северном участке суши Евразии. Ну и Архангельской области, само собой.

И еще. Все экспонаты выставки можно трогать руками.

В тему

Фотоальбом «Архипелаг» напечатан в Северодвинской типографии тиражом 500 экземпляров. Планируется повторный тираж и выпуск альбома на английском языке.

Потрогать руками

Полярное многоцветье

Выставка «Архипелаг» посвящена природе и истории освоения Земли Франца-Иосифа. Уже на входе натыкаешься на извечного властелина полярных льдов. Белый медведь сделан из гипса в натуральную величину и сразу дает понять, кто тут хозяин.

Экспозиция получилась светлая. И далеко не белая, как представляют себе Арктику люди, там не бывавшие. Образ белого безмолвия, гуляющий в наших мозгах с легкого пера Джека Лондона, сотрудники национального парка «Русская Арктика» и заслуженный художник России Алексей Григорьев развенчивают полностью. Устроители и дизайнеры выбрали для нее жанр синтетический. Тут и экспонаты, и картины, и рисунки, и фотографии, и даже видеофильм, при монтаже которого использованы съемки заместителя директора парка «Русская Арктика» Ирины Скалиной. «Господи, как вспомню, как я к этим зверюгам подползала с камерой, – смеется Ирина, глядя на сменяю-
щиеся кадры моржового лежбища. – Вы представьте, Земля Франца-Иосифа – это 192 острова. Хотели показать все, но выбрали самые характерные вещи и, наоборот, какие-то уникальные особенности для того, чтобы представить многообразие полярных островов. И напомнить еще раз, что ЗФИ – территория Архангельской области».

Позвонок кита с острова Белл возрастом от 3 до 10 тысяч лет

Метеозонд как арт-объект

Как считает куратор выставки со стороны музея Зоя Кулешова, для музея это несколько нетипичная экспозиция. Здесь представлены не только работы более десятка фотографов и живопись Алексея Григорьева, но и артефакты с территории архипелага. С картинами и фотографиями соседствуют черепа моржей и медведя, позвонки китов, таинственные круглые камни с острова Чампа, ракета для высотного зондирования атмосферы и метеооборудование с острова Хейса… И все это можно уже воспринимать как арт-объекты. Над подиумами с экспонатами, к примеру, парит надутый гелием метеозонд. Он пролежал на заброшенной станции более 10 лет. И надулся. Ни одной дырочки или трещинки. Целую историю сочинить можно.

Рисунок путешественника во времени

Художник Алексей Григорьев собрал три экспозиционные группы: природа, исторические открытия и советский период освоения Земли Франца-Иосифа. Коробочка из-под чая 30-х годов соседствует с пультом для запуска метеоракеты М-100…

А еще внимание привлекают мастерские работы художника, посвященные Георгию Седову. В Морском институте им. Воронина нашел старые фотографии той поры. Отсканировал.

И потом через кальку карандашом прорисовывал картинки и лица из прошлого. Слой за слоем. Поднимал своих героев из глубины времени к зрителю, а сам погружался в эпоху начала прошлого века. Елена Шатковская, директор Кенозерского национального парка, работу мастера оценила и пригласила Григорьева поработать и на богатой фактуре Кенозерья.

На открытии выставки национальный парк «Русская Арктика» представил и свой первый фотоальбом, «Архипелаг», о самом северном участке суши Евразии. Ну и Архангельской области, само собой.

И еще. Все экспонаты выставки можно трогать руками.

В тему

Фотоальбом «Архипелаг» напечатан в Северодвинской типографии тиражом 500 экземпляров. Планируется повторный тираж и выпуск альбома на английском языке.

Поделиться
6357