19 декабря 2014

Последнее путешествие в Средиземье

Пару раз в год я выделяю себе время на то, чтобы пересмотреть все три части «Властелина колец». В режиссерских версиях, которые длиннее обычных минимум на полчаса. Потому что считаю этот цикл лучшим в жанре фэнтези и даже лучшей экранизацией литературного произведения. По инерции смотрела и трилогию «Хоббит», также разбитую на три части, последняя из которых недавно стартовала в российском прокате.

На первых двух фильмах одолевала зевота. Если кратко, то сначала два с половиной часа Бильбо знакомился с гномами, Гэндальфом, шел с ними куда-то, а потом умыкнул «прелесть» у Голлума. Остроты и опасностей было не так много. «Пустошь Смауга» получилась еще более скучной. Дракон плевался огнем на всех подряд и шипел гадости – только это и запомнилось. Фильм оборвался на самом интересном.

Сожжет ли огнедышащий Озерный город и что станет с сокровищами Эребора? Видимо, разорванная на две половины интрига сделана для того, чтобы зрители точно пришли.

А еще для того, чтобы не скупиться на хронометраж и зрелищно снять баталию, в которой опять участвуют едва ли не все обитатели Средиземья. Чтобы история завершилась тем, что Питер Джексон умеет делать лучше всего. Со времен битвы при Хельмовой Пади, а  также финального сражения за королевство Гондор прошло уже более десятка лет. Зрители соскучились по масштабным сценам со множеством параллельно развивающихся линий, где есть место для подвига каждого полюбившегося персонажа.

Однако среди военного великолепия теряется пусть минимальный, но все же психологизм, а также появляются сюжетные «ляпы». Это можно объяснить не только невнимательностью режиссера. Основой для трилогии послужила небольшая повесть Толкиена. Она родилась из сказок, которые писатель рассказывал внукам. И послужила черновиком, площадкой для разгона фантазии и пера, обретя продолжение в виде продуманной до мельчайших деталей истории Фродо Бэггинса. Поэтому происходящее на экране нам постоянно напоминает что-то до боли знакомое. Так, например, жители Озерного города иду за спасением к горе, как когда-то шли роханцы. Нездоровая страсть Фродо к кольцу, похожая на одержимость, отражается в безумии короля гномов. Снова в решающий момент появятся орлы.

Пунктиром обозначенные отношения между Леголасом и Трандуилом, Леголасом и Тауриэль, как и невнятная мотивировка поведения Торина раздражают. Вопрос о том, почему Дубощит из злодея трансформируется в добряка в определяющий судьбу момент, остается открытым. Глупо получилось с камнем, венцом желаний гнома. Удерживая на себе внимание половину фильма, Аркенстон пропадает из виду в конце. Кому он достался? Барту Лучнику? И как поделили золото Эребора, из-за которого, собственно, все и случилось?

хоббит 7acce

Гигантские земляные черви, стремительно появившись в сюжете, также стремительно исчезли, и их роль в битве осталась непонятной. Возможно, те, кто читал повесть, знают об этом больше.

Неравная любовь Тауриэль и Кили, которая перекликается с отношениями Арвен и Арагорна,  — любопытное режиссерское нововведение в толкиеновский сюжет. И оно могло бы стать его украшением, если бы пафосность реплик не убила драматизм на корню.

— Если это любовь, то я не хочу любить, — говорит с надрывом эльфийка холодному Трандуилу, ведь он один может ее понять.

Но, несмотря на эти недостатки, последняя часть приключений Бильбо Бэггинса – мощное завершение в целом нудной истории. «Ледовое побоище» Торина и Азога, в котором решится судьба обоих персонажей, тому подтверждение.

Бильбо вернется в Шир, где на старости лет закончит писать мемуары. А дальше… Дальше всё, увы, снято. Кинопутешествия в Средиземье закончены. На этом месте, конечно, хочется зарыдать. Ну или в пятидесятый раз пересмотреть «Властелина Колец» — проникновенный фэнтези-шедевр Джексона, лучше которого он уже никогда не снимет. 

Кстати

Фильм в прокате до 14 января

Последнее путешествие в Средиземье

На первых двух фильмах одолевала зевота. Если кратко, то сначала два с половиной часа Бильбо знакомился с гномами, Гэндальфом, шел с ними куда-то, а потом умыкнул «прелесть» у Голлума. Остроты и опасностей было не так много. «Пустошь Смауга» получилась еще более скучной. Дракон плевался огнем на всех подряд и шипел гадости – только это и запомнилось. Фильм оборвался на самом интересном.

Сожжет ли огнедышащий Озерный город и что станет с сокровищами Эребора? Видимо, разорванная на две половины интрига сделана для того, чтобы зрители точно пришли.

А еще для того, чтобы не скупиться на хронометраж и зрелищно снять баталию, в которой опять участвуют едва ли не все обитатели Средиземья. Чтобы история завершилась тем, что Питер Джексон умеет делать лучше всего. Со времен битвы при Хельмовой Пади, а  также финального сражения за королевство Гондор прошло уже более десятка лет. Зрители соскучились по масштабным сценам со множеством параллельно развивающихся линий, где есть место для подвига каждого полюбившегося персонажа.

Однако среди военного великолепия теряется пусть минимальный, но все же психологизм, а также появляются сюжетные «ляпы». Это можно объяснить не только невнимательностью режиссера. Основой для трилогии послужила небольшая повесть Толкиена. Она родилась из сказок, которые писатель рассказывал внукам. И послужила черновиком, площадкой для разгона фантазии и пера, обретя продолжение в виде продуманной до мельчайших деталей истории Фродо Бэггинса. Поэтому происходящее на экране нам постоянно напоминает что-то до боли знакомое. Так, например, жители Озерного города иду за спасением к горе, как когда-то шли роханцы. Нездоровая страсть Фродо к кольцу, похожая на одержимость, отражается в безумии короля гномов. Снова в решающий момент появятся орлы.

Пунктиром обозначенные отношения между Леголасом и Трандуилом, Леголасом и Тауриэль, как и невнятная мотивировка поведения Торина раздражают. Вопрос о том, почему Дубощит из злодея трансформируется в добряка в определяющий судьбу момент, остается открытым. Глупо получилось с камнем, венцом желаний гнома. Удерживая на себе внимание половину фильма, Аркенстон пропадает из виду в конце. Кому он достался? Барту Лучнику? И как поделили золото Эребора, из-за которого, собственно, все и случилось?

хоббит 7acce

Гигантские земляные черви, стремительно появившись в сюжете, также стремительно исчезли, и их роль в битве осталась непонятной. Возможно, те, кто читал повесть, знают об этом больше.

Неравная любовь Тауриэль и Кили, которая перекликается с отношениями Арвен и Арагорна,  — любопытное режиссерское нововведение в толкиеновский сюжет. И оно могло бы стать его украшением, если бы пафосность реплик не убила драматизм на корню.

— Если это любовь, то я не хочу любить, — говорит с надрывом эльфийка холодному Трандуилу, ведь он один может ее понять.

Но, несмотря на эти недостатки, последняя часть приключений Бильбо Бэггинса – мощное завершение в целом нудной истории. «Ледовое побоище» Торина и Азога, в котором решится судьба обоих персонажей, тому подтверждение.

Бильбо вернется в Шир, где на старости лет закончит писать мемуары. А дальше… Дальше всё, увы, снято. Кинопутешествия в Средиземье закончены. На этом месте, конечно, хочется зарыдать. Ну или в пятидесятый раз пересмотреть «Властелина Колец» — проникновенный фэнтези-шедевр Джексона, лучше которого он уже никогда не снимет. 

Кстати

Фильм в прокате до 14 января

Поделиться
6617