25 января 2018

Попал в реестр – попрощался с подрядом

В региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Архангельской области, которая реализуется с 2014 года, включено более четырнадцати тысяч объектов. Они должны быть отремонтированы до 2043-го. В фонде капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области подвели итоги 2017 года: работа идет, проблемы есть, а недобросовестных подрядчиков, увы, по-прежнему много. О том, какие проблемы возникают в процессе реализации программы капремонта, в интервью с заместителем генерального директора фонда Михаилом Хабаровым.

– Михаил Викторович, в самом начале реализации программы капитального ремонта было достаточно много негатива и недопонимания. Жильцы отказывались платить взносы. А как ситуация обстоит сегодня?

– В настоящее время общая собираемость взносов на капремонт в Архангельской области составляет 78,7 процента накопительным итогом с 2014 года, при этом если рассматривать отдельно 2017-й, то оплата взносов составила 90,6 процента.

– А каковы итоги прошлого года? Сколько домов отремонтировано?

– Планировалось отремонтировать порядка 500 домов. Сейчас этот перечень корректируется, потому что в отношении части домов было организовано обследование для выявления их аварийного состояния и последующего исключения из программы, часть – отказалась от ремонта вообще, а некоторые собственники планируют изменить виды работ. Я думаю, что останется в общей сложности около 460 домов.

Что касается финансирования, то на 2017 год было запланировано 1,7 миллиарда рублей. По факту заключено контрактов на сумму 1,1 миллиарда, часть их перейдет на 2018-й.

– В чем причина изменений?

– Часть домов вышла из программы по разным причинам – либо признаны аварийными, либо собственники отказались от проведения капремонта. Кроме того, планирование затрат осуществляется исходя из размеров предельных стоимостей, утвержденных постановлением правительства Архангельской области. При реализации краткосрочного плана в процессе подготовки дефектных ведомостей и сметной документации уточняется стоимость работ, а в дальнейшем при проведении аукционных процедур она снижается. Кроме того, фактический объем работ оказывается меньше, чем тот, который был установлен при предварительном обследовании объекта. Нередко на объемах выполнения работ сказываются отказы собственников от замены проходящих через квартиры стояков инженерных систем.

– Самая главная проблема – это все-таки качество капитального ремонта. Могу с ходу назвать несколько случаев только в Архангельске, когда подрядчик выполнил работы некачественно, в результате чего пострадало имущество жильцов. Причем в большинстве случаев речь идет о ремонтах кровли. Как все же много брака?

– Если рассматривать случаи, когда в результате действий подрядчика был причинен ущерб имуществу жильцов, то это около пятидесяти домов. Правда, нужно признать, что есть случаи, когда претензии выставлены из-за желтого пятна на потолке, которое появилось там задолго до начала капремонта. Но есть и колоссальные провалы. Таких по Архангельску в 2017 году всего два – в доме № 19 на улице Володарского и доме № 200 на проспекте Ломоносова. Там в результате выполнения ремонта кровли жилью был нанесен значительный урон.

В обоих случаях подрядчик добровольно устраняет свои огрехи. Естественно, фонд ведет с недобросовестными подрядчиками, нарушившими условия договора, претензионную работу. Всего в претензионной работе находятся 216 договоров на сумму около 200 миллионов рублей. Принято судебных решений в пользу фонда и решений подрядчиков о досудебном возмещении претензий на 30,9 миллиона рублей, из них взыскано или оплачено подрядчиками 18 миллионов.

В 2015 году фондом было подано почти 600 исковых заявлений в суд на неплательщиков взносов на капитальный ремонт, в 2016-м– 5700, в 2017-м – более 12 тысяч. По итогам прошлого года работа по взысканию взносов позволила привлечь в фонд 162 миллиона рублей.

– Судебное разбирательство – это единственный действенный метод влияния на подрядчика?

– Нет конечно. В первую очередь, когда возникает конфликтная ситуация, мы организовываем встречу подрядчика и жильцов, предоставляем им возможность договориться. Подрядчик может устранить недочеты, возместить ущерб и прочее.

Помимо взыскания неустоек и штрафов фонд проводит работу по включению организаций, допустивших существенные нарушения, в реестр недобросовестных подрядчиков.

– Что это дает?

– Занесение в реестр на три года лишает подрядчика права выполнять работы по государственным, муниципальным заказам и заказам фонда. Он, конечно, может создать новую фирму, но по нашим работам мы предъявляем требования к опыту, который можно подтвердить только исполненными договорами. За время реализации программы по инициативе фонда в реестр недобросовестных подрядчиков уже внесены ООО «СпецСтройАльянс», ООО «РусьЛифт», ООО «ПоморРесурс», ООО «Ремонтно-строительная компания». Их могло быть больше, но по решению Архангельского УФАС в реестр недобросовестных поставщиков не включены: ООО «РегионПроектГрупп», ООО «С-ПбБЭР», ООО «РегионЭкоСтрой», ООО «АрхСтройЗаказ». Всего в ФАС было подано обращений по 33 договорам.

Кстати, в этом году с внесением изменений в Градостроительный кодекс добавился еще один механизм влияния на подрядчиков – через саморегулируемую организацию (СРО). Если допущено нарушение технологии, качества, сроков договора, то мы вправе обратиться в СРО с просьбой о принятии мер дисциплинарного воздействия вплоть до прекращения членства подрядчика в СРО. А если организация такое решение примет, то наш договор с подрядчиком расторгается автоматически.

С этого года подрядчик, зарегистрированный в нашем регионе, должен быть членом СРО именно Архангельской области, а, предположим, не Москвы, Подмосковья или Санкт-Петербурга. Это ускорит процесс взаимодействия, так как раньше ответы на обращения в СРО были просто формальностью. Мы уже подали заявления относительно работы трех подрядных организаций.

Кроме того, в целях усиления надзора за ходом работ с этого года фондом дополнительно организовано ведение строительного контроля. Это организация, определяемая в процессе проведения аукциона, инженеры которой выезжают на объекты и проверяют качество, технологию и сроки, участвуют в подписании актов скрытых работ.

Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в Архангельской области на 2017–2019 годы включает 928 многоквартирных домов, из них в 2017 году планировалось отремонтировать 480, в 2018-м планируется 216, в 2019-м – 232.

 

Попал в реестр – попрощался с подрядом

– Михаил Викторович, в самом начале реализации программы капитального ремонта было достаточно много негатива и недопонимания. Жильцы отказывались платить взносы. А как ситуация обстоит сегодня?

– В настоящее время общая собираемость взносов на капремонт в Архангельской области составляет 78,7 процента накопительным итогом с 2014 года, при этом если рассматривать отдельно 2017-й, то оплата взносов составила 90,6 процента.

– А каковы итоги прошлого года? Сколько домов отремонтировано?

– Планировалось отремонтировать порядка 500 домов. Сейчас этот перечень корректируется, потому что в отношении части домов было организовано обследование для выявления их аварийного состояния и последующего исключения из программы, часть – отказалась от ремонта вообще, а некоторые собственники планируют изменить виды работ. Я думаю, что останется в общей сложности около 460 домов.

Что касается финансирования, то на 2017 год было запланировано 1,7 миллиарда рублей. По факту заключено контрактов на сумму 1,1 миллиарда, часть их перейдет на 2018-й.

– В чем причина изменений?

– Часть домов вышла из программы по разным причинам – либо признаны аварийными, либо собственники отказались от проведения капремонта. Кроме того, планирование затрат осуществляется исходя из размеров предельных стоимостей, утвержденных постановлением правительства Архангельской области. При реализации краткосрочного плана в процессе подготовки дефектных ведомостей и сметной документации уточняется стоимость работ, а в дальнейшем при проведении аукционных процедур она снижается. Кроме того, фактический объем работ оказывается меньше, чем тот, который был установлен при предварительном обследовании объекта. Нередко на объемах выполнения работ сказываются отказы собственников от замены проходящих через квартиры стояков инженерных систем.

– Самая главная проблема – это все-таки качество капитального ремонта. Могу с ходу назвать несколько случаев только в Архангельске, когда подрядчик выполнил работы некачественно, в результате чего пострадало имущество жильцов. Причем в большинстве случаев речь идет о ремонтах кровли. Как все же много брака?

– Если рассматривать случаи, когда в результате действий подрядчика был причинен ущерб имуществу жильцов, то это около пятидесяти домов. Правда, нужно признать, что есть случаи, когда претензии выставлены из-за желтого пятна на потолке, которое появилось там задолго до начала капремонта. Но есть и колоссальные провалы. Таких по Архангельску в 2017 году всего два – в доме № 19 на улице Володарского и доме № 200 на проспекте Ломоносова. Там в результате выполнения ремонта кровли жилью был нанесен значительный урон.

В обоих случаях подрядчик добровольно устраняет свои огрехи. Естественно, фонд ведет с недобросовестными подрядчиками, нарушившими условия договора, претензионную работу. Всего в претензионной работе находятся 216 договоров на сумму около 200 миллионов рублей. Принято судебных решений в пользу фонда и решений подрядчиков о досудебном возмещении претензий на 30,9 миллиона рублей, из них взыскано или оплачено подрядчиками 18 миллионов.

В 2015 году фондом было подано почти 600 исковых заявлений в суд на неплательщиков взносов на капитальный ремонт, в 2016-м– 5700, в 2017-м – более 12 тысяч. По итогам прошлого года работа по взысканию взносов позволила привлечь в фонд 162 миллиона рублей.

– Судебное разбирательство – это единственный действенный метод влияния на подрядчика?

– Нет конечно. В первую очередь, когда возникает конфликтная ситуация, мы организовываем встречу подрядчика и жильцов, предоставляем им возможность договориться. Подрядчик может устранить недочеты, возместить ущерб и прочее.

Помимо взыскания неустоек и штрафов фонд проводит работу по включению организаций, допустивших существенные нарушения, в реестр недобросовестных подрядчиков.

– Что это дает?

– Занесение в реестр на три года лишает подрядчика права выполнять работы по государственным, муниципальным заказам и заказам фонда. Он, конечно, может создать новую фирму, но по нашим работам мы предъявляем требования к опыту, который можно подтвердить только исполненными договорами. За время реализации программы по инициативе фонда в реестр недобросовестных подрядчиков уже внесены ООО «СпецСтройАльянс», ООО «РусьЛифт», ООО «ПоморРесурс», ООО «Ремонтно-строительная компания». Их могло быть больше, но по решению Архангельского УФАС в реестр недобросовестных поставщиков не включены: ООО «РегионПроектГрупп», ООО «С-ПбБЭР», ООО «РегионЭкоСтрой», ООО «АрхСтройЗаказ». Всего в ФАС было подано обращений по 33 договорам.

Кстати, в этом году с внесением изменений в Градостроительный кодекс добавился еще один механизм влияния на подрядчиков – через саморегулируемую организацию (СРО). Если допущено нарушение технологии, качества, сроков договора, то мы вправе обратиться в СРО с просьбой о принятии мер дисциплинарного воздействия вплоть до прекращения членства подрядчика в СРО. А если организация такое решение примет, то наш договор с подрядчиком расторгается автоматически.

С этого года подрядчик, зарегистрированный в нашем регионе, должен быть членом СРО именно Архангельской области, а, предположим, не Москвы, Подмосковья или Санкт-Петербурга. Это ускорит процесс взаимодействия, так как раньше ответы на обращения в СРО были просто формальностью. Мы уже подали заявления относительно работы трех подрядных организаций.

Кроме того, в целях усиления надзора за ходом работ с этого года фондом дополнительно организовано ведение строительного контроля. Это организация, определяемая в процессе проведения аукциона, инженеры которой выезжают на объекты и проверяют качество, технологию и сроки, участвуют в подписании актов скрытых работ.

Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в Архангельской области на 2017–2019 годы включает 928 многоквартирных домов, из них в 2017 году планировалось отремонтировать 480, в 2018-м планируется 216, в 2019-м – 232.

 

Поделиться
25611