26 февраля 2014

Поморская Масленица

Справляли Масленицу за семь недель до Пасхи и всюду ожидали с большим нетерпением. Это был один из самых веселых на Руси праздников в крестьянском календаре. Известный этнограф и историк культуры и быта Поморья Валентин Захаров поведал о некоторых особенностях празднования Масленицы на Двинской земле в конце XIX – начале ХХ века.

«Встреча»

После зимних святок на Руси наступал период «мясоеда» с его всеядной и пестрой неделями. А за ним и масленичная неделя. Каждый день ее имел свое название. В понедельник, именуемый «встреча», в деревнях Поморья повсеместно пекли блины. Каждая хозяйка – по своему рецепту. Пекли из пшеничной муки, а добавляли и гречневую, и ржаную. Блины делали большие – во всю сковороду – или с чайное блюдечко. Выпекали тонкие легкие или же толстые дрожжевые. Приправляли сметаной, а начинку готовили из яиц, тушеной капусты, снетков и других рыбных приправ – от сельди  до семги.

В первый день праздника детвора обходила деревенские избы, поздравляя с наступлением Масленицы и выпрашивая блины.

Молоду на гору!

Долгое время сохранялась традиция кататься молодоженам на Масленицу с горы. Сани с парами подъезжали к горе, и, как только молодой поднимался на гору, все находившиеся рядом кричали: «Молоду (такую-то) на гору!». Она, услышав приглашение, выходила из саней и, поклонившись на ту да на другую сторону, направлялась к муженьку. А зашедши на гору, садилась к мужу на колени и трижды его целовала. Стоявшие там зеваки просили: «Еще, еще». Когда счет доходил до десяти, им дозволяли съехать с горы, а, скатившись, молодая опять целовала мужа.

Со среды, называемой «лакомкой», к катанию с гор и на лошадях активно подключалась неженатая молодежь. Катание на лошадях по деревне, под песни и гармонь, с шутками, с поцелуями – типичное занятие в больших поморских селениях. Для этого и лошадок, и повозки украшали сбруями с медными бляшками, резными и расписными дугами, увитыми разноцветными лентами.

Разгуляй

С четверга, называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. В этот день наряжали чучело Масленицы в форме куклы из соломы, облачали ее в кафтан, опоясывали кушаком и возили по деревне. 

В поморской Патракеевке, что и сегодня стоит  в Двинской дельте, масленичный поезд выстраивали на свой манер. На сани ставили карбас, украшали лентами, садили в него ряженых с гармонями и балалайками. И под звуки музыки поезд передвигался от деревни к деревне.

Прощёное воскресение

В воскресение организовывали проводы Масленицы.

С утра ребятишки собирали дрова для костра, чтобы сжечь чучело.

У масленичного костра собирался народ, пели песни, водили хоровод. Блины, катания, ряженые. С Масленицей прощались. Не уж-то разгул и потеха Масленицы вытеснили строгий образ сырной недели – кануна Великого поста?

Нет. Погостив у родни, близких и друзей, разъезжались домой, прося друг у друга прощения: «Прости меня ради Христа!» – «Бог тебя простит, и я прощаю, и ты меня прости». Говоря такие слова, кланялись земно в ноги.

Да простит и помилует всех нас

Более полутора тысяч лет тому назад монахи первых обителей завели обычай просить друг у друга прощения перед Великим постом. Эта традиция вышла в мир и стала заветной и уважаемой, и особенно на нашей Поморской земле. 

По обычаю сначала просят прощения сильные у слабых, старшие у младших, а потом – младшие у старших. В храме во время вечерней службы люди просят прощения, прощают обиды друг другу, тихо примиряются. И звучат вечные слова: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».

«Встреча»

После зимних святок на Руси наступал период «мясоеда» с его всеядной и пестрой неделями. А за ним и масленичная неделя. Каждый день ее имел свое название. В понедельник, именуемый «встреча», в деревнях Поморья повсеместно пекли блины. Каждая хозяйка – по своему рецепту. Пекли из пшеничной муки, а добавляли и гречневую, и ржаную. Блины делали большие – во всю сковороду – или с чайное блюдечко. Выпекали тонкие легкие или же толстые дрожжевые. Приправляли сметаной, а начинку готовили из яиц, тушеной капусты, снетков и других рыбных приправ – от сельди  до семги.

В первый день праздника детвора обходила деревенские избы, поздравляя с наступлением Масленицы и выпрашивая блины.

Молоду на гору!

Долгое время сохранялась традиция кататься молодоженам на Масленицу с горы. Сани с парами подъезжали к горе, и, как только молодой поднимался на гору, все находившиеся рядом кричали: «Молоду (такую-то) на гору!». Она, услышав приглашение, выходила из саней и, поклонившись на ту да на другую сторону, направлялась к муженьку. А зашедши на гору, садилась к мужу на колени и трижды его целовала. Стоявшие там зеваки просили: «Еще, еще». Когда счет доходил до десяти, им дозволяли съехать с горы, а, скатившись, молодая опять целовала мужа.

Со среды, называемой «лакомкой», к катанию с гор и на лошадях активно подключалась неженатая молодежь. Катание на лошадях по деревне, под песни и гармонь, с шутками, с поцелуями – типичное занятие в больших поморских селениях. Для этого и лошадок, и повозки украшали сбруями с медными бляшками, резными и расписными дугами, увитыми разноцветными лентами.

Разгуляй

С четверга, называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. В этот день наряжали чучело Масленицы в форме куклы из соломы, облачали ее в кафтан, опоясывали кушаком и возили по деревне. 

В поморской Патракеевке, что и сегодня стоит  в Двинской дельте, масленичный поезд выстраивали на свой манер. На сани ставили карбас, украшали лентами, садили в него ряженых с гармонями и балалайками. И под звуки музыки поезд передвигался от деревни к деревне.

Прощёное воскресение

В воскресение организовывали проводы Масленицы.

С утра ребятишки собирали дрова для костра, чтобы сжечь чучело.

У масленичного костра собирался народ, пели песни, водили хоровод. Блины, катания, ряженые. С Масленицей прощались. Не уж-то разгул и потеха Масленицы вытеснили строгий образ сырной недели – кануна Великого поста?

Нет. Погостив у родни, близких и друзей, разъезжались домой, прося друг у друга прощения: «Прости меня ради Христа!» – «Бог тебя простит, и я прощаю, и ты меня прости». Говоря такие слова, кланялись земно в ноги.

Да простит и помилует всех нас

Более полутора тысяч лет тому назад монахи первых обителей завели обычай просить друг у друга прощения перед Великим постом. Эта традиция вышла в мир и стала заветной и уважаемой, и особенно на нашей Поморской земле. 

По обычаю сначала просят прощения сильные у слабых, старшие у младших, а потом – младшие у старших. В храме во время вечерней службы люди просят прощения, прощают обиды друг другу, тихо примиряются. И звучат вечные слова: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».

Поделиться
284