17 июля 2015

Покажут ли «Атлантиду Русского Севера» в Архангельске?

Однажды москвич Глеб Кузнецов отправился на Север и познакомился с ребятами, которые восстанавливали деревянные церкви в Архангельской и Вологодской областях. Его настолько впечатлили просторы и бескорыстный труд добровольцев, что он решил снять о них небольшой фильм. Так журналист, путешественник, кандидат исторических наук написал сценарий для «Атлантиды Русского Севера». Глеб Кузнецов рассказал нам, о чем получилось кино.

На трясине народной философии

– Ваша картина – это истории о деревянных храмах, рассказ о работе реставраторов и волонтеров или истории людей, которые живут на Севере? – «Атлантида…» задумывалась как фильм о проблемах реставрации. Но согласитесь, что разрушение старинных церквей – проблема людей. Поэтому кино о реставрации обернулось народной философской драмой. Мы плыли по течению, как говорят наши герои, снимали северные пейзажи. В Интернете прочел одну рецензию, в которой было замечено, что в фильме нет главного героя, поворотных точек и что-то не так с завязкой… А есть ли подобное в жизни? Мы привыкли к искусственности, пытаемся вечно затолкать самих себя и наше творчество в жанры и форматы. В «Атлантиде…» мы просто попустились, говоря языком хиппи. Фильм не только о деревянном зодчестве. Скорее, он лежит на трясине народной философии и наших слепых надежд на то, что все будет хорошо. – Персонажи, которые возникают в кадре, – как вы их искали? – Некоторых героев мы знали давно, мы дружим с ними. Некоторых нашли в Интернете при подготовке к съемкам. Но самые прекрасные персонажи – те, кого мы просто встречали на деревенских улицах или в гости к которым нам советовали заехать через десятые руки. Тогда герои появлялись сами собой. Таков принцип фильма: мы просто бродим по Северу, не зная названий деревень, и встречаем людей, имена которых нам не важны. Важно, что мы видим и слышим, а не то, как это называется. – Жители северных деревень с готовностью откровенничали перед камерой? – Местные жители большей частью охотно общались с нами и были искренними перед камерой. Я думаю, они в действительности видели перед собой зрителя и прямо обращались к нему, поэтому их интервью не смотрятся так топорно, как это бывает в документалистике, когда герои рассуждают о высоких материях.

Местная власть вполне адекватна и лояльна

– Местные власти не мешали вам проводить съемки? – С ними мы по поводу съемок вообще не контактировали. Местная власть на Севере вполне адекватная и лояльная. – Деньги на съемочную экспедицию и постпродакшн собирали с помощью краудфандинга (система финансирования различных проектов потенциальными зрителями). А не пробовали получить гранты от Министерства культуры или фондов? – На экспедицию мы собрали около 300 тысяч рублей, на постпродакшн – 600 тысяч. Для кино – небольшие деньги. Но мы убедились, что если деньги не разворовывать, то снимать фильмы можно сильно дешевле. Большая часть команды работала почти бесплатно. Взамен получала радость свободного творчества. Идти к государству или спонсорам не хотели, да и не знали, куда идти. Однажды только подали заявку на грант Русского географического общества. Но нам не ответили. Знаю один проект, который они поддержали в этом году, – у него бюджет в четыре раза больше нашего. Это не про нас история, мы не хотим иметь к таким вещам отношения. Не хотим играть по таким правилам.

Съемочная команда путешествовала по руслам северных рек: Онеги, Ваги, Северной Двины.

– Фильм с большим успехом идет в российском прокате, что вообще редкость для документалистики. В Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Тюмени, Саратове и других городах на показах – полные залы. И лишь в Архангельской области, где и проходили основные съемки, картину не увидишь в афише кинотеатров. Почему? – Показов пока нет, потому что все архангельские кинотеатры нам отказали. И комментировать тут ничего нельзя, только руками развести. Но мы ищем выход из положения. Надеялись показать фильм в библиотеке имени Добролюбова. Но договориться о показах не удалось. Сейчас рассматриваем вариант организации показов в Шенкурске. – Будут ли новые фильмы о Севере? – Я не сторонник сиквелов и приквелов. Мир большой. Съемки кино – прекрасный процесс познания. Мы надеемся снимать о новых людях и событиях.

Следующий проект Глеба Кузнецова – восстановление крыши над Ильинской церковью в деревне Нюнежской Шенкурского района. С помощью краудфандинга уже собрано более 100 тысяч рублей на покупку стройматериалов и оплату труда плотников. Восстанавливать церковь будут с 15 июля по 2 августа.

Комментарий
Евгений Никитин, директор по развитию кинокомплекса «Русь»:
– Возможно, создатели фильма «Атлантида Русского Севера» обратились к нам слишком поздно, буквально накануне премьеры. У нас все показы расписаны на месяц вперед. Плюс документальное кино вообще трудно работается в России, а особенно в Архангельске. Сейчас устраивать показы, когда премьера картины уже прошла, нет смысла.

На трясине народной философии

– Ваша картина – это истории о деревянных храмах, рассказ о работе реставраторов и волонтеров или истории людей, которые живут на Севере?
– «Атлантида…» задумывалась как фильм о проблемах реставрации. Но согласитесь, что разрушение старинных церквей – проблема людей.

Поэтому кино о реставрации обернулось народной философской драмой. Мы плыли по течению, как говорят наши герои, снимали северные пейзажи.

В Интернете прочел одну рецензию, в которой было замечено, что в фильме нет главного героя, поворотных точек и что-то не так с завязкой… А есть ли подобное в жизни? Мы привыкли к искусственности, пытаемся вечно затолкать самих себя и наше творчество в жанры и форматы.
В «Атлантиде…» мы просто попустились, говоря языком хиппи. Фильм не только о деревянном зодчестве. Скорее, он лежит на трясине народной философии и наших слепых надежд на то, что все будет хорошо.

– Персонажи, которые возникают в кадре, – как вы их искали?

– Некоторых героев мы знали давно, мы дружим с ними. Некоторых нашли в Интернете при подготовке к съемкам. Но самые прекрасные персонажи – те, кого мы просто встречали на деревенских улицах или в гости к которым нам советовали заехать через десятые руки. Тогда герои появлялись сами собой. Таков принцип фильма: мы просто бродим по Северу, не зная названий деревень, и встречаем людей, имена которых нам не важны. Важно, что мы видим и слышим, а не то, как это называется.

– Жители северных деревень с готовностью откровенничали перед камерой?

– Местные жители большей частью охотно общались с нами и были искренними перед камерой. Я думаю, они в действительности видели перед собой зрителя и прямо обращались к нему, поэтому их интервью не смотрятся так топорно, как это бывает в документалистике, когда герои рассуждают о высоких материях.

Местная власть вполне адекватна и лояльна

– Местные власти не мешали вам проводить съемки?

– С ними мы по поводу съемок вообще не контактировали. Местная власть на Севере вполне адекватная и лояльная.

– Деньги на съемочную экспедицию и постпродакшн собирали с помощью краудфандинга (система финансирования различных проектов потенциальными зрителями). А не пробовали получить гранты от Министерства культуры или фондов?

– На экспедицию мы собрали около 300 тысяч рублей, на постпродакшн – 600 тысяч. Для кино – небольшие деньги. Но мы убедились, что если деньги не разворовывать, то снимать фильмы можно сильно дешевле. Большая часть команды работала почти бесплатно. Взамен получала радость свободного творчества. Идти к государству или спонсорам не хотели, да и не знали, куда идти. Однажды только подали заявку на грант Русского географического общества. Но нам не ответили.

Знаю один проект, который они поддержали в этом году, – у него бюджет в четыре раза больше нашего. Это не про нас история, мы не хотим иметь к таким вещам отношения. Не хотим играть по таким правилам.

Съемочная команда путешествовала по руслам северных рек: Онеги, Ваги, Северной Двины.

– Фильм с большим успехом идет в российском прокате, что вообще редкость для документалистики. В Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Тюмени, Саратове и других городах на показах – полные залы. И лишь в Архангельской области, где и проходили основные съемки, картину не увидишь в афише кинотеатров. Почему?

– Показов пока нет, потому что все архангельские кинотеатры нам отказали.

И комментировать тут ничего нельзя, только руками развести. Но мы ищем выход из положения. Надеялись показать фильм в библиотеке имени Добролюбова. Но договориться о показах не удалось. Сейчас рассматриваем вариант организации показов в Шенкурске.

– Будут ли новые фильмы о Севере?

– Я не сторонник сиквелов и приквелов. Мир большой. Съемки кино – прекрасный процесс познания. Мы надеемся снимать о новых людях и событиях.

Следующий проект Глеба Кузнецова – восстановление крыши над Ильинской церковью в деревне Нюнежской Шенкурского района. С помощью краудфандинга уже собрано более 100 тысяч рублей на покупку стройматериалов и оплату труда плотников. Восстанавливать церковь будут с 15 июля по 2 августа.

Комментарий
Евгений Никитин, директор по развитию кинокомплекса «Русь»:

– Возможно, создатели фильма «Атлантида Русского Севера» обратились к нам слишком поздно, буквально накануне премьеры. У нас все показы расписаны на месяц вперед. Плюс документальное кино вообще трудно работается в России, а особенно в Архангельске. Сейчас устраивать показы, когда премьера картины уже прошла, нет смысла.

Поделиться
9675