28 января 2015

Покаяние и Причастие соединяют нас с Богом

Если вас не допустили на Причастие

Галина, Архангельск
Я ходила на Исповедь и Причастие. Один батюшка причащаться разрешает, а другой – нет. Как быть в такой ситуации?

– Дело в том, что священнику, как гласят наши церковные каноны, Священное Писание и Сам Господь, дано право, выслушав Покаяние человека, Исповедь, допустить его до Причастия или не допускать. Об этом пишет в том числе и известный святой Иоанн Златоуст, составитель чинопоследования в литургии, за которой вы причащаетесь. Он очень четко указывает на то, что священник должен смотреть, готов ли человек после Покаяния к Причастию. Иначе священнослужитель, как преподающий таинство, будет держать ответ пред Господом за уровень подготовленности этого христианина. Одни священнослужители более строгие, другие – менее. Тут многое зависит от самого батюшки, его личности, характера, а также от вашей Исповеди. Я думаю, что у вас были две разных Исповеди.

– Да.
– Одни грехи более тяжкие, другие – менее. Возможно, именно это повлияло. Но, так или иначе, страшного ничего нет.

– Как мне быть в следующий раз? Получается, есть батюшки строгие и нестрогие. Я поняла, что надо ходить к строгим.
– Нет. Дело не в этом. Я возвращаю вас к Священному Писанию, так как в нем даны многие ответы. Апостол Павел сказал, что многие причащаются, но с недостаточной подготовкой. Те, кто так причащается, «в суд едят и пьют Кровь и Тело Христа». То есть причащаются себе в суд, а некоторые, сказано в Евангелии, даже и умирают. Поэтому батюшки всегда смотрят по ситуации. Тут многое зависит не от их строгости, а от конкретной проблемы. Ведь, напомню, грехи бывают более тяжкие и менее. То, что вас не допустили до Причастия, за это ответственность лежит и на вас, и на священнике. Поэтому вам снова стоит сходить на Исповедь. Исповедоваться надо минимум раз в месяц, так принято. Нужно быть готовым к разному ходу событий. Если есть воля Господа, чтобы Он допустил нас до Причастия, так и произойдет. Если нет на это Его воли, значит, мы еще к Причастию не готовы.

– Когда меня не допустили в первый раз, я была очень расстроена, так как не знала, что делать дальше.
– Напомню, что относиться к этому надо спокойно. Подойдите к батюшке, спросите у него о том, что вы должны сделать в следующий раз, чтобы вас допустили до Причастия, если это вас так взволновало, затронуло ваши эмоции. Он вам обязательно ответит.

Ситуации бывают разные. Например, женщина сделала аборт. После такого злодеяния она должна быть отлучена от Причастия на достаточно длительный срок. Но тут многое зависит от священника. Ему дана власть от Господа решать. Если он видит, что человек в состоянии сильного угнетения от своего деяния, то пасторски будет не совсем правильно наложить на нее епитимью на десять лет и отправить. То есть все зависит от конкретного случая. Уточните все по своей ситуации.

– Спасибо, отец Димитрий, ободрили.

Когда ребенка вести на Исповедь?

Людмила, Архангельск:
Как вы считаете, с какого возраста надо причащаться ребенку? Моему внуку скоро пять лет.

– Скажите, Людмила, когда он крещен?

– В раннем детстве. Но я говорю об исповеди.
– Дело в том, что Причастие и Исповедь – два таинства, связанные между собой в нынешней церковной практике, и являются для взрослых обязательными, а для детей до семи лет – это условная граница, ребенок может причащаться без исповеди. Но мы знаем, что в жизни наши дети иногда лукавят, вводят нас в какие-то искушения и испытания. Если мы видим, что это повторяется постоянно, но ведем его на причастие, то у ребенка появляется устойчивая связь: он, хотя и причащается, тут же может кого-то обмануть, обидеть, сделать что-то плохое, не слушаться родителей. Поговорив с батюшкой, можно предложить малышу пяти-шести лет исповедаться. Моей дочери шесть с половиной.
Я как отец вижу, что она ребенок уже сознательный. Поэтому дочка уже несколько раз исповедалась.

– Я тоже думаю, что моему внуку уже надо.
– Вывод таков. Если мы понимаем, что ребенок осознанно поступает, то его можно вести на Исповедь. Но следует быть готовым к тому, что после Исповеди батюшка может сказать о том, что он малыша сегодня причащать не будет, так как его грех надо исправить. Предположим, пред-
ложит его исправить за неделю, а потом пообещает причастить. То есть ребенка надо готовить к тому, что после Исповеди он может получить епитимью.

– Понятно. А правда ли, отец Димитрий, говорят, что если человек год не причащался и не исповедался, то он отошел от Церкви?
– Этот период времени гораздо меньше. Об этом говорится в святых канонах, Постановлении Вселенского Собора. Это Собор всей Церкви, который появился с IV века, проводился и в последующих веках, и в котором участвовали все епископы поместных церквей, существовавших в то время, по 300–400 человек, для разъяснения подобных случаев, о котором вы сейчас спросили. Они пытались ответить на вопрос о том, сколько человеку можно не посещать церковь, не участвовать в богослужении, Евхаристии и Исповеди, чтобы он считался отлученным от Православия. Так вот. Если три воскресенья подряд человек без уважительной причины отсутствовал на богослужении, то он уже отпадает от церковного общения. Но это не означает, что такой человек уже не христианин. Просто он должен прийти в храм и покаяться. А вы говорите про целый год. Представьте себе, что станет с человеком, если он целый год не будет мыться. Разве такое возможно?

– Нет.
– Так же и душа, год не исповедующаяся, не соединяется с Господом. Каким станет ее состояние? Будет ли она чиста или окажется запятнанной? А мы знаем, что Бог грязи и нечистоты не касается. Он же святой, а святость соприкасается только с чистотой. Поэтому, когда мы каемся, очищаемся, а причащаясь, приходим к таинству Евхаристии, то есть соединения с Богом.

Христианин, год не посещавший церковь, должен стараться чаще бывать на богослужениях и обсудить с духовником режим возвращения в богослужебный режим жизни. Например, если кто-то уходит в армию или на войну или работает вахтовым методом по полгода, то он не виноват в этом. Потому, возвращаясь домой, такой человек может приходить в храм и исповедоваться.

– Скажите, можно исповедоваться у одного батюшки, а причащаться у другого?
– Это бывает часто в силу сложившихся обстоятельств. Например, если человек живет в Новодвинске, а на Рождество поехал на богослужение, которое проводит митрополит в другом храме. Но там исповедоваться некогда, ведь служба ночная, множество людей, поэтому надо исповедоваться в храме, там, где человек живет. Затем надо попросить благословения у батюшки на Причастие в другом храме. Он на это благословляет. Если человек причащается, он подходит к чаше и говорит, что исповедался у такого-то священника в Новодвинске и тот допустил его до Причастия.

***

Звонков в редакцию было много. Мы открываем рубрику «Спроси у батюшки». Там вы сможете прочитать и продолжение «прямой линии», и задать свой вопрос. Звоните 29-20-48.

– Дело в том, что священнику, как гласят наши церковные каноны, Священное Писание и Сам Господь, дано право, выслушав Покаяние человека, Исповедь, допустить его до Причастия или не допускать. Об этом пишет в том числе и известный святой Иоанн Златоуст, составитель чинопоследования в литургии, за которой вы причащаетесь. Он очень четко указывает на то, что священник должен смотреть, готов ли человек после Покаяния к Причастию. Иначе священнослужитель, как преподающий таинство, будет держать ответ пред Господом за уровень подготовленности этого христианина. Одни священнослужители более строгие, другие – менее. Тут многое зависит от самого батюшки, его личности, характера, а также от вашей Исповеди. Я думаю, что у вас были две разных Исповеди.

– Да.
– Одни грехи более тяжкие, другие – менее. Возможно, именно это повлияло. Но, так или иначе, страшного ничего нет.

– Как мне быть в следующий раз? Получается, есть батюшки строгие и нестрогие. Я поняла, что надо ходить к строгим.
– Нет. Дело не в этом. Я возвращаю вас к Священному Писанию, так как в нем даны многие ответы. Апостол Павел сказал, что многие причащаются, но с недостаточной подготовкой. Те, кто так причащается, «в суд едят и пьют Кровь и Тело Христа». То есть причащаются себе в суд, а некоторые, сказано в Евангелии, даже и умирают. Поэтому батюшки всегда смотрят по ситуации. Тут многое зависит не от их строгости, а от конкретной проблемы. Ведь, напомню, грехи бывают более тяжкие и менее. То, что вас не допустили до Причастия, за это ответственность лежит и на вас, и на священнике. Поэтому вам снова стоит сходить на Исповедь. Исповедоваться надо минимум раз в месяц, так принято. Нужно быть готовым к разному ходу событий. Если есть воля Господа, чтобы Он допустил нас до Причастия, так и произойдет. Если нет на это Его воли, значит, мы еще к Причастию не готовы.

– Когда меня не допустили в первый раз, я была очень расстроена, так как не знала, что делать дальше.
– Напомню, что относиться к этому надо спокойно. Подойдите к батюшке, спросите у него о том, что вы должны сделать в следующий раз, чтобы вас допустили до Причастия, если это вас так взволновало, затронуло ваши эмоции. Он вам обязательно ответит.

Ситуации бывают разные. Например, женщина сделала аборт. После такого злодеяния она должна быть отлучена от Причастия на достаточно длительный срок. Но тут многое зависит от священника. Ему дана власть от Господа решать. Если он видит, что человек в состоянии сильного угнетения от своего деяния, то пасторски будет не совсем правильно наложить на нее епитимью на десять лет и отправить. То есть все зависит от конкретного случая. Уточните все по своей ситуации.

– Спасибо, отец Димитрий, ободрили.

Когда ребенка вести на Исповедь?

Людмила, Архангельск:
Как вы считаете, с какого возраста надо причащаться ребенку? Моему внуку скоро пять лет.

– Скажите, Людмила, когда он крещен?

– В раннем детстве. Но я говорю об исповеди.
– Дело в том, что Причастие и Исповедь – два таинства, связанные между собой в нынешней церковной практике, и являются для взрослых обязательными, а для детей до семи лет – это условная граница, ребенок может причащаться без исповеди. Но мы знаем, что в жизни наши дети иногда лукавят, вводят нас в какие-то искушения и испытания. Если мы видим, что это повторяется постоянно, но ведем его на причастие, то у ребенка появляется устойчивая связь: он, хотя и причащается, тут же может кого-то обмануть, обидеть, сделать что-то плохое, не слушаться родителей. Поговорив с батюшкой, можно предложить малышу пяти-шести лет исповедаться. Моей дочери шесть с половиной.
Я как отец вижу, что она ребенок уже сознательный. Поэтому дочка уже несколько раз исповедалась.

– Я тоже думаю, что моему внуку уже надо.
– Вывод таков. Если мы понимаем, что ребенок осознанно поступает, то его можно вести на Исповедь. Но следует быть готовым к тому, что после Исповеди батюшка может сказать о том, что он малыша сегодня причащать не будет, так как его грех надо исправить. Предположим, пред-
ложит его исправить за неделю, а потом пообещает причастить. То есть ребенка надо готовить к тому, что после Исповеди он может получить епитимью.

– Понятно. А правда ли, отец Димитрий, говорят, что если человек год не причащался и не исповедался, то он отошел от Церкви?
– Этот период времени гораздо меньше. Об этом говорится в святых канонах, Постановлении Вселенского Собора. Это Собор всей Церкви, который появился с IV века, проводился и в последующих веках, и в котором участвовали все епископы поместных церквей, существовавших в то время, по 300–400 человек, для разъяснения подобных случаев, о котором вы сейчас спросили. Они пытались ответить на вопрос о том, сколько человеку можно не посещать церковь, не участвовать в богослужении, Евхаристии и Исповеди, чтобы он считался отлученным от Православия. Так вот. Если три воскресенья подряд человек без уважительной причины отсутствовал на богослужении, то он уже отпадает от церковного общения. Но это не означает, что такой человек уже не христианин. Просто он должен прийти в храм и покаяться. А вы говорите про целый год. Представьте себе, что станет с человеком, если он целый год не будет мыться. Разве такое возможно?

– Нет.
– Так же и душа, год не исповедующаяся, не соединяется с Господом. Каким станет ее состояние? Будет ли она чиста или окажется запятнанной? А мы знаем, что Бог грязи и нечистоты не касается. Он же святой, а святость соприкасается только с чистотой. Поэтому, когда мы каемся, очищаемся, а причащаясь, приходим к таинству Евхаристии, то есть соединения с Богом.

Христианин, год не посещавший церковь, должен стараться чаще бывать на богослужениях и обсудить с духовником режим возвращения в богослужебный режим жизни. Например, если кто-то уходит в армию или на войну или работает вахтовым методом по полгода, то он не виноват в этом. Потому, возвращаясь домой, такой человек может приходить в храм и исповедоваться.

– Скажите, можно исповедоваться у одного батюшки, а причащаться у другого?
– Это бывает часто в силу сложившихся обстоятельств. Например, если человек живет в Новодвинске, а на Рождество поехал на богослужение, которое проводит митрополит в другом храме. Но там исповедоваться некогда, ведь служба ночная, множество людей, поэтому надо исповедоваться в храме, там, где человек живет. Затем надо попросить благословения у батюшки на Причастие в другом храме. Он на это благословляет. Если человек причащается, он подходит к чаше и говорит, что исповедался у такого-то священника в Новодвинске и тот допустил его до Причастия.

***

Звонков в редакцию было много. Мы открываем рубрику «Спроси у батюшки». Там вы сможете прочитать и продолжение «прямой линии», и задать свой вопрос. Звоните 29-20-48.

Поделиться
7036