Поединок виртуозов: в Архангельске проходит фестиваль «Международные недели музыки»

Поморская филармония_музыка

В Поморской филармонии их открыла концертная программа знаменитых музыкантов – поединок виртуозов: скрипача Карена Шахгалдяна и альтиста Максима Новикова. В первой ее части музыканты представили проект «Поединок плюс: 10 лет спустя».

Карена Шахгалдяна, бесспорно, можно назвать одним из наиболее ярких музыкантов современной России. Лауреат Международного конкурса имени Пабло Сарасате в Испании, стипендиат Международного фонда именных стипендий Мстислава Ростроповича, стипендии Давида Ойстраха, Фонда имени профессора И. Ю. Янкелевича, Карен является одним из наиболее талантливых и востребованных скрипачей своего поколения. Выступая за рубежом, он высоко держит планку российского исполнительского искусства, вызывая у слушателей всего мира уважение к российским музыкантам и нашей стране.

Максим Новиков с отличием окончил Московскую государственную консерваторию, класс Юрия Башмета. Он много выступает как камерный музыкант, среди его постоянных партнеров – Ксения Башмет, Яков Кацнельсон, Карен Шахгалдян, Борис Андрианов и другие, сотрудничает с «Новым Русским Квартетом», постоянный партнер «Трио имени Хачатуряна».

Максима часто приглашают как солиста для выступления со многими симфоническими и камерными оркестрами России, стран СНГ, Европы и Азии, например Charlemagne Orchestra (Бельгия), Shenzhen Symphony Orchestra (Китай), Омский симфонический оркестр (Россия), Государственный камерный оркестр Армении. Он дает мастер-классы в Гонконге, Пекине, Шанхае, Омске, Ереване.

Говорят, что сравнивать скрипку и альт как сольные инструменты – это примерно то же самое, что сравнивать голоса тенора и баритона. Как говорится, вкусы вне диспута. Тем не менее концертная практика такова, что скрипке достается слава и все к ней прилагающееся, а альту, который в отличие от скрипки не так актуален для сольных программ, – трудный путь к известности и ограниченный репертуар. И если скрипке в классической музыке отведена роль королевы, то альт незаслуженно выступает даже не на втором плане. А между тем это совершенно мистический и очень таинственный инструмент. Его невозможно подогнать под какое-то точное определение. Действительно, что это такое? Разные альты настолько отличаются по тону, что не верится, что они сконструированы по одному образцу. Стоит закрыть глаза – и вы услышите звучание: иногда скрипки, иногда виолончели, но каждый раз все равно чуть-чуть иное.

На этих сложных взаимоотношениях двух струнных инструментов и построили музыканты свой проект. Не обошлось и без распространенных в исполнительской среде шуток об альте и скрипке.

Открывая концертную программу, Карен Шахгалдян поприветствовал архангельского зрителя и рассказал, что дует его скрипки и альта Максима Новикова родился 10 лет назад и премьера его состоялась в Архангельске. На старте фестиваля на суд требовательной северной публики музыканты представили результат 10-летнего труда.

Начали свою дуэль артисты с дуэта для скрипки и альта № 2 Игнаца Плейеля – французского композитора, пианиста, органиста и дирижера. Ученик Гайдна, Плейель оставил потомкам две оперы, балет, более 30 симфоний, десятки инструментальных концертов и сотни камерных ансамблей – дуэтов, трио, квартетов. К слову, Гайдн считал Плейеля одним из самых талантливых своих учеников, а Моцарт высоко ценил его квартеты.
Однако в истории Плейель остался в первую очередь как успешный коммерсант – музыкальный издатель и основатель фирмы по производству роялей. Именно издательский дом Pleyel выпустил первые собрания произведений Гайдна.

Еще один дуэт для скрипки и альта на тему Россини, исполненный Кареном Шахгалдяном и Максимом Новиковым, принадлежит перу итальянского скрипача и композитора Алессандро Ролла. Доказывая, что дуэт скрипки и альта – одно из самых интересных сочетаний во всем музыкальном репертуаре, музыканты включили в программу концерта анданте для скрипки и альта из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна, каприсы, написанные специально для дуэта этих двух прекрасных инструментов Георгом Пелецисом. Латвийский композитор и музыковед, профессор Латвийской музыкальной академии – наш современник. Как рассказали музыканты, каприсы для скрипки и альта он написал по их просьбе.

Для северян также прозвучала «Пассакалья» Генделя – Хальворсена. И, наконец, в противоборстве двух струнных в одном из произведений пальму первенства вырвал альт в «Дуэте для альта и аккомпанирующей ему скрипки» Алессандро Ролла. У итальянского композитора, к слову, это не единственное произведение, где ведущая роль отдана альту, ведь как музыкант он и сам предпочитал его скрипке. У Ролла есть концерты для альта, сонаты, концертино и разнообразные пьесы, ярко передающие уникальный тембр и певучесть инструмента.

Камерный оркестр

Во втором отделении к музыкантам присоединился Архангельский филармонический камерный оркестр под управлением Владимира Онуфриева. Первое произведение, которое прозвучало на камерной сцене, – «Цветущий жасмин» Георга Пелециса. Музыкальные эксперты, характеризуя это произведение, вполне справедливо называют его чарующим гимном эвфонии (греч. «благозвучие»), экологически чистым продуктом композитора, мечтающего «быть садовником в саду тысячелетней музыкальной культуры» Произведение написано для скрипки и редкого гостя камерного оркестра – виброфона. В этот вечер за ним стоял Олег Кузнецов.

Ну а затем музыканты солировали по отдельности в сопровождении камерного оркестра. Карен Шахгалдян исполнил концерт для скрипки и струнных современного итальянского композитора Роберто Ди Марино, а Максим Новиков – его концерт для альта и струнного оркестра. И стоит отметить, что последний композитор посвятил лично музыканту – написал его именно для Максима и его альта. И, к слову, инструмент известного альтиста достоин такого посвящения – он изготовлен последним мастером из великой линии скрипачей Кремоны Энрико Черути, имя которого стоит в одном ряду со Страдивари, Амати и Гварнери.

Ну и, конечно, нельзя не отметить тот факт, что произведения Ди Марино прозвучали в Архангельске впервые. Это российские премьеры.

Истосковавшаяся по высокому искусству и прекрасной музыке северная публика долго аплодировала виртуозам, и те не остались равнодушными к зрительскому восторгу – исполнили на бис практически только вышедшие из-под пера Георга Пелециса вариации на тему русской народной песни «Степь да степь кругом». Музыканты рассказали, что композитор, узнав об их концертном туре по России, выслал им специально написанные для них ноты.

Так, на высокой ноте, в Архангельске стартовал фестиваль «Международные недели музыки». В его программе еще масса увлекательных событий – фестиваль пройдет с участием более чем 200 артистов. В программу проекта вошли концерты музыки различных стилей, выставки, конференции и спектакли.

Международные недели музыки проходят в Архангельской области при финансовой поддержке Министерства культуры РФ. Проект объединил в себе фестивали «Международные дни джаза в Архангельске» и «Беломор-Буги», а также музыкально-театральную программу Поморской филармонии.

 

 

Ирина Колесникова, фото автора

 

 

 

 

 

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 20 октября 2020 г.