1 марта 2018

Подвиг любви

Овальный портрет княгини Натальи Борисовны Долгорукой (1714–1771) из собрания нашего музейного объединения находился когда-то в семье московских потомков внука княгини – поэта Ивана Михайловича Долгорукова. От темного, написанного мрачными красками портрета буквально веет тайной. Так воспринимают его зрители. И для искусствоведов в его истории немало загадочного. Перед нами – молодая женщина в черном монашеском одеянии, погруженная в свои думы. Подшитая красным шелком мантия совершенно скрывает ее фигуру. В одной руке она держит четки, другой указывает на свиток, помещенный вверху слева, на нем можно прочесть слова молитвы. Портрет отмечен чертами парсунного письма, свойственного живописи XVIII века. Фигура дана совершенно плоскостной, за черной мантией абсолютно не ощущается объем тела. Сложный узор на епитрахили и куколе, с изображением серафима и креста, с разводами растительного орнамента, выполнен с особой тщательностью, что также характерно для парсуны, где все, что касается сана портретируемого, передается с убедительной точностью. От старой парсуны на портрете и говорящие жесты, и включение в композицию свитка со словами молитвы, и зеленовато-черный фон, не передающий глубины пространства. В совершенно ином ключе дано лицо портретируемой. Легкая вуаль, покрывающая глаза, усиливает присутствие тайны. Это впечатление создается способом освещения лица, выбранным художником. Сильным пучком света лицо выхватывается из темноты. Взгляд больших и выразительных глаз героини обращен в себя, какой-то иной мир занимает ее. Она вспоминает о прошлом, но печаль ее светла, и отзвуком грусти является тихая и чуть горькая улыбка, тронувшая губы. За темной вуалью спрятана жизнь, которой восхищались современники и потомки. Княгиня Н. Б. Долгорукая – дочь петровского фельдмаршала Б. П. Шереметева. Прекрасно образованная, блистательная барышня, она в четырнадцать лет осталась без родителей. Недолгое счастье с горячо любимым мужем, фаворитом императора Петра II князем Иваном Алексеевичем Долгоруким, завершилось ссылкой в Сибирь по указу императрицы Анны Иоанновны. Молодая жена последовала за супругом и поклялась в случае его смерти принять монашество. Но свой обет она выполнила не сразу. Воспитав и поставив на ноги двух сыновей, она в 1757 году стала монахиней Флоровского монастыря в Киеве, а незадолго до смерти приняла схиму. Ее монашеское имя Нектария. Она-то и изображена на нашем портрете. Это посмертный портрет княгини Н. Б. Долгорукой. Она изображена здесь молодой, хотя схиму приняла в весьма преклонном возрасте. О своей трагической судьбе княгиня Долгорукая поведала в «Своеручных записках» (1767), редком для XVIII века образце мемуарной литературы, написанном женщиной: «Вот любовь до чего довела: все оставила – честь, и богатство, и сродников, и стражду с ним, и скитаюсь. Этому причина непорочная любовь, которою я не постыжусь ни перед Богом, ни перед целым светом, потому что он один в сердце моем был…»

Елена Ружникова, искусствовед Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»

От темного, написанного мрачными красками портрета буквально веет тайной. Так воспринимают его зрители. И для искусствоведов в его истории немало загадочного.

Перед нами – молодая женщина в черном монашеском одеянии, погруженная в свои думы. Подшитая красным шелком мантия совершенно скрывает ее фигуру. В одной руке она держит четки, другой указывает на свиток, помещенный вверху слева, на нем можно прочесть слова молитвы. Портрет отмечен чертами парсунного письма, свойственного живописи XVIII века. Фигура дана совершенно плоскостной, за черной мантией абсолютно не ощущается объем тела. Сложный узор на епитрахили и куколе, с изображением серафима и креста, с разводами растительного орнамента, выполнен с особой тщательностью, что также характерно для парсуны, где все, что касается сана портретируемого, передается с убедительной точностью. От старой парсуны на портрете и говорящие жесты, и включение в композицию свитка со словами молитвы, и зеленовато-черный фон, не передающий глубины пространства.

В совершенно ином ключе дано лицо портретируемой. Легкая вуаль, покрывающая глаза, усиливает присутствие тайны. Это впечатление создается способом освещения лица, выбранным художником. Сильным пучком света лицо выхватывается из темноты. Взгляд больших и выразительных глаз героини обращен в себя, какой-то иной мир занимает ее. Она вспоминает о прошлом, но печаль ее светла, и отзвуком грусти является тихая и чуть горькая улыбка, тронувшая губы.

За темной вуалью спрятана жизнь, которой восхищались современники и потомки. Княгиня Н. Б. Долгорукая – дочь петровского фельдмаршала Б. П. Шереметева. Прекрасно образованная, блистательная барышня, она в четырнадцать лет осталась без родителей. Недолгое счастье с горячо любимым мужем, фаворитом императора Петра II князем Иваном Алексеевичем Долгоруким, завершилось ссылкой в Сибирь по указу императрицы Анны Иоанновны. Молодая жена последовала за супругом и поклялась в случае его смерти принять монашество. Но свой обет она выполнила не сразу. Воспитав и поставив на ноги двух сыновей, она в 1757 году стала монахиней Флоровского монастыря в Киеве, а незадолго до смерти приняла схиму. Ее монашеское имя Нектария. Она-то и изображена на нашем портрете. Это посмертный портрет княгини Н. Б. Долгорукой. Она изображена здесь молодой, хотя схиму приняла в весьма преклонном возрасте.

О своей трагической судьбе княгиня Долгорукая поведала в «Своеручных записках» (1767), редком для XVIII века образце мемуарной литературы, написанном женщиной: «Вот любовь до чего довела: все оставила – честь, и богатство, и сродников, и стражду с ним, и скитаюсь. Этому причина непорочная любовь, которою я не постыжусь ни перед Богом, ни перед целым светом, потому что он один в сердце моем был…»

Елена Ружникова, искусствовед Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»

Поделиться
26078