27 октября 2016

Подвиг летчиков-лахтян

Всю свою жизнь краевед встречался и переписывался с теми, кто служил в нашем районе в годы Великой Отечественной, их родственниками, работал с документами в архивах. Собирал материалы о населенных пунктах муниципального образования «Катунинское», когда был его главой. Интересной информацией он всегда охотно делился с корреспондентами приморской районки.

Ждали приказа

– К моменту начала Великой Отечественной войны в Заполярье было два полка: 72-й смешанный авиационный, стоявший в Ваенге, и 118-й разведывательный в районе Грязной губы (теперь это Сафоново), а также 49-я отдельная морская ближнеразведывательная авиационная эскадрилья в Лахте, – рассказывал Валерий Иванович.

Архивные документы свидетельствуют, что еще 19 июня 1941 года сюда поступил сигнал из Москвы: привести в боевую готовность номер два военнослужащих и технику, а в два часа ночи 22 июня военные летчики уже находились в самолетах и ждали приказа о вылете. В восемь утра в воинской части прошел митинг.

На следующий день утром крылатые машины отправились из Катунино на разведку в горло Белого моря, к Новой Земле, а впоследствии контролировали и ледовую обстановку.

Исакогорку бомбили всю войну

23 июня в 18.55 над поселением кружили два немецких самолета, они пролетели над Холмовским озером и Лахтой. Вероятно, летчики собирали данные не только о гидроаэродроме, но и о другом важном объекте – железнодорожном узле «Исакогорка», который бомбили всю войну. Например, знаменитую подводную лодку С-101 привезли из Горького железнодорожным транспортом на эту станцию, затем собрали в Северодвинске, после чего и начался ее боевой путь.

А еще на Исакогорке с 1942 года стоял второй авиаремонтный поезд ВВС Северного флота.

Случалось, что на аэродром Холмовское поступали сигналы о прилете «каталин» без опознавательных знаков, которые принимали безоговорочно: во время войны там садились и взлетали английские самолеты. Случалось, наши техники помогали их ремонтировать.

Обелиск в память о беспосадочном перелете Севастополь – Архангельск с посадкой на оз. Холмовское в 1938 г.

«Каталины» считались надежными

И это не случайно: на них размещалось достаточно бомб, локатор, что позволяло обнаруживать подводные лодки противника.

Четвертого сентября 1941 года здесь, на Севере, летчики-лахтяне вывели одну из них из строя. 16 сентября пришел указ о награждении участников этой боевой операции. Среди них были Павел Александрович Панков, Сергей Сергеевич Федоров, получившие ордена Красной Звезды; нескольких летчиков наградили медалями «За боевые заслуги».

Перегоняли «каталины» и лахтяне. Отправляли их на Черноморский флот, причем правыми летчиками всегда становились наши. Задачей одной из боевых операций, в которой они участвовали, было уничтожение большого немецкого линкора «Тирпиц». Ее проводили совместно морская авиация Беломорской флотилии и англичане. Тогда один из английских самолетов упал в районе Талаг. Летчики, к счастью, спаслись, а экипаж самолета МБР-2 их обнаружил.

Славный перелет

Военнослужащие с честью выполняли боевые задачи. Так, с Каспия в Лахту молодые летчики привели 36 самолетов. Такой перелет тогда считали героическим.

В 1942 году из выпускников военного училища Каспийской флотилии сформировали 22-й морской разведывательно-авиационный полк. Им командовал начальник училища Владимир Федорович Злыгарев. Во время этого непростого перелета в Лахту молодые пилоты не потеряли ни одной машины. Все экипажи состояли из бывших курсантов. Николай Яковлевич Турков, Николай Иванович Зайцев и Владимир Васильевич Пирогов, служившие в 22-м морском разведывательно-авиационном полку, стали Героями Советского Союза.

Командир первой приземлившейся в Лахте эскадрильи Семен Кириллович Литвинов закончил войну командиром 118-го Киркенесского дважды Краснознаменного разведывательного авиационного полка, он погиб в Лахте в 1949-м. Среди его наград – три ордена Красного Знамени, а также Ушакова, Нахимова и Красной Звезды.

ubm42 16 22 dc5a8

Аллея Героев в поселке Катунино

20 дней на освоение самолета

Основной задачей лахтинских авиаторов была разведка с самолетов МБР-2, но еще приходилось ночью в темноте бомбить Западную Лицу, что в Мурманской области, Киркенес. Героизм пилотов трудно переоценить. Например, Павел Александрович Панков на МБР-2 атаковал немецкие бомбардировщики, о такой смелости упоминалось даже в наградных листах.

Экипажи неоднократно бомбили подводные лодки противника.

Высокий профессионализм наши пилоты показали во время перегона самолетов из Америки в 1944 году. На освоение управления такой машиной давалось 20 дней. Относились к советским летчикам их английские и американские коллеги хорошо. Во время перелета они входили в состав экипажей, а в Исландии высаживались. Остальную часть пути нашим пилотам приходилось преодолевать, надеясь только на свои знания и опыт.

Первый раз перегоняли воздушные машины в Мурманск, второй – в Лахту.

О героях былых времен

Валерий Иванович был уверен в том, что в нашем районе служили не шесть, как считали раньше, а 27 Героев Советского Союза. Здесь они начали воевать в Великую Отечественную, некоторые, уже будучи удостоенными этого высокого звания. Летчикам-разведчикам его присваивали за службу во все военные годы, даже если она, например, началась на гидроаэродроме Холмовское, а закончилась в Заполярье. Тут учитывался общий налет часов, все боевые вылеты…

События военных лет, произошедшие в Лахте, – это не только часть истории Приморья, но и области, и страны.

Собирать информацию о военном прошлом Приморья Валерию Ивановичу помогали представители общественных организаций, школьники, старожилы, бывшие военнослужащие, летчик гражданской авиации Виктор Шагин.

И совместная работа принесла результаты.

– Наступит время, когда, к сожалению, уже не будет в живых участников Великой Отечественной войны, они не расскажут о своих подвигах, – говорил Валерий Иринев. – Тогда о событиях прошлого и тех, кто в них участвовал, напомнят музейные залы.

Да и сам Валерий Иванович, и вся его деятельность тоже стали частью истории нашего района. Он завещал коллегам продолжать начатое им дело, ведь военное прошлое Приморья еще требует детального изучения.

Подвиг летчиков-лахтян

Ждали приказа

– К моменту начала Великой Отечественной войны в Заполярье было два полка: 72-й смешанный авиационный, стоявший в Ваенге, и 118-й разведывательный в районе Грязной губы (теперь это Сафоново), а также 49-я отдельная морская ближнеразведывательная авиационная эскадрилья в Лахте, – рассказывал Валерий Иванович.

Архивные документы свидетельствуют, что еще 19 июня 1941 года сюда поступил сигнал из Москвы: привести в боевую готовность номер два военнослужащих и технику, а в два часа ночи 22 июня военные летчики уже находились в самолетах и ждали приказа о вылете. В восемь утра в воинской части прошел митинг.

На следующий день утром крылатые машины отправились из Катунино на разведку в горло Белого моря, к Новой Земле, а впоследствии контролировали и ледовую обстановку.

Исакогорку бомбили всю войну

23 июня в 18.55 над поселением кружили два немецких самолета, они пролетели над Холмовским озером и Лахтой. Вероятно, летчики собирали данные не только о гидроаэродроме, но и о другом важном объекте – железнодорожном узле «Исакогорка», который бомбили всю войну. Например, знаменитую подводную лодку С-101 привезли из Горького железнодорожным транспортом на эту станцию, затем собрали в Северодвинске, после чего и начался ее боевой путь.

А еще на Исакогорке с 1942 года стоял второй авиаремонтный поезд ВВС Северного флота.

Случалось, что на аэродром Холмовское поступали сигналы о прилете «каталин» без опознавательных знаков, которые принимали безоговорочно: во время войны там садились и взлетали английские самолеты. Случалось, наши техники помогали их ремонтировать.

Обелиск в память о беспосадочном перелете Севастополь – Архангельск с посадкой на оз. Холмовское в 1938 г.

«Каталины» считались надежными

И это не случайно: на них размещалось достаточно бомб, локатор, что позволяло обнаруживать подводные лодки противника.

Четвертого сентября 1941 года здесь, на Севере, летчики-лахтяне вывели одну из них из строя. 16 сентября пришел указ о награждении участников этой боевой операции. Среди них были Павел Александрович Панков, Сергей Сергеевич Федоров, получившие ордена Красной Звезды; нескольких летчиков наградили медалями «За боевые заслуги».

Перегоняли «каталины» и лахтяне. Отправляли их на Черноморский флот, причем правыми летчиками всегда становились наши. Задачей одной из боевых операций, в которой они участвовали, было уничтожение большого немецкого линкора «Тирпиц». Ее проводили совместно морская авиация Беломорской флотилии и англичане. Тогда один из английских самолетов упал в районе Талаг. Летчики, к счастью, спаслись, а экипаж самолета МБР-2 их обнаружил.

Славный перелет

Военнослужащие с честью выполняли боевые задачи. Так, с Каспия в Лахту молодые летчики привели 36 самолетов. Такой перелет тогда считали героическим.

В 1942 году из выпускников военного училища Каспийской флотилии сформировали 22-й морской разведывательно-авиационный полк. Им командовал начальник училища Владимир Федорович Злыгарев. Во время этого непростого перелета в Лахту молодые пилоты не потеряли ни одной машины. Все экипажи состояли из бывших курсантов. Николай Яковлевич Турков, Николай Иванович Зайцев и Владимир Васильевич Пирогов, служившие в 22-м морском разведывательно-авиационном полку, стали Героями Советского Союза.

Командир первой приземлившейся в Лахте эскадрильи Семен Кириллович Литвинов закончил войну командиром 118-го Киркенесского дважды Краснознаменного разведывательного авиационного полка, он погиб в Лахте в 1949-м. Среди его наград – три ордена Красного Знамени, а также Ушакова, Нахимова и Красной Звезды.

ubm42 16 22 dc5a8

Аллея Героев в поселке Катунино

20 дней на освоение самолета

Основной задачей лахтинских авиаторов была разведка с самолетов МБР-2, но еще приходилось ночью в темноте бомбить Западную Лицу, что в Мурманской области, Киркенес. Героизм пилотов трудно переоценить. Например, Павел Александрович Панков на МБР-2 атаковал немецкие бомбардировщики, о такой смелости упоминалось даже в наградных листах.

Экипажи неоднократно бомбили подводные лодки противника.

Высокий профессионализм наши пилоты показали во время перегона самолетов из Америки в 1944 году. На освоение управления такой машиной давалось 20 дней. Относились к советским летчикам их английские и американские коллеги хорошо. Во время перелета они входили в состав экипажей, а в Исландии высаживались. Остальную часть пути нашим пилотам приходилось преодолевать, надеясь только на свои знания и опыт.

Первый раз перегоняли воздушные машины в Мурманск, второй – в Лахту.

О героях былых времен

Валерий Иванович был уверен в том, что в нашем районе служили не шесть, как считали раньше, а 27 Героев Советского Союза. Здесь они начали воевать в Великую Отечественную, некоторые, уже будучи удостоенными этого высокого звания. Летчикам-разведчикам его присваивали за службу во все военные годы, даже если она, например, началась на гидроаэродроме Холмовское, а закончилась в Заполярье. Тут учитывался общий налет часов, все боевые вылеты…

События военных лет, произошедшие в Лахте, – это не только часть истории Приморья, но и области, и страны.

Собирать информацию о военном прошлом Приморья Валерию Ивановичу помогали представители общественных организаций, школьники, старожилы, бывшие военнослужащие, летчик гражданской авиации Виктор Шагин.

И совместная работа принесла результаты.

– Наступит время, когда, к сожалению, уже не будет в живых участников Великой Отечественной войны, они не расскажут о своих подвигах, – говорил Валерий Иринев. – Тогда о событиях прошлого и тех, кто в них участвовал, напомнят музейные залы.

Да и сам Валерий Иванович, и вся его деятельность тоже стали частью истории нашего района. Он завещал коллегам продолжать начатое им дело, ведь военное прошлое Приморья еще требует детального изучения.

Поделиться
18397