15 июня 2014

Под знаком Шекспира

Лето некоторые недолюбливают: театры закрыты, гастроли заезжих трупп теперь редкость. Чем удовлетворить культурный голод? Впрочем, нынешний сезон трех наших театров оставил столько ярких впечатлений, что воспоминаниями и размышлениями о нем можно себя тешить до осени.

Ляльки над Двиной

Театр кукол 81-й творческий год провел негромко, но плодотворно — в юбилеях, гастролях и фестивалях. Справили дни рождения и бенефисы актрисы Вера Никитинская, Валентина Родькина, Галина Ястребова, Татьяна Горшенина, а также педагог Марина Мельницкая. 

Маршруты поездок — от Котласа и Нарьян-Мара до Рязани и Иваново. По-следний вояж был в белорусский Гродно на фестиваль «Ляльки над Неманом» с премьерой прошлого сезона «Петербургские сновидения». Успешно съездили с обменными гастролями в Вологду, и снова собираются. 

Сколько юмора в «Волшебном кольце» по Шергину, играются новые спектакли в домашнем театрике литературно-музыкальной гостиной, 15 июня — премьерный показ «Сказки из Волшебного ящика». Торжественно отметили 40 лет спектаклю «Три поросенка». Восстановлены по просьбам взрослых зрителей рождественский «Вертеп» и «Хамлет, датский принц»…

Ах, бенефис…

Кстати, дух 450-летия Шекспира витал в этом сезоне и в театре драмы. Юбиляр Валерий Колосов в бенефисной постановке «Смерть дурака» — актер, переигравший весь шекспировский репертуар. Он фигляр, шут, дурак, тот самый, который знает гораздо больше, чем мудрец… И в восстановленной комедии «Примадонны», которой закончился сезон, тоже есть тема актерства и Шекспира. Герои репетируют «Двенадцатую ночь»… 

Еще один бенефис — прекрасной актрисы Гульсины Гусевой в «Корсиканке» — прошел на ура. Ее Жозефина — смех, буря эмоций, страсть, генерал в юбке! Кстати, эта роль признана зрителями лучшей по итогам сезона (и по мнению «Газеты Архангельск», за что Гульсина Гусева награждена подпиской на следующее полугодие), как и сам спектакль в постановке Андрея Тимошенко. 

Эксперименты с «М» и «Ж»

Новый главреж, чувствуется, взбодрил театр, дал неожиданные возможности проявить себя актерам. Нынче много было экспериментов с «полами»: мужские роли оказались заменены на женские в «Смерти дурака», в «Примадоннах» мужчины переодеваются в женщин, а то и вовсе Андрей Тимошенко поставил «Искусство» по пьесе француженки Ясмин Резе в двух версиях — «мужской» и «женской». 

Лучшим по итогам сезона признан женский ансамбль с великолепными Еленой Смородиновой, Натальей Латухиной и Татьяной Боченковой! Зато мужской показали в необычных интерьерах Гостиного двора — еще один эксперимент. 

И все-таки венцом сезона я бы назвала «Эдипа». Очень сильный по глубине воздействия на зрителя многоплановый спектакль, который разрушает всяческие комплексы — и у актеров, и у публики. Недаром исполнитель главной роли Александр Дубинин признан лучшим актером, а Елена Смородинова отмечена за роль Иокасты.

А актрисой сезона я бы назвала Татьяну Боченкову, ведь она была еще и эксцентричной мачехой в «Золушке», и уморительно-трогательной Маргарет в «Смерти дурака». 

К открытию нового сезона Андрей Тимошенко всерьез решил взяться за Шекспира, уже идут репетиции «Сна в летнюю ночь», а на 29 июня объявлен кастинг молодежи для участия в массовых сценах. 

Сцена из спектакля «Попытка к бегству»

Бунт в разрезе

А вот молодежный театр особо уделил внимание изучению природы стихийного бунта. Восстание цыплят в «Попытке к бегству» по пелевинскому «Затворнику и Шестипалому» в постановке режиссера из Санкт-Петербурга Искандэра Сакаева — очень интересный и волнующий спектакль. 

Затем Виктор Панов представил инсценированный киносценарий Василия Шукшина «Я пришел дать вам волю», где речь тоже идет о стремлении личности к полету, жажде порвать путы, ограничивающие свободу. Не совсем удачным, правда, кажется выбор актера на роль Разина, но постановка впечатляет размахом, эпичностью, захватывает динамикой действия, энергичными сценами боев и казачьих игрищ. 

Совсем иной, камерной атмосферой отличается пушкинская «Капитанская дочка», сделанная московским режиссером Михаилом Егоровым в жанре «Семейных небылиц». Получился удивительный сплав истории русского бунта — «бессмысленного и беспощадного» — с рассказом о нежной, светлой, трогательной любви. Актеры здесь выкладывались по полной, но особо хочу выделить Александра Селезнева — Петрушу Гринева. 

Однако лучшим спектаклем сезона и лучшим актерским ансамблем считаю «Дом Бернарды Альбы» по Лорке, поставленным Еленой Прокопьевой. Здесь тоже, кстати, бунтуют. Действие элегантное, стильное, креативное, очень захватывающее и провокационное. 

Из открытий сезона — Александр Берестень в «Попытке к бегству», Татьяна Харитонова, блистающая в «Доме…» и в «Истории медведей панда…». А еще отмечу Наталью Малевинскую — за столь разные и очень берущие за душу роли в постановках по Лорке и Пушкину. 

Опять Чехов!

В нынешнем сезоне мы увидели на архангельских подмостках не только со-мнительного качества антрепризу, но и настоящие спектакли приезжих репертуарных театров. Дорогого стоит. Самое интересное, что это был Чехов. В рамках обменных гастролей с театром драмы были представлены «Сны Ермолая Лопахина» Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова. 

А в рамках IX Международного фестиваля «Европейская весна» — «Дядя Ваня» Малого драматического театра — Театра Европы из Санкт-Петербурга, отмеченный «Золотой маской». Последний особенно впечатлил совершенно «неклассической» Еленой Андреевной в исполнении Ксении Раппопорт.

Среди других событий выделим VI актерский областной фестиваль «Ваш выход», где актеры трех театров удивили совместной интермедией по «Трем сестрам». Опять Чехов! 

На этом своеобразном смотре достижений театрального искусства были названы лучшие спектакли и роли двух прошлых сезонов. Больше всего запомнился здесь северодвинский актер Павел Варенцов, исполнивший главную роль в «Женитьбе Бальзаминова». Он получили приз «Надежда сцены». 

Ну что же, а нам остается с большими надеждами ожидать следующего театрального сезона. 


 

Комментарий 

Андрей Тимошенко, главный режиссер театра драмы: 

arh17 a8eff— Мне интересно работать на контрасте. Под занавес этого сезона была трагедия Софокла, новый мы откроем 3 октября комедией Шекспира. И покопаться интересно, найти смыслы, скрытые в пьесе, которая на первый взгляд ни о чем. Комедия тоже ведь и мысли и чувства пробуждает. Ну а на потом, бог даст, русской классикой ударим. Планов много: и Гоголь, и Островский, и Аксенов. Лишь бы войны не было нигде — ни в стране, ни в театре, ни в мире, ни на Марсе.

Под знаком Шекспира

Ляльки над Двиной

Театр кукол 81-й творческий год провел негромко, но плодотворно — в юбилеях, гастролях и фестивалях. Справили дни рождения и бенефисы актрисы Вера Никитинская, Валентина Родькина, Галина Ястребова, Татьяна Горшенина, а также педагог Марина Мельницкая. 

Маршруты поездок — от Котласа и Нарьян-Мара до Рязани и Иваново. По-следний вояж был в белорусский Гродно на фестиваль «Ляльки над Неманом» с премьерой прошлого сезона «Петербургские сновидения». Успешно съездили с обменными гастролями в Вологду, и снова собираются. 

Сколько юмора в «Волшебном кольце» по Шергину, играются новые спектакли в домашнем театрике литературно-музыкальной гостиной, 15 июня — премьерный показ «Сказки из Волшебного ящика». Торжественно отметили 40 лет спектаклю «Три поросенка». Восстановлены по просьбам взрослых зрителей рождественский «Вертеп» и «Хамлет, датский принц»…

Ах, бенефис…

Кстати, дух 450-летия Шекспира витал в этом сезоне и в театре драмы. Юбиляр Валерий Колосов в бенефисной постановке «Смерть дурака» — актер, переигравший весь шекспировский репертуар. Он фигляр, шут, дурак, тот самый, который знает гораздо больше, чем мудрец… И в восстановленной комедии «Примадонны», которой закончился сезон, тоже есть тема актерства и Шекспира. Герои репетируют «Двенадцатую ночь»… 

Еще один бенефис — прекрасной актрисы Гульсины Гусевой в «Корсиканке» — прошел на ура. Ее Жозефина — смех, буря эмоций, страсть, генерал в юбке! Кстати, эта роль признана зрителями лучшей по итогам сезона (и по мнению «Газеты Архангельск», за что Гульсина Гусева награждена подпиской на следующее полугодие), как и сам спектакль в постановке Андрея Тимошенко. 

Эксперименты с «М» и «Ж»

Новый главреж, чувствуется, взбодрил театр, дал неожиданные возможности проявить себя актерам. Нынче много было экспериментов с «полами»: мужские роли оказались заменены на женские в «Смерти дурака», в «Примадоннах» мужчины переодеваются в женщин, а то и вовсе Андрей Тимошенко поставил «Искусство» по пьесе француженки Ясмин Резе в двух версиях — «мужской» и «женской». 

Лучшим по итогам сезона признан женский ансамбль с великолепными Еленой Смородиновой, Натальей Латухиной и Татьяной Боченковой! Зато мужской показали в необычных интерьерах Гостиного двора — еще один эксперимент. 

И все-таки венцом сезона я бы назвала «Эдипа». Очень сильный по глубине воздействия на зрителя многоплановый спектакль, который разрушает всяческие комплексы — и у актеров, и у публики. Недаром исполнитель главной роли Александр Дубинин признан лучшим актером, а Елена Смородинова отмечена за роль Иокасты.

А актрисой сезона я бы назвала Татьяну Боченкову, ведь она была еще и эксцентричной мачехой в «Золушке», и уморительно-трогательной Маргарет в «Смерти дурака». 

К открытию нового сезона Андрей Тимошенко всерьез решил взяться за Шекспира, уже идут репетиции «Сна в летнюю ночь», а на 29 июня объявлен кастинг молодежи для участия в массовых сценах. 

Сцена из спектакля «Попытка к бегству»

Бунт в разрезе

А вот молодежный театр особо уделил внимание изучению природы стихийного бунта. Восстание цыплят в «Попытке к бегству» по пелевинскому «Затворнику и Шестипалому» в постановке режиссера из Санкт-Петербурга Искандэра Сакаева — очень интересный и волнующий спектакль. 

Затем Виктор Панов представил инсценированный киносценарий Василия Шукшина «Я пришел дать вам волю», где речь тоже идет о стремлении личности к полету, жажде порвать путы, ограничивающие свободу. Не совсем удачным, правда, кажется выбор актера на роль Разина, но постановка впечатляет размахом, эпичностью, захватывает динамикой действия, энергичными сценами боев и казачьих игрищ. 

Совсем иной, камерной атмосферой отличается пушкинская «Капитанская дочка», сделанная московским режиссером Михаилом Егоровым в жанре «Семейных небылиц». Получился удивительный сплав истории русского бунта — «бессмысленного и беспощадного» — с рассказом о нежной, светлой, трогательной любви. Актеры здесь выкладывались по полной, но особо хочу выделить Александра Селезнева — Петрушу Гринева. 

Однако лучшим спектаклем сезона и лучшим актерским ансамблем считаю «Дом Бернарды Альбы» по Лорке, поставленным Еленой Прокопьевой. Здесь тоже, кстати, бунтуют. Действие элегантное, стильное, креативное, очень захватывающее и провокационное. 

Из открытий сезона — Александр Берестень в «Попытке к бегству», Татьяна Харитонова, блистающая в «Доме…» и в «Истории медведей панда…». А еще отмечу Наталью Малевинскую — за столь разные и очень берущие за душу роли в постановках по Лорке и Пушкину. 

Опять Чехов!

В нынешнем сезоне мы увидели на архангельских подмостках не только со-мнительного качества антрепризу, но и настоящие спектакли приезжих репертуарных театров. Дорогого стоит. Самое интересное, что это был Чехов. В рамках обменных гастролей с театром драмы были представлены «Сны Ермолая Лопахина» Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова. 

А в рамках IX Международного фестиваля «Европейская весна» — «Дядя Ваня» Малого драматического театра — Театра Европы из Санкт-Петербурга, отмеченный «Золотой маской». Последний особенно впечатлил совершенно «неклассической» Еленой Андреевной в исполнении Ксении Раппопорт.

Среди других событий выделим VI актерский областной фестиваль «Ваш выход», где актеры трех театров удивили совместной интермедией по «Трем сестрам». Опять Чехов! 

На этом своеобразном смотре достижений театрального искусства были названы лучшие спектакли и роли двух прошлых сезонов. Больше всего запомнился здесь северодвинский актер Павел Варенцов, исполнивший главную роль в «Женитьбе Бальзаминова». Он получили приз «Надежда сцены». 

Ну что же, а нам остается с большими надеждами ожидать следующего театрального сезона. 


 

Комментарий 

Андрей Тимошенко, главный режиссер театра драмы: 

arh17 a8eff— Мне интересно работать на контрасте. Под занавес этого сезона была трагедия Софокла, новый мы откроем 3 октября комедией Шекспира. И покопаться интересно, найти смыслы, скрытые в пьесе, которая на первый взгляд ни о чем. Комедия тоже ведь и мысли и чувства пробуждает. Ну а на потом, бог даст, русской классикой ударим. Планов много: и Гоголь, и Островский, и Аксенов. Лишь бы войны не было нигде — ни в стране, ни в театре, ни в мире, ни на Марсе.

Поделиться
2691