18 сентября 2014

Под нами – карст, над нами – крест

Шатаются только медведи

Туристский информационный центр Архангельской области, Пинежский заповедник и туроператор «Ветер перемен» организовали для журналистов и представителей турфирм пресс-тур на Пинегу. Перед отъездом в Пинежский район – краткая экскурсия-пробежка по музею-заповеднику и осмотр туркомплекса «Малые Карелы». Гости из Москвы, Санкт-Петербурга и соседних с Архангельской областью регионов с интересом полюбовались на храмы и избы Русского Севера – жаль, времени на это было отведено мало.

А впереди – таинственная Пинега, известная иногородней интеллигенции в основном по повестям Федора Абрамова. Правда, родина писателя, Веркола, в пресс-тур не вошла. Зато заповедные красоты средней Пинеги, близ одноименного поселка, как говорится, – по полной программе.
Широкие луга, равнинные берега северной реки неожиданно сменяются гористым ландшафтом. По левую руку начинаются владения Пинежского заповедника: среди девственной тайги вырастают известняковые скалы, вдоль обочины дороги торчат нетронутые подосиновики и подберезовики. Гости очень сетовали, что не удалось сфотографировать пересекшего дорогу бойкого бурундука. Пейзаж вокруг напоминает классические картины Сибири: огромные лиственницы вдоль тропы, громоздящиеся над дорогой горы, сам дух местности, завораживающе-дремучей тайги. На пространстве в 51 тысячу гектаров – нетронутая природа, где можно запросто наткнуться на медведя. Уже сорок лет на этой территории запрещена всякая хозяйственная деятельность, шататься по тайге посторонним воспрещается. Исключение – для ученых, наблюдающих природу в ее первозданном виде, и для участников нашего пресс-тура, но – по строго определенным маршрутам.

Куда ушла чудь?

Большинство географических названий Пинежья финно-угорского происхождения. Есть и очень древние славянские, например речка Гбач (что значит «изгиб», «излучина»), унаследованные от первых переселенцев-новгородцев. Есть топонимы и вовсе непонятного происхождения, включая само слово «Пинега». Ведь финский корень «пин» означает «маленький». А вы взгляните на карту, посмотрите на эту величественную реку вживую – разве она маленькая? Так что до конца не ясно, какой народ подарил имя реке.

Древнейшие известные нам жители Пинежья – чудь, т. е. финно-угорские (а может, и более древние) племена. Как гласят русские предания, с приходом в эти края новгородцев чудь «под землю ушла». Конечно, в карстовые пустоты древние жители не проваливались, а просто постепенно растворились среди русского населения. Хотя было куда уходить: четверть пещер области сосредоточены на Пинеге. Самая популярная среди них – Голубинский провал, куда обязательно водят гостей. Раньше выдавали настоящую спелео-
логическую экипировку, теперь ограничиваются белым балахоном и фонариком, который с трудом крепится на голове, – экономят.

В недрах Тараканьего лога

Голубино – не от голубей (в подземельях живут только летучие мыши да мелкие беспозвоночные), а от слова «глубина»: была в старину на Руси «Голубиная книга», сиречь «глубинная». Пинежские «голубиные» пещеры – это тоже книга, страницы которой – миллионолетия истории Земли. Еще в палеозойскую эру здесь была соленая лагуна, в которой промилле зашкаливали, – поэтому отпечатков морских организмов в древних слоях вы не найдете, не могли выжить они в столь соленом «бульоне».

Отложения постепенно накапливались, превращаясь в известняковые, гипсовые слои. Ближе к нашему времени («всего» каких-то десятки тысяч лет назад) пинежскую землю основательно пропахал ледник. Вода, просачиваясь сквозь толщи пород, сотворила нерукотворное чудо – подземные пустоты; застывая, превращалась в сталактиты, сталагмиты и сталагнаты (ледяные колонны); прорезала в камне тоннели, соорудила подземные залы, тоннели, «сифоны»; обернулась водопадами. А на поверхности совместными трудами воды и ветра были созданы воронки, цирки, останцы и, наконец, глубокие лога. Это, конечно, не американские каньоны, но и здесь захватывает дух, когда со смотровой площадки заглянешь в недра Тараканьего лога, внутри которого может поместиться двадцатиэтажный дом. По одной из версий, Тараканьим он назван потому, что люди, идущие по дну его, кажутся похожими на тараканов.

Колдуны и храмы

Среди загадок, которыми богата история Пинеги, – знаменитые колдуны, насылавшие на насоливших им земляков порчу – «икоту». О происхождении этого нервно-психического расстройства до сих пор спорят медики и этнологи.

Нам не довелось увидеть настоящих икотниц и колдунов, дело ограничилось рассказом о них в местном краеведческом музее. Когда-то поселок Пинега имел статус города и был столицей Пинежской земли. Сейчас о его былом значении свидетельствуют музейные экспозиции, посвященные знаменитой купеческой династии Володиных (собственно, сам музей разместился в бывшем володинском доме), мрачным страницам истории Кулойлага, политической ссылке, которая насчитывает несколько веков. От некоронованного правителя России Василия Голицына, сосланного в эти края волею Петра, к знаковым фигурам российской истории ХХ века, в числе которых государственные деятели Климент Ворошилов, Алексей Рыков, писатель Александр Грин. Из местных уроженцев самый выдающийся – землепроходец Семен Дежнев (его малая родина – деревня Осиновская).

Некогда славилась Пинега своими монастырями. Более четырех веков назад на Красной Горке был основан Богородицкий монастырь, где и упокоился опальный князь Василий Голицын.

В обители хранились две чудотворные иконы – Владимирской и Грузинской Божьей Матери. Сегодня от монастыря остались лишь руины храма с остатками фресок. Восстановили, было, один из корпусов монастыря для размещения здесь отдыхающих, но несколько лет назад здание выгорело. Так же, как стало пепелищем и центральное здание туркомплекса «Голубино». Год прошел, а его руины все так же чернеют, пугая своим видом посетителей. Впрочем, это не помешало гостям Пинежья по достоинству оценить этот древний и загадочный край. Дикая природа совсем рядом, только протяни руку: так, прямо на территории комплекса «Голубино» растут белые грибы и рыжики, только успевай собирать. Кто хоть раз побывал здесь, наверняка захочет вновь посетить этот заповедный уголок Севера России.


Кстати

Святое Пинежье

В фестивале народного творчества «Маргаритинские смотрины» примут участие Веркольский народный хор
и вокальная группа коллектива «Отрада» из села Сура.

На презентации района гостям расскажут об Артемии Веркольском, Параскеве Пиринемской, Сергии Малопинежском, Макарии Красногорском, Иоанне Кронштадтском. Можно будет купить книги и иконы местных святых.

Пинежье – это то место, где сами деревни являются музеями под открытым небом, где из поколения в поколение поются народные песни, а бабушкины сарафаны служат по прямому назначению. С неспокойной душой паломники идут взглянуть на святые места – Артемиево-Веркольский мужской и Сурский Иоанновский женский монастыри. В районе активно работают православные приходы в Карпогорах, Ясном, Пинеге, Сосновке и благодаря прихожанам восстанавливаются и строятся новые часовни и церкви.

Под нами – карст, над нами – крест

А впереди – таинственная Пинега, известная иногородней интеллигенции в основном по повестям Федора Абрамова. Правда, родина писателя, Веркола, в пресс-тур не вошла. Зато заповедные красоты средней Пинеги, близ одноименного поселка, как говорится, – по полной программе.
Широкие луга, равнинные берега северной реки неожиданно сменяются гористым ландшафтом. По левую руку начинаются владения Пинежского заповедника: среди девственной тайги вырастают известняковые скалы, вдоль обочины дороги торчат нетронутые подосиновики и подберезовики. Гости очень сетовали, что не удалось сфотографировать пересекшего дорогу бойкого бурундука. Пейзаж вокруг напоминает классические картины Сибири: огромные лиственницы вдоль тропы, громоздящиеся над дорогой горы, сам дух местности, завораживающе-дремучей тайги. На пространстве в 51 тысячу гектаров – нетронутая природа, где можно запросто наткнуться на медведя. Уже сорок лет на этой территории запрещена всякая хозяйственная деятельность, шататься по тайге посторонним воспрещается. Исключение – для ученых, наблюдающих природу в ее первозданном виде, и для участников нашего пресс-тура, но – по строго определенным маршрутам.

Куда ушла чудь?

Большинство географических названий Пинежья финно-угорского происхождения. Есть и очень древние славянские, например речка Гбач (что значит «изгиб», «излучина»), унаследованные от первых переселенцев-новгородцев. Есть топонимы и вовсе непонятного происхождения, включая само слово «Пинега». Ведь финский корень «пин» означает «маленький». А вы взгляните на карту, посмотрите на эту величественную реку вживую – разве она маленькая? Так что до конца не ясно, какой народ подарил имя реке.

Древнейшие известные нам жители Пинежья – чудь, т. е. финно-угорские (а может, и более древние) племена. Как гласят русские предания, с приходом в эти края новгородцев чудь «под землю ушла». Конечно, в карстовые пустоты древние жители не проваливались, а просто постепенно растворились среди русского населения. Хотя было куда уходить: четверть пещер области сосредоточены на Пинеге. Самая популярная среди них – Голубинский провал, куда обязательно водят гостей. Раньше выдавали настоящую спелео-
логическую экипировку, теперь ограничиваются белым балахоном и фонариком, который с трудом крепится на голове, – экономят.

В недрах Тараканьего лога

Голубино – не от голубей (в подземельях живут только летучие мыши да мелкие беспозвоночные), а от слова «глубина»: была в старину на Руси «Голубиная книга», сиречь «глубинная». Пинежские «голубиные» пещеры – это тоже книга, страницы которой – миллионолетия истории Земли. Еще в палеозойскую эру здесь была соленая лагуна, в которой промилле зашкаливали, – поэтому отпечатков морских организмов в древних слоях вы не найдете, не могли выжить они в столь соленом «бульоне».

Отложения постепенно накапливались, превращаясь в известняковые, гипсовые слои. Ближе к нашему времени («всего» каких-то десятки тысяч лет назад) пинежскую землю основательно пропахал ледник. Вода, просачиваясь сквозь толщи пород, сотворила нерукотворное чудо – подземные пустоты; застывая, превращалась в сталактиты, сталагмиты и сталагнаты (ледяные колонны); прорезала в камне тоннели, соорудила подземные залы, тоннели, «сифоны»; обернулась водопадами. А на поверхности совместными трудами воды и ветра были созданы воронки, цирки, останцы и, наконец, глубокие лога. Это, конечно, не американские каньоны, но и здесь захватывает дух, когда со смотровой площадки заглянешь в недра Тараканьего лога, внутри которого может поместиться двадцатиэтажный дом. По одной из версий, Тараканьим он назван потому, что люди, идущие по дну его, кажутся похожими на тараканов.

Колдуны и храмы

Среди загадок, которыми богата история Пинеги, – знаменитые колдуны, насылавшие на насоливших им земляков порчу – «икоту». О происхождении этого нервно-психического расстройства до сих пор спорят медики и этнологи.

Нам не довелось увидеть настоящих икотниц и колдунов, дело ограничилось рассказом о них в местном краеведческом музее. Когда-то поселок Пинега имел статус города и был столицей Пинежской земли. Сейчас о его былом значении свидетельствуют музейные экспозиции, посвященные знаменитой купеческой династии Володиных (собственно, сам музей разместился в бывшем володинском доме), мрачным страницам истории Кулойлага, политической ссылке, которая насчитывает несколько веков. От некоронованного правителя России Василия Голицына, сосланного в эти края волею Петра, к знаковым фигурам российской истории ХХ века, в числе которых государственные деятели Климент Ворошилов, Алексей Рыков, писатель Александр Грин. Из местных уроженцев самый выдающийся – землепроходец Семен Дежнев (его малая родина – деревня Осиновская).

Некогда славилась Пинега своими монастырями. Более четырех веков назад на Красной Горке был основан Богородицкий монастырь, где и упокоился опальный князь Василий Голицын.

В обители хранились две чудотворные иконы – Владимирской и Грузинской Божьей Матери. Сегодня от монастыря остались лишь руины храма с остатками фресок. Восстановили, было, один из корпусов монастыря для размещения здесь отдыхающих, но несколько лет назад здание выгорело. Так же, как стало пепелищем и центральное здание туркомплекса «Голубино». Год прошел, а его руины все так же чернеют, пугая своим видом посетителей. Впрочем, это не помешало гостям Пинежья по достоинству оценить этот древний и загадочный край. Дикая природа совсем рядом, только протяни руку: так, прямо на территории комплекса «Голубино» растут белые грибы и рыжики, только успевай собирать. Кто хоть раз побывал здесь, наверняка захочет вновь посетить этот заповедный уголок Севера России.


Кстати

Святое Пинежье

В фестивале народного творчества «Маргаритинские смотрины» примут участие Веркольский народный хор
и вокальная группа коллектива «Отрада» из села Сура.

На презентации района гостям расскажут об Артемии Веркольском, Параскеве Пиринемской, Сергии Малопинежском, Макарии Красногорском, Иоанне Кронштадтском. Можно будет купить книги и иконы местных святых.

Пинежье – это то место, где сами деревни являются музеями под открытым небом, где из поколения в поколение поются народные песни, а бабушкины сарафаны служат по прямому назначению. С неспокойной душой паломники идут взглянуть на святые места – Артемиево-Веркольский мужской и Сурский Иоанновский женский монастыри. В районе активно работают православные приходы в Карпогорах, Ясном, Пинеге, Сосновке и благодаря прихожанам восстанавливаются и строятся новые часовни и церкви.

Поделиться
4862