19 августа 2014

Почва земная — почва духовная

Недавно в Москве прошло большое совещание по вопросам сельского хозяйства. На державном уровне вновь обсуждалось, как возродить российскую деревню, остановить отток сельских жителей, поднять производство зерновых, молока, мяса. Будет ли прок от намеченных мер, покажет время. Однако давно уже очевидно, что всякие меры запаздывают. Мы настолько зависимы от импорта продовольствия, который по разным оценкам составляют от 40 до 70 процентов, что в случае обострения мировой обстановки страну могут задушить голодом. Не менее страшен голод духовный. Его наш народ уже испытывает. Одна из причин этого процесса — урбанизация. Гибель деревенского мира, отрыв от родных корней, от живоносных родников святоотеческих традиций подтачивает душу народа. И вовсе не преувеличение, что судьба деревни — это судьба нации.

Едва ли не пятую часть всех номеров журнала «Двина» составляют тематические выпуски, посвящённые деревне. Деревня — отрада и одновременно неизбывная боль литераторов Русского Севера, членов Союза писателей России. Ведь большинство из них — выходцы из сельской глубинки или проживают там. Они всем сердцем сознают, что малая родина — это не только житница, но и духовная кладовая.

Свежий номер журнала выходит под девизом, вынесенным в заголовок. Мать-земля в нём представлена в пространстве и во времени. Пространство — это ближние и дальние дали, просторы Русского Севера. А время, начиная от средних веков и до нынешних дней.

Назову основные произведения. Продолжение романа-реконструкции Александра Лыскова «ЛЁД…» — здесь на календаре северной деревни середина XVIII — начало XIX веков. Продолжение повествования Сергея Кириллова «Уйдома» — здесь конец 1917 — начало 1918 годов, трагических для судьбы России, тогда деревенской державы. Далее — весь XX век, где деревня предстаёт в разных ипостасях и разных жанрах: эссе Владимира Личутина «Судьба деревни»; стихи Ольги Фокиной «Сеяли, жали, рожали и стоили…»; рецензия Людмилы Ашиток «Правда о деревне Пекашино», посвящённая экранизации тетралогии Фёдора Абрамова «Братья и сёстры»; стихи Александра Роскова «Корневая порода», составляющие галерею портретов деревенской родни и односельчан — вечных тружеников; письма «архангельского мужика» Николая Сивкова, которые публикует автор очерка «Милые мои…» Александр Лысков… А во второй половине свежего номера «Двины» предстаёт сегодняшняя деревня. В своём житие она пестра и разнообразна. Здесь и отчаянье — очерк Галины Рудаковой (Холмогорский район) «Кто придёт на наши земли вместо нас?», и фатализм — рассказы Дмитрия Ермакова «Деревня на зелёном холме». Здесь сельская драма, перемешанная с элегией, — повесть Владислава Попова (Пинежье) «Ворота в синее поле». Здесь — и надежда, я имею в виду очерк Ильи Иконникова (Летний берег) «Приезжайте в Лопшеньгу!». А перемежают свод нового номера «Двины» стихи, эссе и небольшие прозаические произведения, которые мне как редактору представляются венком из полевых цветов — васильков да ромашек. Может, потому, что они просты и безыскусны, как сама деревенская жизнь. Может, потому, что авторы их женщины, оделяющие читателей своей сердечностью. Это Татьяна Бечина (Верхнетоемский район), Надежда Князева (Шенкурский район), Ольга Корзова (Кеноречье), Лилия Синцова (Холмогоры), Ирина Турченко (Конёво)… Один только вопрос не даёт мне покоя: для чего сплетен этот венок — для встречи завтрашнего деревенского дня или, как это ни горько, для отпевания русской деревни?

Приобрести свежий номер журнала «Двина» можно по адресу ИД «Двина»:

г. Архангельск, пр. Новгородский,32, каб.706. Тел. для справок: 20-41-10.

Михаил Попов, редактор журнала «Двина»

Едва ли не пятую часть всех номеров журнала «Двина» составляют тематические выпуски, посвящённые деревне. Деревня — отрада и одновременно неизбывная боль литераторов Русского Севера, членов Союза писателей России. Ведь большинство из них — выходцы из сельской глубинки или проживают там. Они всем сердцем сознают, что малая родина — это не только житница, но и духовная кладовая.

Свежий номер журнала выходит под девизом, вынесенным в заголовок. Мать-земля в нём представлена в пространстве и во времени. Пространство — это ближние и дальние дали, просторы Русского Севера. А время, начиная от средних веков и до нынешних дней.

Назову основные произведения. Продолжение романа-реконструкции Александра Лыскова «ЛЁД…» — здесь на календаре северной деревни середина XVIII — начало XIX веков. Продолжение повествования Сергея Кириллова «Уйдома» — здесь конец 1917 — начало 1918 годов, трагических для судьбы России, тогда деревенской державы. Далее — весь XX век, где деревня предстаёт в разных ипостасях и разных жанрах: эссе Владимира Личутина «Судьба деревни»; стихи Ольги Фокиной «Сеяли, жали, рожали и стоили…»; рецензия Людмилы Ашиток «Правда о деревне Пекашино», посвящённая экранизации тетралогии Фёдора Абрамова «Братья и сёстры»; стихи Александра Роскова «Корневая порода», составляющие галерею портретов деревенской родни и односельчан — вечных тружеников; письма «архангельского мужика» Николая Сивкова, которые публикует автор очерка «Милые мои…» Александр Лысков… А во второй половине свежего номера «Двины» предстаёт сегодняшняя деревня. В своём житие она пестра и разнообразна. Здесь и отчаянье — очерк Галины Рудаковой (Холмогорский район) «Кто придёт на наши земли вместо нас?», и фатализм — рассказы Дмитрия Ермакова «Деревня на зелёном холме». Здесь сельская драма, перемешанная с элегией, — повесть Владислава Попова (Пинежье) «Ворота в синее поле». Здесь — и надежда, я имею в виду очерк Ильи Иконникова (Летний берег) «Приезжайте в Лопшеньгу!». А перемежают свод нового номера «Двины» стихи, эссе и небольшие прозаические произведения, которые мне как редактору представляются венком из полевых цветов — васильков да ромашек. Может, потому, что они просты и безыскусны, как сама деревенская жизнь. Может, потому, что авторы их женщины, оделяющие читателей своей сердечностью. Это Татьяна Бечина (Верхнетоемский район), Надежда Князева (Шенкурский район), Ольга Корзова (Кеноречье), Лилия Синцова (Холмогоры), Ирина Турченко (Конёво)… Один только вопрос не даёт мне покоя: для чего сплетен этот венок — для встречи завтрашнего деревенского дня или, как это ни горько, для отпевания русской деревни?

Приобрести свежий номер журнала «Двина» можно по адресу ИД «Двина»:

г. Архангельск, пр. Новгородский,32, каб.706. Тел. для справок: 20-41-10.

Михаил Попов, редактор журнала «Двина»

Поделиться
4142