12 декабря 2015

По шапке встречают

«Шапочное знакомство» – так называется выставка головных уборов XIX–XX веков народов Российской империи из коллекций Российского этнографического музея из Санкт-Петербурга и Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». 

Каков Пахом…

Такова и шапка на нем, гласит народная пословица. Недаром. Ведь она с давних времен была своеобразной визитной карточкой, по которой судили о месте проживания, знатности и богатстве, профессии хозяина. 

А про хозяйку и того больше можно было узнать – просватана девушка или нет, давно замужем или первый год. 

– Головной убор как составная часть костюма играл большую роль в традиционной культуре народов, населяющих Россию, – заметила ведущий специалист этнографического музея Наталья Калашникова. – В нашей экспозиции представлены около ста шапок 30 национальностей, многие из тех предметов, что привезли в Архангельск, выставляются впервые. И мы уверены, что это «Шапочное знакомство» не будет поверхностным, а даст богатый материал для изучения головных уборов и особенностей моды прошлого конструкторам современной одежды. 

По Фоме – колпак… 

А по Сеньке – шапка. Еще одна народная мудрость, подчеркивавающая социальную принадлежность человека. Между прочим, только когда на ребеночка надевали чепчик, он приобщался к миру людей. Его головной убор должен был плотно облегать головку, чтобы она получилась кругленькой, ушки не топырились. Часто шапочки шились из лоскутов, дополнялись лентами, кисточками, монетками, пуговками, бусинами, украшались вышивкой-оберегом – для привлечения силы и здоровья. Особенный интерес на «детской» витрине привлекает киргизский тебетей с султанчиком из перьев, девчоночий нарядный тумак тоже с перышками – петуха и индейки, смешной татарский меховой капаши с рожками и украинская цветастая стричка. 

Впечатляет мистический убор шамана – колокольчики, кожаные ленты, косички-дреды, занимателен соломенный капелюх простака-белоруса, кажется, топорщатся усы и горят черные глаза под кавказской овечьей папахой, и охота станцевать задорный краковяк с элегантной польской шапочкой, под околыш которой воткнуто перо павлина. 

Так и вспоминается опять же из арсенала устного народного творчества: «Шапочка с ушами, молодчик с кудрями». Хотя носили мужчины обычно одно и то же – от молодости до старости, разве что юноши примерялись к более модным фасонам. Одни расшитые тюбетейки среднеазиатов пробуждают художественный аппетит. Остальные – фуражки, шляпы, картузы из фетра да войлока, даже украшенные розами и целыми букетиками, шнурами и прочими завлекательными аксессуарами, все же скучнее женских. 

кИргизский тебетей и и татарский капаши с рожками 52c4c

Киргизский тебетей и и татарский капаши с рожками

Венок, кика, кокошник

В подтверждение сказанного приведем Даля: «На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта». Вот где многоцветье и разнообразие! Девочки могли ходить с косами, довольствуясь простыми тесемками. Девушкам разрешалось оставлять непокрытой макушку, потому у славянок в ходу были повязки, перевязки и венки, у башкирок макушка в танье выделена бисерным наконечником, а чувашская шапочка хушпу похожа на шлем воительницы с жетонами и раковинами… Интересная особенность: чем старше девушка, тем выше и богаче ее головной убор. Парча, жемчуг, бисер, мех, золотное шитье, цветы… 

Но приходит пора и девушке расплетать косу, голосить под свадебным покрывалом. На Севере невеста красовалась в жемчужном венце, украинки обязательно вплетали в свой венок барвинок, якутки наряжались в шапку из росомахи. А вот то, что носили замужние: карельская сорока, украинский очипок, эстонский чепец, рязанская рогатая кика… Кстати, рогатость некоторых моделей символизирует плодовитость, подчеркивает, что женщина, которая ее носит, еще может рожать. Праздничная одежда передавалась из поколения в поколение как символ благополучия, особенно свадебные наряды. 

Самым дорогим праздничным головным убором наших замужних прабабушек был кокошник (от древнеслав. кокош – курица, наседка, петух). На Севере он считался свадебным, украшался жемчугом. К нему прикрепляли покрывало из узорной ткани, поверх носили фату или платок, сложенный треугольником. 

У простого народа кокошник появился примерно в XVI–XVII веках, заменив собой рогатую кику. Позднее их станут носить и незамужние девушки, у них верх убора останется открытым.

марийский народный костюм 7300d

Марийский народный костюм

Коса – девичья краса 

– В нашем музее тоже довольно внушительная коллекция праздничных женских и девичьих головных уборов, – заметила главный хранитель музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Людмила Кислуха, – самые редкие мы представили здесь. Например, каргопольский почелок XVIII века и свадебный жемчужный венец. Эта выставка замечательна тем, что знакомит с культурой других народов, и, надеюсь, вызовет большой интерес у архангелогородцев. 

На вернисаже прошло небольшое дефиле, где были представлены при участии модельного агентства Николая Терюхина головные уборы из фондов Северного народного хора.

– Когда в 1926-м создавался хор, – рассказал Николай Терюхин, – многие певуньи приходили в него в костюмах своей местности, мы показываем то, что удалось сохранить. Повязка, перевязка, сборник, сольвычегодский кокошник и еще один – каргопольский однорогий, шали, платки с золотным шитьем. На их основе пошиты современные сценические уборы. 

Студенты торгово-экономического колледжа, будущие парикмахеры и стилисты, устроили показ современных причесок на основе традиционной косы. Их плели и замужние крестьянки, но уже не одну, а две, и укладывали их на голове. Оказывается, из волос много чего затейливого можно навертеть! Мастер-классы по созданию и моделированию причесок запланированы в течение всей работы выставки, которая продлится до 14 марта. 

По шапке встречают

Каков Пахом…

Такова и шапка на нем, гласит народная пословица. Недаром. Ведь она с давних времен была своеобразной визитной карточкой, по которой судили о месте проживания, знатности и богатстве, профессии хозяина. 

А про хозяйку и того больше можно было узнать – просватана девушка или нет, давно замужем или первый год. 

– Головной убор как составная часть костюма играл большую роль в традиционной культуре народов, населяющих Россию, – заметила ведущий специалист этнографического музея Наталья Калашникова. – В нашей экспозиции представлены около ста шапок 30 национальностей, многие из тех предметов, что привезли в Архангельск, выставляются впервые. И мы уверены, что это «Шапочное знакомство» не будет поверхностным, а даст богатый материал для изучения головных уборов и особенностей моды прошлого конструкторам современной одежды. 

По Фоме – колпак… 

А по Сеньке – шапка. Еще одна народная мудрость, подчеркивавающая социальную принадлежность человека. Между прочим, только когда на ребеночка надевали чепчик, он приобщался к миру людей. Его головной убор должен был плотно облегать головку, чтобы она получилась кругленькой, ушки не топырились. Часто шапочки шились из лоскутов, дополнялись лентами, кисточками, монетками, пуговками, бусинами, украшались вышивкой-оберегом – для привлечения силы и здоровья. Особенный интерес на «детской» витрине привлекает киргизский тебетей с султанчиком из перьев, девчоночий нарядный тумак тоже с перышками – петуха и индейки, смешной татарский меховой капаши с рожками и украинская цветастая стричка. 

Впечатляет мистический убор шамана – колокольчики, кожаные ленты, косички-дреды, занимателен соломенный капелюх простака-белоруса, кажется, топорщатся усы и горят черные глаза под кавказской овечьей папахой, и охота станцевать задорный краковяк с элегантной польской шапочкой, под околыш которой воткнуто перо павлина. 

Так и вспоминается опять же из арсенала устного народного творчества: «Шапочка с ушами, молодчик с кудрями». Хотя носили мужчины обычно одно и то же – от молодости до старости, разве что юноши примерялись к более модным фасонам. Одни расшитые тюбетейки среднеазиатов пробуждают художественный аппетит. Остальные – фуражки, шляпы, картузы из фетра да войлока, даже украшенные розами и целыми букетиками, шнурами и прочими завлекательными аксессуарами, все же скучнее женских. 

кИргизский тебетей и и татарский капаши с рожками 52c4c

Киргизский тебетей и и татарский капаши с рожками

Венок, кика, кокошник

В подтверждение сказанного приведем Даля: «На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта». Вот где многоцветье и разнообразие! Девочки могли ходить с косами, довольствуясь простыми тесемками. Девушкам разрешалось оставлять непокрытой макушку, потому у славянок в ходу были повязки, перевязки и венки, у башкирок макушка в танье выделена бисерным наконечником, а чувашская шапочка хушпу похожа на шлем воительницы с жетонами и раковинами… Интересная особенность: чем старше девушка, тем выше и богаче ее головной убор. Парча, жемчуг, бисер, мех, золотное шитье, цветы… 

Но приходит пора и девушке расплетать косу, голосить под свадебным покрывалом. На Севере невеста красовалась в жемчужном венце, украинки обязательно вплетали в свой венок барвинок, якутки наряжались в шапку из росомахи. А вот то, что носили замужние: карельская сорока, украинский очипок, эстонский чепец, рязанская рогатая кика… Кстати, рогатость некоторых моделей символизирует плодовитость, подчеркивает, что женщина, которая ее носит, еще может рожать. Праздничная одежда передавалась из поколения в поколение как символ благополучия, особенно свадебные наряды. 

Самым дорогим праздничным головным убором наших замужних прабабушек был кокошник (от древнеслав. кокош – курица, наседка, петух). На Севере он считался свадебным, украшался жемчугом. К нему прикрепляли покрывало из узорной ткани, поверх носили фату или платок, сложенный треугольником. 

У простого народа кокошник появился примерно в XVI–XVII веках, заменив собой рогатую кику. Позднее их станут носить и незамужние девушки, у них верх убора останется открытым.

марийский народный костюм 7300d

Марийский народный костюм

Коса – девичья краса 

– В нашем музее тоже довольно внушительная коллекция праздничных женских и девичьих головных уборов, – заметила главный хранитель музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Людмила Кислуха, – самые редкие мы представили здесь. Например, каргопольский почелок XVIII века и свадебный жемчужный венец. Эта выставка замечательна тем, что знакомит с культурой других народов, и, надеюсь, вызовет большой интерес у архангелогородцев. 

На вернисаже прошло небольшое дефиле, где были представлены при участии модельного агентства Николая Терюхина головные уборы из фондов Северного народного хора.

– Когда в 1926-м создавался хор, – рассказал Николай Терюхин, – многие певуньи приходили в него в костюмах своей местности, мы показываем то, что удалось сохранить. Повязка, перевязка, сборник, сольвычегодский кокошник и еще один – каргопольский однорогий, шали, платки с золотным шитьем. На их основе пошиты современные сценические уборы. 

Студенты торгово-экономического колледжа, будущие парикмахеры и стилисты, устроили показ современных причесок на основе традиционной косы. Их плели и замужние крестьянки, но уже не одну, а две, и укладывали их на голове. Оказывается, из волос много чего затейливого можно навертеть! Мастер-классы по созданию и моделированию причесок запланированы в течение всей работы выставки, которая продлится до 14 марта. 

Поделиться
11883