10 августа 2017

По мотивам рассказов Тургенева

Сегодня мы продолжим знакомиться с работами художников-передвижников, хранящимися в коллекции нашего музея. Одной из самых характерных фигур передвижничества был Владимир Егорович Маковский. В Усадебном доме Е. К. Плотниковой можно увидеть его картину «Охотники» 1906 года.

Непревзойденный мастер живописного рассказа, Маковский умел высветить житейскую проблему через метко подмеченную сценку, не затрагивая острых социальных вопросов. Более сорока лет он выставлялся со своими живописными новеллами, почти не меняясь. По своему художественному уровню картины, относящиеся к первым выставкам передвижников, не уступают более поздним работам художника.

Известны несколько картин Владимира Маковского на охотничьи темы, герои и сценки в которых словно навеяны персонажами охотничьих рассказов И. С. Тургенева. К ним относится работа «Охотники», экспонирующаяся в зале жанровой живописи Усадебного дома Е. К. Плотниковой.

Она написана уже сложившимся мастером со своей индивидуальной манерой. Ее, как и другие работы зрелого художника, отличает психологизм, редкая наблюдательность жизненных явлений. Художнику Маковскому свойственно умение в переходящем незначительном моменте, казалось бы, обычной ситуации увидеть что-то очень важное в раскрытии характеров своих героев.

Так и здесь: два охотника повстречались на дороге, ведущей в лес, один попросил другого закурить, казалось бы, что можно извлечь из подобного момента? Но эту незначительную ситуацию художник делает моментом психологической характеристики героев. Образы построены по принципу контраста. При внимательном рассмотрении сюжета зритель понимает, кто у кого прикуривает, замечает дорогое ружье, сапоги, породистых нетерпеливых собак – у одного и лапти, худую грустную собачонку – у другого. Общее увлечение, однако, сближает персонажей картины.

В своей работе художник далек от социального обличения, но он совершенно определенно указывает здесь не только психологическое, но и социальное различие своих героев. Следует отметить в картине заметное преобладание повествовательного элемента над живописным. Она типичный пример работ позднего, закатного периода передвижничества.

Критики утверждают, что в области бытовой живописи В. Е. Маковскому нет равных. Он непревзойденный мастер короткого яркого рассказа, мастер картины-новеллы. В своем творчестве он продолжал и развивал лучшие традиции зачинателей русского жанра – А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина, выдающихся русских художников-жанристов П. А. Федотова и В. Г. Перова.

Дарья Эрдман, зав. отделом русского классического искусства ГМО «Художественная культура Русского Севера»

 

Непревзойденный мастер живописного рассказа, Маковский умел высветить житейскую проблему через метко подмеченную сценку, не затрагивая острых социальных вопросов. Более сорока лет он выставлялся со своими живописными новеллами, почти не меняясь. По своему художественному уровню картины, относящиеся к первым выставкам передвижников, не уступают более поздним работам художника.

Известны несколько картин Владимира Маковского на охотничьи темы, герои и сценки в которых словно навеяны персонажами охотничьих рассказов И. С. Тургенева. К ним относится работа «Охотники», экспонирующаяся в зале жанровой живописи Усадебного дома Е. К. Плотниковой.

Она написана уже сложившимся мастером со своей индивидуальной манерой. Ее, как и другие работы зрелого художника, отличает психологизм, редкая наблюдательность жизненных явлений. Художнику Маковскому свойственно умение в переходящем незначительном моменте, казалось бы, обычной ситуации увидеть что-то очень важное в раскрытии характеров своих героев.

Так и здесь: два охотника повстречались на дороге, ведущей в лес, один попросил другого закурить, казалось бы, что можно извлечь из подобного момента? Но эту незначительную ситуацию художник делает моментом психологической характеристики героев. Образы построены по принципу контраста. При внимательном рассмотрении сюжета зритель понимает, кто у кого прикуривает, замечает дорогое ружье, сапоги, породистых нетерпеливых собак – у одного и лапти, худую грустную собачонку – у другого. Общее увлечение, однако, сближает персонажей картины.

В своей работе художник далек от социального обличения, но он совершенно определенно указывает здесь не только психологическое, но и социальное различие своих героев. Следует отметить в картине заметное преобладание повествовательного элемента над живописным. Она типичный пример работ позднего, закатного периода передвижничества.

Критики утверждают, что в области бытовой живописи В. Е. Маковскому нет равных. Он непревзойденный мастер короткого яркого рассказа, мастер картины-новеллы. В своем творчестве он продолжал и развивал лучшие традиции зачинателей русского жанра – А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина, выдающихся русских художников-жанристов П. А. Федотова и В. Г. Перова.

Дарья Эрдман, зав. отделом русского классического искусства ГМО «Художественная культура Русского Севера»

 

Поделиться
23074