По дороге в удовольствие

За время командировки в Ленский район мы проехали более 2000 километров. За чертой Архангельска дороги оказались на удивление хороши.

Разочарование было недолгим

В Яренск из Архангельска мы выезжали после сильного ночного снегопада. В полвосьмого кое-как были расчищены только центральные улицы. Боковые и дворы утопали в снегу. Не лучше обстояли дела и на выезде из города на трассе М-8. И только ближе к Брин-Наволоку дорога стала похожа на федеральную трассу. С беспокойством ждали съезда на печально известную котласскую дорогу. Беспокойство не оправдалось. Она была расчищена, укатана, и наш «Дастер» уверенно пожирал сотню за сотней. А в Красноборском районе трасса стала совсем ухоженной – четкие обочины, посыпанные песком спуски и подъемы, и даже на поворотах видны свежие следы противогололедной посыпки. Ночевали в Коряжме. Опять шел сильный снег. Но утром дорога на Яренск была уже чиста. Въезжаем в Ленский район, и вот оно – занесенные обочины. Правда, разочарование наше было недолгим. Через десяток километров повстречался один снегоочиститель, за ним в километре – другой. И дальше до самого Яренска та же благодать ухоженного зимника.

Колесили по району три дня. Заезжали в деревни, переправлялись в Урдому. Был еще один снегопад.

И куда бы ни ехали, утром, днем, вечером нам встречалась дорожная техника. И никаких претензий к качеству.

Дед Мороз – Почетный дорожник

Мы созвонились с Котласским ДРСУ, в ведении которого дороги трех районов – Красноборского, Котласского и Ленского, через которые нам пришлось проехать. Захотелось встретиться и поговорить. Несмотря на то что возвращались мы в субботу, нас ждали. Заместитель генерального директора по содержанию и ремонту автодорог ОАО «Котласское ДРСУ» Константин Олейник напоил чаем с дороги и рассказал, как и за счет чего котласские дорожники содержат трассу в таком прекрасном состоянии.

– Вам, конечно, повезло, – шутит Константин Алексеевич. – Почетный дорожник России Дедушка Мороз загладил все недочеты летней дороги. К сожалению, чтобы привести наши дороги в идеальное состояние на весеннее-летне-осенний период, нужны очень большие средства.
А их нет. Введение Дорожного фонда, увы, не увеличило, а сократило и без того недостаточное финансирование. И все же нам есть чем гордиться.

Как соседям в глаза смотреть

Если обычно начальники гордиться начинают с цифр – миллионы, километры, тонны, единицы техники, то Константин Олейник заговорил о людях. Без понимания, без готовности работать четко и без брака вряд ли ДРСУ добилось бы успеха. Ведь содержание дорог в наших условиях – дело сложное. Зимы суровые, многоснежные. Вот и чистят трассы практически круглосуточно, а иначе не проедешь. Весна и осень – распутица. Учтем, что из более чем 1200 километров дорог, находящихся под присмотром котласских дорожников, доля магистралей с твердым покрытием невелика. Да еще прибавьте нашу северную транспортную особенность – лесовозы. Большегрузные автомобили разбивают дорогу так, что вид у нее иногда как после ковровой бомбардировки. Но такого стараются все равно не допускать. Отсюда и объем работ, который требует от дорожников и выносливости, и ответственности. Если кто-то плохо сделал свое дело, то все равно придется исправлять, переделывать. Надзорные органы требуют неукоснительного соблюдения контракта. А концы у нас такие, что любая переделка влетает в копеечку. Да и живут все рядом. Как соседям в глаза смотреть?

Поэтому нерадивые тут не держатся. Работники квалифицированные. То, что принято называть – коллектив, из двухсот человек.
И что интересно, трудная работа, тяжелая, а люди держатся. Текучки практически нет. Да еще и династии сложились – Казанцевых, Чувашевых, Тихоновских, Кирпинских, Михиных, Таракановых, Строгановых, Веселковых.

По работе и награды. Награждают работников, награждают и предприятие. В активе Котласского ДРСУ лауреатство международной премии «Лидер экономического развития России», многократно его отмечали и в отраслевом конкурсе «Дороги России» в номинации «Лучшая подрядная организация».

Навигатор сэкономил топливо

И все же от людей мы перешли к цифрам – километрам, тоннам, рублям.

В 2005 году дорожные управления Вилегодского, Красноборского и Ленского районов были присоединены к Котласскому ДРСУ. И протяженность автодорог, находящихся на его содержании, достигла 1200 км. Тогда и возникла у руководства ДРСУ идея установить на всю технику датчики контроля. На внедрение системы «Бизнес-навигатор» ушло несколько лет. Сегодня на всех машинах, связанных с содержанием автомобильных дорог, установлено оборудование, позволяющее анализировать перемещение объекта, параметры его состояния и отображающее его текущее положение на электронной карте. Установка на машины систем спутникового слежения, как кому-то ни покажется странным, сократила расход топлива почти на 400 тонн за год. Сократились и издержки на содержание автопарка. Теперь за производственным процессом можно наблюдать не только на центральном диспетчерском пункте, но и на каждом производственном участке.

Постоянно обновляется дорожная техника. Импортозамещение, конечно, замечательная вещь. Но пока наша техника уступает по качеству зарубежной. Что ж, нашим производителям есть к чему стремиться. Даже давно известный своей надежностью и большими возможностями по части навесных устройств трактор МТЗ тоже теперь считается произведенным за границей.

В тему

В рамках простого содержания привести в районах дороги в порядок не представляется возможным, поэтому требуется выделение дополнительных средств для их капитального ремонта. Особенно это касается автодороги Котлас – Сольвычегодск – Яренск.

Дороги надо финансировать

– И все же, – считает Константин Олейник, – недофинансирование дорожной отрасли – это беда. Оно нарастает как снежный ком, накапливается с каждым годом. Власть знает о проблеме, но как ее донести до каждого конкретного пользователя? Вот и по нашему предприятию – ремонт автодороги Котлас – Коряжма, дороги на Ильинско-Подомское был остановлен и перенесен на 2015 год. Мы недополучили порядка ста миллионов рублей. Но уверенности, что их получим в в этом году, нет. Боюсь, придется ждать лучших времен.
Правда, дорога может этих лучших времен не дождаться. Фреза прошла, верхний слой асфальта срезан. И работы были остановлены. Самый крупный пользователь дорог на юге области – Котласский ЦБК. Ему древесина нужна бесперебойно. Вот и движутся по обнаженной трассе лесовозы. И если ее не прикрыть асфальтом, хотя бы в этом году, уже на следующий ста миллионов может не хватить. Получается, мы экономим сегодня, чтобы потратить вдвое больше завтра.

Постскриптум

Возвращались в Архангельск по гололеду. Оттепель превратила дорогу в каток. Но до границы Верхнетоемского района она не стала хуже. Только опасные участки песком были посыпаны обильнее. Посыпка кончилась вместе с зоной ответственности Котласского ДРСУ. До федеральной трассы М-8 насчитали три машины в кюветах. Слава Богу, обошлось без серьезных аварий. На дорогах Котласского, Ленского, Красноборского районов за четыре дня мы не видели ни одной.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 26 февраля 2015 г.