21 апреля 2016

Площадь брани

Два года назад к нам в редакцию позвонили, а потом и пришли малые предприниматели с площади МРВ. Из мэрии им прислали уведомление о прекращении их деятельности напротив ТЦ «Час пик». В связи с началом строительства на этом месте комплекса зданий, называющихся пересадочными терминалами. И пошла круговерть публикаций, судов, маневров…

Объект не важен, важен термин

Поначалу общественность, омбудсмен по защите прав предпринимателей и областная архитектура пытались воздействовать на разум авторов этой идеи. Собирали совещания, приводили аргументы. Казалось, что после заседания согласительной комиссии, на которой главный архитектор области Дмитрий Яскорский приводил убойные аргументы невозможности строительства на земле общего пользования, внутри красных линий, вблизи учреждения образования автовокзала или автостанции, вопрос отпадет сам собой. Но нет… Тихой сапой тогдашняя мэрия и застройщики ООО «Автокапитал» и ООО «Комтранс» все же строить начали. Объект назвали пересадочными терминалами № 1 и № 2. Хотя в перечне объектов дорожно-транспортной инфраструктуры такого наименования нет. А как по-другому? Ни автостанция, ни автовокзал на том месте просто не прокатили бы по санитарным нормам.

Решение мэрии вызвало недовольство архангелогородцев. Не проходило недели, чтобы к нам в редакцию не обращались люди, возмущенные произволом городских властей и безнравственностью застройщиков. Еще до начала строительства было очевидно, что здания перекроют вид на морской-речной вокзал, на кафедральный собор со стороны САФУ. А город лишится площади.

Нужна ли городу еще одна автостанция? Возможно. Нужна ли она именно в этом месте? Однозначно нет.

Недолго музыка играла…

Прокуратура инициировала проверки в связи с очевидными нарушениями. Проверки выявили, что никаких терминалов, тем более автостанций-вокзалов у МРВ не предусмотрено ни генеральным планом города Архангельска, ни правилами землепользования и застройки. Да еще в зоне образовательных учреждений какие-либо подобные транспортные объекты вообще недопустимо возводить. Ни в какие санитарные нормы не лезет.

Судебные прения сторон, впрочем, не мешали застройщикам. Как только решение принималось, оно опротестовывалось, а, пока суд да дело, стена росла. В июле 2015 года разрешение на строительство, выданное мэрией, было признано Архангельским областным судом незаконным. Стройка стала. Застройщикам выдали предписание: либо убрать возведенные конструкции, либо устранить установленные в суде нарушения.

Возмущенная общественность торжествовала. Оказалось, зря. Застройщики знали что-то такое, чего не знали мы. И ломать или устранять не кинулись. А 27 октября 2015 года, за несколько дней до вступления в должность главы города Игоря Годзиша, мэрия вновь выдала разрешение на строительство. За подписью Святослава Чиненова, бывшего заммэра Виктора Павленко. Мол, строительство транспортно-пересадочного пассажирского терминала на площади возможно и ведется в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.

В свою очередь, 18 декабря прокуратура опротестовала утвержденные мэрией еще в 2012 году градостроительные планы некоторых земельных участков в Ломоносовском округе.

Ибо они противоречат генплану, по которому там предусмотрены лишь здания морского-речного вокзала и Северного морского пароходства. И никаких терминалов. Ни транспортных, ни пересадочных, ни торгово-пассажирских.

Опять-таки встревоженная общественность могла бы торжествовать, но не тут-то было. Строительство ведется по сей день и ускоренными темпами.

Мне оно не нравится, но…

Бывшие городские власти свое отношение к скандальным объектам высказывали недвусмысленно, с упорством, достойным лучшего применения, выдавая разрешения вопреки судебным решениям. Об отсутствии личной заинтересованности тут говорить трудно. Даже предположить, что директор департамента, главный архитектор, заместитель мэра, да и сам тогдашний градоначальник пошли наперекор мнению горожан, специалистов, прокуратуры и судов из любви к искусству, было бы наивно и смешно.

Областная архитектурная власть в лице Дмитрия Яскорского свое отрицательное отношение высказывала не раз. Губернатор Игорь Орлов также неоднократно происходящее иначе, чем безобразие, не называл. Но вмешиваться в муниципальные полномочия область не считала правомочным, предоставив решение судебным инстанциям.

Новая городская власть осторожничает, хотя у Игоря Годзиша как-то удалось выудить признание, что лично ему то, что возводят на площади МРВ, не нравится. Какая-то работа в юротделах мэрии ведется, чтобы выйти из ситуации с наименьшими потерями для бюджета города.

Если суд найдет нарушения в проекте и заставит объекты снести, то расходы по сносу понесет застройщик. Если признает незаконность выданного разрешения на строительство, то расходы понесет городской бюджет. А у города появится повод обратиться в суд с иском о взыскании этой суммы с чиновников, чьи подписи регулярно появлялись под разрешительными документами.

Кстати, я обратился к заслуженным строителям, за плечами которых не один десяток возведенных домов, по поводу заявления инвесторов о вложенных в терминалы 300 миллионах рублей. «Что ты… – сказали мне, улыбаясь снисходительно, – какие 300 миллионов? Максимум – 50. Да и то, учитывая привычку этого застройщика рассчитываться с подрядчиками наличкой, минуя документы, вряд ли и на такую сумму подтверждений наберут». У меня оснований им не доверять нет.

Напишут ваши имена

Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) на сайте УФНС России утверждает, что учредителями ООО «Автокапитал» являются и Александр Рогатых, и Павел Алексеевич Родин, а одним из учредителей ООО «Комтранс» – Алексей Федорович Родин. Они давно известны на рынке пассажирских автобусных перевозок. Не без их участия мы имеем то, что имеем.

В составе гордумы депутатствует Александр Фролов – один из учредителей строительной компании «Аквилон-Инвест». Александр Рогатых также числится соучредителем «Аквилон-Инвеста». А теперь наложите на карту города аквилоно-инвестиционные объекты. Получите самые лакомые места и самые спорные решения.

Я ничего не утверждаю. Документов на руках у меня нет. Допускаю, что тут в наличии просто выдающиеся способности к ведению бизнеса. Невероятная удача.

И, возможно, им повезет и в этот раз. Они достроят свою стеклянную стену. Возможно, разместят там очередную торгушку, будут стричь купоны с аренды. Ни у судов, ни у властей не достанет поводов и решимости прекратить этот беспредел. И останутся терминалы стоять на виду у всех, насмешкой над мнением общества и плевками в душу архангелогородцев.

Пока верстался номер

Суд решил: разрешения выданы незаконно

18 апреля 2016 года состоялось заседание Октябрьского суда города Архангельска по злополучным терминалам. В результате установлено, что разрешения на строительство двух зданий транспортно-пересадочного терминала выданы незаконно. Цитируем сообщение на сайте областной прокуратуры:

«Октябрьский районный суд г. Архангельска удовлетворил административное исковое заявление прокурора г. Архангельска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными разрешений на строительство двух зданий транспортно-пересадочного терминала на площади перед морским-речным вокзалом. В заявлении прокурор изложил доводы об отсутствии у застройщика ООО «Комтранс» технических условий на подключение к электрическим сетям, несоответствии градостроительным планам земельных участков, проектной документации на спорный объект, фактически являющийся автовокзалом. Так, застройщик в проектной документации на объект предусмотрел стоянки, площадки, проезды за пределами предоставленных ему в аренду земельных участков, обозначив соответствующую территорию «благоустройством». Однако эта местность является частью автовокзала, призванной выполнять транспортную функцию, обеспечивать пассажирские перевозки. В судебном заседании застройщик не представил убедительных доказательств законности строительства и наличия у него надлежащих документов, позволяющих возводить спорный объект. Решение не вступило в законную силу».

Что же из этого следует? А ничего еще не следует. Заместитель прокурора города Сергей Стрекин в комментарии после заседания суда подчеркнул, что пока речь о сносе здания не идет.

– Речь идет о нарушениях при выдаче разрешения на строительство, – заметил он. – Один раз такое решение уже выносилось в 2015 году, застройщику была дана возможность устранить эти нарушения, но они были устранены далеко не в полном объеме.

Представить, как застройщик будет, к примеру, приводить в соответствие своим терминалам градостроительные документы, трудно. И тогда начнется новое дело. О сносе незаконных построек. Сейчас же компания-застройщик может обжаловать решение суда или снова обратиться в мэрию за новым разрешением на строительство. После того как устранит нарушения, которые выявила прокуратура.

arh15 16 30 6c773

Письмо в редакцию

Собор должен быть виден издалека

«В последнее время в СМИ ведется дискуссия о целесообразности строительства транспортно-пересадочного терминала в районе морского-речного вокзала. Думаю, любому здравомыслящему гражданину города понятно, что место строительства выбрано не совсем удачно, оно загораживает вокзал и особенно собор, а также суживает пространство площади Профсоюзов. Во-вторых, ясно одно, что это, по сути, будет очередной новый торговый центр, судя по его двухкорпусному размеру.

Если и строить такой павильон для смены и отдыха экипажей автобусов и пассажиров пригородных рейсов, то в районе магазина «Прага», открывая тем самым вид на вокзал, собор Михаила Архангела и прилегающую площадь Профсоюзов.

В этом павильоне предусмотреть зал ожидания для пассажиров с минимальным сервисом, а для городских маршрутов достаточно крытых автобусных остановок, поскольку периодичность движения таких автобусов невелика.

Но лучше было бы, чтобы не городить новый громоздкий огород, как это пытаются делать сейчас, приспособить для этой цели нижний этаж морского вокзала, а верхний оставить для пассажиров водного транспорта, разместив в свободных помещениях экспонаты морского и речного музеев.

А то превратили вокзал в базар, как, впрочем, и автовокзал на Дзержинского. Также надо освободить площадь у железнодорожного вокзала от торговых палаток, портящих вид на вокзал, как это делается в Москве. Привокзальные площади должны быть чистыми, чтобы людям приятно было посмотреть на эти произведения архитектуры. А собор Архангела Михаила должен быть виден издалека со всех сторон и направлений, нельзя загораживать его вид железобетонными коробками, как хотят, не мытьем так катаньем, сделать это сейчас.

Анатолий Выморков, ветеран труда Архангельской области

Мнение

«Это уродство, непонятно каким образом выросшее на теле площади»

Виктор Наседкин, прокурор Архангельской области:

arh15 16 18 a3691– Строящийся терминал на МРВ не отвечает экологическим требованиям – это самый важный аргумент. Однако застройщик пытается представить этот объект как благо для жителей города и области. Нас упрекают в бюрократической позиции, но мы бьемся за то, чтобы соблюдался закон и были обеспечены права граждан и учреждений, которые находятся рядом, чтобы в центре города не стоял автовокзал, чтобы соблюдались определенные архитектурные решения. Спросите мнение об этом объекте у главного архитектора – он скажет, что это уродство, непонятно каким образом выросшее на теле площади.

Как только мы подали иск, начался спор с застройщиками по правовому вопросу. Они предоставляют другие документы, начинается новый процесс – и все это время объект успешно строится, несмотря на свою спорность.

Наши прокуроры вызывали застройщиков, предъявляли им предостережения, суть которых в следующем: если дело дойдет до сноса, пусть не кричат о том, как сильно нарушены их материальные интересы, мы их предостерегали. Однако застройщики возводят объект стахановскими способами, действуют нахрапом, надеясь на то, что не решится власть на снос таких объектов.

Особое мнение

Юрий Барашков, профессор САФУ, историк архитектуры, краевед, писатель:

arh15 16 22 fcd8d– Когда-то город строился ансамблями. Скажем, магазин «Океан» и дома напротив, площадь Ленина, застройка на улице Воскресенской, примыкающая к железнодорожному вокзалу, – все это примеры хорошей ансамблевой архитектуры. Но это стерильная архитектура, а город не всегда считается с задумками архитекторов, он живет своей жизнью и выходит из-под контроля. Разрабатывались проекты генплана на 25 лет. Что-то выполнили, но преимущественно отступали от него. Кто мог предположить, что произойдет резкий переход от социализма к капитализму, и отразить это в генплане?

Но одновременно появляются ответы на вызовы сегодняшнего дня. Скажем, крупные гипермаркеты продолжают строить. И отчасти это связано с тем, что в современном капитализме люди в основном работают в сфере обслуживания. Появились крупные торгово-развлекательные центры, автозаправочные станции, которые меняют облик города. Но мы должны принимать Архангельск таким, какой он есть.

(Из интервью Вадиму Рыкусову, ИА region29.ru)

Глас народа

Александр, пенсионер:

Почему именно в этом месте?

arh15 16 4 78a89– Наверное, пока еще рано что-то говорить – идет строительство, и здания выглядят… не очень хорошо. Вроде бы и терминал нужен – пассажирам крыша над головой, и чтоб ветра не было. А то вот посмотрите на наши остановки хотя бы на автовокзале – сделаны из решетки! От чего она защищает? Только почему терминал именно в этом месте строят? Этого я не понимаю. Он совершенно не вписывается здесь.

И здание морвокзала закрыл, да и рядом с храмом как-то совершенно неуместно смотрится… Еще и здание такое… странное. Но сносить-то его никто не будет – и представляете, во сколько строительство уже обошлось?

Надежда Адамовна, пенсионерка:

Категорически против

arh15 16 16 5c25d– Мне 55 лет скоро будет, и, сколько себя помню, всегда любовалась нашим морским вокзалом – он ведь достопримечательность Архангельска. А теперь вот его закрыли какими-то коробками стеклянными – мне это абсолютно не нравится. Я против такого строительства категорически! Слышала, что много споров вокруг него, что вроде бы решают, строить дальше или сносить. Маловероятно, что снесут, конечно. Поможет ли этот терминал навести порядок на площади у морского вокзала? Тоже сомневаюсь.

Валентина, студентка лесотехнического колледжа:

В надежде на улучшение вида

arh15 16 9 91d3c– Живу в Холмогорском районе. Домой езжу нечасто. Хорошо, что автобус уходит с автовокзала, а не отсюда. Представляю, каково это ждать в плохую погоду автобус под открытым небом. Наверное, правильно, что терминал строят – какие-то удобства для пассажиров будут, и с автобусами порядок, может, наведут. Сейчас они стоят где попало и как попало. Но можно было для него выбрать и другое место. Как-то не очень хорошо здесь смотрится эта громадина. Но, может, когда строительство закончится и здесь наведут порядок, все будет выглядеть получше?

Нина Лудникова, пенсионерка:

Строят удобство для торгашей

– Не нужен здесь этот терминал – только вид портит. Для тех, кто ждет автобус, можно было просто сделать приличную крытую остановку. На самом деле здесь никто часами автобуса не ждет – нужно просто прийти вовремя и спокойно уехать. Автобусы ходят регулярно.

Было так красиво – открытая площадь, морской вокзал. Лучше бы просто скамейки поставили да урны, и было бы для людей удобство. А то, что строят, – удобство для торгашей. В крайнем случае можно здание морвокзала использовать, а то его тоже превратили в рынок…

Площадь брани

Объект не важен, важен термин

Поначалу общественность, омбудсмен по защите прав предпринимателей и областная архитектура пытались воздействовать на разум авторов этой идеи. Собирали совещания, приводили аргументы. Казалось, что после заседания согласительной комиссии, на которой главный архитектор области Дмитрий Яскорский приводил убойные аргументы невозможности строительства на земле общего пользования, внутри красных линий, вблизи учреждения образования автовокзала или автостанции, вопрос отпадет сам собой. Но нет… Тихой сапой тогдашняя мэрия и застройщики ООО «Автокапитал» и ООО «Комтранс» все же строить начали. Объект назвали пересадочными терминалами № 1 и № 2. Хотя в перечне объектов дорожно-транспортной инфраструктуры такого наименования нет. А как по-другому? Ни автостанция, ни автовокзал на том месте просто не прокатили бы по санитарным нормам.

Решение мэрии вызвало недовольство архангелогородцев. Не проходило недели, чтобы к нам в редакцию не обращались люди, возмущенные произволом городских властей и безнравственностью застройщиков. Еще до начала строительства было очевидно, что здания перекроют вид на морской-речной вокзал, на кафедральный собор со стороны САФУ. А город лишится площади.

Нужна ли городу еще одна автостанция? Возможно. Нужна ли она именно в этом месте? Однозначно нет.

Недолго музыка играла…

Прокуратура инициировала проверки в связи с очевидными нарушениями. Проверки выявили, что никаких терминалов, тем более автостанций-вокзалов у МРВ не предусмотрено ни генеральным планом города Архангельска, ни правилами землепользования и застройки. Да еще в зоне образовательных учреждений какие-либо подобные транспортные объекты вообще недопустимо возводить. Ни в какие санитарные нормы не лезет.

Судебные прения сторон, впрочем, не мешали застройщикам. Как только решение принималось, оно опротестовывалось, а, пока суд да дело, стена росла. В июле 2015 года разрешение на строительство, выданное мэрией, было признано Архангельским областным судом незаконным. Стройка стала. Застройщикам выдали предписание: либо убрать возведенные конструкции, либо устранить установленные в суде нарушения.

Возмущенная общественность торжествовала. Оказалось, зря. Застройщики знали что-то такое, чего не знали мы. И ломать или устранять не кинулись. А 27 октября 2015 года, за несколько дней до вступления в должность главы города Игоря Годзиша, мэрия вновь выдала разрешение на строительство. За подписью Святослава Чиненова, бывшего заммэра Виктора Павленко. Мол, строительство транспортно-пересадочного пассажирского терминала на площади возможно и ведется в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.

В свою очередь, 18 декабря прокуратура опротестовала утвержденные мэрией еще в 2012 году градостроительные планы некоторых земельных участков в Ломоносовском округе.

Ибо они противоречат генплану, по которому там предусмотрены лишь здания морского-речного вокзала и Северного морского пароходства. И никаких терминалов. Ни транспортных, ни пересадочных, ни торгово-пассажирских.

Опять-таки встревоженная общественность могла бы торжествовать, но не тут-то было. Строительство ведется по сей день и ускоренными темпами.

Мне оно не нравится, но…

Бывшие городские власти свое отношение к скандальным объектам высказывали недвусмысленно, с упорством, достойным лучшего применения, выдавая разрешения вопреки судебным решениям. Об отсутствии личной заинтересованности тут говорить трудно. Даже предположить, что директор департамента, главный архитектор, заместитель мэра, да и сам тогдашний градоначальник пошли наперекор мнению горожан, специалистов, прокуратуры и судов из любви к искусству, было бы наивно и смешно.

Областная архитектурная власть в лице Дмитрия Яскорского свое отрицательное отношение высказывала не раз. Губернатор Игорь Орлов также неоднократно происходящее иначе, чем безобразие, не называл. Но вмешиваться в муниципальные полномочия область не считала правомочным, предоставив решение судебным инстанциям.

Новая городская власть осторожничает, хотя у Игоря Годзиша как-то удалось выудить признание, что лично ему то, что возводят на площади МРВ, не нравится. Какая-то работа в юротделах мэрии ведется, чтобы выйти из ситуации с наименьшими потерями для бюджета города.

Если суд найдет нарушения в проекте и заставит объекты снести, то расходы по сносу понесет застройщик. Если признает незаконность выданного разрешения на строительство, то расходы понесет городской бюджет. А у города появится повод обратиться в суд с иском о взыскании этой суммы с чиновников, чьи подписи регулярно появлялись под разрешительными документами.

Кстати, я обратился к заслуженным строителям, за плечами которых не один десяток возведенных домов, по поводу заявления инвесторов о вложенных в терминалы 300 миллионах рублей. «Что ты… – сказали мне, улыбаясь снисходительно, – какие 300 миллионов? Максимум – 50. Да и то, учитывая привычку этого застройщика рассчитываться с подрядчиками наличкой, минуя документы, вряд ли и на такую сумму подтверждений наберут». У меня оснований им не доверять нет.

Напишут ваши имена

Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) на сайте УФНС России утверждает, что учредителями ООО «Автокапитал» являются и Александр Рогатых, и Павел Алексеевич Родин, а одним из учредителей ООО «Комтранс» – Алексей Федорович Родин. Они давно известны на рынке пассажирских автобусных перевозок. Не без их участия мы имеем то, что имеем.

В составе гордумы депутатствует Александр Фролов – один из учредителей строительной компании «Аквилон-Инвест». Александр Рогатых также числится соучредителем «Аквилон-Инвеста». А теперь наложите на карту города аквилоно-инвестиционные объекты. Получите самые лакомые места и самые спорные решения.

Я ничего не утверждаю. Документов на руках у меня нет. Допускаю, что тут в наличии просто выдающиеся способности к ведению бизнеса. Невероятная удача.

И, возможно, им повезет и в этот раз. Они достроят свою стеклянную стену. Возможно, разместят там очередную торгушку, будут стричь купоны с аренды. Ни у судов, ни у властей не достанет поводов и решимости прекратить этот беспредел. И останутся терминалы стоять на виду у всех, насмешкой над мнением общества и плевками в душу архангелогородцев.

Пока верстался номер

Суд решил: разрешения выданы незаконно

18 апреля 2016 года состоялось заседание Октябрьского суда города Архангельска по злополучным терминалам. В результате установлено, что разрешения на строительство двух зданий транспортно-пересадочного терминала выданы незаконно. Цитируем сообщение на сайте областной прокуратуры:

«Октябрьский районный суд г. Архангельска удовлетворил административное исковое заявление прокурора г. Архангельска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными разрешений на строительство двух зданий транспортно-пересадочного терминала на площади перед морским-речным вокзалом. В заявлении прокурор изложил доводы об отсутствии у застройщика ООО «Комтранс» технических условий на подключение к электрическим сетям, несоответствии градостроительным планам земельных участков, проектной документации на спорный объект, фактически являющийся автовокзалом. Так, застройщик в проектной документации на объект предусмотрел стоянки, площадки, проезды за пределами предоставленных ему в аренду земельных участков, обозначив соответствующую территорию «благоустройством». Однако эта местность является частью автовокзала, призванной выполнять транспортную функцию, обеспечивать пассажирские перевозки. В судебном заседании застройщик не представил убедительных доказательств законности строительства и наличия у него надлежащих документов, позволяющих возводить спорный объект. Решение не вступило в законную силу».

Что же из этого следует? А ничего еще не следует. Заместитель прокурора города Сергей Стрекин в комментарии после заседания суда подчеркнул, что пока речь о сносе здания не идет.

– Речь идет о нарушениях при выдаче разрешения на строительство, – заметил он. – Один раз такое решение уже выносилось в 2015 году, застройщику была дана возможность устранить эти нарушения, но они были устранены далеко не в полном объеме.

Представить, как застройщик будет, к примеру, приводить в соответствие своим терминалам градостроительные документы, трудно. И тогда начнется новое дело. О сносе незаконных построек. Сейчас же компания-застройщик может обжаловать решение суда или снова обратиться в мэрию за новым разрешением на строительство. После того как устранит нарушения, которые выявила прокуратура.

arh15 16 30 6c773

Письмо в редакцию

Собор должен быть виден издалека

«В последнее время в СМИ ведется дискуссия о целесообразности строительства транспортно-пересадочного терминала в районе морского-речного вокзала. Думаю, любому здравомыслящему гражданину города понятно, что место строительства выбрано не совсем удачно, оно загораживает вокзал и особенно собор, а также суживает пространство площади Профсоюзов. Во-вторых, ясно одно, что это, по сути, будет очередной новый торговый центр, судя по его двухкорпусному размеру.

Если и строить такой павильон для смены и отдыха экипажей автобусов и пассажиров пригородных рейсов, то в районе магазина «Прага», открывая тем самым вид на вокзал, собор Михаила Архангела и прилегающую площадь Профсоюзов.

В этом павильоне предусмотреть зал ожидания для пассажиров с минимальным сервисом, а для городских маршрутов достаточно крытых автобусных остановок, поскольку периодичность движения таких автобусов невелика.

Но лучше было бы, чтобы не городить новый громоздкий огород, как это пытаются делать сейчас, приспособить для этой цели нижний этаж морского вокзала, а верхний оставить для пассажиров водного транспорта, разместив в свободных помещениях экспонаты морского и речного музеев.

А то превратили вокзал в базар, как, впрочем, и автовокзал на Дзержинского. Также надо освободить площадь у железнодорожного вокзала от торговых палаток, портящих вид на вокзал, как это делается в Москве. Привокзальные площади должны быть чистыми, чтобы людям приятно было посмотреть на эти произведения архитектуры. А собор Архангела Михаила должен быть виден издалека со всех сторон и направлений, нельзя загораживать его вид железобетонными коробками, как хотят, не мытьем так катаньем, сделать это сейчас.

Анатолий Выморков, ветеран труда Архангельской области

Мнение

«Это уродство, непонятно каким образом выросшее на теле площади»

Виктор Наседкин, прокурор Архангельской области:

arh15 16 18 a3691– Строящийся терминал на МРВ не отвечает экологическим требованиям – это самый важный аргумент. Однако застройщик пытается представить этот объект как благо для жителей города и области. Нас упрекают в бюрократической позиции, но мы бьемся за то, чтобы соблюдался закон и были обеспечены права граждан и учреждений, которые находятся рядом, чтобы в центре города не стоял автовокзал, чтобы соблюдались определенные архитектурные решения. Спросите мнение об этом объекте у главного архитектора – он скажет, что это уродство, непонятно каким образом выросшее на теле площади.

Как только мы подали иск, начался спор с застройщиками по правовому вопросу. Они предоставляют другие документы, начинается новый процесс – и все это время объект успешно строится, несмотря на свою спорность.

Наши прокуроры вызывали застройщиков, предъявляли им предостережения, суть которых в следующем: если дело дойдет до сноса, пусть не кричат о том, как сильно нарушены их материальные интересы, мы их предостерегали. Однако застройщики возводят объект стахановскими способами, действуют нахрапом, надеясь на то, что не решится власть на снос таких объектов.

Особое мнение

Юрий Барашков, профессор САФУ, историк архитектуры, краевед, писатель:

arh15 16 22 fcd8d– Когда-то город строился ансамблями. Скажем, магазин «Океан» и дома напротив, площадь Ленина, застройка на улице Воскресенской, примыкающая к железнодорожному вокзалу, – все это примеры хорошей ансамблевой архитектуры. Но это стерильная архитектура, а город не всегда считается с задумками архитекторов, он живет своей жизнью и выходит из-под контроля. Разрабатывались проекты генплана на 25 лет. Что-то выполнили, но преимущественно отступали от него. Кто мог предположить, что произойдет резкий переход от социализма к капитализму, и отразить это в генплане?

Но одновременно появляются ответы на вызовы сегодняшнего дня. Скажем, крупные гипермаркеты продолжают строить. И отчасти это связано с тем, что в современном капитализме люди в основном работают в сфере обслуживания. Появились крупные торгово-развлекательные центры, автозаправочные станции, которые меняют облик города. Но мы должны принимать Архангельск таким, какой он есть.

(Из интервью Вадиму Рыкусову, ИА region29.ru)

Глас народа

Александр, пенсионер:

Почему именно в этом месте?

arh15 16 4 78a89– Наверное, пока еще рано что-то говорить – идет строительство, и здания выглядят… не очень хорошо. Вроде бы и терминал нужен – пассажирам крыша над головой, и чтоб ветра не было. А то вот посмотрите на наши остановки хотя бы на автовокзале – сделаны из решетки! От чего она защищает? Только почему терминал именно в этом месте строят? Этого я не понимаю. Он совершенно не вписывается здесь.

И здание морвокзала закрыл, да и рядом с храмом как-то совершенно неуместно смотрится… Еще и здание такое… странное. Но сносить-то его никто не будет – и представляете, во сколько строительство уже обошлось?

Надежда Адамовна, пенсионерка:

Категорически против

arh15 16 16 5c25d– Мне 55 лет скоро будет, и, сколько себя помню, всегда любовалась нашим морским вокзалом – он ведь достопримечательность Архангельска. А теперь вот его закрыли какими-то коробками стеклянными – мне это абсолютно не нравится. Я против такого строительства категорически! Слышала, что много споров вокруг него, что вроде бы решают, строить дальше или сносить. Маловероятно, что снесут, конечно. Поможет ли этот терминал навести порядок на площади у морского вокзала? Тоже сомневаюсь.

Валентина, студентка лесотехнического колледжа:

В надежде на улучшение вида

arh15 16 9 91d3c– Живу в Холмогорском районе. Домой езжу нечасто. Хорошо, что автобус уходит с автовокзала, а не отсюда. Представляю, каково это ждать в плохую погоду автобус под открытым небом. Наверное, правильно, что терминал строят – какие-то удобства для пассажиров будут, и с автобусами порядок, может, наведут. Сейчас они стоят где попало и как попало. Но можно было для него выбрать и другое место. Как-то не очень хорошо здесь смотрится эта громадина. Но, может, когда строительство закончится и здесь наведут порядок, все будет выглядеть получше?

Нина Лудникова, пенсионерка:

Строят удобство для торгашей

– Не нужен здесь этот терминал – только вид портит. Для тех, кто ждет автобус, можно было просто сделать приличную крытую остановку. На самом деле здесь никто часами автобуса не ждет – нужно просто прийти вовремя и спокойно уехать. Автобусы ходят регулярно.

Было так красиво – открытая площадь, морской вокзал. Лучше бы просто скамейки поставили да урны, и было бы для людей удобство. А то, что строят, – удобство для торгашей. В крайнем случае можно здание морвокзала использовать, а то его тоже превратили в рынок…

Поделиться
14058