30 июля 2014

Первый класс – это стресс

Подготовила Надежда Лебедева


 

Как правило, все старшие дошкольники очень хотят поскорее пойти в школу. 

И конечно, каждый мечтает, что будет учиться на пятерки и найдет новых друзей. Но вот начинаются школьные будни. Родители замечают, что ребенок ждет выходных уже в начале недели, приходит домой с плохим настроением, получает замечания на уроке. Переход из сада в школу – это стресс. Как сделать его менее заметным? 

К статусу первоклассника надо готовиться, и стоит внимательно отнестись к первым месяцам в школе.

На волю стихии

Сегодняшняя школа с ультрасовременными учебными программами предъявляет серьезные требования к физическому состоянию ребенка. Он должен быть здоров, хронические заболевания скомпенсированы. Готовиться к школе надо минимум с 5 лет. То есть если ребенок не посещал детский сад, в подготовительную группу лучше все-таки походить. Там будущий первоклассник получит тренировку иммунитета, опыт регулярных занятий речью, математикой, физической культурой. 

Основа физического здоровья – это достаточная физическая активность, считают врачи. Летом перед школой отдайте ребенка на волю стихии, солнца, воздуха и воды. Пусть он много бегает, прыгает, желательно босиком. Отлично подойдет для этих целей отдых в деревне. 

– Прекрасно, если родители имеют возможность вывезти ребенка на южный курорт, однако только в том случае, если родители не лежат дни напролет на пляже, а ребенок вместе с ними, – считает доктор медицинских наук врач-педиатр Валерия Макарова. – Ребенку надо двигаться, чтобы он вобрал в себя всю энергию воды и солнца. Тогда отдых даст хороший заряд на весь год. 

Меню для семилетки

Если ребенок до школы не занимался в спортивной секции, в музыкальной школе, не стоит отдавать его туда сразу в первом классе. Малыш будет слишком уставать. Если он уже ходил на дополнительные занятия, пусть продолжает, только лучше немного уменьшить интенсивность нагрузки. 

Первокласснику просто необходимо правильное питание, соответствующее возрасту. 6–7 лет – это период так называемого «первого вытягивания». Чтобы ребенок чувствовал себя хорошо, важно, чтобы за ростом костей успевали внутренние органы. 

В меню ежедневно должны быть молочные продукты, яйца – раз в 2–3 дня, мясо – пять дней в неделю, 2 раза в неделю рыба. Потребность в овощах и фруктах – 500 граммов в сутки. Это немало, а значит, в качестве перекуса ребенку лучше предложить не печенье, а яблоко или грушу. 

Специально сладкое предлагать не надо, организм получит достаточно энергии из богатых углеводами круп. Если очень хочется, можно позволить ребенку одну конфету или один квадратик шоколада в день. К зиме стоит попринимать витамины. Детям, склонным к близорукости, нелишним будет включить в рацион чернику.

Первая школьная зима – это испытание для первоклассника. Надо подняться спозаранку и торопиться в школу, где требуется заниматься, заниматься и заниматься. 

– В семье должно быть правило – начинать каждый день с утренней гимнастики, – советует Валерия Ивановна. – Она дает заряд на целый день, приводит в хороший тонус вегетативную нервную систему, которая как раз и обеспечивает жизнедеятельность организма. Ребенок идет в школу полностью проснувшимся. 

Исключение, может быть, составляют настоящие совы, для которых поспать лишние 30 минут утром полезнее, но таких детей не так много. 

Попытайтесь приблизить режим дня первоклассника к режиму сада. Организуйте тихий час после школы. Не обязательно спать, достаточно просто полежать, дать отдохнуть и голове, и телу. Не забывайте про прогулку на улице. Хорошо, если она длится не менее 2–4 часов. В кислороде нуждаются и сердце, и мышечная и костная системы организма. 

Следите, как ваш ученик рисует, читает, смотрит телевизор. Если делать это лежа, угол зрения на предмет меняется, что может вызвать близорукость. Во время подготовки уроков устраивайте небольшие перерывы, делайте упражнения для глаз, например предложите ребенку посмотреть в окно попеременно на ближний и дальний предметы.

Поломка в иммунной системе

Чаще всего к школе даже дети, часто болевшие в детском саду, становятся не столь подверженными инфекциям. Однако бывает, что и в школе ребенок продолжает хватать вирус за вирусом. Что же делать? 

– Ничего, – считает Валерия Макарова. – Часто болеющие дети были, есть и будут. Полное созревание иммунной системы наступает примерно в семь лет, однако у кого-то она может дозреть только к десяти годам, поэтому ребенок еще и в начальной школе продолжает часто болеть. 

Скорее всего, в иммунной системе такого ребенка произошла какая-то поломка. Но не надо бежать к доктору, пытаться платить сумасшедшие деньги, чтобы исследовать иммунную систему. Мы можем ничего не найти. 

Иммунная система настолько сложна, что нет на сегодня лаборатории, способной определить, где поломка, какой винтик сломался. С возрастом иммунная система дозреет, здоровые ее отделы научатся брать на себя функцию того, в котором произошла поломка, тогда ребенок выйдет из категории часто болеющих детей.

Игра формирует интеллект

Как правило, нынешние первоклассники, придя в школу, уже умеют читать, складывать и вычитать простые числа. Значит ли это, что все они психологически и интеллектуально готовы к школе? Познавательная потребность у малыша существует с самого рождения. Он с интересом исследует мир, а научившись говорить, засыпает взрослых целым ворохом вопросов. Однако учение в школе – это выполнение не только интересных занятий, порой они могут быть и скучными, и утомительными. 

Познавательный интерес малыша надо поддерживать: читать ему книги, вместе наблюдать за окружающей природой, рассказывать об устройстве предметов. Однако в ребенке нужно воспитывать и умение трудиться интеллектуально. 

– Когда занимаетесь с малышом, обратите внимание на то, как он реагирует на трудности, пытается выполнить начатое дело или бросает его, – советует психолог ГБУЗ АО «Специализированный дом ребенка» Ольга Котилевская. – Всегда приходите ребенку на помощь, если у него что-то не получается. Хвалите его, тем самым повышая самооценку, веру в собственные силы. 

Постепенно у ребенка 

войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Однако нужно внимательно оценивать ситуацию: действительно ли малышу нужна помощь взрослого или ему лень самому потрудиться. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления его в школу.

Школьная жизнь требует четкого выполнения определенных правил. 

Нужно слушать учителя, выполнять задания, уметь работать по образцу, не нарушать дисциплину. Если ребенок не справляется, значит, у него плохо сформировано произвольное поведение. 

– Чаще всего произвольные процессы не сформированы у детей, которые в дошкольном детстве не играли в игры с правилами, в сюжетно-ролевые игры, дидактические, не выполняли задания, где нужно действовать по образцу, – считает Ольга Котилевская. – У такого ребенка преобладает непроизвольная память, то есть он запоминает только то, что интересно, а не то, что нужно запомнить, ребенок способен заниматься одним и тем же делом не более 10–15 минут.

Итак, готовьтесь к школе в игре. Современные психологи утверждают, что 80% интеллекта человека формируется до 8 лет, а все знания дошкольник получает эмпирическим, то есть опытным путем. Жизнь ребенка должна быть насыщенной и интересной, и тогда, придя за парту, он разовьет свой живой интерес к познанию, научится учиться. 


 

Как правило, все старшие дошкольники очень хотят поскорее пойти в школу. 

И конечно, каждый мечтает, что будет учиться на пятерки и найдет новых друзей. Но вот начинаются школьные будни. Родители замечают, что ребенок ждет выходных уже в начале недели, приходит домой с плохим настроением, получает замечания на уроке. Переход из сада в школу – это стресс. Как сделать его менее заметным? 

К статусу первоклассника надо готовиться, и стоит внимательно отнестись к первым месяцам в школе.

На волю стихии

Сегодняшняя школа с ультрасовременными учебными программами предъявляет серьезные требования к физическому состоянию ребенка. Он должен быть здоров, хронические заболевания скомпенсированы. Готовиться к школе надо минимум с 5 лет. То есть если ребенок не посещал детский сад, в подготовительную группу лучше все-таки походить. Там будущий первоклассник получит тренировку иммунитета, опыт регулярных занятий речью, математикой, физической культурой. 

Основа физического здоровья – это достаточная физическая активность, считают врачи. Летом перед школой отдайте ребенка на волю стихии, солнца, воздуха и воды. Пусть он много бегает, прыгает, желательно босиком. Отлично подойдет для этих целей отдых в деревне. 

– Прекрасно, если родители имеют возможность вывезти ребенка на южный курорт, однако только в том случае, если родители не лежат дни напролет на пляже, а ребенок вместе с ними, – считает доктор медицинских наук врач-педиатр Валерия Макарова. – Ребенку надо двигаться, чтобы он вобрал в себя всю энергию воды и солнца. Тогда отдых даст хороший заряд на весь год. 

Меню для семилетки

Если ребенок до школы не занимался в спортивной секции, в музыкальной школе, не стоит отдавать его туда сразу в первом классе. Малыш будет слишком уставать. Если он уже ходил на дополнительные занятия, пусть продолжает, только лучше немного уменьшить интенсивность нагрузки. 

Первокласснику просто необходимо правильное питание, соответствующее возрасту. 6–7 лет – это период так называемого «первого вытягивания». Чтобы ребенок чувствовал себя хорошо, важно, чтобы за ростом костей успевали внутренние органы. 

В меню ежедневно должны быть молочные продукты, яйца – раз в 2–3 дня, мясо – пять дней в неделю, 2 раза в неделю рыба. Потребность в овощах и фруктах – 500 граммов в сутки. Это немало, а значит, в качестве перекуса ребенку лучше предложить не печенье, а яблоко или грушу. 

Специально сладкое предлагать не надо, организм получит достаточно энергии из богатых углеводами круп. Если очень хочется, можно позволить ребенку одну конфету или один квадратик шоколада в день. К зиме стоит попринимать витамины. Детям, склонным к близорукости, нелишним будет включить в рацион чернику.

Первая школьная зима – это испытание для первоклассника. Надо подняться спозаранку и торопиться в школу, где требуется заниматься, заниматься и заниматься. 

– В семье должно быть правило – начинать каждый день с утренней гимнастики, – советует Валерия Ивановна. – Она дает заряд на целый день, приводит в хороший тонус вегетативную нервную систему, которая как раз и обеспечивает жизнедеятельность организма. Ребенок идет в школу полностью проснувшимся. 

Исключение, может быть, составляют настоящие совы, для которых поспать лишние 30 минут утром полезнее, но таких детей не так много. 

Попытайтесь приблизить режим дня первоклассника к режиму сада. Организуйте тихий час после школы. Не обязательно спать, достаточно просто полежать, дать отдохнуть и голове, и телу. Не забывайте про прогулку на улице. Хорошо, если она длится не менее 2–4 часов. В кислороде нуждаются и сердце, и мышечная и костная системы организма. 

Следите, как ваш ученик рисует, читает, смотрит телевизор. Если делать это лежа, угол зрения на предмет меняется, что может вызвать близорукость. Во время подготовки уроков устраивайте небольшие перерывы, делайте упражнения для глаз, например предложите ребенку посмотреть в окно попеременно на ближний и дальний предметы.

Поломка в иммунной системе

Чаще всего к школе даже дети, часто болевшие в детском саду, становятся не столь подверженными инфекциям. Однако бывает, что и в школе ребенок продолжает хватать вирус за вирусом. Что же делать? 

– Ничего, – считает Валерия Макарова. – Часто болеющие дети были, есть и будут. Полное созревание иммунной системы наступает примерно в семь лет, однако у кого-то она может дозреть только к десяти годам, поэтому ребенок еще и в начальной школе продолжает часто болеть. 

Скорее всего, в иммунной системе такого ребенка произошла какая-то поломка. Но не надо бежать к доктору, пытаться платить сумасшедшие деньги, чтобы исследовать иммунную систему. Мы можем ничего не найти. 

Иммунная система настолько сложна, что нет на сегодня лаборатории, способной определить, где поломка, какой винтик сломался. С возрастом иммунная система дозреет, здоровые ее отделы научатся брать на себя функцию того, в котором произошла поломка, тогда ребенок выйдет из категории часто болеющих детей.

Игра формирует интеллект

Как правило, нынешние первоклассники, придя в школу, уже умеют читать, складывать и вычитать простые числа. Значит ли это, что все они психологически и интеллектуально готовы к школе? Познавательная потребность у малыша существует с самого рождения. Он с интересом исследует мир, а научившись говорить, засыпает взрослых целым ворохом вопросов. Однако учение в школе – это выполнение не только интересных занятий, порой они могут быть и скучными, и утомительными. 

Познавательный интерес малыша надо поддерживать: читать ему книги, вместе наблюдать за окружающей природой, рассказывать об устройстве предметов. Однако в ребенке нужно воспитывать и умение трудиться интеллектуально. 

– Когда занимаетесь с малышом, обратите внимание на то, как он реагирует на трудности, пытается выполнить начатое дело или бросает его, – советует психолог ГБУЗ АО «Специализированный дом ребенка» Ольга Котилевская. – Всегда приходите ребенку на помощь, если у него что-то не получается. Хвалите его, тем самым повышая самооценку, веру в собственные силы. 

Постепенно у ребенка 

войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Однако нужно внимательно оценивать ситуацию: действительно ли малышу нужна помощь взрослого или ему лень самому потрудиться. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления его в школу.

Школьная жизнь требует четкого выполнения определенных правил. 

Нужно слушать учителя, выполнять задания, уметь работать по образцу, не нарушать дисциплину. Если ребенок не справляется, значит, у него плохо сформировано произвольное поведение. 

– Чаще всего произвольные процессы не сформированы у детей, которые в дошкольном детстве не играли в игры с правилами, в сюжетно-ролевые игры, дидактические, не выполняли задания, где нужно действовать по образцу, – считает Ольга Котилевская. – У такого ребенка преобладает непроизвольная память, то есть он запоминает только то, что интересно, а не то, что нужно запомнить, ребенок способен заниматься одним и тем же делом не более 10–15 минут.

Итак, готовьтесь к школе в игре. Современные психологи утверждают, что 80% интеллекта человека формируется до 8 лет, а все знания дошкольник получает эмпирическим, то есть опытным путем. Жизнь ребенка должна быть насыщенной и интересной, и тогда, придя за парту, он разовьет свой живой интерес к познанию, научится учиться. 

Поделиться
3663