10 августа 2018

Первая пятилетка МФЦ: этап становления прошел успешно

В этом году Архангельский региональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) отмечает пятилетие. 17 июля 2013 года было зарегистрировано юридическое лицо, а первое отделение МФЦ открылось 25 декабря. И если пять лет назад в офисах МФЦ предоставлялось 46 услуг, то сейчас их более 380. О том, как развивалась и совершенствовалась система организации предоставления услуг посредством МФЦ, наш разговор с директором ГАУ АО «МФЦ» Денисом Бойцовым и заместителем директора по организации предоставления государственных и муниципальных услуг Еленой Бобровой.

– Насколько большая сегодня сеть МФЦ в Архангельской области, какие услуги наиболее востребованы гражданами?

Денис Бойцов: – На территории Архангельской области функционирует 30 отделений «Мои документы» и 95 территориальных обособленных структурных подразделений МФЦ, организовано предоставление более 380 государственных и муниципальных услуг, из них федеральных услуг – 56, региональных – 68, остальные муниципальные.

Наиболее востребованные среди посетителей МФЦ услуги Росреестра (64 процента). На втором месте услуги ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области (13 процентов), на третьем услуги УМВД России по Архангельской области (12 процентов). Отметим, что среди региональных услуг популярностью пользуются услуги министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области (7,5 процента).

Елена Боброва: – В каждом отделении МФЦ – свой востребованный перечень услуг. К примеру, в Мезенском районе, где проживает много охотников, в отделении МФЦ по Мезенскому району наиболее востребована услуга по оформлению охотничьих билетов. В поселке Березник – услуги Росреестра: оформление недвижимости, земельных участков и т. д. В Устьянском районе популярна услуга налоговой службы – регистрация индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, внесение сведений об изменениях в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Денис Бойцов: – На востребованность услуг также влияет сезонность. Так, в Холмогорском районе в летний период предоставляется гораздо больше услуг, чем зимой, потому что много отдыхающих.

Елена Боброва: – Организация предоставления услуг осуществляется с учетом принципа экстерриториальности. Например, если женщина рожает ребенка в Архангельске и уезжает в Холмогорский район, то заявления о получении тех или иных пособий, оформлении сертификата на материнский капитал можно подавать не по месту своей регистрации. Заявитель может подать документы в отделении МФЦ по Холмогорскому району, а наши специалисты направят их в органы власти в Архангельск.

С 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (218-ФЗ), согласно которым гражданин может обратиться в любой многофункциональный центр на территории России за регистрацией прав не по месту нахождения имущества. Однако к данным новациям были готовы не все территориальные органы Росреестра. Необходимо отметить, что мы нашли понимание с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и в полной мере реализуем принцип экстерриториальности: в отношении услуг Росреестра: гражданин обращается в отделение МФЦ, расположенное в шаговой доступности.

– Одни из самых необходимых услуг населению – это оформление социальных пособий, различных видов поддержки семей… Как выстраивалось взаимодействие с министерством труда и социального развития Архангельской области?

Елена Боброва: – Мы реализовали отличный пилотный проект. У нас – отделения МФЦ по всей территории Архангельской области, у министерства – подведомственные учреждения – отделения соцзащиты с большой загруженностью специалистов. Министерство минимизировало прием заявлений от граждан, имеющих несовершеннолетних детей, перенаправив указанную категорию лиц в МФЦ. Тем самым у специалистов соцзащиты высвободилось время именно на принятие самого решения и оформление документов. Сначала данную практику реализовали в Архангельске, затем распространили на всю территорию области.

Сейчас работа налажена. Не последнюю роль сыграли и комфортные условия, созданные в МФЦ для посетителей, и режим работы – не менее шести дней в неделю.

– И все же на первых порах среди муниципалов было недоверие к системе МФЦ, что передача полномочий приведет к сокращению рабочих мест в департаментах…

Елена Боброва: – Да, такое отношение чувствовалось. Было недопонимание: «Зачем нам еще МФЦ, если мы тут рядом работаем?» Между тем любая услуга состоит из следующих этапов: прием документов, правовое решение ответственного органа власти, предоставляющего услугу, и выдача результата услуги. Специалисты МФЦ осуществляют прием и выдачу, а принятие решения – специалисты органа власти. Администрации муниципальных образований заинтересованы в передаче муниципальных услуг в МФЦ. Например, администрация города Северодвинска: наибольшее количество муниципальных услуг, переданных МФЦ, – в городе корабелов.

Следует отметить региональный орган власти, министерство строительства Архангельской области, который произвел типизацию переданных на муниципальный уровень таких услуг, как разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, разрешение на строительство, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка.

В настоящее время и в Котласе, и в Мирном, и в Архангельске предоставляемый заявителем перечень документов единый, что значительно упрощает организацию предоставления услуг заявителям через МФЦ.

Денис Бойцов: – Важно, что организация предоставления федеральных, региональных и муниципальных услуг осуществляется в МФЦ на безвозмездной основе.

В то же время, в случае если гражданин обращается за предоставлением услуг в МФЦ и оплачивает государственную пошлину (плату), установленную действующим законодательством за предоставление федеральных услуг, 50 процентов данной оплаты поступает в областной бюджет.

Денис Бойцов: – Таким образом, учреждение участвует в пополнении регионального бюджета: по итогам 2016 года поступило более 86 миллионов рублей, по итогам 2017-го – более 106 миллионов рублей.

Елена Боброва: – Создание сети МФЦ на территории Архангельской области способствовало оптимизации структуры органов власти и процессов администрирования.

Так, во избежание дублирования функционала по приему заявлений и запросов открытие отделений МФЦ в районе области позволило органам власти передать полномочия по приему документов в МФЦ в полном объеме.

В настоящее время данную практику использует налоговый орган, поскольку в МФЦ передано 16 услуг налоговой службы. Если на территории населенного пункта мы дублируем функции, федеральное ведомство принимает решение о реорганизации своего отдела.

– Почему тогда администрация Архангельска, напротив, открыла свой центр муниципальных услуг?

Елена Боброва: – Центр муниципальных услуг – это единое окно всех департаментов муниципального образования «Город Архангельск». Основная задача центра – комплексное и оперативное решение вопросов горожан, исключающее обращение в различные ведомства для получения муниципальной услуги. Раньше департамент образования принимал заявления в одном месте, все, что касается строительства, разрешалось в другом конце города и т. д. Все было разрознено. Теперь все услуги предоставляются комплексно.

Денис Бойцов: – В целях повышения качества организации предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ разработана специальная программа по подготовке, обучению универсальных специалистов, то есть один специалист может и принять, и выдать документы по различным услугам. Степень удовлетворенности получателей услуг качеством их предоставления в 2018 году в МФЦ составляет 99,93 процента (количество анкет (респондентов) за первое полугодие 2018 года – 3064). Для сравнения: количество анкет (респондентов) за 2017 год – 5685, процент – 99,84.

В некоторых регионах иная практика – работник специализируется на определенном виде услуг и ведет прием в оговоренные часы.

– Как вы подбираете помещения для центров «Мои документы»? В отдаленных районах трудно найти подходящую недвижимость?

Денис Бойцов: – Зачастую, чтобы открыть то или иное отделение, которое бы отвечало необходимым требованиям, приходится долго искать помещение – осмотры, расчеты, экспертизы. Оно должно располагаться на первом этаже, быть удобным для маломобильных групп населения, обеспечиваться необходимой электрической мощностью, Интернетом, на территории, прилегающей к МФЦ, должна располагаться бесплатная парковка…

– Офисы МФЦ в собственности или в аренде?

Денис Бойцов: – Все зависит от экономически обоснованных затрат и размера платы. Например, помещение бывшего магазина «Альбатрос» в центре Архангельска на улице Набережная Северной Двины целесообразнее было приобрести в собственность.

В Северодвинске, где открыто четыре отделения, МФЦ владеет помещениями и на праве собственности, и на праве аренды. В основном на территории Архангельской области помещения используются МФЦ в рамках договоров аренды или безвозмездного пользования.

– Какая потребность в отделениях МФЦ в Архангельской области?

Денис Бойцов: – По нормативам в крупных населенных пунктах на пять тысяч человек должно быть открыто одно окно МФЦ. По территориально обособленным структурным подразделениям (это выездные центры) – одно окно на одну тысячу человек.

Сейчас у нас охват населения 98,14 процента, то есть практически все население области. Плановый показатель, определенный в Указе Президента РФ № 601 от 7 мая 2012 года, – 90 процентов.

– Какие новые услуги планируется предоставлять в МФЦ?

Денис Бойцов: – В ближайшее время в офисах «Мои документы» можно будет оформить заграничные паспорта нового образца. Для этого уже приобретены программно-технические комплексы регистрации биометрических параметров. Оборудование будет установлено в отделении № 3 Архангельска (улица П. Галушина, дом 21/1), отделении № 2 Северодвинска (улица Советская, дом 55) и отделении Котласа (улица Орджоникидзе, дом 30).

В связи с этим в отделениях ГАУ АО «МФЦ» установлены несгораемые шкафы, выполнены иные требования, предъявляемые к помещениям многофункциональных центров, предназначенным для приема документов и выдачи паспортов, содержащих электронный носитель информации.

После установки и передачи оборудования в пользование МВД работы на портативных комплексах при предоставлении государственной услуги будут осуществляться сотрудниками МВД.

Елена Боброва: – 28 июня в Архангельске открыт центр оказания услуг для бизнеса на базе филиала Россельхозбанка (улица Карла Либкнехта, дом 34).

Центр в режиме одного окна организует предоставление государственных и муниципальных услуг, услуг акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам, планирующим начать предпринимательскую деятельность.

Предприниматели Архангельска могут не только подать документы на регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, получить консультацию по налогам, но и воспользоваться кредитными продуктами Россельхозбанка: открыть расчетный счет, разместить депозит и другое, что позволяет им значительно экономить время при оформлении государственных и муниципальных услуг, а также продуктов банка в рамках комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства по бизнес-ситуациям.

Елена Боброва: – Если говорить о принципиальных изменениях в работе МФЦ, то согласно изменениям, внесенным в федеральное законодательство, предусмотрен прием так называемых комплексных запросов: при однократном обращении в офис «Мои документы» заявителю может быть предоставлено сразу несколько услуг.

На основании комплексного запроса предоставляются государственные и муниципальные услуги, включенные в определенные перечни. В отношении федеральных услуг такой перечень утвержден. На региональном уровне принято решение о целесообразности организации предоставления услуг по комплексному запросу услуг министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, а именно:

– выдача и аннулирование охотничьих билетов;

– прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов.

Соответствующие изменения в нормативные правовые акты Архангельской области находятся на стадии утверждения. На муниципальном уровне перечни пока не сформированы.

Развитие такого подхода, как комплексный запрос, будет способствовать уменьшению временных и финансовых затрат граждан.

– В случае развития электронного формата подачи документов отпадет ли необходимость в работе офисов «Мои документы»?

Денис Бойцов: – По моему мнению, процесс организации предоставления услуг в электронной форме будет длительным, поскольку зависит от следующих факторов: возможности граждан иметь гаджеты и компьютеры, умения и навыков работы старшего поколения с компьютером, наличия Интернета в труднодоступных местах… Кроме того, люди преклонного возраста предпочитают решать вопросы традиционным способом – посредством личного общения.

Должно смениться несколько поколений, чтобы мы все услуги получали в электронном виде.

Елена Боброва: – Активная информационная кампания сотрудников МФЦ по популяризации получения услуг в электронном виде среди населения, практическая демонстрация простоты и преимуществ использования Единого портала государственных и муниципальных услуг привели к существенному повышению интереса граждан к получению услуг в электронном виде.

Так, в 2017 году в центры «Мои документы» Архангельской области для регистрации, подтверждения личности и оформления подтвержденной учетной записи на Едином портале государственных услуг обратилось около 90 тысяч граждан (87 891). В первом полугодии 2018 года – более 40 тысяч граждан. Росту числа граждан, использующих портал Госуслуг, способствовали введение электронной записи к врачу и переход на электронные школьные дневники.

В целях увеличения доли граждан, имеющих возможность получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде, учреждением проводятся мероприятия по выездной регистрации граждан в таких крупных организациях Архангельской области, как ОАО «Производственное объединение «Севмаш», АО «Центр судоремонта «Звездочка», ОАО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат», ОАО «РЖД», в образовательных организациях и социальных учреждениях региона.

Этой теме посвящены и классные часы, которые регулярно проводятся сотрудниками МФЦ для школьников и студентов образовательных учреждений Архангельской области.

– Насколько большая сегодня сеть МФЦ в Архангельской области, какие услуги наиболее востребованы гражданами?

Денис Бойцов: – На территории Архангельской области функционирует 30 отделений «Мои документы» и 95 территориальных обособленных структурных подразделений МФЦ, организовано предоставление более 380 государственных и муниципальных услуг, из них федеральных услуг – 56, региональных – 68, остальные муниципальные.

Наиболее востребованные среди посетителей МФЦ услуги Росреестра (64 процента). На втором месте услуги ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области (13 процентов), на третьем услуги УМВД России по Архангельской области (12 процентов). Отметим, что среди региональных услуг популярностью пользуются услуги министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области (7,5 процента).

Елена Боброва: – В каждом отделении МФЦ – свой востребованный перечень услуг. К примеру, в Мезенском районе, где проживает много охотников, в отделении МФЦ по Мезенскому району наиболее востребована услуга по оформлению охотничьих билетов. В поселке Березник – услуги Росреестра: оформление недвижимости, земельных участков и т. д. В Устьянском районе популярна услуга налоговой службы – регистрация индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, внесение сведений об изменениях в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Денис Бойцов: – На востребованность услуг также влияет сезонность. Так, в Холмогорском районе в летний период предоставляется гораздо больше услуг, чем зимой, потому что много отдыхающих.

Елена Боброва: – Организация предоставления услуг осуществляется с учетом принципа экстерриториальности. Например, если женщина рожает ребенка в Архангельске и уезжает в Холмогорский район, то заявления о получении тех или иных пособий, оформлении сертификата на материнский капитал можно подавать не по месту своей регистрации. Заявитель может подать документы в отделении МФЦ по Холмогорскому району, а наши специалисты направят их в органы власти в Архангельск.

С 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (218-ФЗ), согласно которым гражданин может обратиться в любой многофункциональный центр на территории России за регистрацией прав не по месту нахождения имущества. Однако к данным новациям были готовы не все территориальные органы Росреестра. Необходимо отметить, что мы нашли понимание с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и в полной мере реализуем принцип экстерриториальности: в отношении услуг Росреестра: гражданин обращается в отделение МФЦ, расположенное в шаговой доступности.

– Одни из самых необходимых услуг населению – это оформление социальных пособий, различных видов поддержки семей… Как выстраивалось взаимодействие с министерством труда и социального развития Архангельской области?

Елена Боброва: – Мы реализовали отличный пилотный проект. У нас – отделения МФЦ по всей территории Архангельской области, у министерства – подведомственные учреждения – отделения соцзащиты с большой загруженностью специалистов. Министерство минимизировало прием заявлений от граждан, имеющих несовершеннолетних детей, перенаправив указанную категорию лиц в МФЦ. Тем самым у специалистов соцзащиты высвободилось время именно на принятие самого решения и оформление документов. Сначала данную практику реализовали в Архангельске, затем распространили на всю территорию области.

Сейчас работа налажена. Не последнюю роль сыграли и комфортные условия, созданные в МФЦ для посетителей, и режим работы – не менее шести дней в неделю.

– И все же на первых порах среди муниципалов было недоверие к системе МФЦ, что передача полномочий приведет к сокращению рабочих мест в департаментах…

Елена Боброва: – Да, такое отношение чувствовалось. Было недопонимание: «Зачем нам еще МФЦ, если мы тут рядом работаем?» Между тем любая услуга состоит из следующих этапов: прием документов, правовое решение ответственного органа власти, предоставляющего услугу, и выдача результата услуги. Специалисты МФЦ осуществляют прием и выдачу, а принятие решения – специалисты органа власти. Администрации муниципальных образований заинтересованы в передаче муниципальных услуг в МФЦ. Например, администрация города Северодвинска: наибольшее количество муниципальных услуг, переданных МФЦ, – в городе корабелов.

Следует отметить региональный орган власти, министерство строительства Архангельской области, который произвел типизацию переданных на муниципальный уровень таких услуг, как разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, разрешение на строительство, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка.

В настоящее время и в Котласе, и в Мирном, и в Архангельске предоставляемый заявителем перечень документов единый, что значительно упрощает организацию предоставления услуг заявителям через МФЦ.

Денис Бойцов: – Важно, что организация предоставления федеральных, региональных и муниципальных услуг осуществляется в МФЦ на безвозмездной основе.

В то же время, в случае если гражданин обращается за предоставлением услуг в МФЦ и оплачивает государственную пошлину (плату), установленную действующим законодательством за предоставление федеральных услуг, 50 процентов данной оплаты поступает в областной бюджет.

Денис Бойцов: – Таким образом, учреждение участвует в пополнении регионального бюджета: по итогам 2016 года поступило более 86 миллионов рублей, по итогам 2017-го – более 106 миллионов рублей.

Елена Боброва: – Создание сети МФЦ на территории Архангельской области способствовало оптимизации структуры органов власти и процессов администрирования.

Так, во избежание дублирования функционала по приему заявлений и запросов открытие отделений МФЦ в районе области позволило органам власти передать полномочия по приему документов в МФЦ в полном объеме.

В настоящее время данную практику использует налоговый орган, поскольку в МФЦ передано 16 услуг налоговой службы. Если на территории населенного пункта мы дублируем функции, федеральное ведомство принимает решение о реорганизации своего отдела.

– Почему тогда администрация Архангельска, напротив, открыла свой центр муниципальных услуг?

Елена Боброва: – Центр муниципальных услуг – это единое окно всех департаментов муниципального образования «Город Архангельск». Основная задача центра – комплексное и оперативное решение вопросов горожан, исключающее обращение в различные ведомства для получения муниципальной услуги. Раньше департамент образования принимал заявления в одном месте, все, что касается строительства, разрешалось в другом конце города и т. д. Все было разрознено. Теперь все услуги предоставляются комплексно.

Денис Бойцов: – В целях повышения качества организации предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ разработана специальная программа по подготовке, обучению универсальных специалистов, то есть один специалист может и принять, и выдать документы по различным услугам. Степень удовлетворенности получателей услуг качеством их предоставления в 2018 году в МФЦ составляет 99,93 процента (количество анкет (респондентов) за первое полугодие 2018 года – 3064). Для сравнения: количество анкет (респондентов) за 2017 год – 5685, процент – 99,84.

В некоторых регионах иная практика – работник специализируется на определенном виде услуг и ведет прием в оговоренные часы.

– Как вы подбираете помещения для центров «Мои документы»? В отдаленных районах трудно найти подходящую недвижимость?

Денис Бойцов: – Зачастую, чтобы открыть то или иное отделение, которое бы отвечало необходимым требованиям, приходится долго искать помещение – осмотры, расчеты, экспертизы. Оно должно располагаться на первом этаже, быть удобным для маломобильных групп населения, обеспечиваться необходимой электрической мощностью, Интернетом, на территории, прилегающей к МФЦ, должна располагаться бесплатная парковка…

– Офисы МФЦ в собственности или в аренде?

Денис Бойцов: – Все зависит от экономически обоснованных затрат и размера платы. Например, помещение бывшего магазина «Альбатрос» в центре Архангельска на улице Набережная Северной Двины целесообразнее было приобрести в собственность.

В Северодвинске, где открыто четыре отделения, МФЦ владеет помещениями и на праве собственности, и на праве аренды. В основном на территории Архангельской области помещения используются МФЦ в рамках договоров аренды или безвозмездного пользования.

– Какая потребность в отделениях МФЦ в Архангельской области?

Денис Бойцов: – По нормативам в крупных населенных пунктах на пять тысяч человек должно быть открыто одно окно МФЦ. По территориально обособленным структурным подразделениям (это выездные центры) – одно окно на одну тысячу человек.

Сейчас у нас охват населения 98,14 процента, то есть практически все население области. Плановый показатель, определенный в Указе Президента РФ № 601 от 7 мая 2012 года, – 90 процентов.

– Какие новые услуги планируется предоставлять в МФЦ?

Денис Бойцов: – В ближайшее время в офисах «Мои документы» можно будет оформить заграничные паспорта нового образца. Для этого уже приобретены программно-технические комплексы регистрации биометрических параметров. Оборудование будет установлено в отделении № 3 Архангельска (улица П. Галушина, дом 21/1), отделении № 2 Северодвинска (улица Советская, дом 55) и отделении Котласа (улица Орджоникидзе, дом 30).

В связи с этим в отделениях ГАУ АО «МФЦ» установлены несгораемые шкафы, выполнены иные требования, предъявляемые к помещениям многофункциональных центров, предназначенным для приема документов и выдачи паспортов, содержащих электронный носитель информации.

После установки и передачи оборудования в пользование МВД работы на портативных комплексах при предоставлении государственной услуги будут осуществляться сотрудниками МВД.

Елена Боброва: – 28 июня в Архангельске открыт центр оказания услуг для бизнеса на базе филиала Россельхозбанка (улица Карла Либкнехта, дом 34).

Центр в режиме одного окна организует предоставление государственных и муниципальных услуг, услуг акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам, планирующим начать предпринимательскую деятельность.

Предприниматели Архангельска могут не только подать документы на регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, получить консультацию по налогам, но и воспользоваться кредитными продуктами Россельхозбанка: открыть расчетный счет, разместить депозит и другое, что позволяет им значительно экономить время при оформлении государственных и муниципальных услуг, а также продуктов банка в рамках комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства по бизнес-ситуациям.

Елена Боброва: – Если говорить о принципиальных изменениях в работе МФЦ, то согласно изменениям, внесенным в федеральное законодательство, предусмотрен прием так называемых комплексных запросов: при однократном обращении в офис «Мои документы» заявителю может быть предоставлено сразу несколько услуг.

На основании комплексного запроса предоставляются государственные и муниципальные услуги, включенные в определенные перечни. В отношении федеральных услуг такой перечень утвержден. На региональном уровне принято решение о целесообразности организации предоставления услуг по комплексному запросу услуг министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, а именно:

– выдача и аннулирование охотничьих билетов;

– прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов.

Соответствующие изменения в нормативные правовые акты Архангельской области находятся на стадии утверждения. На муниципальном уровне перечни пока не сформированы.

Развитие такого подхода, как комплексный запрос, будет способствовать уменьшению временных и финансовых затрат граждан.

– В случае развития электронного формата подачи документов отпадет ли необходимость в работе офисов «Мои документы»?

Денис Бойцов: – По моему мнению, процесс организации предоставления услуг в электронной форме будет длительным, поскольку зависит от следующих факторов: возможности граждан иметь гаджеты и компьютеры, умения и навыков работы старшего поколения с компьютером, наличия Интернета в труднодоступных местах… Кроме того, люди преклонного возраста предпочитают решать вопросы традиционным способом – посредством личного общения.

Должно смениться несколько поколений, чтобы мы все услуги получали в электронном виде.

Елена Боброва: – Активная информационная кампания сотрудников МФЦ по популяризации получения услуг в электронном виде среди населения, практическая демонстрация простоты и преимуществ использования Единого портала государственных и муниципальных услуг привели к существенному повышению интереса граждан к получению услуг в электронном виде.

Так, в 2017 году в центры «Мои документы» Архангельской области для регистрации, подтверждения личности и оформления подтвержденной учетной записи на Едином портале государственных услуг обратилось около 90 тысяч граждан (87 891). В первом полугодии 2018 года – более 40 тысяч граждан. Росту числа граждан, использующих портал Госуслуг, способствовали введение электронной записи к врачу и переход на электронные школьные дневники.

В целях увеличения доли граждан, имеющих возможность получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде, учреждением проводятся мероприятия по выездной регистрации граждан в таких крупных организациях Архангельской области, как ОАО «Производственное объединение «Севмаш», АО «Центр судоремонта «Звездочка», ОАО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат», ОАО «РЖД», в образовательных организациях и социальных учреждениях региона.

Этой теме посвящены и классные часы, которые регулярно проводятся сотрудниками МФЦ для школьников и студентов образовательных учреждений Архангельской области.

Поделиться
28175