18 сентября 2014

Перед образом…

12 сентября в музее изобразительных искусств открылась выставка «От иконы до авангарда. Духовные метаморфозы русского искусства». Проект любопытный, рискованный и очень интересный.

За пять веков

Сами музейщики называют его «обязывающим ко многому», «деликатным». Заведующая отделом современного искусства Зоя Кулешова призналась, что устроители не решились на явные парадоксы, некорректные противопоставления.

– Мы выбрали из наших фондов те работы, – заметила Зоя Дмитриевна, – которые дают представление об основных этапах, стилях, жанрах, художественных индивидуальностях развития русского искусства, начиная с иконописи. Каждый период имеет свои особенности: уникальные «северные письма», портрет XIX столетия, библейские сюжеты в академической станковой живописи, поиск национальной идеи на рубеже веков… И современные художники, среди которых много наших – северных, внимательно всматриваются, осмысливают это культурное наследие.

Всего в экспозиции около 70 работ – своеобразная квинтэссенция пяти веков русской живописи: с 17 века до 21-го.

Не экспонат

Да, чувства здесь охватывают противоречивые. Сразу вспомнились стихи Владимира Солоухина про то, как «на кухне у старушки, где горшки, ухваты и кадушки, на скамейке тесаной, дубовой прижилась, ютится Божья Матерь…». Но икона там на месте, ей молятся и ни за что не отдадут – «понапрасну ходят из музея». В собрании нашего музейного объединения много икон, однако первое острое впечатление – никогда они не смотрелись столь неуместно, как на этой выставке.

Все-таки икона, как образ Божий, через который человек пытается вглядеться в Его Лик, а Бог – оттуда, из-за «черной доски», смотрит на нас, не может быть банальным музейным экспонатом. Слишком интимный процесс. Хотя… Пытаюсь убедить себя, что в данном случае образ не просто помощь в духовном делании отдельного человека, а откровение, воплощение красоты – явленной зримой истины.
А более широко – икона, выставленная на обозрение в музее, становится средоточием и синтезом духовной культуры России, ее самым ярким и зримым образом.

Картина Ольги Розановой стала афишей выставки. Фото: Сергей Сюрин

Послания душе

Потому так понятно стремление художников хоть чуточку приблизиться, понять эту «зримую истину». И уже не кажется анахронизмом соседство «Спаса Нерукотворного» XVII века с «Отречением апостола Петра» Василия Поленова, иконы «Не рыдай меня, мати, с праздником» и полотна Сергея Шадрунова «Утраты»…

Более того, противопоставления образОв и навеянных ими Образов кажутся очень интересными. Это послания, адресованные твоей душе, или своеобразные «информации к размышлению». Два будто взрезанных по живому распятия Бориса Копылова – символы черноты смерти и света Воскресения. Роспись Кузьмы Петрова-Водкина для Кронштадтского собора – притягательный образ Богородицы в красном революционном платке. И совсем другая Божья Матерь Корсунская Дмитрия Трубина: угловатая, скорбная, с глазами – черными дырами космоса. «Благовещение» Георгия Елфимова, «Три ангела» Марины Григорьевой, «Иллюстрации к Библии» Евгения Зимирева…

arh3763 8d703

Отец Феофил и иконописец Игорь Лапин

Сначала была рыба

И как воплощение тезиса, что все мы созданы по образу Божьему и несем в себе его частичку, – трогательная подборка на тему «мать и дитя», крестьянские ребятишки, разгоряченные работой косари… А вот «Святое семейство» неизвестного художника, где юный Иисус
играет со стружками в мастерской отца-плотника, рядом сидит грустная Мать, уже предвидящая будущее Сына. Ведь на переднем плане картины – символическая плаха с топором. Хотя это явный реализм. А вот на фоне многоугольника прочерчен косой крест. Именно эта картина «червовой дамы русского авангарда» Ольги Розановой выбрана для афиши выставки.

– А мне кажется, что икона не противоречит авангардному мышлению, – неожиданно заметил иеромонах Сийской обители Феофил, который активно фотографировал картины, – ведь Христа не сразу стали на ней изображать. Сначала были рыба, Живоносный источник и даже пеликан, кормящий из клюва птенцов, – как символ жертвенности. Здесь на выставке много философских вещей…

И мы пошли искать с ним работы Сергея Егорова. Художника, который в творческом поиске совершил ту самую духовную метаморфозу – только от авангарда к иконописи. Похоже, история русского искусства вышла на новый виток.

Перед образом…

За пять веков

Сами музейщики называют его «обязывающим ко многому», «деликатным». Заведующая отделом современного искусства Зоя Кулешова призналась, что устроители не решились на явные парадоксы, некорректные противопоставления.

– Мы выбрали из наших фондов те работы, – заметила Зоя Дмитриевна, – которые дают представление об основных этапах, стилях, жанрах, художественных индивидуальностях развития русского искусства, начиная с иконописи. Каждый период имеет свои особенности: уникальные «северные письма», портрет XIX столетия, библейские сюжеты в академической станковой живописи, поиск национальной идеи на рубеже веков… И современные художники, среди которых много наших – северных, внимательно всматриваются, осмысливают это культурное наследие.

Всего в экспозиции около 70 работ – своеобразная квинтэссенция пяти веков русской живописи: с 17 века до 21-го.

Не экспонат

Да, чувства здесь охватывают противоречивые. Сразу вспомнились стихи Владимира Солоухина про то, как «на кухне у старушки, где горшки, ухваты и кадушки, на скамейке тесаной, дубовой прижилась, ютится Божья Матерь…». Но икона там на месте, ей молятся и ни за что не отдадут – «понапрасну ходят из музея». В собрании нашего музейного объединения много икон, однако первое острое впечатление – никогда они не смотрелись столь неуместно, как на этой выставке.

Все-таки икона, как образ Божий, через который человек пытается вглядеться в Его Лик, а Бог – оттуда, из-за «черной доски», смотрит на нас, не может быть банальным музейным экспонатом. Слишком интимный процесс. Хотя… Пытаюсь убедить себя, что в данном случае образ не просто помощь в духовном делании отдельного человека, а откровение, воплощение красоты – явленной зримой истины.
А более широко – икона, выставленная на обозрение в музее, становится средоточием и синтезом духовной культуры России, ее самым ярким и зримым образом.

Картина Ольги Розановой стала афишей выставки. Фото: Сергей Сюрин

Послания душе

Потому так понятно стремление художников хоть чуточку приблизиться, понять эту «зримую истину». И уже не кажется анахронизмом соседство «Спаса Нерукотворного» XVII века с «Отречением апостола Петра» Василия Поленова, иконы «Не рыдай меня, мати, с праздником» и полотна Сергея Шадрунова «Утраты»…

Более того, противопоставления образОв и навеянных ими Образов кажутся очень интересными. Это послания, адресованные твоей душе, или своеобразные «информации к размышлению». Два будто взрезанных по живому распятия Бориса Копылова – символы черноты смерти и света Воскресения. Роспись Кузьмы Петрова-Водкина для Кронштадтского собора – притягательный образ Богородицы в красном революционном платке. И совсем другая Божья Матерь Корсунская Дмитрия Трубина: угловатая, скорбная, с глазами – черными дырами космоса. «Благовещение» Георгия Елфимова, «Три ангела» Марины Григорьевой, «Иллюстрации к Библии» Евгения Зимирева…

arh3763 8d703

Отец Феофил и иконописец Игорь Лапин

Сначала была рыба

И как воплощение тезиса, что все мы созданы по образу Божьему и несем в себе его частичку, – трогательная подборка на тему «мать и дитя», крестьянские ребятишки, разгоряченные работой косари… А вот «Святое семейство» неизвестного художника, где юный Иисус
играет со стружками в мастерской отца-плотника, рядом сидит грустная Мать, уже предвидящая будущее Сына. Ведь на переднем плане картины – символическая плаха с топором. Хотя это явный реализм. А вот на фоне многоугольника прочерчен косой крест. Именно эта картина «червовой дамы русского авангарда» Ольги Розановой выбрана для афиши выставки.

– А мне кажется, что икона не противоречит авангардному мышлению, – неожиданно заметил иеромонах Сийской обители Феофил, который активно фотографировал картины, – ведь Христа не сразу стали на ней изображать. Сначала были рыба, Живоносный источник и даже пеликан, кормящий из клюва птенцов, – как символ жертвенности. Здесь на выставке много философских вещей…

И мы пошли искать с ним работы Сергея Егорова. Художника, который в творческом поиске совершил ту самую духовную метаморфозу – только от авангарда к иконописи. Похоже, история русского искусства вышла на новый виток.

Поделиться
4845